Многоуважаемый Талгат хазрат!
Мир Вам, милость и благословение Всевышнего!
Позвольте от имени Духовного собрания мусульман России и от себя лично сердечно поздравить Вас со знаменательным событием в Вашей жизни – 40-летием избрания на высокую должность Муфтия и Председателя Духовного духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири.
С Вашим именем связано начало возрождения ислама в СССР, а затем и обновленной России. Благодаря Вашему вниманию и деятельности открываются мечети и исламские учебные заведения, общественно-культурные центры, создаются и успешно функционируют исламские общественные организации.
Сохраняя верность заветам предков, исторической памяти и ценностям традиционного Ислама, Вы на протяжении многих десятилетий успешно трудитесь на благо российской уммы и всего общества, вносите значительный вклад в укрепление нашего единства и сплоченности.
Как религиозный деятель, ученый-богослов и просветитель-мыслитель с мировым именем, Вы твердо и последовательно выступаете за укрепление мира и дружбы между народами, духовно-нравственное возрождение общества и упрочение идеалов и ценностей традиционного Ислама, вносите большой вклад в противодействие экстремизму и терроризму.
Уважение уммы, ряд государственных и общественных наград убедительно свидетельствуют о Ваших высоких заслугах и успешной деятельности.
Пусть и в дальнейшем благословение Всевышнего и Его бесконечная милость неизменно сопутствуют Вам, подавая силы, вдохновения, настойчивости и терпения в решении каждодневных задач. Мусульмане будут всегда Вам благодарны за то внимание и поддержку которую Вы на протяжении многих лет оказывали и оказываете всем верующим.
Желаем Вам, многоуважаемый Талгат хазрат, крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия и больших достижений на занимаемом посту. Пусть Ваша жизнь всегда будет наполнена созидательным трудом, пониманием и поддержкой родных, друзей и единомышленников.
Молим Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он сохранил Вас в добром здравии, даровал крепость духа и волю на пути истины и воздал Вам за добрые деяния в этом и вечном мирах!
С уважением и добрыми молитвами,
Муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной Палаты Российской Федерации Альбир Крганов
19 июня 2020 года
При обысках у них обнаружили и изъяли запрещенную литературу, электронные носители информации, средства связи и банковские карты.
Сотрудники ФСБ РФ задержали четырех регионах России лидеров и активных участников ячеек запрещенной в РФ экстремистской организации исламистов "Таблиги Джамаат". Об этом сообщили ТАСС в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ.
"ФСБ РФ во взаимодействии с МВД России при силовой поддержке Росгвардии на территории Приволжского федерального округа пресечена деятельность запрещенной на территории России международной религиозной экстремистской организации "Таблиги Джамаат", - сообщили в ЦОС. - В результате проведенных в Нижегородской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областях оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий задержаны лидеры и активные участники данной организации".
При обысках в местах их жительства и конспиративных сборов обнаружили и изъли запрещенную литературу в большом количестве, электронные носители информации, содержащие материалы экстремистского характера, средства связи, банковские карты. В отношении задержанных возбуждены уголовные дела по частям 1 и 2 ст. 282.2 УК России("Организация деятельности экстремистской организации"). Санкция статьи в этих частях предусматривает до шести лет лишения свободы.
Оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия продолжаются.
В Колыванском районе Новосибирской области на берегу Оби уже несколько веков стоит деревня Юрт-Ора. В ней живут чатские татары, или чаты — один из коренных малочисленных народов Сибири. Юрт-орцы очень любят свою историю и гордятся своей идентичностью, поэтому трепетно относятся ко всему, что отражает их самобытность, ценности и роль в исторических процессах страны.
Известно, что чаты появились в Сибири еще в VIII веке нашей эры. Они пережили правление хана Кучума, покорение Сибири Ермаком, революцию, распад Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны из деревни на фронт ушли 63 человека. Из них 25 погибли и 20 получили ранения. В их честь в центре села установили памятный обелиск.
В этом году перед Днем Победы рядом с ним появился еще один мемориальный объект — фронтовая панорама. Для ее создания автору проекта Навилю Шагабутдинову, имаму местной мечети, пришлось на несколько месяцев с головой погрузиться в архивы. Эта работа дала неожиданные плоды и открыла неизвестные факты и о деревне, и о ее некоторых жителях.
В Юрт-Оре проживает несколько сотен человек. Жители села преимущественно чаты. Молодежи здесь осталось мало. Молодое поколение старается переехать туда, где есть перспективная работа и возможность обеспечить себе хороший уровень жизни. Оставшиеся жители стараются сделать для родного села как можно больше, чтобы оно развивалось и процветало.
Так, в Юрт-Оре появилась усадьба чатского татарина — это образец исторического жилища чатов с примерной реконструкцией народного быта. Также селяне собрали деньги на воссоздание мечети.
Все это удалось сделать благодаря их энергичному имаму. Навиль Шагабутдинов в прошлом — военный, а сейчас — духовный лидер и общественный деятель. Фронтовую панораму — мемориальную доску с подробным описанием боевого пути ушедших на фронт юрт-орцев — создавал около четырех месяцев.
Панорама представляет собой стенд длиной 10 метров и высотой 1,5 метра. На нем уместилось 67 портретов фронтовиков. О некоторых из них Шагабутдинов узнал впервые, когда собирал информацию в архивах.
«На фронт уходило 63 человека, но в ходе работы нашел еще четверых, которые родились в нашей деревне, а призвались из соседней. Их нет на обелиске», — сказал автор проекта.
Практически у каждого героя панорамы есть фото и его подробная история: когда был призван на фронт, в каких войсках и в какой местности воевал, чем отличился в бою, где был убит и похоронен или же, наоборот, вернулся живым и невредимым.
Факты о земляках приведены в виде карт с мест сражений, выписок из документов, наградных листов, писем, «похоронок». Все это Навиль Хасанович по крупицам собирал в архивах, в том числе электронных, таких как «Мемориал», «Память народа» и «Подвиг народа».
Поиск информации – самая трудоемкая часть работы. В этом Шагабутдинову помогали односельчане.
«Просматривал архивы военкоматов, опрашивал стариков, которые знают, кто родился у нас и проживал в других местах, сайты «Подвиг народа» и «Память народа». Работать было тяжело, потому что татарские фамилии и многих как русских записали. У меня отец Шагабутдинов Хасан Давлетович, а он записан в военном билете как Александр Яковлевич. Много ошибок сделано», — добавил имам.
Сверстать макет Шагабутдинову помогла дочь София. Ему придали вид киноленты, где каждый кадр — кусок военной хроники на примере историй бойцов из Юрт-Оры.
«Не у всех данные одинаковые. У кого-то три награды, у кого-то одна. А кого-то вообще в архивах не нашел, просто обозначил фотографией и годами жизни. У нас были кавалеристы, мостоукладчики, аптекарь, за отвагу награжден. Один авиамеханик, у него три награды, 9 и 10 мая воевал в Праге», — вспомнил собеседник.
Само изготовление стенда и монтаж конструкции заняли несколько дней. Это обошлось в 100 тысяч рублей. Расходы покрыл грант от министерства региональной политики Новосибирской области. Работы закончили аккурат к 9 Мая. Только сделать торжественное открытие, как это задумывалось изначально, не получилось — из-за угрозы распространения коронавируса проводить массовые мероприятия в регионе запретили.
Панорама — это своеобразная база данных об участниках войны из Юрт-Оры. Казалось бы, в эпоху интернета всю эту информацию можно в любой момент открыть с телефона и узнать все о своих предках. Но этот проект — больше, чем сухие цифры и факты. 67 ушедших на фронт юрт-орцев там — в электронных базах данных — одни из миллионов, кого кровавая машина под названием «война» затягивала без разбора, не взирая на пол и возраст.
А здесь они — герои, и ими гордятся. Практически у каждого жителя ежедневный маршрут по своим делам пролегает через центр деревни, мимо обелиска и фронтовой панорамы. Обязательно кто-нибудь останавливается и рассматривает фотографии, вспоминает или узнает новое о юрт-орских фронтовиках.
«Люди говорят «спасибо», с интересом разглядывают… Через 20-30 лет внуки и правнуки смогут это увидеть. Конструкция крепкая, лет на 10 – 15 точно хватит. Но если что, заменим потом на новую», — говорит о будущем фронтовой панорамы имам.
В планах украсить это место голубыми елями и цветником. Также Навиль Шагабутдинов планирует обустроить рядом с панорамой смотровую площадку со скамейками, чтобы можно было посидеть и помолчать у мемориала.
Справка.
Деревня Юрт-Ора расположена на территории древнего городища, который является археологическим памятником. Поселение возникло до прихода русских на эти земли в XVI веке, но когда точно появилось — неизвестно.
Во второй половине XVI века жители были подданными хана Кучума и приняли ислам. После завоевания Сибирского ханства русскими чаты приняли подданство царю, но сохранили свою религию. Через деревню пролегал Московско-Сибирский тракт в XVIII – XIX веках.
По данным переписи 1894 года, Юрт-Ора относилась к Мало-Корюковской инородной управе Томского уезда. В деревне проживали 180 чатских татар (из них три грамотных человека), девять переселенцев и 17 разночинцев.
Селяне на протяжении веков занимаясь извозом на лошадях, рыбной ловлей, собиранием дикоросов, охотой, скотоводством и хлебопашеством. Чатский-Орский говор на сегодняшний день сохранили 250 человек.
https://dsmr.ru/?start=5090#sigProId9aa8ed5594
Сегодня, на информационной площадке Общественной палаты России, муфтий Москвы, глава ДСМР, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов принял участие в онлайн-конференции: «Наследие Кирилла и Мефодия на перекрестке культур: Россия, Беларусь, Украина, Болгария, Сербия, Македония».
Организатор – Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК (И.И. Абажер).
Мероприятие было посвящено Дню славянской письменности и культуры, и приурочено к 1160-летию пребывания в Крыму просветителей славянских народов, святых братьев Кирилла и Мефодия.
В своем выступлении муфтий Альбир-хазрат Крганов отметил: "Хочу поблагодарить за обсуждение данной важной темы и передать мои приветствия уважаемым братьям муфтиям обозначенных в названии темы конференции государств. Как известно мы, татары, считаем болгарский народ родственным нашему татарскому народу.
Мусульмане России, не менее православных, заинтересованы в объективном изучении нашей истории и культуры, которые несут в себе еще много важных открытий. Мусульмано-христианский диалог наиболее ярко проявился в России. Эта дружба возникла тысячелетия назад и прошла испытание войнами и смутами. Одним из ключевых факторов этой дружбы, безусловно, является доброжелательный диалог.
В мае 2019 года распоряжением Совета министров Республики Крым республиканскому Духовному управлению мусульман передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество, входящее в религиозно-культовый комплекс «Зынджырлы медресе» в Бахчисарае. Это высшее исламское учебное заведение, основанное ханом Менглы-Гиреем в 1500 году, считается одним из старейших исламских духовных учебных заведений, сохранившихся на территории Российской Федерации. Здесь работал и преподавал русский язык в 70-х годах XIX столетия известный крымско-татарский деятель Исмаил Гаспринский. Он внес огромный вклад в мусульмано-христианский диалог, написал много книг на русском языке, адресованные в первую очередь мусульманам Российской империи.
Наши многие религиозные современные книги напечатаны на кириллиц. На пространстве Кавказа и стран СНГ кириллица стала общедоступным для понятия и общения. Известно, что Великобритания тратит огромные суммы для укрепления и распространения английского языка. А что предпринимаем мы, славянские и тюркские народы? Мы же хорошо понимаем, что язык и письменность является основой сохранения народа».
Также участники из России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Сербии, Македонии обсудили:
- Ключевое место Крыма, который благодаря миссии братьев Кирилла и Мефодия становится местом диалога между отдельными культурами, их взаимодействия.
- Создание азбуки и письменности для славян Кириллом и Мефодием, как воплощение в жизнь идеи культурного равноправия народов и языков. Сформулированная в ІХ веке, она оказалась особенно актуальна и в ХХІ веке.
Когда речь заходит об исламе и мусульманах, то в первую очередь в памяти всплывают страны с исконно арабским населением: как Саудовская Аравия, Ирак, Йемен и другие. Однако ислам проник буквально во все европейские страны. Греция, Испания, Босния и Герцеговина, Италия, Румыния – это малая часть тех государств, которые преобразились под действием всепроникающей религии мусульман.
11 июня 2020 года (с соблюдением правил санитарно-эпидемиологической безопасности) состоялось очередное заседание Межконфессионального совета при Губернаторе Кузбасса, в котором приняли участие руководители централизованных религиозных организаций Кузбасса, заместители Губернатора Кузбасса и другие представители органов власти. В работе совета принял участие Муфтий Духовного управления мусульман Кузбасса – Бикчантаев Тагир Ахмадуллович.
Участники заседания обсудили планы межконфессионального сотрудничества на ближайшее будущее, а также подписали Коммюнике, в котором представители религиозных общин дали оценку предложенным поправкам в Конституцию Российской Федерации.
Представители религиозных конфессий договорились о проведении совместных межконфессиональных мероприятий после снятия ограничений. Участники совета запланировали межконфессиональный волейбольный матч и совместный субботник, а также обмен литературой, рассказывающей об истории конфессий.
Губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилев в своей речи отметил, что в Кузбассе живут представители большого количества конфессий, и все мы вместе - и в периоды благополучия, и в сложные времена. Это укрепляет взаимопонимания между жителями Кузбасса. Недавние испытания еще раз показали, как люди, независимо от веры, объединяются и помогают друг другу. Мы взглянули на многие вещи по-новому, переосмыслили некоторые аспекты жизни и сплотились
В Кузбассе представлены 16 конфессий, в регионе действуют 355 местных и восемь централизованных религиозных организаций.
Представители разных религий ведут постоянную работу по укреплению межконфессиональных и межнациональных отношений. Кузбасские религиозные организации разрабатывают и реализуют социально значимые проекты: благотворительные акции, мероприятия по оказанию помощи людям, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, людям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам.
Подавляющее большинство патриотов и неомонархистов ровным счетом ничего не знает о военной службе татар в царской армии, хотя в ней, как в зеркале, отразилась история всего этноса, связавшего себя с судьбой Российского государства.
С 1722 года татары стали призываться на службу наравне с русскими. Это не значит, что до этого они не несли военную службу. Существовавшее с 15 века по 1711 год сословие «служилых татар» несло свою службу на правах дворянской конницы, пока не было ликвидировано Петром I.
С первой половины 18 века, став податным сословием, татары регулярно поставляли русской армии рекрутов. Принявшие крещение освобождались от рекрутской повинности. Тем не менее в списках личного состава разных полков русской армии с тех пор постоянно встречались татарские имена и фамилии.
До 1783 года татар за редчайшим исключением не производили в офицеры. Указ Екатерины II разрешил поступившим на военную службу татарам-мусульманам присваивать звания вплоть до премьер-майора.
Татарское мусульманское дворянство – отдельная тема. Надо понимать, что подавляющее большинство татар попадало в русскую армию рекрутами, и проходило службу рядовыми без всяких шансов выслужить офицерский чин. Служба в те времена была не просто тяжелой, но зачастую жестокой. «Вот тебе три мужика, сделай из них одного солдата», – такова, по сути, краткая инструкция для русских офицеров тех времен по воспитанию личного состава. Солдаты-мусульмане кроме этого еще испытывали нажим со стороны полковых священников, которые официально должны были их склонять к принятию православия. Лишь с 1839 года Уставом внутренней службы было предписано «… с солдатами иностранных вероисповеданий отнюдь не вступать ни в какие прения о вере».
До 1807 года не существовало наград для нижних чинов за боевые заслуги, кроме специально учрежденных за какие-нибудь конкретные события. С 1807 года солдат и унтер-офицеров стали награждать «Знаком отличия военного ордена» или, как их называли в народе Георгиевскими крестами. В полковых историях сохранились списки награжденных с краткими ремарками об их героических деяниях, за которые они и были удостоены награды. В этих списках есть немало татарских фамилий. Например: «Абдрашилов Деминдрел – Рядовой, Орловский пехотный полк – Отличился во время сражений противу французских войск. Абдулов Тимирса – Рядовой, 2-й Морской полк – За действия против французов и турок во время экспедиции в.-адм. Сенявина в Адриатическом море и а Архипелаге 1806-1807 гг. Абраев Абзелюк – Рядовой 3 фузилерной роты Гренадерский графа Аракчеева полк – За Кульм 29-30 августа 1813 года. Альмометов Альтик, рядовой 3 батальона 4 – Литовский пехотный полк (за Чолокское сражение 4 июня 1854 г). Галин Ахметьян, унтер-офицер 2 батальона – Литовский пехотный полк (за Чолокское сражение 4 июня 1854 г). Бахметов Адельмет – Унтер-офицер 1 линейной роты. Староингерманландский пехотный полк – За 22 мая 1863 года в Миловидских лесах. Хаббатулин Сингатула – 1 Вост.-Сиб. Е.И.В. стрелк. полк, фельдфебель. За то, что будучи ранен пулей в правую ногу, остался в строю; вторично был ранен ружейной пулей в правую руку в бою под Мукденом 25 февраля 1905 г. Шакиров Садек – 21 Вост.-Сиб. стрелк. полк, конно-охотничья команда, младший унтер-офицер. За мужество и храбрость, оказанные в боях против японцев во время усиленных рекогносцировок в период времени с 10 мая по 4 июля 1905 г. Гильманов, Дильмухамет – Ряд., 121-пех. Пензенский п., команда разведчиков – ГК 4 ст. № 190464 «С 16 на 17 февраля [1915 г.] при ночной разведке в с. Лужно, при первой и второй атаке противника, превосходящего численностью, личным мужеством и храбростью содействовал успеху контр-атаки».
Скупые строчки из наградных формуляров указывают, что солдаты-татары храбро сражались во всех войнах, которые вела Российская империя вплоть до своего падения.
В русской армии и рекруту из крестьян было крайне трудно выслужить офицерский чин, вплоть до времени правления Николя I. Для этого он был должен не менее 12 лет прослужить унтер-офицером. Даже боевые заслуги не всегда при этом помогали. Тем не менее, среди татар такие люди были. Например, Манагул Алеев в 1806 году был по рекрутскому набору взят в армию. Пройдя все наполеоновские войны, в 1823 году, был произведен в прапорщики, а в 1825 году – в подпоручики. Офицерское звание дало ему право претендовать на потомственное дворянство.
В отличие от флота в русской армии татары занимали и генеральские должности. Здесь можно привести в пример генерал-майора Генерального Штаба Российской императорской армии Абдул-Азиза Давлетшина и генерал-майора Равиля Сыртланова, сына депутата Государственной Думы Шейхайдара Сыртланова и брата татарского общественного деятеля Галиаскара Сыртланова.
Генеральские звания в подавляющем большинстве случаев доставались представителям дворянского сословия. Однако, офицерские эполеты далеко не всегда спасали военнослужащих нерусской национальности от выпадов начальства. Об этом ярко свидетельствует резонансный случай с известным артиллерийским офицером (впоследствии генералом) Али-агой Шихлинским. Он хотел занять вакантную должность командира батареи в Константиновском артиллерийском училище, но глава артиллерийского ведомства генерал Д. Д. Кузьмин-Караваев отказал, заявив, что «для такой должности, как командир батареи артиллерийского училища, надо найти русского человека, а не татарина». Впрочем, этот инцидент в дальнейшем никак не отразился на карьере Шихлинского.
В рамках одной статьи невозможно охватить все подробности военной службы татар, часть из которых была в казачьем сословии и отличилась в различных войнах в составе разных казачьих войск. Однако можно с уверенностью сказать, что во все времена и во всех войнах воины-татары не запятнали себя трусостью. Лучшим подтверждением тому служат сухие строчки из наградных документов и Георгиевские кресты, которые и через многие годы ярко сияют на старых фотографиях. Автор: Хасан Настретдинов
Источник
Сегодня состоялось заседание Координационного комитета под председательством первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. В. Кириенко. Мероприятие впервые прошло в режиме видеоконференции. Муфтий Альбир хазрат Крганов принял участие в заседании, а так же в обсуждении проектов по направлению межнациональных и межрелигиозных отношений.
Завершилась независимая экспертиза проектов второго конкурса президентских грантов 2020 года.
На конкурс было подано рекордное количество проектов – 11 085. До независимой экспертизы было допущено 10 559 из них.
В этот раз заявки на участие в конкурсе оценивали 618 экспертов, которые представляют 64 региона страны. За апрель-май было проведено рекордное количество экспертиз – 23 434. С 25 мая по 1 июня члены Координационного комитета и объединенного экспертного совета принимали участие в рассмотрении результатов работы экспертов по каждому из грантовых направлений.
Также на заседании обсудили объявление специального конкурса для поддержки некоммерческих организаций, которые участвуют в борьбе с коронавирусной инфекцией и последствиями ее распространения. В рамках этой инициативы Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в соответствии с которым, социально ориентированные НКО, среди которых и религиозные организации освобождаются:
- От уплаты налогов и авансовых платежей по ним, в том числе транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и.т.п., начисленных во втором квартале 2020 года;
- Страховых взносов, начисленных во втором квартале 2020 г., а именно:
- на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0 процента;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
- на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента.
Для получения льгот НКО необходимо представить в электронной форме сведения (с указанием идентификационного номера налогоплательщика) в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Отрадно, что победители конкурсов фонда президентских грантов, на деле показавшие свою благую деятельность, подпадают под эти нормы и смогут ими воспользоваться.
Сергей Владиленович выразил благодарность всем некоммерческим организациям, которые оказывали и оказывают благотворительную помощь всем нуждающимся людям, высоко оценил их работу в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Особо выделив несколько проектов, связанных с помощью детям и больным людям. Среди других достойных инициатив, согласно оценке независимых экспертов, были выделены проекты ДУМ Республики Башкортостан и Томской области, также татарская организация из ХМАО.
Пензенский муфтият приобрел инвентарь мусульманским религиозным организациям Пензенской области, в частности учебные столы, лавки, маркерные доски, ящики для пожертвований, которые будут предназначаться для приходов, которые проводят активную работу по направлению летних воскресных обучений.
Имам-хатыб с. Октябрьское Неверкинского района, член Совета улемов Ислям хазрат Куряев уже получил в ведение своего прихода парты и лавки. Муфтий РДУМ Пензенской области Абубякяр хазрат Юнкин передал инвентарь в резиденции муфтията в г. Кузнецке. Он также вручил Ислям хазрату только – что вышедший журнал об итогах 10-ти летней работы РДУМ Пензенской области «Пензенский Муфтият» в оказании социальной помощи.
В этом непростом году для мечетей, РДУМ проводит очередную акцию совместно с Духовным собранием мусульман России в оказании поддержки приходам.
Ислям хазрат поблагодарил за предоставленный инвентарь, который так необходим при проведении в подведомственном приходе различных культурно-нравственных и духовно-просветительских мероприятий.
Глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Альбир-хазрат Крганов направил слова поздравления генеральному директору Государственной Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой
Уважаемая Зельфира Исмаиловна!
От имени Духовного собрания мусульман России и себя лично позвольте от всей души поздравить Вас со знаменательным событием в Вашей жизни – с 65-летним юбилеем!
На всех его этапах Вашего жизненного пути Вас отличали трудолюбие, высокий профессионализм, стремление постоянно совершенствовать достигнутый результат и ставить перед собой еще более сложные задачи. Благодаря компетентности, настойчивости в достижении поставленных целей Вы продолжаете реализовать свой творческий созидательный потенциал, направленный на развитие культуры и искусства.
Искренне признателен Вам за сотрудничество с мусульманами России в деле возрождения культурного наследия народов России и развития отечественного исламского искусства. Уверен, что Ваша любовь к своему делу помогут Вам осуществлять намеченные планы, добиться новых успехов и в будущем.
Молитвенно желаю Вам доброго здоровья, душевного мира, благополучия Вам и Вашим близким, творческого подъема, верных друзей и огромного человеческого счастья!
Просим Всевышнего Аллаха даровать Вам здоровья, жизненных сил и новых идей в деле общественного служения! Пусть Всевышний Аллаха сохранит Вас в крепости духа и воли на пути истины и воздаст Вам за добрые деяния в этом и вечном мирах.
Муфтий Москвы,
глава Духовного собрания мусульман России,
член Общественной палаты Российской Федерации