25-летний Фанис – яркий пример того, какой насыщенной и значимой может стать жизнь человека вопреки ограниченным возможностям. Его день расписан по часам: намазы в мечети, религиозные обряды в домах казанцев, еженедельные проповеди на радио и, пожалуй, одна из самых важных миссий – работа в реабилитационном центре для незрячих при мечети «Ярдэм». Там молодой человек ведет компьютерные курсы и уроки Брайля, делится собственным опытом, как преодолевать барьеры, которые ставит на пути жизнь, а иногда и окружающие люди. По вечерам он посещает тренажерный зал или бассейн (!), чтобы оставить там негативную энергию и выйти с чувством, что способен свернуть горы.
Зрение Фанис потерял в шесть лет: из-за тяжелой болезни подскочило черепное давление.
- Родители детей-инвалидов часто придерживаются такой позиции: пока мы живы, сами за них всё сделаем, - рассказывает Фанис. – Мои мама и папа поступили мудрее. Взяли меня за руки, показали каждый уголок дома. Затем сказали: «Теперь идёшь один». Я падал, ударялся, плакал. Родители расстраивались, но держались. Потом мы также изучали двор. Я проваливался в ямы. Соседи приводили меня назад, ругали маму: «С ума сошла?!». Но она продолжала выпускать меня одного. И это правильно, я не должен быть обузой ни для родителей, ни для младшей сестры. Зато теперь я самостоятельно передвигаюсь не только по Казани, но и езжу по стране, а иногда и за рубеж.
Пережить трагедию Фанису во многом помогла религия. Её основам ребёнка сначала обучали сосед-подросток и бабушка. Позже мальчик в свободное от уроков в спецшколе время стал учиться при мечети.
- Помню растерянность педагогов, когда я после школы поступил в исламский колледж: «Как мы будем тебя учить, у нас же нет опыта!», - вспоминает Фанис с мягкой улыбкой. – Но ничего, вместе мы придумали систему: я записывал лекции на диктофон, а дома делал конспекты по Брайлю. Ситуация повторилась в медресе «Мухаммадия» – высшем религиозном учебном заведении. Мне сказали, я единственный незрячий ученик за столетнюю историю. Тогда у меня уже появился компьютер, интернет, стало легче. А получив диплом, я решил, что приобретенные знания не должны храниться, как в мешке. Нужно передавать их другим.