Решением расширенного заседания Президиума Духовного собрания мусульман России от 19 февраля 2020 года принят за основу проект "Стратегия развития Ислама и мусульманских организаций в России до 2035 года".

  1. I. Общие положения. Ислам в современном мире и в России.
  2. Стратегия развития Ислама и мусульманских организаций в России до 2035 года (далее – Стратегия) – это теоретико-концептуальный общественный документ, в котором излагаются долгосрочные цели, задачи и основные направления развития Ислама и мусульманских организаций, подходы к формированию механизмов их реализации на длительный период.

Стратегия выражает осознанное стремление мусульман России к пониманию своей идентичности, формирует полноценный механизм социализации Ислама в современных условиях и патриотические чувства российских мусульман, укрепляет исламскую солидарность и единство в контексте российского общества и положительный образ традиционного Ислама, определяет позиции мусульман на перспективу.

  1. Ислам является динамично развивающейся мировой религией и процессы его развития влияют на ситуацию в России. На сегодняшний день мусульманское население на планете составляет более 1,7 миллиарда человек. При этом мусульманские общины есть в 120 странах, в 35 странах мусульмане составляют большинство населения, в 28 странах Ислам признан официальной религией.
  2. Ислам является значимым фактором современного мирового развития. На международном уровне существует авторитетная межгосударственная исламская организация – Организация исламского сотрудничества с ее различными институтами.

На неправительственном уровне проявляют активность в международных отношениях различные исламские религиозные, благотворительные, гуманитарные, общественно-религиозные и иные организации, имеющие свои особенности в отношении целей, задач, сфер и методов деятельности.

Ислам является основой исламской цивилизации и содержит большой канонический, социальный, духовно-нравственный, мобилизационный и интегрирующий потенциал для развития мировой уммы. От истинного, правильного понимания основ Ислама во многом зависят солидарность, укрепление и дальнейшее развитие мусульманского мира, продолжение диалога мировых религий и цивилизаций, общее состояние мировых отношений.

Следует при этом учитывать, что Ислам, особенно в Западном мире, воспринимается неоднозначно. Содействие преодолению «демонизации» образа Ислама, исламофобских стереотипов восприятия исламской цивилизации как потенциального источника зла, насилия и конфликтов является актуальной задачей религиозных исламских организаций, мусульманской уммы и общества в целом.

  1. Содержанием современного мирового процесса является переход к многополярному миру со своей моделью справедливого мироустройства и с опорой на суверенные государства, общепризнанные нормы и принципы международного права, на самобытные традиции религиозного и культурно-цивилизационного развития.

Современная неолиберальная постмодернистская западная цивилизация фактически отказалась от своей традиционной духовности и находится в глубоком кризисе.

В современных условиях проявляющаяся агрессивность западной цивилизации по отношению к исламскому миру во многом объясняется особенностями религии Ислам как системного социального и духовного явления, определяющего мировоззрение, образ жизни, поведение, а также быт мусульман. Ислам, его традиции, ценности и духовность защищают мусульманский мир, препятствуют его разложению и разрушению.

Защитно-охранительная роль Ислама создает гарантии развития исламской цивилизации на собственной духовной основе и традициях и сохранения ее исторической субъектности, препятствует попыткам переформатирования исламских ценностей, перекодирования мусульманского мира и интегрирования его в рамки западной неолиберальной цивилизационной модели.

Взаимодействие исламской и иных цивилизаций должно осуществляться на началах мирного сосуществования, равного и уважительного диалога при сохранении исламской цивилизационной идентичности, ее базовых материальных и религиозных, духовно-нравственных основ, ценностей и традиций.

  1. Мусульманскому миру необходимо упрочить свою позицию и место в современной мировой системе, четко сформулировать цели и идеологию своего мирного развития.

В идеологии исламского развития отчетливо обозначились три основных направления: консервативное  с намерением сохранить все как есть без серьезных и глубоких изменений; фундаменталисткое, призывающее вернуться в далекое прошлое, к первоначальному Исламу первых поколений мусульман, отказываясь от многовековых богословских и интеллектуальных и иных традиций, а также модернистское направление, (евроислам и др.)  с обязательной вестернитизацией образа жизни мусульман, опорой на западные стандарты жизни и намерением проводить в Исламе либеральные реформы.

  1. Мусульманскому сообществу в целом, в том числе мусульманским народам России, необходимо преодолеть крайности этих идеологий, сформулировать новое идеологическое и стратегическое видение своего развития в современных условиях на основе ценностей, традиций, потенциала базисных идей и неизменных принципов Ислама, способных сформировать гибкие механизмы адаптации к современным реалиям, обеспечить устойчивость и мирное, спокойное развитие уммы.

Мы, как мусульмане России и коренное население в семье братских народов, должны иметь свою опору в нашей общей истории, развиваться на собственной религиозно-культурной основе, оставаться самими собой. Необходимо постоянно осуществлять углубленный анализ и прогноз тенденций мирового социально-общественного развития в целях своевременного поиска эффективных ответов на вызовы современности, а также иметь видение будущего и стратегическую перспективу развития в современной России.

  1. Большой вред в различных регионах мира несет целенаправленная практика использования величайшей религии Ислам различными деструктивными силами в корыстных, политических и криминальных целях для оправдания экстремизма и терроризма. Это дискредитирует позитивный образ Ислама как религии любви, добра, милосердия, сострадания, мира и справедливости, повышает уровень исламофобии в мире, разрушает исламскую солидарность.
  2. Идею сплочения мусульманского мира, призыв к мусульманскому единству на международном уровне не следует рассматривать как призыв к политической интеграции государств и созданию всемирного халифата, а надо понимать как наше стремление к единству целей и намерений, как практическую реализацию идеи исламской солидарности в деятельности суверенных государств, религиозных исламских организаций, структур гражданского общества и граждан всех национальностей в сохранении мира и гармонизации международных отношений.
  3. Россия на международной арене позиционирует себя как надежный партнер Исламского мира, проводит твердую и последовательную политику сотрудничества на основе принципов международного права и взаимного уважения. Развитие этих отношений в последние годы выходит на новый качественный уровень, способствует решению ряда глобальных и региональных проблем, касающихся многих народов и государств.

Россия получила статус наблюдателя в Организации Исламского Сотрудничества и в Лиге арабских государств, успешно работает Группа стратегического видения «Россия – исламский мир», активно осуществляются внешнеполитические и деловые контакты с арабскими, тюркскими и иными мусульманскими странами  ним, расширяются контакты религиозных организаций, структур гражданского общества с зарубежными партнерами на принципах общественной дипломатии.

Высокий международный авторитет России, общие интересы, близость позиций России и многих исламских государств по проблемам глобализации, международной безопасности и мировой экономики, по проблемам формирования нового многополярного справедливого мироустройства являются серьезным фактором дальнейшего успешного развития стратегического государственного и общественного партнерства между Россией и исламским миром.

  1. Ислам в России имеет историческое корни. Предки мусульман современной России приняли с Ислам еще во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). 14 веков назад сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дошли до берегов Волги в Волжскую Булгарию (ныне Республика Татарстан) и в древний город Дербент/Бал-аль-Абваб (ныне Республика Дагестан). Официальное принятие ислама Волжской Булгарией, как государством, состоялось 21 мая 922 года.

Ислам является второй религией по численности верующих в современной России, имеет многовековую историю и традиции, является  неотъемлемой частью российской государственности, культуры и народной жизни.

В России последователи Ислама проживают практически во всех субъектах федерации и принадлежат к более 40 различным этносам.

Исторически местами компактного расселения российских мусульман являются Москва, Северный Кавказ, Урал, Поволжье, Сибирь и другие регионы.

По экспертным оценкам число мусульман – коренных жителей России составляет более 20 млн. Растет число мусульман – трудовых мигрантов.

Большинство российских мусульман – это сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. Ислам ханафитского и шафиитского толков формировал многовековые традиции российских мусульман, определил их образ жизни, а понятие «мусульманин» стало основой их самосознания и идентичности.

Большую роль в укреплении веры и основ духовно-нравственного воспитания мусульман в России имеют суфийские традиции. Суфизм – это древний путь Ислама, который был заложен нашим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), и по этому пути последовала большая часть мусульман. Это путь, ведущий к богобоязненности, очищению души, высокому благонравию, обогащению духовного и нравственного мира мусульманина.

Мусульмане России поддерживают и развивают сложившиеся многовековые партнёрские традиции сотрудничества и диалога с Русской Православной Церковью, Иудаизмом и Буддизмом, имеют с ними общие взгляды и подходы к пониманию принципиальных вопросов основ веры и базисных ценностей, крупных общественных и государственных проблем.

  1. В России у мусульман нет единого консолидирующего исламского центра. Исторический процесс институционального становления и развития религиозных исламских организаций продолжается уже несколько столетий. В новейших условиях зарегистрированы более пяти с половиной тысяч мусульманских организаций, десятки региональных мусульманских структур, действуют четыре общефедеральные религиозные исламские объединения: – Центральное духовное управление мусульман России, Духовное управление мусульман Российской Федерации, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Духовное собрание мусульман России.

Духовное собрание мусульман России основанное в 2016 г., - самая молодая федеральная религиозная организация, которая является преемницей духовно-нравственных традиций Оренбургского магометанского духовного собрания.

Духовное собрание мусульман России становится авторитетной диалоговой площадкой для российских мусульман, принятия согласованных коллективных решений при равноправии и взаимном уважении религиозных исламских организаций, выступает как инструмент укрепления исламской духовности, традиции и солидарности, сотрудничества, организации профилактики и идеологического противодействия псевдорелигиозному экстремизму и терроризму.

12.В современной России происходит процесс исламского возрождения: открываются мечети, исламские учебные заведения, воскресные школы, различные мусульманские общественные организации,  возрастает активность мусульманских организаций в области благотворительности. Сегодня необходимо приложение больших интеллектуальных усилий, чтобы четко обозначить необходимые ориентиры исламского возрождения с учетом происходящих  процессов в российском обществе и в мире.

Религиозные исламские деятели получили возможность свободно выступать с проповедями, вести популяризацию учения своей религии. Религиозные организации, родители получили возможность свободно воспитывать подрастающее поколение в духе Ислама, обучать детей основам религии.

Мусульманские организации получили возможность готовить кадры служителей ислама в учебных заведениях.

Этот процесс исламского возрождения в России осуществляется на фоне заметной дехристианизации неолиберального постмодернистского Запада с его тенденцией отказа от традиционной духовности.

Мирное и спокойное развитие Ислама в нашей стране осложняется активным проникновением и распространением нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений (сект) радикального толка Ислама, что способствует проявлениям радикализма на религиозной и иной почве, созданию конфликтных ситуаций, ослаблению религиозной и культурно-цивилизационной идентичности среди российских мусульман.

В российской мусульманском сообществе нет места тем деструктивным идеологиям, которые посягают на основы нашей религии Ислам, противоречат Священному Корану и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), расшатывают наше единство, сеют фитну (смуту).

Современные тенденции глобального развития, а также новые разноплановые вызовы и угрозы в адрес России и российской уммы диктуют необходимость нашего концептуально-стратегического самоопределения, солидарности, поиска путей и векторов дальнейшего развития в XXI веке.

  1. Настоящая Стратегия подготовлена на основе Священного Корана и Сунны с учетом многовековых традиций российских мусульман, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, исламской традицией, опирается на Концепцию «Татары и исламский мир, концептуальные основы функционирования и развития» (май 2013 г.), Социальную доктрину российских мусульман» (июль 2015 г.), «Грозненскую фетву» 2016 г., иные документы мусульманских организаций, посвященные важным вопросам исламского богословия и определению общей позиции в обозначении места и роли Ислама в современной жизни.

Настоящая Стратегия является общественным документом и основой для проектов, планирования и координации деятельности исламских организаций России, определяет долгосрочные ориентиры устойчивого развития Ислама и мусульманских организаций, призвана формировать условия (быть платформой) исламской солидарности и служить упрочению гражданского мира и согласия в обществе.

  1. Цель и задачи Стратегии
  2. Целью настоящей Стратегии является определение перспектив и приоритетов развития Ислама и мусульманских организаций в современной России, механизмов реализации этих приоритетов с учетом действия глобальных вызовов и угроз устойчивому развитию России в XXI веке.
  3. Задачами Стратегии являются:
  • определение приоритетных путей укрепления основ веры, распространения традиционных ценностей Ислама в России;
  • содействие духовно-нравственному воспитанию и просвещению верующих на основе многовековых традиционных ценностей российских мусульман, укреплению исламской солидарности;
  • содействие в формировании системы общественных гарантий права на свободу совести и вероисповедания;
  • формирование основных принципов совершенствования механизма социализации мусульман в поликонфессиональном и многонациональном российском обществе для полноценного функционирования мусульманских организаций;
  • выработка эффективных механизмов профилактики распространения экстремизма и терроризма в исламской среде и российском обществе;
  • содействие укреплению устойчивости российского общества, его единству и сплоченности, гармонизации этнорелигиозных отношений.
  1. III. Приоритетные стратегические направления развития Ислама и мусульманских организаций в России
  2. Миссия Ислама заключается в призыве к вере во Всевышнего Аллаха и пророчество Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в консолидации и духовно-нравственном росте мусульман, в формировании духовной и ценностной основы полноценного развития верующих и мусульманской общины в современных условиях. Сообщается, что Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «[Однажды], когда мы находились в обществе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня-чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на колени и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об Исламе». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «[Суть] Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, чтобы ты совершал молитвы, отдавал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это». [Этот человек] сказал: «Ты сказал правду», — а мы подивились тому, что он задаёт Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) вопросы и подтверждает правдивость его слов. [Потом] он сказал: «А теперь поведай мне о вере». [Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)] сказал: «[Суть веры заключается в том,] чтобы уверовать в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников в Последний день, а [также в том, чтобы] уверовать в предопределённость как хорошего, так и дурного». [И этот человек снова] сказал: «Ты сказал правду». [Потом] он сказал: «Поведай мне о чистосердечии». [Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)] сказал: «[Суть чистосердечия в том,] чтобы поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если не видишь, тo [поклоняться, помня о том, что] Он, поистине, видит тебя». [Потом] он сказал: «[А теперь] поведай мне об этом Часе». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос». Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «[Признаком приближения этого Часа станет то, что] рабыня породит свою госпожу, и ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга в высоте своих жилищ». А потом [этот человек] ушёл, когда же прошло некоторое время, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) спросил: «О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» Я сказал: «Аллах и Посланник Его знают об этом лучше». [Тогда] он сказал: «Поистине, это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии»». («Муслим», №8).
  3. Иман - это милость Аллаха, хранимая в душе и мы произносим его своими устами через определенные слова Шахады (свидетельства), которые выражают нашу искреннюю веру и любовь к Нему Всевышнему и Его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), которые отображаются в образе жизни, поведении и отношении к окружающему миру. Иман есть внутренняя и полностью искренняя вера каждого здравомыслящего человека в Единого Аллаха, Творца и Создателя всего сущего, Господа всех миров, Всемилостивого ко всем Своим творениям в этой земной жизни и Милосердного в Судный день к Своим рабам, уверовавшим в Него, вечно Сущего и вечно Живого, Всеведущего и Мудрого, Всеслышащего и Всевидящего, вера в [существование] ангелов; вера в Священные Писания [низведенные Моисею, Иисусу, Мухаммаду и все те, что были ранее, о коих ведомо только Богу], вера в [истинность миссий] посланников Божьих; вера в [неизбежность] Судного Дня и вера в аль-кадр как добра, так и зла. Всевышний Создатель говорит в Священном Коране: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу), и что было даровано пророкам их Господом. Мы не проводим различий между ними, и Ему одному мы покоряемся». (сура Аль-Бакара, аят 136).
  4. Ислам есть соблюдение таких норм религии как: произнесение свидетельства единобожия, молитва, пост, закят, паломничество.

Передается от Абу Абд аль-Рахмана Абдуллы бин Умара бин аль-Хаттаба, рады Аллаху анхума, который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти столпах - на свидетельстве, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его Посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа к Дому, и соблюдении поста во время Рамадана». Аль-Бухари, Муслим

Задачей духовных лиц и религиозных организаций является доведение до людей сущности основ и атрибутов веры во Всевышнего и ценности пользы данных действий как в личностном плане, так и в общественном пространстве посредством обучения и воспитания.

  1. Ислам состоит из отмеченных выше 5 столпов и они незыблемы по своей сути в меняющихся условиях жизни.
  2. Традиционный Ислам – это та система исламских ценностей и норм, образа жизни, которая исторически была принята тем или иным коренным народом России, стала частью его национальной культуры, традиций, самосознания и мировоззрения, проповедует мирное сосуществование с людьми других религий живущих в мире и согласии, и не ставит перед собой целей изменения политического устройства российского государства.

Задачей мусульманских организаций является доведение до людей мирной и гуманистической природы и сущности традиционного Ислама как органической духовной основы веры и жизни российских мусульман, неотъемлемого элемента культурно-цивилизационного кода России.

  1. Ихсан – это улучшение и очищение души от низменных и эгоистических качеств. Эта третья ступень духовного развития человека, которая показывает верующего с внешней стороны. Если он очищает свою душу и спешит успокоить свою похоть и страсти, то он легко найдет гармонию между собой и Всевышним. Учение о нравственности гармонично дополняет веру (Иман) и обрядовую сторону религии (Ислам).

Задачей является доведение до населения того, что одни лишь вера и поклонение не являются показателем полноценности религии в человеке, важно то, чтобы человек жил в добром и мирном отношении как к себе, так и ко всем окружающим его людям.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, вы не войдёте в Рай до тех пор, пока не уверуете, а вы не уверуете [по-настоящему] до тех пор, пока не полюбите друг друга. Так не указать ли мне вам на действие, совершая которое, вы полюбите друг друга? Приветствуйте друг друга».

Суфизм является учением об Ихсане (чистосердечия, добродетели, искренности) и духовной практикой верующих. Суфизм в Исламе отражает, прежде всего, нравственную сторону через обращение к внутреннему миру верующего, к его душевным переживаниям, к созерцанию.

Нравственность в Исламе – это жизненная программа, порождающая великолепный образец высоконравственного, образованного, приветливого и дружелюбного человека с добрым сердцем, который заботится о благе всего человечества и трудится ради того, чтобы оживить землю посредством религии.

Тасаввуф и его традиции пришли на землю российских мусульман одновременно с распространением Ислама. В России суфийские направления вносили и вносят значительную роль в жизнь мусульман. Наиболее распространенными являются Накшбандийский, Кадирийский и Шазалийский тарикаты.

  1. Священный Коран – последнее Божье послание, ниспосланное людям, которое является главным жизненным уставом в жизни мусульманина. Эта Священная книга содержит в себе не только законы и традиции, но также и мудрые, поучительные истории из жизни, как первых людей, так и будущей жизни обитателей рая и ада. «Несомненно, Мы ниспослали Коран, и Мы же охраняем его» (сура «Аль-Хиджр», № 15/9).

Задачей является доведение Священного Корана до каждого верующего и желающего постичь смысл и толкование Слова Бога, соответствующей общепринятой научной норме корановедения в Исламе.

  1. Сунна – то есть пророческий путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которая исторически сложилась как вторая основа исламской духовной традиции. Жизненный путь пророка является прекрасным примером того, как человек должен поступать в своей жизни в той или иной ситуации. « О нет, – клянусь твоим Господом! – они до тех пор не будут считаться настоящими верующими в Истину Аллаха, повинующимися Ему, пока не сделают тебя судьёй в спорах и разногласиях между ними, пока не перестанут сопротивляться твоим решениям и подчинятся им полностью как искренние верующие ». (Сура 4, аят 65).

Задачей является доведение пророческой Сунны до каждого верующего и желающего в трактовке, соответствующей нормам Ахль ас-Сунна валь-Джамаа (Последователи Сунны и согласия общины), а также противодействие сектам, представляющих Сунну в радикально-экстремисткой форме чрезмерности и крайних взглядах.

  1. Хадисами Пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются как изречения лично самого Божьего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), так и его действия, описанные сподвижниками.

Задачей является неуклонное следование достоверным хадисам Пророка (мир ему и благословение ), развитие отечественной традиции хадисоведения и создание сборников хадисов, актуализированных для каждой категории населения в отдельные книги, изданные на национальных языках.

  1. Шариат есть основа мусульманской юриспруденции и права, целью которого является доведение до мусульман законов Священного Корана и Сунны как инструмента, регулирующего не только духовную жизнь, но и мирскую в соответствии с религией Ислам.

Если с течением времени некоторые положения исламского права Шариата теряют свою актуальность и требуют уточнения трактовок того или иного положения, то при поиске путей решения данного вопроса не могут быть подвергнуты реформированию или пересмотрены нормы, указанные в Священном Коране и Сунне.

Помимо Священного Корана и Сунны, при систематизации, комплектовании норм и правил Шариата важная роль отводится богословско-правовым заключениям, принятых учеными-муджтахидами (авторитетными ученными,  обладающих уникальными знаниями в области исламских наук). В случае возникновения споров, связанных с толкованием священных текстов, трактовкой ритуальных или религиозно-правовых норм, в целях выработки эффективного решения необходимо проведение научно-богословских обсуждений на заседаниях Совета улемов.

Задача мусульманских организаций состоит в том, чтобы показать верующим ценность духовно-правовых норм и их актуальность в решении внутренних проблем, а также подчеркнуть роль института кадиев-духовных судей среди верующих и населения.

  1. Иджма как один из важнейших инструментов исламской юриспруденции, является, по сути, выражением общего согласия мусульманских богословов в решении какой - либо проблемы, которая не была обозначена Священным Кораном или Сунной.

Задачей является работа над изучением и популяризацией Иджмы и творческого использования в современной жизни.

  1. Кыяс является сегодня популярным инструментом исламской юриспруденции, который помогает толковать исламские законы, предписанные в Священном Коране и Сунне посредством сравнения современных проблем с уже имеющимися и решенными ранее правовыми проблемами, учитывая при этом уровень духовности вопроса и требования времени.

Задачей является развитие института отечественного богословия таким образом, чтобы мусульманские ученые нашей страны могли бы найти ответы на решения актуальных на сегодня проблем, опираясь на традицию Кыяса и на отечественный опыт богословия.

  1. Богословские ориентиры российских мусульман определяются тем, что подавляющее большинство российских мусульман исповедуют Ислам, сохранивший свою чистоту в лоне суннитского направления, известного как Ахль ас-Сунна валь-Джамаа (Последователи Сунны и согласия общины). Под этим термином понимается то большинство уммы, которое избрало своим ориентиром Сунну (традицию) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) традицию его сподвижников (сахабов) и их приемников (табиинов).

Ахль ас-сунна валь-джамаа – это последователи четырех суннитских мазхабов (ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты) в вопросах практики и двух суннитских толков (матуридиты и ашариты) в вопросах веры.

В России получили распространение ханафитский (тюркские народы, черкесы, кабардинцы, адыги, осетины, татары, башкиры) и шафиитский (дагестанские народы, чеченцы, ингуши) мазхабы.

Роль данных школ в истории мусульман России очень велика.

Современные мусульмане России, несмотря на годы гонений и агрессивное распространение так называемого «чистого» Ислама, продолжают оставаться матуридитами и ашаритами. Мы понимаем и убеждены в том, что наши предки были на правильном пути с точки зрения суннитского Ислама, осознанно выбрали ханафизм и матуридизм, а также шафиизм и ашаризм.

Благодаря своей разработанности и широкой практике ханафитский и шафиитский мазхабы имеют немало преимуществ и достоинств. Они зарождались в мультирелигиозной среде, их правовые нормы наиболее полно соответствуют российскому правовому и культурному пространству. Отличительными особенностями этих мазхабов является тонкий анализ и всестороннее исследование Сунны. В качестве источников права эти мазхабы отдавали безусловный приоритет Священному Корану, Сунне, Иджме, Кыясу, принимая во внимание обычаи и устои общества.

Важно констатировать, что преимущество концепции учения Абу-Ханифы и имама Шафии по сравнению с западными идеями межрелигиозного диалога состоит в том, что их концепция не предусматривает пересмотра и ревизии основ своего вероучения и позволяет сохранить свою религию в первозданном виде в меняющемся мире и строить при этом добрососедские отношения с последователями иных религий и мировоззрений.

Поэтому во избежание недопонимания и смуты среди мусульман России, необходимо придерживаться традиционных для мусульман России мазхабов. При этом надо исходить из того, что следование в вопросах обрядов одному из традиционных для российских мусульман мазхабу будет способствовать сплочению мусульман и символизировать их единство. Именно исходя из принципа Абу-Ханифы следовать не букве, а духу закона, необходимо относиться к положениям, сформулированным более тысячи лет назад, оценивая их в условиях современной действительности.

Доисламские народные традиции, не противоречащие Шариату, исполняемые мусульманами России после принятия Ислама, допускаются как принадлежащие к категории обычного права (урф, адат). Традиции и обычаи, не противоречащие религии и разуму, являются в шариате  правильными и одобряемыми. Сам Священный Коран подтверждает этот источник права: «А содержание их и одежда на отце, согласно обычаю (ма руф)» (2:233), «А кто беден, пусть тратит по обычаю (ма руф)» (4:6). Мусульманские обряды и определенные религиозные деяния, имеющие основу в Шариате, не могут являться нововведением в религии (бидгат).

Одной из ключевых задач мусульманских организаций является следование богословским ориентирам, популяризация среди населения основ веры и культуры традиционных мазхабов как испытанного временем эффективного инструмента в деле сохранения и развития исламской религии и ее традиций.

  1. Основным духовно-нравственным стержнем Ислама являются умеренность и осуждение крайностей, что делает Ислам религией золотой середины.

Принцип умеренности четко прописан как Священным Кораном, так и Сунной. Он обязывает мусульман, кроме следования духовным нормам, придерживаться таких идей гуманизма, как отказ от крайних идей человеконенавистничества и разрушения духовных ценностей культурного достояния человечества; признание культурного разнообразия и его важности для развития человечества; проявление уважения к культурной самобытности разных народов; использование материальных и интеллектуальных сил для развития всего человечества; налаживание связей между народами и религиями; совместное использование достижений различных цивилизаций для реализации целей по распространению высоких духовно-нравственных ценностей.

Важной задачей развития мусульманского общества является последовательное следование принципу умеренности во всех сферах жизни, воспитание у верующих и всех людей иммунитета к насилию, радикальным взглядам и поступкам, экстремизму и терроризму. Мусульмане должны сохранить и упрочить свою каноническую и культурно-идеологическую модель поведения на основе принципа умеренности, ценностей традиционного Ислама. В переданном от Ибн Аббаса имамами Ахмадом, Ибн Хузаймом и Насаи хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь чрезмерности в религии. И тех, кто был до вас, погубило не что иное, как чрезмерность в религии».

  1. Исламская религиозная доктрина - совокупность представлений о жизни правоверных, выраженная в источниках и своде правил выступает категорически против радикализма. Священный Коран и Сунна крайне жестко относятся к понятию фанатизма и крайних действий (чрезмерности) в религии. Однако в мусульманской среде заметна роль невежественных радикалов, которые фактически извращают Ислам и используют его для оправдания своей экстремистской и террористической деятельности, а также для привлечения сторонников в свои ряды.

Поэтому важной задачей религиозных организаций является разъяснительная и просветительская работа с прихожанами мечетей и с населением по осуждению экстремизма и терроризма, по донесению до них истинных знаний о традиционном Исламе, который проповедовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

Религиозные организации традиционного Ислама должны быть всегда открыты для диалога со своими идеологическими оппонентами.

  1. Российские мусульмане не имеют единого духовного центра. Институциональное развитие Ислама на федеральном уровне связано с деятельностью федеральных централизованных религиозных исламских организаций. Настоятельно необходимо улучшить взаимодействие и сотрудничество религиозных организаций Северного Кавказа, Москвы, Приволжско-Уральского, Сибирского и других регионов нашей страны по реализации уставных задач своей деятельности, каноническому и социальному служению.
  2. Духовное управление мусульман (ДУМ) или иные Централизованные религиозные организации (ЦРО) регионального уровня являются организационной формой самоопределения мусульман.

Данную структуру следует рассматривать как реализацию принципов духовной власти мусульман в российских реалиях.

В Исламе нет института священнослужителей, никто из людей не может наделить кого-либо перед Богом особым сакральным статусом. Руководитель Духовного управления мусульман, муфтий, является, прежде всего, богобоязненным человеком, организатором духовной жизни верующих, авторитетом, обладающим соответствующим богословским образованием.

Повседневная работа региональных ДУМ связана с духовной, образовательной и духовной деятельностью, подготовкой для общин имамов и работников для аппаратов муфтиятов. Они также осуществляют на своей территории организационно-управленческие функции по координации деятельности мечетей и общин. Поддержание и развитие созданной территориальной мусульманской инфраструктуры обеспечивается финансово-хозяйственной деятельностью региональных ДУМ.

В целом реализация уставных задач Духовных управлений как ЦРО направлена на укрепление веры и единства общин, на обеспечение прав верующих, координацию деятельности приходов, взаимодействие с местными органами власти, институтами гражданского общества и на полноценную социализацию Ислама.

Вместе с тем, в современных условиях в России на региональном уровне можно констатировать наличие процессов определенной организационной разобщенности и одновременно институциональной недооформленности российской уммы.

Следует избегать неоправданного дробления региональных Духовных управлений мусульман, разобщенности в их деятельности, противопоставления личных интересов духовных лиц каноническому ответственному служению умме. Необходима консолидация духовных структур, религиозных общин вокруг наших общих ценностей, целей и задач, но без переформатирования своих целей и задач и определения новой стратегии  ряд ЦРО ДУМ пока не способны на эту консолидацию.

Сегодня востребована жизнью способность религиозных лидеров и структур к диалогу, консолидации и настроенность на создание реальных эффективных механизмов и моделей адаптации Ислама к условиям современного российского общества. Кадровая политика должна находиться в центре внимания региональных духовных управлений мусульман.

При отсутствии принципиальных различий и разногласий желательно объединение в ряде регионов России имеющихся нескольких ЦРО мусульман и верующие с пониманием отнесутся к этому. Консолидация мусульман и их организационное оформление являются требованием времени.

Задачей для региональных Духовных управлений мусульман является переход на концептуально-стратегический уровень развития, повышение качества проводимой работы и ее результативности, улучшение взаимодействия с местными органами власти, общественностью, активное участие в жизни приходов, в реализации планов и проектов, направленных на благо уммы.

  1. Народы, исповедующие Ислам и организующие свою жизнь и повседневный быт на основе Шариата, в городах и сельских населенных пунктах исторически объединялись в локальные мусульманские общины- махалля, в центре духовной жизни которой стояла мечеть. История формирования и развития махалли начинается с момента принятия мусульманскими народами России Ислама.

Мечети, как базовый институт Ислама, на местах должны иметься в любом поселении, где количество этнических мусульман-мужчин, обязанных присутствовать на пятничном намазе превышает 40 человек, поскольку номинально данное количество составляет более 300 членов общего числа семей верующих, являющихся оптимальным для содержания мечети, обучения и воспитания.

Мечеть, кроме своего прямого предназначения (места поклонения), также является основой махалли, объединяющей вокруг себя мусульман поселения или города. Первая мечеть, построенная Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Лучезарной Медине, выполняла роль места проведения советов, приема делегаций, образовательным центром, хранилищем средств Байт-аль-маль, убежищем бедных и сирот, домом и служила резиденцией Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Следуя традиции, в мечети создается мутаваллият- совет из уважаемых и благовоспитанных, актуально мыслящих людей махалли. Наличие там радикально настроенных лиц приведет в будущем лишь к проблемам в жизни и деятельности прихода. Махалля содержит ряд общественных зданий, которыми пользуются сообща, в частности, мечеть и помещение для омовений, несут расходы по их содержанию, ремонту.

За счет махалли содержится также обслуживающий персонал мечети – Имам-Хатыб, настоятель мечети, Имам-Наиб, замещающий имам, Имам-Мударрис, преподаватель, муэдзин, призывающий верующих на молитву. Для реализации социальных проектов, махалля также использует доходы вакуфного движимого или недвижимого неотчуждаемого имущества, которое передано государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. 

Соответственно возрастают требования к роли имама, который в общине всегда был авторитетным знатоком основ вероучения и религиозного закона, формировал общественное мнение, был духовным руководителем прихожан. Имам в большинстве случаев одновременно был учителем местного мектебе (приходская школа) или медресе. Деятельность имама в махалля не ограничивалась только религиозными и обрядовыми рамками. Он участвовал непосредственно в управлении всеми делами сельской общины, имел решающий голос при обсуждении вопросов махалли.

Современной проблемой является сохранение традиций деятельности мечетей, ее роли в махалле, повышение образовательного и интеллектуального уровня имамов и смена их поколений. Образование, аргументированное красноречие, духовный авторитет, бескорыстное и ответственное служение умме – это жизненно важные критерии для  авторитетного успешного  религиозного деятеля.

  1. Для развития Ислама в России большое значение имеют вопросы дальнейшего совершенствования конституционно–правовых основ статуса Ислама как религии, формирования и совершенствования законодательных гарантий деятельности религиозных организаций и эффективности государственной религиозной политики.

Характерной чертой ментальности российских мусульман всегда была лояльность действующей государственной власти, патриотизм и законопослушание.

Задачей мусульманских организаций является просветительская деятельность относительно содержания российской Конституции, текущего законодательства с разъяснением прав, обязанностей и юридической ответственности верующих и мусульманских организаций в случае нарушения закона. Также необходима последовательная деятельность мусульманских организаций по формированию высокого уровня правовой культуры у верующих.

  1. Формирование позитивного образа Ислама и правоверного мусульманина в России имеет большое значение. Это обеспечивается следованием исламской традиции, повседневной деятельностью религиозных организаций, образом жизни мусульманина, просветительской деятельностью, пропагандой ценностей и норм Ислама, религиозной и медийной политикой государства, результативностью противодействия псевдорелигиозному экстремизму и терроризму.
  2. Развитие мусульманских организаций
  3. Мусульманские организации должны консолидироваться и вести согласованную просветительскую деятельность по обучению мусульман страны основам веры, по приобщению молодежи к созидательной идеологии Ислама, к совершенствованию ими нравов и своего внутреннего мира, противодействию крайним чуждым идеологиям. Это требует организации регулярной повседневной работы с прихожанами мечетей, понимания их потребностей и проблем, повышения эффективности сотрудничества с местными органами власти, интеллигенцией, институтами гражданского общества.
  4. Ислам отрицает и осуждает террор, агрессию и насилие в отношении невинных, угнетение людей. Это является одним из тягчайших преступлений границ дозволенного Аллахом, а также одним из видов нечестия на Земле.
  5. В тексте Грозненской фетвы «О неотъемлемых признаках отличия истинного ислама от заблуждений» отмечено, что «путь Ахлю-Сунна уаль-Джама'а – путь, который мы унаследовали с момента принятия ислама и мы следуем ему по сей день, невзирая на появление сект, противоречащих основам Ахлю-Сунна уаль Джама'а. Эти секты разделяют мусульман, разжигают среди них ненависть и смуту, порождают экстремизм и терроризм, проливают кровь праведных учёных. Они отступили от истины, вышли из религии, подобно стреле, выпущенной из лука. Они, как поведал Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) молоды годами, бестолковы умами и не  обладают знаниями».

Задача мусульманских организаций – нести истинные знания о ценностях Ислама верующим, просвещать людей и прививать иммунитет к экстремистской, террористической идеологии, а также к идеологии национального превосходства.

  1. Укрепление веры и основ традиционного Ислама находится в центре внимания канонической, образовательной, просветительской и идеологической деятельности религиозных организаций.

Муфтии и имамы должны иметь качественное профессиональное религиозное и гуманитарное образование, владеть формами и методами просветительской работы с верующими и населением, показывать пример праведной жизни и законопослушания.

  1. В Исламе исторически присутствует плюрализм мнений, который нашел свое выражение в ряде течений, в богословских и правовых школах, имеющих единую основу.

Сунниты и шииты составляют большинство мусульман, имеют схожие взгляды по наиболее фундаментальным теоретическим и практическим аспектам Ислама. Оманская декларация 2005 года подтвердила приверженность религиозно-философских школ к мирному сосуществованию.

Такой подход и понимание дает возможность поддерживать и развивать диалог между мусульманами и находить точки соприкосновения, снижать уровень напряженности и конфликтности в быстро меняющихся общественных отношениях.

Роль улемов (исламских ученных) в решении спорных вопросов и снижении напряженности между мусульманами становится ключевой, так как именно они должны на основе шариатских постановлений найти пути решения имеющихся разногласий.

Мусульмане России отрицательно относятся к попыткам деструктивных сил политизировать вопросы внутрирелигиозной жизни, использовать их для разжигания розни, нетерпимости и насилия, оправдания экстремизма и терроризма.

  1. Социальная миссия Ислама направлена на гармонизацию социума и благо людей, реализуется в работе религиозных организаций с верующими, подрастающим поколением, с инвалидами и сиротами, с вдовами, ветеранами и пенсионерами, с любым человеком, оказавшемся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в понимании и поддержке.

Всесторонняя социальная работа с верующими, а также теми, кто не относит себя к той или иной религиозной группе, является приоритетным направлением деятельности религиозных организаций и мусульман.

Мусульманские организации поддерживают государственную демографическую политику, направленную на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, на сохранение и укрепление здоровья населения.

Эта деятельность религиозных организаций должна строиться на основе проектов и планов социальной работы с сохранением преемственности в деятельности, на основе развития волонтерского движения, благотворительности и милосердия, вовлечения в эту деятельность бизнес-структур и всех активных верующих, при взаимодействии с муниципальными органами.

42  Сегодня одной из актуальных задач российских мусульманских организаций является выстраивание системы исламского образования в контексте изучения, сохранения и трансляции духовного и культурно-исторического наследия мусульманских народов России как целостной и динамично развивающейся структуры, встроенной в единое российское образовательное пространство, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение конфессиональных, этнокультурных и образовательных потребностей и интересов обучающихся мусульман России, Исламское образование в России имеет многовековую историю, но в настоящее время  находится в стадии становления. Сегодня необходимо определить приоритеты выстраивания системы мусульманского образования в нашей стране, поскольку именно оно занимает особое место в выстраивании новых идеологических и богословских ориентиров в современном мусульманском сообществе.

Развитие исламского образования является одним из приоритетных направлений деятельности религиозных организаций и осуществляется в тесном сотрудничестве с органами государственной и муниципальной власти, светскими научными и образовательными учреждениями, с зарубежными партнерами.

Некоммерческое партнерство «Совет по исламскому образованию», приносит определенную пользу поэтапной реализации «Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама», «Комплексной программы содействия развитию религиозного (исламского) образования» в нашей стране и иных планирующих документов. В настоящее время в его работе участвуют 40 российских исламских вузов и средних учебных заведений.

 В целях создания единого образовательного пространства в сфере исламского религиозного образования  религиозные организации должны общими усилиями разработать Концепцию непрерывного уровневого исламского образования в современной России, включая уровни воскресной школы, среднего специального профессионального образования, высшего профессионального образования, магистратуры и докторантуры, программы повышения квалификации и самообразования. Эта Концепция и ее реализация станут крупным проектом, консолидирующим российскую умму.

  1. Реализация Концепции подготовки исламских религиозных деятелей и специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, дальнейшая реализация государственной Программы поддержки духовного мусульманского образования и другие меры способствуют повышению эффективности исламского образования, которое играет важную роль в развитии уммы и направлено на подготовку духовных кадров священнослужителей, работников аппаратов духовных управлений мусульман и учебных заведений, обеспечивает высокий уровень кадрового резерва и удовлетворение спроса населения страны на получение религиозных знаний.

В перспективе базовое профессиональное исламское образование должно даваться только в образовательных структурах России. В дальнейшем повышение образования, усовершенствование знания арабского языка и углубление богословских знаний может осуществляться в зарубежных образовательных центрах на основе договоров с централизованными российскими религиозными исламскими организациями и по их направлениям.

  1. Система исламского образования должна быть гибкой и мобильной системой, соответствовать духу времени, удовлетворять интеллектуальные потребности мусульман, повышать престиж имамов в обществе.

Унификация и стандартизация исламского образования должны опираться как на базисные основы Ислама, так и на соответствие содержания исламского образования историко-культурным особенностям и народным традициям жизни в различных регионах проживания мусульман России.

Исламское образование должно сочетать традицию и современность, нам необходимо преодолеть крайности джадидизма и кадимизма, тесно взаимодействовать со светской системой образования.

43.Можно констатировать, что за последние годы в России в области исламского образования:

  • формируется система религиозного, государственно-общественного управления исламским образованием, развиваются механизмы выработки и реализации религиозной образовательной политики России;

- приобретает системность подготовка педагогических и управленческих кадров для мусульманских учебных заведений, осуществляются повышение квалификации, профессиональная переподготовка этих кадров;

  • создается научно-методическая и учебно-методическая, информационная база исламского образования с учетом особенностей богословско-правовых школ;
  • создаются организационно-управленческие механизмы, обеспечивающие реализацию гарантий доступности исламского образования с учетом возрастающих конфессиональных потребностей населения.

В современных условиях требует общего понимания и решения проблема оптимизации существующей сети исламских учебных заведений, актуальна проблема формирования региональных (межрегиональных) сильных центров исламского среднего специального и высшего профессионального образования по отдельным направлениям и профилям.

Большие надежды связываются с открытием и деятельностью Болгарской исламской академии. Это духовная образовательная организация, осуществляющая подготовку богословов и других специалистов высшей научной квалификации в области исламского богословия по программам магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Задачей Академии является развитие исламской богословской науки, изучение и популяризация отечественного богословского наследия и совершенствование системы исламского образования.

Задача исламских религиозных организаций – уделять повышенное внимание развитию исламского образования как приоритетному направлению деятельности, координировать свои действия по подготовке кадров и совершенствованию учебно-методической базы и воспитательного процесса, развитию богословия, осуществлять сотрудничество с государственными образовательными и научными учреждениями.

  1. В Исламе заложено Всевышним особое уважительное отношение к знаниям и научной мысли, ибо в Священном Коране сказано: "Воистину, Аллах поднимает тех из вас, кто уверовал и кому даны знания на высокие ступени" (58:11). Вера делает людей праведными и чистыми в жизни этой и будущей, а знания поднимают их высоко пред Всевышним.
    Ислам высоко ценит роль науки и образованных людей, ученых в обществе. В Священном Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» (58:12); «Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? Пусть об этом размышляют люди рассудительные» (39:12).

Историческая интеллектуальная исламская традиция связана с такими славными именами как  Насир, Шараф ад-Дин ат-Туси, аль- Бухари, аль-Бируни, аль-Фергани, аль-Хорезми, Улугбек, Ибн-аль-Байтар, аль-Баттаний, Ибн Халдун, Ибн Сина, Ибрахим Джассар, Аммар ибн Мосули, Абуль-Касим аль-Захрави, Абуль-Изз Исмаил аль-Джазари, Аббас Ибн Фирнас, Али аль Кушчи, Ибн-Фазыл, аль-Хайсам, Ибн-Сарафийюн, Ибн Рушд, аль-Кинди, аль-Газали, Омар Хайям, Джабир бин Хаййан, Мухаммад Ибн Баттута, Сабит Ибн Курра, братья Бану Муса, Абу-ль-Вафа аль-Бузджани, Ибн Юнус, Аз-Заркали, Джабир Ибн Афлаф, Ад-Дамири, Акшамсаддин, Аббас Васим Эфенди, Аль -Хазини, Аль-Идриси и другими мусульманскими учеными, которые внесли большой вклад в развитие цивилизации. Среди наших современников можно отметить таких ученых как физик Ахмед Зевайл, геолог Фарук Аль-Баз, дерматолог Хулуси Бехчет, специалист по биотехнологии Хайат Синди, профессор фармацевт Гада Аль-Мутайри, физик Мустафа Аль-Саид и др.

По исламским канонам каждый верующий должен стремиться к знаниям. С приходом Ислама на Земле наступила новая эпоха – стремления к наукам и знаниям. Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха) говорил: «За знаниями не ленитесь идти даже в далекий Китай, потому что, приобретение знаний есть главнейшая обязанность мусульманина». Это путь для каждого мусульманина, просвещённого человека, путь укрепления веры и своих знаний.

Необходимо способствовать консолидации экспертного сообщества и мусульманских ученных России путем формирования единого центра выработки концептуальных основ развития богословия и мусульманской уммы в формате Всероссийского совета улемов.

Задачей мусульманских организаций является поддержка стремления мусульман к знаниям, содействие развитию научных исследований, повышение авторитета ученых, воспитание подрастающего поколения в духе уважения к книге и знаниям. Важно помочь молодежи усваивать научные сведения, углублять свои научные познания в различных сферах жизни, ибо единство веры и науки необыкновенно развивают человека и способствуют его полноценной социализации, прививают иммунитет к экстремисткой идеологии и деструктивным действиям.

  1. Отечественная исламская богословская школа дореволюционного периода была богата славными именами, традициями и достижениями Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на торжествах, посвященных 225-летию Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) 22 октября 2013 г. в Уфе обозначил основные задачи исламского образования в России: «Для успешного противостояния вызовам современности необходимо, в первую очередь, обеспечить высокий авторитет отечественного мусульманского духовенства и российской исламской богословской школы. Одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства. Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире».

Сегодня остро стоит вопрос о возрождении традиции и формировании современной российской исламской богословской школы, о необходимости дать религиозно-правовые ответы на актуальные проблемы вероучения и жизни уммы.

  1. Исламская комплексная книгоиздательская деятельность имеет важное значение. Нужна сеть типографий и издательств, которая была бы способна удовлетворить все современные литературные запросы и потребности мусульман в книге. Для читателя сегодня интересны яркие и красочные издания, электронные и аудио форматы с хорошей редакцией текста и понятными темами о роли науки и религии, о проблемах общественного и религиозного развития.

Задачей религиозных организаций является привлечение к изданию мусульманской литературы специалистов, профессиональных писателей, журналистов, критиков, публицистов и дизайнеров, которые в своем сотрудничестве с религиозными организациями были бы способны обеспечить выпуск периодической печати, серии произведений, посвященных изучению отечественной богословской школы и истории мусульманских организаций, учебников, книг и журналов по проблемам развития общества и Ислама в России и в мире.

  1. Деятельность переводческой школы всегда имела большое значение и здесь сложились традиции, требующие своего продолжения и развития.

Задачей мусульманских организаций на перспективу является участие в формировании кадров современной российской школы перевода трудов по исламскому богословию и содействие их деятельности. Это следует рассматривать как процесс восстановления традиций переводческой деятельности и как одно из условий развития современной исламской богословской школы.

Следует восполнить отсутствие на русском языке качественно изданных за рубежом на языках народов России базовых трудов по Исламу сделать их доступными для российских мусульман.

Актуальна проблема перевода со старотатарского на современный татарский язык трудов известных дореволюционных богословов. Аналогичная    проблема существует и в регионах Северного Кавказа.

В этой связи необходимо сотрудничество со светскими научными и образовательными учреждениями – отечественными и зарубежными.

В современных условиях оправдана постановка вопроса о необходимости создания Института религиоведения РАН РФ со структурой, соответствующей сложившимся традиционным религиям.

  1. Просветительская деятельность является особой и знаковой традицией Ислама и представляет собою последовательный целенаправленный процесс информирования верующих и населения об основах вероучения, ценностях и социально-культурном опыте Ислама и религиозных организаций.

Просветительская деятельность реализуется через авторитетное слово имама, систему информационно-образовательных и духовно-просветительских мероприятий, направленных на повышение общей и исламской культуры, на преодоление невежества относительно знания основ вероучения.

Просветительская деятельность направлена на повышение уровня мировоззрения мусульман и их солидарности, на формирование иммунитета к экстремистской и террористической идеологии. В этом отношении необходимо взаимодействие и сотрудничество со средствами массовой информации, научной и творческой интеллигенцией, широкой общественностью, религиозными организациями других традиционных конфессий.

Задача религиозных организаций – разрабатывать соответствующие проекты и программы деятельности, добиваться в текущей деятельности эффективности и качества просветительской работы, широкой доступности  просветительских мероприятий для детей, молодежи, женщин и всех желающих.

  1. Мечеть и махалля-приход должны быть центром религиозной, социально-культурной и просветительской жизни мусульман. Задачей религиозных организаций является укрепление этой первичной ячейки исламской инфраструктуры, учреждение молодежных и женских организаций, дискуссионных клубов, общественных советов махалли, советов аксакалов-старейшин, изучение и распространение передового опыта деятельности мечетей и приходов в России.

В современных условиях возрастает роль имама и мечети в сохранении, укреплении и развитии системы махалля как традиционной формы социального единения и общности мусульман.

Это важнейший институт в истории мусульманских народов, во многом определявший реалии бытования Ислама в нашей стране. Но в современных условиях значение института махалли   еще в полной мере не осознано и не востребовано современным мусульманским сообществом. Процесс урбанизации, приведший к активному переселению населения из деревень в города, должен учитываться при выстраивании стратегии социальной организации духовной жизни современных мусульман, реализации проекта учреждения махалли в крупных городах по экстерриториальному принципу.

Задачей исламских организаций является сохранение этого исторического опыта и использование его возможностей в сельской местности и городских условиях, распространение позитивного опыта махалли.

  1. Исламская культура – это гармоничное единство классической и современной материальной и духовной культуры всех народов, исповедующих ислам и живущих на территории его распространения. 

Особенностью исламской культуры является органическое сочетание в единой системе основных религиозных ценностей и регламентации культового и бытового повседневного поведения мусульман со свободомыслием и толкованием богословских проблем.

  1. Элементами исламской культуры являются философская мысль, богословие, архитектура, литература и фольклор, искусство исламских народов, хозяйственная культура.

Задачей религиозных организаций является содействие их развитию. Для популяризации данных элементов исламской культуры надо распространять информацию о них через медиоресурсы такие как телевидение, радио, интернет, а также в печатных изданиях, проводить различные культурные мероприятия.

Важным направлением деятельности является помощь российским мусульманам  в исполнении обряда Хаджа. При координирующей роли Хадж-миссии России (создана 18 июня 2012 г.) более двадцати тысяч граждан Российской Федерации ежегодно совершают обряд Хаджа. Туроператоры, аккредитованные Централизованными религиозными организациями совместно со Штабом Хадж миссии России непосредственно организуют транспортировку и размещение российских мусульман в Королевстве Саудовская Аравия.

Задачей ЦРО является увеличение количества  посещений исламских святынь, при обеспечении паломников всем необходимым для совершения полноценного Хаджа: проживанием, питанием, транспортом, литературой, квалифицированными гидами и медицинскими работниками. Следует рассмотреть, с учетом исторических фактов,   возможность восстановления прав российских мусульман на приобретение на территории священных городов Мекка и Медина зданий для приема российских граждан - домов для паломников.

Мусульманские организации должны стремиться регулярно проводить симпозиумы, форумы и иные мероприятия по пропаганде и развитию исламской культуры с участием верующих, интеллигенции, молодежи, общественности и во взаимодействии с органами власти, иными традиционными религиями и национально-культурными организациями.

На региональном и местном уровнях хорошо зарекомендовали себя такие регулярно проводимые мероприятия как «Неделя мусульманской культуры», «Молодежь и мир исламской культуры», книжные выставки «Ислам – религия мира», тематические циклы просветительских лекций для верующих и населения на тему «История и культура Ислама», фестивали исламской культуры с тематическими  и творческими секциями и т.д.

Для нас актуально сохранение музейной культуры. В России музеи, посвященные истории и культуре Ислама у тюрко-татарских народов Поволжья и Приуралья находится только в музее-заповеднике Булгар и Казанском Кремле, в мечети Кул-Шариф.

Мусульмане России гордятся тем, что Дербент и Булгар, относящиеся к древнейшим городам России и мира, считаются историческим центром распространения Ислама, исламской науки, культуры, просвещения в Дагестане, Поволжье и в России в целом. Дербент и Булгар с их комплексами культурно-исторических и религиозных памятников имеют важное значение для мусульман Северного Кавказа, Поволжья и всей России, для сохранения и развития исламской культуры. Организация посещений исторических духовных центров в странах Средней Азии и исламского мира в целом способствует ознакомлению с культурой мусульманских народов и интеллектуально обогащает верующих.

  1. Исламское искусство выражает и развивает мировоззренческие, творческие и художественные традиции мусульманской культуры.

Исламское искусство представляет собою исторически сложившуюся на основе Ислама совокупность образно-художественных средств, включенных в культовые церемонии и повседневную жизнь мусульман.

Исламское искусство представлено в творческой деятельности и в бытовых предметах мусульман, а именно в кинематографе, живописи, каллиграфии, архитектуре, гончарном деле, ковроткачестве, ювелирном деле, изготовлении одежды и костюмов.

  1. Религиозные организации должны оказывать содействие развитию исламского искусства организацией творческих конкурсов, поддержкой талантов и полезных творческих инициатив.

В поддержке нуждаются такие виды исламского искусства как изготовление мусульманской одежды и обуви, основанной на местной традиции народов; мелкая ювелирная деятельность; каллиграфия; изготовление традиционных панно (шамаиль), а также важна местная мусульманская художественная литература.

  1. Исламские общественно-культурные центры являются удобной формой самоорганизации мусульман по месту жительства для проведения досуга, общения, для творческой и социальной самореализации. Это важный элемент социальной инфраструктуры, с центром-мечетью, формирующий социо-культурную исламскую среду на определенной территории.

Перспективной представляется идея о создании Межрелигиозного культурно-просветительского центра в Новой Москве, в рамках которого планируется создание на одной линии четырех центров основных религий России: - христианства, ислама, иудаизма и буддизма. 

Задачей религиозных организаций является оказание содействия в открытии и деятельности исламских общественно-культурных центров, использование их возможностей для духовно-нравственного развития мусульман и укрепления исламской солидарности.

  1. Современная государственная молодежная политика Российской Федерации реализуется в сложных экономических и социальных условиях. Формирование полноценного жизнеспособного молодого поколения обеспечивает преемственность, устойчивость и стратегические перспективы развития России.

Мусульманская молодежь как органическая часть российской молодежи в большей своей части настроена патриотично, верит в будущее России, хочет жить в великой стране, ориентируется на созидательный труд и активное участие в социальной практике.

Вместе с тем  можно констатировать, что у части мусульманской молодежи происходит утрата авторитета поколения отцов, она не обладает прочными знаниями об основах вероучения и оторвана от российских богословских традиций, в значительной мере ориентируется на зарубежных религиозных проповедников и зарубежные авторитеты.

Для мусульманских организаций работа в молодежной среде всегда приоритетна  и осуществляется в сотрудничестве с органами власти, школой, семьей, общиной а также  с использованием своих собственных возможностей. Она направлена на духовно-нравственное развитие молодежи, преодоление невежества в вопросах основ веры, на формирование иммунитета к экстремистской идеологии, на полноценную социализацию подрастающего поколения в современных условиях.

Необходимы инициативы религиозных организаций по подготовке и реализации проектов и программ по социальной поддержке молодой семьи, по оказанию содействия в трудоустройстве молодежи и поддержке молодежного предпринимательства, по развитию общественных инициатив активной и талантливой мусульманской молодежи, по просвещению и духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, организации ее досуга, по профилактике и противодействию распространения экстремистской идеологии в молодежной среде.

В современных условиях религиозные организации, отделы по работе с молодежью муфтиятов, молодежные структуры при мечетях (приходах) должны перестраивать свою работу по воспитанию, социализации и развитию подрастающего поколения в духе исламской религиозной и культурной традиции, уважения к истории, патриотизма и высокой гражданственности. Вопросы ресоциализации и адаптации осужденных граждан как необходимое условие предупреждения и успешной профилактики преступности в Российской Федерации  также требуют к себе внимания.

  1. Современная государственная миграционная политика направлена на решение демографических, социально-экономических проблем развития России, укрепление основ культурно-цивилизационного развития страны, поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе.

Задачей религиозных организаций является сотрудничество с органами власти по формированию достойной социальной среды для мигрантов, проведению согласованной деятельности по созданию условий для единоверцев-мигрантов их адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям в Российской Федерации как принимающей стороны.

Мечети и приходы в лучших исламских традициях выполняют большой объем работы по первичной адаптации мигрантов к местным условиям, по проведению консультационной, просветительской, социальной и иной деятельности.

При этом мигранты должны соблюдать российское законодательство, с уважением относится к местному населению, сложившимся обычаям и укладу жизни принимающей стороны, к ценностям и нормам традиционного Ислама.

Для религиозных организаций здесь важны поиск новых форм и методов работы с мигрантами, передовой опыт и новые проекты в этой сфере деятельности.

  1. Исторически в Исламе сложилась своя экономическая доктрина и практика ее применения, имеющие свои особенности и отличия от западной модели экономики и хозяйствования.

Исламские нормы, духовные и моральные ценности способны оказывать позитивное регулирующее воздействие на развитие экономических отношений. Институты исламской экономики реализуются через:

  • исламские банки. На территории РФ уже существуют финансовые дома и товарищества на вере, предоставляющие финансовые услуги в соответствии с требованиями шариата. Создание же полноценного исламского банка требует изменение законодательства с предоставлением банкам права заниматься торговлей, а также осуществлять деятельность без начисления ссудного процента;
  • исламские страховые (такафул) компании. Наиболее приемлемой формой реализации идеи исламского страхования в России являются общества взаимного страхования. Именно эта форма позволяет наиболее последовательно реализовать принципы исламского страхования в условиях российского законодательства;
  • вакфы. Посредством вакфов происходит финансирование благотворительных и образовательных проектов, перераспределение имущества богатых и обеспеченных в пользу неимущих и нуждающихся. Важными условиями являются постоянство в соглашении основателя вакфа и четко прописанные цели, для которых данный вакф учреждается. Для этого необходимо правильное юридическое оформление. В современных реалиях система вакфов реализуется посредством договоров пожертвования, создания фондов целевого капитала и иных правовых инструментов, предоставляемых российским законодательством;
  • закят. Согласно Священному Корану: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый.(9:60). Претендовать на получение закята могут бедные, неимущие, те, кто занимается сбором и распределением закята. Также закят предназначается для расположения людских сердец к вере, помощи должникам, расходов на пути к Аллаху, помощи путникам. Ставки закята зависят от вида имущества и составляют от 2,5% до 20%. Наиболее часто используемая ставка- 2,5%. В частности, она распространяется на денежные средства, ценные бумаги, паи ПИФов;
  • порядок наследования в соответствии с шариатом. Как известно, порядок наследования, установленный в Коране и сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), отличается от системы наследования в соответствии с российским законодательством. Поэтому наиболее оптимальный способ для мусульман реализовать положения шариата, касающиеся порядка наследования, - составлять завещания, в которых будет учтен данный порядок;
  • финансирование жилищного строительства в соответствии с требованиями шариата. Подобные программы очень популярны среди мусульман в западном мире. Благодаря таким программам у мусульман есть возможность на достаточно льготных условиях получить в собственность жилье, не нарушая при этом положений шариата и светского законодательства.

В современных условиях исламская экономика прочно вписалась в систему мировых экономических отношений и по экспертным оценкам суммарный объем активов исламской экономики оценивается более четырех триллионов долларов и имеет тенденцию к росту.

В рамках деятельности Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» в Казани регулярно проводится Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир» как успешная бизнес-платформа для установления новых контактов с субъектами исламской экономики и для презентации экономических возможностей и инвестиционного потенциала России.

Теоретические, правовые и практические аспекты применения в современной России элементов и принципов исламской экономики имеют определенную перспективу и пользу, требуют дальнейших исследований, соответствующих правовых и управленческих решений.

Задачей религиозных организаций является пропагандистская и просветительская деятельность относительно канонических и этических основ исламской экономики, поддержка предпринимательской деятельности и содействие формированию мусульманской социально ориентированной прослойки предпринимателей.

  1. Развитие исламского банкинга в России имеет определенные перспективы с формированием для него надлежащей законодательной основы и организационной деятельности государства. В России имеется первый опыт внедрения его элементов, наблюдается спрос на инструменты исламского банкинга, достоинством которого является сохранение и укрепление гармонии морали, этики и деловой активности.

Задачей религиозных организаций является просвещение и пропаганда сущности и канонических особенностей исламского банкинга и его инструментов, их социальной ценности.

  1. В современных условиях в России под патронажем исламских организаций сложилась комплексная халяль – индустрия, направленная на обеспечение мусульман доступом к гарантированно дозволенным качественным продуктам и услугам. Регулярно в регионах России проходят выставки с презентацией халяльной продукции и услуг, соответствующие научно-просветительские и пропагандистские мероприятия.

Все это способствует развитию принципов исламского хозяйствования, укрепляет исламский образ жизни, помогает верующим правильно ориентироваться в выборе необходимых товаров и услуг.

Задачей религиозных организаций являются просвещение и пропаганда канонических основ необходимости организации производства халяльных товаров и услуг, организация разрешительно-контрольной деятельности в этой сфере, анализ и обобщение накопленного опыта, определение дальнейших перспектив.

  1. В современной России созданы прочные конституционно- правовые основы для взаимодействия органов государственной и муниципальной власти и религиозных организаций. Сложились традиции их взаимного сотрудничества и диалога на основе исторической традиции, закона, общих интересов и задач.

Задачей Стратегии является побуждение всех российских мусульманских организаций к целенаправленной и последовательной работе по укреплению и развитию сложившихся форм сотрудничества с органами власти и общественными институтами, которые имеют взаимный интерес и пользу, долговременные векторы и стратегическую перспективу.

Задачей религиозных организаций является совершенствование форм и методов сотрудничества с государством в социальной, образовательной, просветительской,   миротворческой и иных сферах деятельности.

  1. Взаимодействие мусульманских религиозных организаций с российскими традиционными религиями имеет многовековые традиции, строится на принципах партнерства и взаимоуважения, равенства всех перед законом.

В современной России взаимодействие и межрелигиозный диалог традиционных религий – Ислама, Русской Православной Церкви, Иудаизма и Буддизма - выходит за рамки исключительно межрелигиозных отношений, становится мощным фактором укрепления единства и сплоченности в обществе. В этой связи отмечается позитивная роль деятельности Межрелигиозного совета России, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, имеется аналогичный полезный опыт в регионах России.

Задачей исламских организаций является поддержание и укрепление сложившихся традиций мирного сосуществования, межрелигиозного сотрудничества и диалога как стратегической линии в своей деятельности.

  1. Одной из особенностей мирового развития является растущая роль исламского фактора и исламской солидарности. Исламская цивилизация претендует на самобытное и самостоятельное развитие в современном мире и активно позиционирует себя в сфере международных экономических, политических и социальных отношений.

В современных условиях в исламском мире возникают конфликты, различные политические, экономически, социальные, культурные и теологические проблемы, разрешаемые как на межгосударственном уровне, так и с помощью и участием религиозных организаций.

Российские мусульманские организации развивают партнерские отношения с зарубежными религиозными организациями по религиозным и гуманитарным проблемам в интересах укрепления веры, согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций.

Религиозные исламские организации, их миротворческая деятельность и общественная дипломатия вносят свой вклад в реализацию внешнеполитического курса России на укрепление международного мира и обеспечения всеобщей безопасности, на гуманизацию сферы международных отношений.

  1. Этапы реализации настоящей Стратегии
  2. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:
  • Первый этап (с момента принятия Стратегии до конца 2021 года) – разработка и реализация системы мер аналитического, организационного, просветительско-пропагандистского, планового и методического характера в целях обеспечения начального этапа реализации Стратегии, дальнейшего устойчивого развития Ислама и деятельности мусульманских организаций. В этот период осуществляется реализация существующих проектов и начинается реализация новых крупных проектов и программ по приоритетным направлениям деятельности.
  • Второй этап (до 2035 года) – это целенаправленная и последовательная деятельность исламских религиозных организаций по обозначенным выше приоритетным направлениям, совместная реализация крупных проектов, накопление позитивного социального опыта и результата.
  1. Механизмы реализации Стратегии
  2. Настоящая Стратегия реализуется поэтапно в деятельности исламских религиозных организаций и верующих, всех заинтересованных институтов гражданского общества при активном сотрудничестве и взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти.

По основным направлениям деятельности исламских религиозных организаций предусматривается подготовка крупных проектов, федеральных, межрегиональных и местных программ деятельности религиозных организаций и их последовательная реализация.

  1. Планированием и координацией деятельности по реализации настоящей Стратегии занимается специальная Рабочая группа, созданная Президиумом Духовного собрания мусульман России по согласованию с федеральными и региональными мусульманскими организациями, научными и учебными заведениями, а также общественностью.
  2. Рабочая группа Президиума Духовного собрания мусульман России готовит Доклад о состоянии и ходе реализации настоящей Стратегии (в декабре на ежегодной основе).

Доклад обсуждается на ежегодном итоговом заседании Духовного собрания мусульман России с участием всех заинтересованных российских и зарубежных исламских религиозных организаций, партнеров и иных заинтересованных лиц.

Духовное собрание мусульман России рекомендует мусульманским организациям для планирования своей текущей деятельности и в целях ее совершенствования использование в работе материалов и итогов обсуждения содержания ежегодного Доклада, значимых мероприятий  по реализации настоящей Стратегии и сложившийся полезный опыт.

  1. Первая корректировка настоящей Стратегии произойдет, при необходимости, в 2022 году по окончании первого этапа ее реализации.

Последующие корректировки настоящей Стратегии будут осуществляться по мере необходимости на основании предложений, подготовленных Президиумом Духовного собрания мусульман России с учетом мониторинга результатов реализации Стратегии, а также при появлении новых вызовов и угроз устойчивому исламскому развитию в России.

  1. Ожидаемые результаты
  2. Итогом и результатом реализации настоящей Стратегии должны стать укрепление веры, солидарности и сплоченности российской уммы и мусульманских организаций, устойчивое развитие Ислама и мусульманских религиозных организаций и уммы, гармонизация этнорелигиозных отношений, упрочение единства, гражданского мира и согласия в современной России.
  3. Реализация настоящей Стратегии способствует переходу мусульманских организаций на качественно новый уровень развития в XXI веке, к успешному позиционированию российской уммы в современном исламском мире и за его пределами.
  4. Заключительные положения
  5. Принятие и реализация настоящей Стратегии свидетельствуют о растущем уровне самосознания и самоопределения российской уммы и мусульманских организаций, создают благоприятные условия для осуществления канонической и социальной миссии Ислама.
  6. Целенаправленная, ответственная и скоординированная деятельность мусульманских организаций по реализации Стратегии повышает позитивный созидательный потенциал Ислама и российской уммы, укрепляет единство и сплоченность российского общества и служит фактором дальнейшего устойчивого развития свободной, сильной и процветающей России.

Скачать Стратегию в pdf