Централизованная религиозная организация Духовное собрание мусульман России
при поддержке Общероссийской общественной организации Российская ассоциация защиты религиозной свободы

 

О ситуации с соблюдением прав мусульман

в Российской Федерации в 2023 году

                                                                                                                                                  Экспертный доклад

 

        Введение

В октябре 2023 года, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Президент Российской Федерации Владимиру Путин особо подчеркнул, что Россия является самобытным государством-цивилизацией: «В такой формулировке четко и емко отражено то, как мы понимаем не только наше собственное развитие, в ней отражены основные принципы мирового устройства, на победу которых мы надеемся»[1]. Данное понимание России и ее миссии закреплено в ключевых документах российского стратегического планирования.[2]

Между тем, «государство-цивилизация» — это не красивая метафора, а прежде всего, эффективная форма развития, взаимодействия различных народов и культур, сохранение этнического и конфессионального многоцветия. В этой палитре ислам имеет особое значение. В России ислам- вторая по численности верующих религия. В 2023 году только в Москве на молитву, приуроченную к празднику Курбан-байрам, собралось почти четверть миллиона верующих мусульман, 100 000 человек приняли участие в намазе в Санкт-Петербурге. Также в течение этого года 25 тысяч россиян- верующих мусульман, включая и родственников участников Специальной военной операции на Украине, совершили паломничество к святыням Мекки[3].

Обращаясь с приветствием к российским мусульманам в канун празднования Курбан-байрама, Президент России Владимир Путин констатировал: «Мусульманская община России играет большую созидательную роль в жизни страны, вносит значимый вклад в упрочение межнационального и межрелигиозного мира, в сбережение семейных ценностей, воспитание подрастающего поколения. Сегодня, опираясь на исторические, духовные, патриотические традиции предков, бойцы-мусульмане в ходе специальной военной операции проявляют самоотверженность, отвагу и мужество, плечом к плечу со своими товарищами защищают Россию»[4]. Не стоит забывать, что первую звезду Героя России с начала СВО получил уроженец Дагестана Нурмагомед Гаджимагомедов, посмертно[5]

Во время встречи с представителями религиозных объединений глава Российского государства особо подчеркнул, что ценит их вклад и в противодействие экстремистским практикам, и просвещение граждан России, и в поддержку вооруженных сил страны. По его словам, и внешнеполитическая линия Москвы основывается на стремлении сохранить стабильность и внутри страны, и за ее пределами: «Наша задача сегодня, главная задача – остановить кровопролитие и насилие. В противном случае дальнейшее разрастание кризиса чревато тяжелейшими и крайне опасными, разрушительными последствиями. Причём не только для региона Ближнего Востока. Это может выплеснуться далеко за границы Ближнего Востока. Именно это неоднократно подчеркивал и я в своих выступлениях, в ходе многочисленных телефонных разговоров и разговоров, и личных встреч с главами ближневосточных и других государств»[6].

18 мая 2023 года в своем видеообращении к организаторам и участникам IV международного экономического форума «Россия - Исламский мир: KazanForum» глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: «Традиционно Россия развивает дружеские отношения с подавляющим большинством мусульманских стран. Нас объединяет приверженность выстраиванию межгосударственного сотрудничества на принципах равноправия, взаимного учета интересов и поиска баланса интересов. Мы всегда последовательно поддерживаем культурно-цивилизационное разнообразие народов мира, их естественное право самим определять модели и пути своего развития». В условиях непрекращающейся конфронтации между Россией и Западом, коррекции внешнеполитических приоритетов России в сторону Востока и Глобального Юга, особую значимость приобретают гражданский, межэтнический и религиозный мир внутри нашей страны.  Но реализация этой цели без всестороннего учета вопросов защиты прав и свобод верующих будет труднодостижима.

В 2023 году мы представляем очередной доклад, посвященный проблемам соблюдения прав российских мусульман. Все предыдущие материалы на эту тему активно распространялись и изучались, как представителями академической науки, духовными лидерами, так и практиками в сфере государственного и муниципального управления. Коллектив авторов всегда старался учитывать все поступавшие замечания и конструктивную критику. Крайне важно, что мы смогли добиться принципиального понимания всех заинтересованных лиц: рассматриваемая нами проблема не ограничивается лишь правозащитными стандартами российских мусульман. Эффективное обеспечение их прав, своевременное излечение уроков из имеющихся эксцессов относится напрямую и к качеству государственного управления, и к результативности взаимодействия между властями и гражданским обществом. То есть ко всем элементам нашей жизни, без которых невозможны внутренний мир и надежный правопорядок, а также активная деятельность России на международных площадках, где проблемы ислама и верующих мусульман обсуждаются все более активно.

        Исламофобия: угроза для российского государства и общества

8 ноября 2023 года, выступая на круглом столе «Роль гражданского общества в противодействии провокациям на национальной почве» на площадке МИА «Россия сегодня», глава комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Владимир Зорин, известный ученый-этнолог и практик (в 2001-2004 гг.- министр по национальной политике РФ) заявил, что: «Давно такого не было, чтобы серьезные люди, лидеры общественного мнения, депутаты, общественные деятели в таком тоне говорили о народах, о межнациональных отношениях. Мы сделали много, чтобы уйти от этого языка и научиться культуре речи. Думаю, что, если перевоспитать кого-то не получается, нужно думать над законодательной базой и повышением ответственности» [за подобные высказывания]. Схожие выводы были сделаны и заместителем председателя комиссии ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Маргаритой Лянге: «Язык вражды совершенно неожиданно вернулся в нашу жизнь. Нам действительно казалось, что мы побороли это в середине нулевых и стали нормально общаться друг с другом, освещая межнациональные отношения. Но нет» [7].

Лидер Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов  поддержал своих коллег, отметив, что: «Нам кажется, идет нагнетание этой темы, эту волну раскачивают. Мы обеспокоены тем, что эта волна на мигрантов может перекинуться на мусульман, которые являются гражданами нашей страны. Кто эту волну тогда остановит?» - задался вопросом муфтий. По его мнению, такие сюжеты должны освещаться максимально аккуратно и корректно.

Некоторые депутаты, общественные деятели в погоне за быстрой популярностью и в стремлении «капитализировать» тему защиты прав граждан  переходят границы и пытаются совместить борьбу за справедливость с использованием ксенофобских слоганов против «чужаков». Не осознавая до конца того, что против одной ксенофобии не борются с помощью другой.

Между тем, только летом-осенью 2023 года некоторые представители депутатского корпуса предложили множество запретительных мер в отношении иностранных мигрантов и «новых россиян», тех, что получили паспорта гражданина Российской Федерации.  «Справедливая Россия» заявила о необходимости ввести визовый режим со странами Средней Азии. Об этом лидер партии Сергей Миронов заявил в мае 2023 года с трибуны Госдумы: «Тема миграции. Необходимо наводить порядок. Абсолютно убежден: без введения визового режима со странами Центральной Азии у нас скоро возникнут очень серьезные проблемы!»[8]

Так в августе 2023 года фракция «Справедливая Россия - За правду» предложила законодательно ограничить число детей мигрантов в школах. Тогда же депутат Михаил Матвеев (КПРФ) внес законопроект о лишении приобретенного гражданства РФ за уклонение от постановки на воинский учет, воинской обязанности или мобилизации. В сентябре «Справедливая Россия - За правду» предложила запретить выдавать лицензии на гражданское огнестрельное и охотничье оружие лицам, получившим российское гражданство менее пяти лет назад. Председатель фракции Сергей Миронов упомянул, в частности, «криминогенную обстановку, вызванную засильем граждан из близлежащих стран» и «необходимость защитить жителей страны от мигрантов». Обсуждая эту инициативу, председатель общественной организации «Право на оружие» Вячеслав Ванеев заявил, что законопроект не должен касаться «новых» граждан, которые «этнически относятся к тем коренным народам, которые проживают на территории России», а вот для выходцев из стран Азии он предложил увеличить срок запрета на получение оружия до 15–25 лет. Между тем, для многих регионов страны «выходцы из Азии» «коренные», то есть проживают там веками. Это касается казахов в Астраханской и в Волгоградской областях, азербайджанцев – в южной части Дагестана или туркменов («трухменов») - в Ставропольском крае[9]

Как бы то ни было, налицо попытка введение в законодательство и в практику правоприменения широких и подчас неоправданных «генерализаций» (вроде «этнических анклавов», «некоренных народов», притом, что только тридцать с небольшим лет назад потомки нынешних мигрантов из регионов и государств Евразии и граждан Российской Федерации жили в общей стране). Между тем, представители мусульманской уммы России воспринимают такие инициативы и такую риторику болезненно, видя в этом проявление неприязни не по отношению к нарушителям закона из мигрантской среды, а к гражданам России. Ведь если мы принимаем на экспертном уровне активное сочувствие верующих мусульман –граждан России к единоверцам на Ближнем Востоке (не только в секторе Газа, но и в Сирии, Ираке, Йемене), то их взаимодействие с выходцами из «ближнего зарубежья» еще более интенсивно, а эмоциональные травмы, связанные с ксенофобскими проявлениями, сильнее и глубже.

Неоднозначную реакцию вызывают и рейды представителей правоохранительных структур в мусульманских культовых учреждениях. В подмосковных Котельниках и Дзержинском данный вопрос стал уже «долгоиграющим сюжетом» и вышел на самый высокий уровень. В июле 2023 года группа недовольных соседством с мусульманским молельным домом граждан пожаловалась Президенту РФ Владимиру Путину. В свою очередь, члены местной религиозной общины в своем видеообращении ранее обратили внимание главы государства на «вопиющие» действия силовиков, рейдом прервавших пятничную коллективную молитву[10]. Остроты ситуации добавляет тот факт, что инициаторами проверки мусульман могли стать представители организации под названием «Русская община». В четверг в Telegram-канале «Русская община ZOV» появилось видеообращение к главе государства уже жителей Котельников: «После проведения проверки одного из культурных центров МРОМ (местной религиозной организации мусульман- авт.) сотрудниками была выявлена незаконная деятельность данного центра, так как в культурных центрах не могут проводиться культовые обряды»[11]. К урегулированию конфликта подключился председатель Духовного управления мусульман России и Совета муфтиев России муфтий, шейх Равиль Гайнутдин. По его словам, «безусловно, вынужденное размещение мусульманских культовых объектов среди жилых домов создает нагрузку на городскую инфраструктуру и затруднения жителям, поэтому мудрым решением властей городского округа Котельники было бы выделение земельного участка под строительство сразу двух божьих домов - православного храма и мечети. Это явилось бы демонстрацией и подтверждением единства и многовекового добрососедства народов России»[12].

В октябре, тем не менее, в Котельниках произошел другой инцидент, появилась информация о рейде, в ходе которого прихожан якобы забирали в военкомат для вручения повесток. Фигурантом этой истории стал Мамут Усеинов - финалист шоу «Перепой звезду» на Первом канале[13].

Строительство и возвращение мечетей: бюрократические и общественные препоны

 

Строительство мечетей и молельных домов, а также вопросы реституции имущества культовых исламских объектов – вопрос, имеющий многолетнюю историю. В 2023 году он был снова актуализирован во время празднования Ураза-байрама (окончания поста в священный месяц Рамадан). Столпотворения возле мечетей 21 апреля снова подняли вопрос их переполненности и нехватки мест для поклонения мусульман. Дополнительной остроты прибавила дискуссия вокруг строительства мечети в Косино-Ухтомском районе[14]. В начале марта появилась информация, что на берегу Святого озера может появиться место для мусульманских богослужений. Эта новость вызвала немалый резонанс среди жителей не только района, но и всей Москвы, - люди стали выходить на пикеты против строительства. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров осудил митингующих и предложил мобилизовать их, высказал свою точку зрения и боец ММА Максим Дивнич. Ситуацию прокомментировал предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Приветствую решение подобрать другое место для строительства, что, несомненно, соответствует ожиданиям верующих, как православных, так и, уверен, мусульман, которые высоко ценят межрелигиозный мир и согласие, ставшие непререкаемой ценностью в российской столице»[15]. Первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушан Аббясов считает, что «нет никаких межконфессиональных разногласий и многие межрелигиозные конфликты порождает фейковая информация и вбросы, направленные на то, чтобы перессорить людей»[16].

В тоже время в Московской области складывается негативная практика закрытия помещений мусульманских религиозных организаций под формальным предлогами или решения сноса зданий мусульманского религиозного культа. Данный фактор стал поводом для обращения главы ДСМР Альбира хазрата Крганова и муфтия Московской области Дауда хазрата Мухутдинова к губернатору Московской области А.Воробьеву с просьбой разобраться в ситуации, поскольку в списке планируемых к  сносу или закрытию находятся еще шесть зданий, используемых местной мусульманской религиозной организацией как мечеть (в г. Дзержинск, г. Троицк,  г. Серпухов,  г. Лобня, г. Железнодорожный, г. Котельники).

Вопрос о достройке в столице Республики Башкортостан Уфе мечети «Ар-Рахим» актуализировался после того, как 13 марта 2023 года один из четырех минаретных куполов рухнул вниз. Падая, конструкция разрушила часть строительных лесов. Мечеть «Ар-Рахим» начали возводить в 2007 году (она задумывалась как самая большая на европейской части континента). Однако через два года объект заморозили. Периодически стройка возобновлялась и велась только за счет благотворительных средств. Последний раз активные работы производились в 2020 году, но позже у спонсора появились претензии к застройщику и заказчику в лице республиканского муфтията. Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров неоднократно подчеркивал: чтобы достроить "Ар-Рахим", нужные огромные средства - по скромным подсчетам, 2 млрд рублей: «Я четко и ясно обозначил периоды, когда мы приступим к большой работе. Не подходите ко мне с этим вопросом до второй половины 2025 года. Пока денег нет. Сейчас республике предстоят расходы на более важные задачи, которые выполняют наши ребята на специальной военной операции. Но мечеть обязательно достроим»[17].

В 2023 году исполнилось 110 лет с момента первого богослужения в Санкт-Петербургской Соборной мечети. Службу, приуроченную к 300-летию Дома Романовых, провели 21 февраля 1913 года в недостроенном здании. В советский период, когда на государственном уровне проводилась политика атеизма, мечеть, использовалась не по назначению, а после распада СССР процесс ее полного восстановления затянулся.  Начиная с 2000 года, на реставрацию Соборной мечети было выделено более 300 миллионов рублей. В 2023 году подошел к концу ремонт и реставрация фасадов, на эти цели городом выделено 1,7 миллиона рублей. Все работы финансируются за счет бюджета, конкурсы на их проведение объявляет и проводит городское правительство. Однако, по словам, главы Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, настоятеля (имам-хатыба) Соборной мечети Равиль-Хазрат Панчеева, мусульмане «северной столицы» ожидают решения проблемы вибрации, которую создают проходящие рядом с мечетью трамваи: «Когда мы молимся и проходят трамваи, то ощущаем не себе, как все это... шевелится»[18].

Одним из наиболее болезненных вопросов для российской мусульманской уммы является вопрос об открытии мечети в кубанской столице – городе- «миллионнике» Краснодаре. Здесь нет ни одной мечети, а всего по краю их меньше 10. Это несмотря на то, что Кубань граничит с Адыгеей и находится близко к другим республикам, где исповедуют ислам. Верующие давно просят построить хоть одну мечеть, потому что в краевой столице живет более 10 000 мусульман. В день Ураза-байрама краснодарские СМИ опубликовали снимки сотен верующих, совершающих намаз на сырой от дождя земле. Они собрались в частном помещении в микрорайоне «Немецкая деревня», которое было переделано под молитвенный дом, в праздники он не вмещает всех желающих[19]. Мусульмане, живущие в Краснодаре, вынуждены ездить в адыгейский поселок Яблоновский. И хотя у города репутация кубанской казачьей столицы, стоит иметь в виду, что до 1917 года в Екатеринодаре (название Краснодара до 1920 года) была своя небольшая мечеть, построенная в начале прошлого века адыгейским промышленником Лю Траховым. В советское время во время кампании по борьбе с религией минарет снесли, а здание перестроили в многоквартирный дом, которым оно остается и сегодня. Несколько лет назад на платформе Change.org появилась петиция в Госдуму, президенту Владимиру Путину, губернатору Вениамину Кондратьеву, на тот момент мэру Краснодара Евгению Первышову и в Духовное управление мусульман России с требованием построить в городе мечеть[20].

В сентябре 2023 года стало известно, что строительство второй мечети в Сургуте было отложено на неопределенный срок.  Планировалось, что возведение нового религиозного сооружения начнется весной 2023 года в восточной части города, на земле, выделенной специально под этот проект. Однако, несмотря на пожертвования прихожан, собранных средств оказалось недостаточно для запуска строительства. Стоимость проекта мечети оценивается в полмиллиарда рублей. Сообщество мусульман города выражает глубокое беспокойство по поводу задержки реализации проекта. Вторая мечеть в Сургуте не только удовлетворила бы растущие религиозные нужды общины, но и способствовала бы развитию культурного и духовного обмена в регионе[21].

Проектировщик знаменитой казанской мечети Кул-Шариф, архитектор Айвар Саттаров заявил, что в столице Татарстана не хватает мест для строительства культовых сооружений. Проблему предложили решить, внося мечети и храмы в генплан города[22].

3 ноября 2023 года в Музее Победы в Москве Владимир Путин провёл встречу с членами Общественной палаты Российской Федерации нового, восьмого состава, на которой муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России Альбир хазрат Крганов обратился к Президенту с просьбой поддержать проект строительства межрелигиозного духовно-просветительского центра на территории пос. Коммунарка (г. Москва). Эта просьба нашла отражение в перечне поручений Президента РФ по результатам данной встречи, в котором Владимир Путин рекомендовал Правительству Москвы при участии заинтересованных органов государственной власти и организаций оказать содействие религиозным организациям в создании межрелигиозного духовно-просветительского центра на территории пос. Коммунарка (г. Москва).

Президента России Владимира Путина проинформировали об идее строительства мечети в парке «Патриот». Об этом он заявил по окончании церемонии возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади 4 ноября 2023 года. «Хорошая идея. Ребята вместе сражаются», – сказал он, отвечая на предложение председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ Равиля Гайнутдина принять участие в церемонии открытия памятного камня на месте строительства в конце ноября - начале декабря. По словам муфтия, проект строительства мечети согласовали, а 4 ноября была получена соответствующая резолюция министра обороны РФ Сергея Шойгу[23].

Однако новость об этом опубликовали на канале RT/Russia Today. И читательско-зрительская аудитория выразила свое негативное отношение.  2000 поставили дизлайки (то есть высказали недовольство) и только 1000 человек поставили лайки. Еще 100 отметили публикацию недовольными лицами.  Канал RT в целом собирает лоялистски настроенную аудиторию. И тем не менее, порядка 60-70 % аудитории одного из ведущих российских каналов выступило против строительства мечети в парке «Патриот»[24].

 

       Проблемы ношения традиционной мусульманской одежды

 

Проблема ношения религиозной одежды в России наиболее актуализировалась после так называемого «ставропольского дела». Ученикам запретили посещать школу в религиозной одежде на основании соответствующего постановления, принятого региональным правительством в 2012 году. Указанное постановление было оспорено родителями учениц, носивших хиджабы. Заявители считали, что оспариваемое постановление нарушает право их детей на свободу вероисповедания, поскольку обязывает детей действовать вопреки своим религиозным убеждениям. Ставропольский краевой суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Не согласившись с решением краевого суда, заявители обратились с апелляционной жалобой в Верховный суд (ВС) Российской Федерации. Высшая судебная инстанция оставила в силе решение Ставропольского суда.[25] Во многом аналогичный случай возник в 2014 году в Республике Мордовия. И тогда ВС РФ также поддержал приоритет светских принципов. При этом в 2017 году парламент Чеченской Республики принял закон, дающий право обучающимся одеваться в соответствии с их вероисповеданием, в том числе носить хиджаб.

В январе 2023 года глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил: «Те, кто запрещают ходить в мечеть, носить хиджаб и исламскую одежду, являются частью украинского фашизма. Я призываю, чтобы к нам относились с уважением или мы будем вынуждены принять меры[26]. Таким образом, с учетом многоконфессионального состава России трудно прийти к единому подходу по урегулированию вопроса ношения религиозной одежды.

11 января 2023 года педсовет медицинского колледжа в Новочеркасске отчислил пятерых студенток, в том числе уроженок Республики Дагестана и Чеченской Республики, за ношение хиджабов. Девушки пожаловались прокурору и омбудсмену. Руководство колледжа заявило, что студентки могут вернуться к учебе, если откажутся от одежды с религиозными атрибутами. При этом были написаны жалобы в администрации двух вышеупомянутых северокавказских республик. Этим вопросом было поручено заниматься Уполномоченному по правам человека в Чеченской Республике Мансуру Солтаеву[27].

В марте 2023 года ингушские депутаты решили законодательно закрепить право мусульманок носить в образовательных учреждениях хиджаб. В региональном парламенте был подготовлен соответствующий законопроект, который получил единогласную поддержку. Вице-спикер парламента Ингушетии Аза Хашиева заявила, что идея разработки такого законопроекта возникла из-за многочисленных обращений женщин-мусульманок на запреты носить платки в образовательных учреждениях: «В нашей республике, разумеется, таких проблем нет и быть не может, жаловались наши землячки, которые живут в других регионах России»[28].

Большой резонанс вызывала история с запретом-разрешением на ношение хиджабов в Кабардино-Балкарии (КБР).  В нескольких селах республики девочек в хиджабах не пустили в школы, следует из опубликованных 2 октября 2023 года видеороликов. Пользователи соцсетей возмутились этой практикой, а муфтият КБР объявил, что убедил чиновников не мешать школьницам носить хиджаб. Школа в селении Залукокоаже 4 октября допустила до занятий учениц-мусульманок в хиджабах после общественного резонанса[29].

В ноябре 2023 года на форуме «Сургут-безопасность» публицист Яна Амелина предложила запретить носить никаб. Согласно исламской традиции, женщины носят этот головной убор, который скрывает все лицо, оставляя открытыми глаза: «Проблема стоит достаточно остро. Если по-обывательски сказать, то традиционное исламское духовенство - оно тоже категорически против этих никабов. В том числе и у нас на Кавказе. И уже назрело какое-то обращение от имени централизованных мусульманских организаций на этот счет. Что это не имеет отношения к традиционному исламу»[30].

Первая волна споров скандалов на тему, могут ли школьницы из мусульманских семей надевать в тюменскую школу платок (именно он в Тюмени понимается под словом «хиджаб», в широком смысле означающим всякую одежду, соответствующую требованиям шариата), прокатилась по сибирскому городу еще в начале сентября 2022 года. Тогда в одной из школ к занятиям не допустили девочку из мусульманской семьи, пришедшую в школу в платке, полностью скрывающем волосы. Школьницу поставили перед выбором - снять платок или покинуть класс.  В ноябре 2023 года тема снова актуализировалась после публикации колонки искусствоведа и преподавателя истории мировых религий, которая резко высказалась про мусульманский религиозный атрибут[31]. Тем временем Тобольско-Тюменская епархия РПЦ призвала подойти к проблеме хиджаба «аккуратно», напомнив прихожанам, что «каждый человек является человеком, даже если это не гражданин нашей страны»[32].

 

       Права мусульман в пенитенциарной системе

 

Права верующих мусульман в пенитенциарных учреждениях- проблема многоплановая. Она касается и правозащитных стандартов, и вопросов (де)радикализации и де(криминализации).  

За I квартал 2023 года с целью работы в Россию въехало 1,3 млн иностранцев. Об этом свидетельствует статистика ФСБ РФ, которая опубликована в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС, платформу курирует Росстат). Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, – тогда трудиться в страну прибыл 841 501 гражданин других государств. По данным ФСБ, основной приток трудовых мигрантов произошел за счет приезжих из Узбекистана (630 859 человек), Таджикистана (349 357), Киргизии (172 591), Армении (47 337) и Казахстана (34 783)[33]. Такой приток предполагает рост конкуренции на трудовом рынке. Но при одновременных попытках местных и региональных властей ввести ограничения для вновь прибывших, порой возникают

По данным МВД России, за первые полгода 2023 года на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства совершили 22,4 тыс. преступлений. Этот показатель на 6,3% выше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом 18,4 тыс. преступлений приходится на граждан стран СНГ. В прошлом году их было на 6,5% меньше[34]. Таким образом, наличествует риск дополнительного притока мусульман в пенитенциарные учреждения, как и опасность их радикализации.

Руководящие документы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) фиксируют, что наличие в исправительных учреждениях осужденных носителей радикальных исламских идей является одним из источников распространения экстремизма, предотвращение которого рассматривается как одна из важных задач уголовно-исправительной системы[35].

Серьезной проблемой для заключенных-мусульман является ограничение контактов с представителями мусульманского духовенства, а также меры, связанным с религиозными праздниками и выполнением обрядов. Разного рода запретительные меры открывает возможности для активного воздействия представителей неконвенциональных организаций, спекулирующих на чувствах верующих и занимающихся вербовкой мусульман, оказавшихся в местах отбывания наказаний, в ряды запрещенных в России террористических структур.

В июне 2023 года в исправительной колонии (ИК) №9 в Оренбургской области заключенным запретили праздновать Ураза-байрам.  За день до начала Рамадана в колонии закрыли молельную комнату. Спустя три недели ее тайно открыли, ограничив время работы до двух часов в день. Заключенные считают, что введение ограничений — это месть за их жалобы на условия содержания в ИК[36].

В июле 2023 года родственники мусульман, осужденных и отбывающих наказания в крытой тюрьме Димитровграда в Ульяновской области, обратились в Национальную ассоциацию юристов России (НАЮР) за помощью в связи со систематическими нарушениями их прав сотрудниками исправительного учреждения. Также обратившиеся пожаловались на «прямое склонение» осужденных к подписанию контракта об участии в СВО[37].   

 

       Международные процессы: влияние на российских мусульман

  

В конце октября Северный Кавказ снова оказался в центре внимания ведущих мировых изданий и в топах сообщений информагентств. Массовые выступления в Хасавюрте и в Черкесске, блокада аэропорта в Махачкале, поджог строящегося еврейского центра в Нальчике. Все эти события объединяло одно – они прошли под антиизраильскими и антисемитскими лозунгами.

В то же время все упомянутые выше акции были непродолжительными и не привели к вооруженному противостоянию. Не было даже попыток создать нечто отдаленно напоминающее неподконтрольные властям экстремистские анклавы, вроде пресловутой «Кадарской зоны». Однако октябрьский всплеск антисемитизма в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) требует особого внимания, несмотря на кажущуюся легкость, с которой власти навели порядок. Заметим также, что численность участников антисемитских акций в Хасавюрте, Махачкале или Черкесске была незначительной. Согласно полицейским сводкам, в погроме аэропорта имени дважды героя Советского Союза Амет-Хана Султана принимали участие около 1200 человек.

И тем не менее, эти события показали, что процессы, идущие на Ближнем Востоке, важный фактор влияния на российскую мусульманскую умму. Это и фактор этно-религиозной мобилизации, и идентичности. Таким образом, сегодня любое выстраивание внешнеполитических траекторий должно учитывать и внутренние факторы в России. Как, впрочем, и наоборот.[38]

«На фоне израильско-палестинского конфликта есть те, кто пытается раскачать ситуацию и спровоцировать межнациональные конфликты, используя приемы распространения фейковой информации», - заявил глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. Глава региона призвал не допустить, чтобы чувства сострадания и сопереживания, которые сейчас испытывают верующие мусульмане по отношению к жителям Палестины, «стали орудием для разжигания межнациональной и межконфессиональной розни на Северном Кавказе».

Глава Республики Дагестан Сергей Меликов призвал жителей не верить провокациям из-за событий в Газе. Он напомнил, что экстремистские ресурсы, администрируемые врагами России, далекими от Дагестана и уж тем более от ислама, распространили воинственные призывы, на которые, к сожалению, откликнулись некоторые горячие головы. По его словам, инциденты в Махачкале и в Хасавюрте никак не красят тех, кто поддался на провокации и позволил собой манипулировать.

Глава Кабардино-Балкарской республики Казбек Коков в свою очередь назвал происходящее масштабной информационной атакой, направленной на регионы Северного Кавказа со стороны иностранных экстремистских ресурсов. «Я призываю вас сохранять благоразумие, не поддаваться на провокации, не идти на поводу у тех, кто хочет внести смуту и раздор в нашу мирную жизнь», – резюмировал Коков[39].

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова так прокомментировала в своем Telegram-канале события в Дагестане. По мнению омбудсмена, беспорядки в аэропорту Махачкалы совершенно очевидно направлены на разжигание межнациональной розни и могут привести к грубейшим нарушениям прав человека[40].

На  расширенном заседании Президиума Духовного собрания мусульман России с участием представителей Муфтията Дагестана, ДУМ Крыма, Татарстана и Башкортостана было принято  заявление о недопустимости провокационных действий на территории Российской Федерации. Участники заседания из почти 30 регионов РФ  в своих выступлениях отметили, что: «Эти организованные извне и, очевидно, тщательно заранее спланированные  противозаконные действия показывают, что нашлись те, кто в очередной раз попытался использовать чувства верующих в своих интересах». Данное обращение было доведено до Президента России В.В.Путина.

 

https://dsmr.ru/4665-zayavlenie-prezidiuma-dsmr-o-nedopustimosti-provokatsionnykh-dejstvij.html

 

 

     Запреты и осквернения исламской духовной литературы

 

Уважение к письменному тексту Корана является важной составляющей ислама. Большинство традиционных исламских правовых школ (мазхабов) требует совершать ритуал омовения рук (вуду) до того, как мусульманин прикоснется ими к Корану. В этой связи всякие попытки осквернения священного писания (и вообще религиозных текстов) воспринимаются верующими мусульманами как богохульство. Не менее щепетильно отношение верующих к духовной литературе.

В июне 2023 года во время посещения Джума-мечети в дагестанском Дербенте президент РФ Владимир Путин заявил, что Коран- «это святыня для мусульман и для всех других является святыней. Мы знаем, что в других странах поступают иначе - не уважают религиозные чувства людей и еще говорят, что это не преступление»[41].

В России существует ряд законодательных актов, которые запрещают распространение и публичное использование некоторых исламских книг. Эти ограничения были введены с целью предотвратить пропаганду экстремистских и радикальных идей, которые могут угрожать государственной безопасности и содействовать нарушению прав и свобод граждан. Однако, необходимо отметить, что запрещение книги не означает запрет на изучение исламской культуры и религии в целом. Законодательство России стремится лишь предотвратить распространение потенциально опасных и экстремистских идей, сохраняя при этом свободу вероисповедания и уважение к религиозным убеждениям граждан.

Важно отметить, что список запрещенных исламских книг периодически обновляется и дополняется в соответствии с изменяющейся обстановкой в мире. Государство принимает все необходимые меры для борьбы с экстремизмом и терроризмом, однако это не означает, что все исламские книги автоматически являются запрещенными. Общественность также играет важную роль в процессе идентификации и предотвращении распространения неблагоприятных книг и идей[42].

В апреле 2023 года шестой кассационный суд общей юрисдикции в Самаре отменил решение о признании экстремистской литературой одного из переводных изданий почитаемого мусульманами сборника преданий «Сахих Аль-Бухари» авторства известного богослова IX века Аль-Бухари (810-870).  Прежде на сайте Минюста РФ в числе экстремистских материалов значилось «Издание: Сахих аль-Бухари (Краткое изложение) «Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ясное изложение хадисов "Достоверного сборника", составил Имам Абу аль-Аббас Ахмад бин Абд аль-Латыф аз-Зубайди, перевод с арабского Абдулла Нирша, 5-е издание, исправленное, М.: Умма, 2007 (печатное издание № 4)». Также уточнялось, что текст признан экстремистским «за исключением содержащихся в нем сур, аятов и цитат из Корана».  Кассацию подавали Совет муфтиев России, глава Чечни Рамзан Кадыров и переводчик книг Эльмир Кулиев, их интересы в суде по доверенности представляли адвокаты Национальной ассоциации юристов России. Защитник положительно оценил решение кассационного инстанции[43].

В мае одним из общественно резонансных кейсов стало дело о сожжении Корана в Волгограде. Житель этого города Николай Журавель сжег священное для всех мусульман писание, а затем выложил запись этого действа в интернете. Следствие озвучило версию о связи Журавеля с украинскими спецслужбами. При этом дело о сожжении Корана было передано из волгоградского следственного управления региона в Чечню, поскольку от жителей республики поступили обращения с просьбой признать их потерпевшими, сообщается на сайте Следственного комитета РФ. Данное решение выглядит крайне неоднозначным, поскольку вводит элементы коллективной национальной (конфессиональной) ответственности и эксклюзивности. Сожжение Священной для мусульман книги- вызов не только для этнических чеченцев или верующих мусульман, это удар по национальному миру в нашей стране, провокация, не имеющая никаких рациональных мотивов и оправданий.

Однако следствие по этому делу должно основываться на общегражданских правоприменительных практиках, а не на особенностях того или иного региона. Вряд ли было бы целесообразным передавать дела об осквернении православных святынь из того или иного региона с преобладанием мусульманского населения в Санкт-Петербург или в любой из областных центров российского «Золотого кольца». Уважение к чувствам верующих и национальному миру должно покоиться на общегражданских принципах[44].

В начале июля 2023 года житель КБР (Кабардино-Балкарии) поджег 15 экземпляров Корана в здании мечети. Установленная в молитвенном помещении видеокамера зафиксировала, как мужчина собирает книги в стопку, поливает жидкостью из бутылки и поджигает. Глава Чегемского района Юрий Борисов заверил, что «никакой религиозной подоплеки» в случившемся нет. «В настоящее время лицо, совершившее поджог задержано и свой поступок объясняет призывами «внутреннего голоса». Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарской Республики призвало местных жителей «к терпению, спокойствию» и несовершению «каких-либо противоправных действий»[45].

Также в июле 2023 года в Ульяновске некий египтянин по имени Саид Абу Мустафа поглумился над священной книгой мусульман. Причем сделано это было вскоре после того, как Коран был сожжен возле мечети в Стокгольме выходцем из Ирака Салваном Момикой. Примечательно, что этот самый Саид демонстративно позиционировал себя христианином, посещающим православные храмы[46].

 

 

 

 

Выводы и практические рекомендации

 

«Прочный межконфессиональный мир между мусульманами и христианами в РФ скрепляет единство российского народа, - заявил президент РФ Владимир Путин во время посещения Джума-мечети в Дербенте в июне 2023 года[47]. Действительно, ислам- не просто вторая по численности религия в нашей стране, но и фактор консолидации России, как «страны-цивилизации». Осознание этого крайне важно и для укрепления внутрироссийской стабильности, и для усиления влияния РФ на международной арене. С учетом же принципиальной корректировки российских внешнеполитических приоритетов в сторону расширения связей со странами Востока, и, прежде всего, мусульманского мира, соблюдение прав верующих мусульман, как граждан нашей страны, так и мигрантов, ищущих в ней пристанище, защиту и достойный труд становится приоритетной государственной задачей, а также важной общественной гражданской миссией.

Анализ ситуации с правами мусульман в Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии целого ряда проблем. Это связно и с уровнем знаний о мусульманской религии, ее символах веры, значении и влиянии для российской и мировой культуры. Не всегда этот уровень адекватный и достаточный для преодоления фейков, провокационных новостей, ксенофобских стереотипов. Этими прорехами в образовании и просвещении пользуются, как националисты-мигрантофобы, сторонники «чистоты крови», так и псевдоисламские радикалы, продвигающие идеологию веронетерпимости и религиозной исключительности. Также заметим, что далеко не всегда миграционные процессы объясняются и увязываются с необходимостью удовлетворения рынка труда, привлечения важных трудовых ресурсов. И, напротив, экономические интересы не увязываются с соображениями безопасности, идентитарными проблемами. В любом случае миграция не должна быть лишь привлекательным пиар-инструментом для демонстрации «заботы» о Родине. Она должна быть средством для улучшения позиций нашей страны и ее граждан. 

Увы, но даже после того, как россиянам явлены примеры героизма россиян-мусульман в зоне СВО, при спасении людей и осуществлении важных государственных задач, не изжиты такие пороки, как исламофобия. Далеко не всегда судебные инстанции и органы власти различных уровней осознают проблемы верующих мусульман, не всегда адекватно откликаются на запросы активистов российской исламской общины, не связывают воедино интересы России на международной арене и вопросы ее внутренней безопасности.

В сегодняшних реалиях, когда Россия вовлечена в разрешение острых международных кризисов, единство народов РФ и российской гражданской нации в целом проходит серьезную проверку на прочность. В этом контексте крайне важным представляется активное включение неправительственных, правозащитных организаций, экспертных структур, духовных лиц и авторитетов в выработку практических инструментов и механизмов для реализации и детализации различных проектов власти, будь корректировка основ миграционной политики, антиэкстремистское правоприменение, профилактика межэтнических конфликтов, обеспечение и защита прав верующих.

На основании проведенного исследования положения мусульман и регулярного мониторинга ситуации на этом направлении ЦРО «Духовное собрание мусульман России» и ООО «Российская ассоциация защиты религиозных свобод» предлагают следующие рекомендации органам государственной власти и общественным институтам.

 

 

 

Федеральному Собранию Российской Федерации:

 

- повысить эффективность законодательного обеспечения вопросов, связанных с защитой прав верующих мусульман с привлечением экспертов по исламскому праву и специалистов-религиоведов

 

Министерству иностранных дел России

- активизировать вовлечение нашей страны в международную правозащитную деятельность по проблематике защиты прав мусульман, стран Ближнего и Среднего Востока, а также соблюдения прав верующих в странах коллективного Запада, как на государственном, межгосударственном, так и на неправительственном уровне,

- укрепить координацию по продвижению идей религиозного мира, согласия, координации стран Глобального Юга и Востока по линии интеграционных объединений (БРИКС, ШОС, ЕАЭС, ОДКБ, саммиты Россия-Африка)

Министерству юстиции РФ

- при тесной координации с исламскими богословами и светскими специалистами-религиоведами провести комплексную проверку списков запрещенной литературы на предмет их актуализации

Министерствам образования и науки, просвещения

- укрепить координацию по продвижению просветительских программ «Ислам в России», «Российские мусульмане» для педагогов вузовского и среднего образования, созданию проектов в сфере допобразования и переподготовки кадров в сфере истории российской культуры

- провести курсы с привлечением представителей мусульманских организаций для повышения квалификации специалистов, журналистов и студентов профильных ВУЗов, специализирующихся на взаимодействии с мусульманскими организациями и освещении в СМИ исламской тематики

Федеральному агентству по делам национальностей

- расширить функционал, включающий использование религиозного фактора (духовные лица, моральные авторитеты) в деле профилактики межэтнических конфликтов, укреплению усилий по продвижению общегражданской идентичности

Министерству обороны Российской Федерации

- на базе Военного университета, Академии Генерального штаба и других образовательных структур подготовить программы патриотического воспитания, в которых были бы отражены роль и значение российских мусульман в защите Отечества (ВОВ, миссии в Афганистане и в Сирии, СВО)

Институтам гражданского общества:

- укреплять информационную координацию, в особенности в социальных сетях, блогосфере, телеграмм-каналах, для своевременного реагирования на провокации, распространение фейков, лозунгов, разжигающих этническую и религиозную нетерпимость, а также выявление нарушений прав верующих мусульман,

-  активизировать взаимодействие с ЦРО мусульман России с целью выработки общих подходов к правозащитной деятельности и оказания правовой защиты лицам, подвергшихся дискриминации