Мы нередко узнаем из новостей, что в том или ином регионе или городе России происходят вспышки исламофобии, оскверняются мечети и кладбища. Мусульмане, порой безосновательно, подвергаются преследованию, притеснению, ущемлению в своих правах.
Очередная новость о вандализме пришла из города Электрогорска (Московская область). Там 22 июня 2020 года неизвестные снесли изречение из Корана, которое было установлено на фасаде мусульманского культурного центра. «Плитка уже крепко «взялась». А сегодня днем один из прихожан проезжал мимо и увидел, что от надписи ничего не осталось. Одни осколки. Видимо, кто-то подогнал кран и перфоратором сбил надпись. Ничего не осталось от шамаиля (красиво выполненная арабская надпись, - прим.)», — сообщил имам.
Такие варварские действия подрывают добрые, дружеские межрелигиозные и межэтнические отношения, складывающиеся между людьми, проживающими на одной территории. Такие преступления необходимо выявлять и пресекать, чтобы предотвратить межнациональные конфликты. А так же, безусловно, необходима профилактика в данной сфере и всесторонняя работа с молодежью.
Именно поэтому Централизованная религиозная организация Духовное собрание мусульман России при поддержке Общероссийской общественной организации Российская ассоциация защиты религиозной свободы подготовила Экспертный доклад «Вопросы соблюдения прав мусульман в России». Каждый может сообщить о нарушении прав мусульман в России на сайте www.dsmr.ru. Каждое сообщение будет тщательно и всесторонне проверено и будет дана правовая оценка фактам. Так же все сообщения о нарушениях прав будут включены в следующий Доклад, так как данная работа ведется на постоянной основе.
Глава Духовного собрания мусульман России Альбир хазрат Крганов принял участие в военном параде в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
На центральной трибуне находились президент России Владимир Путин, ветераны и гости мероприятия. В этом году в честь юбилея Победы в Москву приехали президент Абхазии Аслан Бжания, президент Белоруссии Александр Лукашенко, сербский член Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, президент Молдавии Игорь Додон, президент Сербии Александар Вучич, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, президент Южной Осетии Анатолий Бибилов.
- Мы склоняем головы перед светлой памятью всех, кто не вернулся с войны, - произнес Владимир Путин и объявил минуту молчания в память о погибших в Великой Отечественной.
Глава государства призвал всегда помнить, что на советский народ пришлась основная тяжесть борьбы с нацизмом.
Парад принял министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, командовал главком Сухопутных войск генерал армии Олег Салюков. Шойгу и Салюков объехали парадный строй на новейших российских кабриолетах Aurus. По традиции министр проследовал мимо парадных расчетов и поприветствовал военнослужащих. Затем он направился к центральной трибуне с докладом о готовности войск к параду верховному главнокомандующему, президенту РФ.
Перед трибунами прошли 13 расчетов армий мира - военнослужащие Азербайджана, Армении, Белоруссии, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Молдавии, Монголии, Сербии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.
Два кабриолета "Победа", на которых установили флаги Туркмении и боевое знамя 748-го стрелкового полка 206-й дивизии 2-го Украинского фронта, в составе которого воевал дед главы республики Гурбангулы Бердымухамедова Бердымухамед Аннаев, возглавили парадный расчет военнослужащих этой страны на параде.
В строю современной бронетехники по Красной площади проследовали колесные бронеавтомобили "Тигр-М" и "Тайфун-К" с различным вооружением, боевые машины пехоты БМП-3, боевые машины поддержки танков БМПТ "Терминатор", танки Т-72Б3, Т-14 "Армата", бронетранспортеры БТР-82А, а также боевые машины десанта БМД-4М и авиадесантируемые бронетранспортеры БТР-МДМ "Ракушка".
Парад завершился пролетом 75 самолетов и вертолетов Воздушно-космических сил России. Авиация, взлетевшая с восьми аэродромов России, пролетела над Красной площадью в составе 16 групп.
В этом году в параде Победы приняли участие около 14 тыс. военнослужащих.
Духовное собрание мусульман России (ДСМР) с пониманием относится к решению властей Саудовской Аравии отменить хадж в этом году из-за пандемии коронавируса, по этой причине все оплаченные туры хадж-операторами будут возвращены или перенесены на следующий год, сообщил РИА Новости глава ДСМР муфтий Москвы Альбир Крганов.
Ранее власти Саудовской Аравии из-за коронавируса отменили хадж для паломников из-за рубежа: в этом году в нем разрешено участвовать только паломникам, которые уже находятся в королевстве. С началом эпидемии COVID-19 власти королевства также запретили умру - малое паломничество к святым местам, которое, в отличие от хаджа, возможно в любое время года.
"То, что последует вынужденная временная мера отмены хаджа в 2020 году, было ожидаемо... Здоровье человека и сохранение его жизни является обязательным фактором, и в этой связи это решение, конечно же, во всех отношениях правильное, и мы - от имени Духовного собрания мусульман России - всецело поддерживаем его, и свое мнение по этому поводу направили в посольство Саудовской Аравии", - сказал Крганов.
По его словам, аналогичное мнение высказали еще несколько месяцев назад, когда только началась пандемия по всему миру, и мусульманские религиозные деятели из других стран, и оно соответствует священным книгам мусульман.
"Мы ведем разъяснительную работу среди наших верующих, и туроператоры централизованных религиозных организаций, муфтиятов также были к этому готовы, ждали этого решения. И они готовы вернуть тем гражданам, которые намеревались поехать в хадж, обратно их средства или перенести их на следующий год. То есть, средства, которые были заплачены заранее, будут возвращены их владельцам, нашим гражданам-мусульманам", - заверил Крганов.
Хадж - ежегодное паломничество к святым местам ислама в Мекке и Медине (Саудовская Аравия). Учение предписывает мусульманам совершить хадж хотя бы раз в жизни. Саудовская Аравия занимает первое место среди арабских стран по числу случаев заболевания коронавирусом с более чем 161 тысячей инфицированных.
По материалам РИА Новости
Временно исполняющему обязанности
Главы Чувашской Республики
О.А. Николаеву
Многоуважаемый Олег Алексеевич, дорогие соотечественники!
От имени Духовного собрания мусульман России, правоверных Чувашии и себя лично сердечно поздравляю Вас с юбилейной датой - 100-летием со дня образования Чувашской Республики!
Расположенная в самом сердце страны Чувашия объединила представителей разных народов и культур, стала примером межэтнического и межрелигиозного согласия. Отрадно осознавать, как жители многорелигиозной и многонациональной республики живут в дружбе и согласии, показывая добрый пример добрососедства и сотрудничества. Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики, объединяющее более пятидесяти приходов и медресе «Гулистан», в добром сотрудничестве с другими традиционными религиями направляет все своё влияние на сохранение устойчивого гражданского общества, укрепления мира и стабильности, а также возрождения и популяризации исконных духовно-нравственных ценностей нашего народа.
Мы татары-мусульмане, принимая активное участие в жизни родной Республики и наблюдая за развитием региона, гордимся и радуемся общим удачам и победам, восхваляем Всевышнего за Его блага. Чувашская Республика с ее богатейшей историей, выдающимися личностями, внесшими заметный вклад в ход истории и культуру всей нашей страны, и сегодня является одним из лидирующих регионов России.
Сегодня Чувашия уверенно продвигается к социально-экономическому благополучию. Эти успехи реализуются на основе талантливой организаторской работы руководителей и огромного трудолюбия всех жителей, что особенно примечательно и актуально для всей российской экономики.
Уверен, что Чувашия и впредь будет вносить весомый вклад в развитие нашего общего Отечества, сохранение духовного богатства, и останется одним из наиболее ярких и привлекательных регионов с устойчивым развитием в Поволжье.
От всего сердца желаем счастья и благополучия всем жителям региона, мира, стабильности и дальнейшего процветания Чувашской Республике!
Муфтий Москвы и Чувашии,
глава Духовного собрания мусульман России,
член Общественной палаты Российской Федерации
Альбир хазрат Крганов
Мэрия Мекки планирует создать культурный центр у подножья Джабаль ан-Нур (Горы Света) – горы, на которой находится историческая пещера Хира, сообщает сайт Saudi Gazette.
Мэр города Мухаммад аль-Кувайхас сказал, что сначала будет произведена очистка горы и ее окрестностей от надписей, граффити, трущоб и других подобных объектов. «В Центре будет представлена документированная и достоверная информацию о священном городе Мекке и пещере Хира», – цитирует Аль-Арабия мэра города.
Пещера Хира имеет огромное значение для мусульман всего мира, многие паломники посещают это место во время хаджа и умры. В ней Мухаммад (САВ) уединялся еще до того, как на него была возложена пророческая миссия. Он предавался здесь молитвам и размышлениям. Здесь он получил первое откровение, которое принес ему ангел Джибриль, – первые пять аятов суры аль-Алак.
По словам Аль-Кувайхаса, все беспорядочные объекты, которые в настоящее время занимают склоны горы, будут демонтированы. «Будут построены лестницы, чтобы облегчить подъем на вершину горы, где находится пещера, и спуск с нее. Будут соблюдены все необходимые меры для обеспечения безопасности посетителей и сохранения горы как природного объекта, который имеет большое значение в истории ислама», – сказал он.
Градоначальник указал, что некоторые посетители не имеют должной информации о горе, что приводит к появлению неверных практик. «Культурный центр станет надежным источником правильной информации, наряду с историческими документами о прошлом горы и пророческой миссии», – заявил Аль-Кувайхас, добавив, что центр будет отображать историю горы и пещеры от доисламской эпохи до современности.
Джабаль ан-Нур располагается в 4 км от Каабы. Ее высота едва достигает 640 м, но подъем занимает около двух часов. Пещера Хира находится на ее северо-восточном склоне.
По материалам ИСЛАМОСФЕРА: современная мусульманская культура
22 июня в Коврове состоялись торжественные мероприятия, посвящённые Дню памяти и скорби в которых принял участия Муфтий Владимирской области Вафа-хазрат Яруллин.
Само слово «Зуль-Каада» означает «оседлый», это был месяц стоянок, оседлой жизни, когда кочевые арабские племена прекращали кочевать и оставались на каком-то месте постоянно.
Также этот месяц – еще до прихода религии Ислам, считался запретным у арабов, одним из четырех запретных месяцев, во время которых нельзя было начинать войны и конфликты, и даже охотиться вокруг Каабы.
В Коране сказано о запретных месяцах:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ
«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе…» (ат-Тауба,36).
Али ибн Абу Тальха передает, что ибн Аббас сказал по поводу слов Аллаха: (إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ) «Воистину, число месяцев у Аллаха» – т.е, не поступайте несправедливо во все месяца, а затем Аллах отметил четыре месяца, сделал их запретными и возвеличил их святость, так, что совершенный грех в них увеличивается так же, как и совершенное благодеяние. Катада сказал по поводу слов Аллаха: (فَلاَ تَظْلِمُواْ فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ) «И посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» – поистине несправедливость в эти месяцы греховнее, чем в другие месяцы, хотя несправедливость сама по себе – великий грех в любое время, но Аллах выбирает из Своих творений кого пожелает, Он выбирает из ангелов посланников и из людей посланников, Он избрал из речи Его Поминание, а из земель мечети, а из месяцев, месяц Рамадан и запретные месяцы, из ночей - Ночь могущества, а из дней – пятницу. Возвеличивайте же то, что возвеличил Аллах, ибо возвеличивание того, что возвеличил Аллах – это дело обладателей разума и понимания.
По этой же причине увеличивается воздаяние за благие дела, совершенные в это время. О том, какие виды поклонения желательно совершать в запретные месяцы, говорится в достоверном хадисе, приведённом от Абу Дауда:
«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся».
То есть, сам Пророк (мир ему и благословение) побуждал поститься в запретные месяцы, ведь пост является одним из самых важных видов богослужения.
В хадисе, приводимом от сподвижника Абу Бакра (радыйАллаху анху), говорится: «Год состоит из 12 месяцев, четыре из которых являются запретными, три из которых идут подряд: Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб Музара, который между Джумада и Шаабаном». (Бухари, Муслим).
Запретными же эти месяцы являются потому что:
- Запрещено вести военные действия, если только враг не нанесёт удар первым, обороняться же в эти месяцы не запрещено.
- Грех, совершенный в эти месяцы, превышает тот, что совершен в другие месяцы.
- Именно поэтому Аллах в Коране предостерег нас от совершения запретного в них, сказав (смысл): فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ «И не притесняйте самих себя, совершая греховное во время запретных месяцев» (ат-Тавба,36) несмотря на то, что совершение запретного грешно не только в период этих месяцев, но в это время грех многократно увеличивается! По этой же причине и воздаяние за благие поступки, совершенные в течение месяца Зуль-Каада, намного ценнее для мусульман.
Эти четыре месяца – три из них один за другим и один отдельно, запретны для сражения. Запретен месяц до Хаджа и это Зуль-Каада, потому что люди ожидают Хадж. Запретен месяц Хаджа, то есть Зуль-Хиджа, чтобы совершить обряды Хаджа. Месяц после Хаджа, то есть Мухаррам, чтобы паломники смогли спокойно добраться до самых отдаленных уголков Аравийского Полуострова из Хаджа. Месяц в середине года, чтобы люди смогли совершить малое паломничество - Умру и вернуться безопасно домой.
Месяц Зуль-Каада является предшествующим месяцем для месяца Зуль-Хиджа так же, как и месяц Шаабан для месяца Рамадан. Ведь для мусульманской уммы существуют два великих праздника: Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Первый их которых прошёл, а к подготовке ко второй начинается именно в месяц Зуль-Каада, ведь мусульмане с разных уголков земли начинают выдвигаться в путь к святым местам для совершения обрядов хаджа именно в этот месяц.
Если не дать голос собственному наследию, мы и дальше будем слушать неоколониальные сказки про открывающих глаза татарских женщин. Часть 2-я
Автор «БИЗНЕС Online», историк Альфрид Бустанов продолжает начатую им тему состояния дел с изучением татарских рукописей. Наилучший способ борьбы с интеллектуально ленивыми дискурсами — это активная работа по пропаганде и академическому изучению татарского письменного наследия, считает ассистент-профессор Амстердамского университета. В своей новой статье он приводит факты, свидетельствующие об общемировом значении рукописей, хранящихся в Казани.
НАИЛУЧШИЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ЛЕНИВЫМИ ДИСКУРСАМИ
Я получил много положительных откликов на мою статью о состоянии дел с изучением татарских рукописей. Тематика культурного наследия волнует многих, и важно об этом говорить с разных позиций. В самом деле, татарский народ заслуживает своего Матенадарана (Институт древних рукописей в Ереване — прим. ред.). В то же время среди комментаторов заметно стремление, с одной стороны, заретушировать адское положение с изучением старотатарских текстов (мол, все в порядке, Бустанов нагнетает), а с другой — желание принизить значение татарской книжности в духе «нет там ничего интересного».
Обе позиции идеологически ангажированы. Первая из них охранительная — заставить молчать оппонента и скрыть от общественности реальное положение дел: отсутствие квалифицированных кадров, каких-либо ресурсов и интеллектуальной среды, а также маргинализация собственно татарского взгляда на историю. Вторая позиция («татарские книги неинтересны») растет известно откуда. Мы наблюдали все эти лозунги в ходе кампании против татарского языка.
Тем, кто говорит, что все в порядке и условия хранения уникальных рукописей «первоклассные», я хочу сообщить: грязь, пыль, грибок и плесень — это главные спутники наших древних книг. Иногда с ними невозможно работать даже в маске, потому что от них исходит гнилостный запах да так, что коронавирус нервно курит в сторонке! Все это очень вредно для здоровья исследователей и для самих книг, конечно.
Для меня очевидно, что наилучший способ борьбы с интеллектуально ленивыми дискурсами — это активная работа по пропаганде и академическому изучению татарского письменного наследия. В статье я хочу поделиться с уважаемым читателем сведениями, которые красноречиво свидетельствуют как об общемировом значении казанских рукописей, так и о перспективах их научного изучения.
ТЫСЯЧИ РУКОПИСЕЙ, ПРИВЕЗЕННЫЕ ИЗ ЭКСПЕДИЦИЙ ЕЩЕ В 1960-Е ГОДЫ, ОСТАЮТСЯ ДАЖЕ НЕАТРИБУТИРОВАННЫМИ
Как известно, археографические экспедиции систематически велись сотрудниками Казанского университета (Альберт Фатхи, Миркасым Усманов и другие) с 1963-го. Ежегодно в библиотеку поступало огромное количество рукописей, иногда больше сотни, поэтому их элементарная обработка заметно запаздывала. Фактически вся черная работа была свалена на Фатхи — человека, которого все считали сумасшедшим, но, несмотря на это, внесшего неоценимый вклад в изучение первоисточников по татарской истории. У Альберта-абыя были свои резоны: он буквально жил в библиотеке и, видимо, не считал нужным оформлять документально то, что знал сам по памяти. С его уходом на самой заре татарстанского суверенитета мы потеряли бесценного специалиста, перебивавшегося при жизни с хлеба на воду.
Что мы имеем сейчас? Существующие описания рукописей зачастую не совпадают с их реальным содержанием. На карточке может быть написано «песни, фольклор», а внутри — уникальный сборник стихов Ахмаджана Тобули (1826–189?). Датированные XVIII веком фолианты запросто могут оказаться редчайшими артефактами XIII века. Ищем по каталогу книги по хадисоведению, а находим сплошь рукописи по истории, жизнеописанию пророка Мухаммада и правила чтения Корана. Ошибки можно встретить сплошь и рядом, и это было бы нормально, если бы они систематически исправлялись и становились частью научной жизни. На деле же ошибочными данными пользуются зарубежные исследователи и пишут, что книжность у татар появилась только в XIX веке и вообще они читали примерно одни и те же книги. Все это потому, что мы не имеем реальной топографии всей рукописной коллекции, а значит, и надежного навигатора в хитросплетениях интеллектуальной истории Центральной Евразии.
К этому нужно добавить тот факт, что тысячи рукописей, привезенные из экспедиций еще в 1960-е годы, остаются даже неатрибутированными (!), не говоря уже о какой-то серьезной работе с ними. О какой татарской истории можно рассуждать в такой ситуации? А ведь существующие архивы — это лишь малая толика того, что когда-то было создано, читалось и переписывалось! А сколько погибло в пожарах, изъято в ходе «спецопераций» и потерялось «за ненадобностью»? Как можно забывать об этих горьких потерях и закрывать глаза на сегодняшнюю ситуацию? Можно сколько угодно говорить, что я преувеличиваю, и оскорбляться, но от того во рту слаще не станет. Если не дать голос собственному наследию, то мы и дальше будем слушать неоколониальные сказки про открывающих глаза татарских женщин.
СЕГОДНЯ ЭТА РУКОПИСЬ ЧТО-ТО ВРОДЕ АМАНАТА
Теперь более предметно: какого рода тексты имеются в виду? Татарский книжный репертуар очень разнообразен, и его невозможно отразить в одной статье. Остановлюсь лишь на нескольких красноречивых примерах.
Летом 1968 года археографическая экспедиция привезла из Астрахани целый ряд интересных рукописей. Среди них был один увесистый том, подаренный Халиуллой Евлаевым. 52 года (!) рукопись лежала на полке без минимальной атрибуции. Содержание рукописи легко узнаваемо — это персидское сочинение Фарид ад-Дина ‘Аттара «Тазкират ал-аулийа’», созданное на рубеже XII–XIII веков. Особый интерес представляют внешние характеристики рукописи и ее история. Издалека видно, что рукопись древняя: крупный каллиграфический почерк насх с элементами куфи, большой формат книги, плотная бумага. Благо сохранилась концовка рукописи, в которой переписчик указывает на точную дату — 1 мухаррама 680 года по хиджре, что соответствует понедельнику 28 апреля 1281 года. Если верить этой датировке, то получается, что перед нами одна из старейших рукописей в Татарстане — современница Соборной мечети в Болгаре.
Интересна история данной рукописи. Она могла быть создана в Иране или на юге Средней Азии, но ее реставрация, похоже, была выполнена в Дербенте: ею владел хаджи Мир-Хабиб б. Мир-Фатхулла ад-Дарбанди. Кроме того, в рукописи есть отметки на арабском языке в стиле ранних дагестанских рукописей. В какой-то момент она была привезена в Астрахань, что вовсе не случайно: на рубеже XIX–XX веков город служил ключевым звеном в межрегиональных интеллектуальных связях. Сегодня эта рукопись что-то вроде аманата, то есть вверенного имущества от наших южных соседей, проливающего свет на историю персидской палеографии и, конечно же, роль персидской грамотности в Центральной Евразии на протяжении многих веков.
Другой классический памятник персидской литературы — «Гулистан» Муслих ад-Дина Са‘ди (ок. 1181–1291). Во многих татарских медресе этические произведения Са‘ди пользовались большой популярностью на протяжении XVIII–XIХ веков, однако мы до сих пор точно не знаем, каким образом классические этические тексты на персидском языке воспринимались в татарской среде, как они читались и усваивались. Тем не менее наши рукописи позволяют детально проследить этот процесс.
Один из рукописных списков «Гулистана» был обнаружен экспедицией в деревне Мазарбашы в Марий Эл летом 1989 года. Эта малоформатная рукопись переписана на голландской бумаге явно татарским переписчиком: стиль почерка и чернила не спутаешь ни с чем. На одном листе рукописи указан год создания рукописи — 1701-й, что вполне соответствует ее палеографическим особенностям. Конечно, в Казани есть и более древние списки «Гулистана». Например, коллекция Мирасханә может похвастаться привозным списком 971 года хиджры, то есть 1563–1564 годов. Однако наша рукопись интересна именно тем, что она была создана в татарской среде.
О чем это говорит? На начальном этапе персидские этические модели усваивались татарами непосредственно на языке оригинала: сначала через импортные копии, а затем через местную переписку рукописей. В XIX веке с персидского на татарский полностью переводится «Бустан» Са‘ди (кстати, неплохо было бы издать этот перевод — он очень богат на язык), а уже в начале XX века появляется «Гулистан» на татарском. Отсюда следует, что упомянутая выше рукопись «Гулистана» является важным свидетелем процесса усвоения персидских этических моделей.
В той же деревне Мазарбашы у Манфусы Гайнутдиновой была найдена арабская рукопись с многочисленными владельческими записями. За вторую половину XIX — начало XX веков она побывала у Музаффара б. ‘Абд ад-Гаффара, затем у его сына Мухаммаджана, потом у знаменитого Ишми ишана и, наконец, попала в руки к Хафизетдину б. Насретдину ал-Барангави (1827–1917). Этот человек учился в Бухаре, был последователем Марджани, затем служил имамом в деревне Параньга в Мари Эл. Его сын Ахмад был автором крупного исторического труда «Тарих-и Барангави», подробно изученного Марселем Ахметзяновым и Алленом Франком. Судя по всему, в семье потомственных ученых ал-Барангави были серьезный архив и библиотека, откуда, скорее всего, происходит и упомянутый выше старинный список «Гулистана». Кстати говоря, у нас ведь в руках только крохи: где весь архив семьи ал-Барангави и других ученых династий?!
* * *
Эти находки и наблюдения, кажущиеся, на первый взгляд, незначительными, с годами собираются во внушительную картину, в которой за каждым фактом стоят неопровержимые доказательства. По сути, многовековая книжная культура создает тот надежный фундамент гуманитарного знания, что знакомит нас с богатым опытом взаимодействия людей в прошлом поверх границ, языков и идеологий. Конечно же, забота о бесценных рукописях — это залог международного престижа и благодарность будущих поколений.
Сегодня, 22 июня 2020 года, муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России и член Общественной палаты РФ Альбир-хазрат Крганов, принял участие в работе Временной рабочей группы СПЧ по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (ВРГ СПЧ по мониторингу голосования), основной целью которой является содействие реализации прав граждан на участие в общероссийском голосовании. В городе Москве будет работать Региональная ВРГ СПЧ по мониторингу голосования в Столице (РВРГ СПЧ).
Члены РВРГ будут осуществлять мониторинг процесса организации и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации с целью выявления и предотвращения нарушений Конституции Российской Федерации.
Работа РВРГ призвана содействовать реализации положений статей Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства, в том числе непосредственно.
Деятельность РВРГ основывается на принципах объективности, нейтральности, деполитизированности, коллегиальности, уважения к друг к другу и к участникам общероссийского голосования, плюрализма мнений, свободного и открытого обсуждения вопросов, коллегиального принятия решений.
РВРГ исходит из необходимости проведения общероссийского голосования строго в соответствии с действующей нормативно-правовой базой при обеспечении соблюдения принципов всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании, свободного волеизъявления, открытого и гласного голосования, обращает особое внимание на равенство участников голосования, надлежащим образом выполнивших требования действующего законодательства.
Материалы РВРГ будут представлены для включения в консолидированный доклад Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека для дальнейшего направления Президенту Российской Федерации.
Многоуважаемый Сергей Семёнович!
Позвольте от имени Духовного Управления Мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият» Духовного собрания мусульман России, правоверных мусульман Москвы и от себя лично сердечно поздравить Вас со знаменательным событием в Вашей жизни – с Днем рождения!
Посвятив себя служению Отчизне, Вы завоевали репутацию эрудированного, мудрого и честного человека, обладающего высокопрофессиональными качествами государственного деятеля. Зная Вашу настойчивость и умение найти верное решение в сложных государственных вопросах, мы уверены, что Вы продолжите реализацию важных проектов и инициатив в интересах жителей Москвы, всего многонационального и многорелигиозного российского государства.
Под Вашим чутким руководством правительство Москвы ведет плодотворную деятельность по развитию и преображению столицы. Именно благодаря Вашей самоотверженной работе во всеми любимом городе сегодня сохраняется мир и стабильность.
Разделяя с Вами, уважаемый Сергей Семёнович, все самые лучшие чувства в этот день, позвольте пожелать Вам доброго здоровья, удачи в делах, счастья и благополучия! Мира Вам и Вашему дому! Пусть Вас всегда окружают гармония и любовь, а работа приносит оптимизм и радость!
Мы просим Всемилостивого Аллаха о Вашем добром здравии на многие годы.
С уважением и добрыми молитвами,
Муфтий Москвы,
Глава Духовного собрания мусульман России,
член Общественной палаты Российской Федерации
Альбир хазрат Крганов