НОВОСТИ
На Среднем Урале отменили массовые празднования Курбан-байрама из-за COVID-19

На Среднем Урале отменили массовые празднования Курбан-байрама из-за COVID-19

В связи с эпидемиологической обстановкой на Среднем Урале руководители свердловских духовных управлений мусульман договорились об отмене многолюдных праздничных молитв и иных мероприятий в честь Курбан-байрам – одного из наиболее значимых праздников ислама.

Соответствующее соглашение подписали руководители регионального духовного управления мусульман Свердловской области Радифулла-хазрат Гиндуллин, уральского муфтията Сибагатулла-хазрат Сайдуллин, центрального муфтията Абдуль-Куддусс-хазрат Ашарин, уральского мухтасибата Артур-хазрат Мухутдинов, муфтията Урала и Свердловской области Фаузи-хазрат Сидо, сообщает департамент информационной политики региона.

«Мы призываем всех правоверных встретить праздник искренней молитвой дома, в кругу своей семьи. Это необходимо сделать, следуя рекомендациям специалистов в области медицины, ответственных за жизнь и здоровье населения. На сегодняшний день долг каждого настоящего мусульманина – показать пример истинной любви и заботы о ближнем», – говорится в соглашении.

Руководители организаций также подчеркнули, что в непростое время борьбы с новой коронавирусной инфекцией мусульмане «показали себя достойными гражданами своего Отечества, проявили высокую степень ответственности за всех тех, кто живет рядом».

Отметим, в Свердловской области насчитывается более 70 культовых мусульманских сооружений.

по информации ОТВ

Татары: верность традициям, уверенность в будущем

Президент РТ Рустам Минниханов поделился своим взглядом на прошлое и будущее татарского народа на страницах газеты «Республика Татарстан».

История человечества знает немало примеров расцвета и падения великих государств, высочайших достижений и исчезновения целых народов. Сегодня, в условиях всеобщей глобализации, стирания территориальных границ и миграционных потоков, повсеместной унификации и цифровизации, опасения за сохранение идентичности народа становятся всё более актуальными. Ежегодно безвозвратно исчезают десятки языков. Эта проблема беспокоит не только творческую интеллигенцию, но и простых людей.

Татары — народ с богатой многовековой историей, о чём свидетельствуют серьёзные труды татарстанских, российских и зарубежных исследователей. Татары всегда были частью западного мира на Востоке и Востока — на Западе. Являясь представителями культуры евразийского типа, они находились в зоне активных контактов крупнейших языковых семей и мировых религий. Будучи западным ареалом тюрко-мусульманского мира, они стали значимым элементом в цепочке культурных импульсов. Причём крылатая фраза «между Западом и Востоком» — не столько о географии, сколько об уникальной способности быть органичной частью каждой из двух цивилизаций и связующим звеном в их диалоге. Эта особенность достаточно точно отражена в поговорке «Татарину толмач не нужен».

В то же время татары в течение столетий не растворились среди других народов, сохранили свою культуру и самобытность.

Высокую способность к адаптации и взаимодействию продемонстрировала татарская культура в период, когда значительная территория Северной Евразии вошла в состав Российского государства. Сегодня очевидно, что очень многие обычаи и культурные практики в России, как и традиции государственности, имеют евразийские корни.

Поэтому задача создания стратегии сохранения и развития татарского народа как уникального социокультурного явления, неотъемлемой части мировой цивилизации представляется весьма непростой.

Причём это большая ответственность как перед предками, которые оставили нам богатое наследие и память о великих событиях и достижениях, так и перед нашими потомками. Ведь каждый из нас убеждён, что татары не должны стать статистической единицей в графе «национальность», численность которой будет с каждым годом сокращаться.

В 1992 году был впервые опубликован проект Концепции развития татарской культуры, подготовленный группой энтузиастов. По тем временам это была попытка сформулировать неотложные задачи, поскольку в долгом пути к победе социализма мы растеряли значительную часть того наследия, которое и составляет облик народа, его сущность и духовное содержание.

Не вдаваясь в подробности проекта, можно сказать, что за прошедшие десятилетия многое было сделано: приняты меры по развитию гуманитарной науки, изобразительного, музыкального искусства, национального кинематографа, театра, литературы, книгоиздания, СМИ, народного творчества. Изучение духовного и материального наследия послужило новым импульсом для осмысления роли татар в истории и современности.

В 2012 году на съезде Всемирного конгресса татар была принята Концепция сохранения этнической идентичности татарского народа, которая стала неким резюме того, что сделано, и планом на будущее. Этот план нашёл воплощение в государственной программе, которая уже требует поправок в духе времени.

К чему этот экскурс?

При разработке стратегии было много встреч с соплеменниками в России и мире. Татары — народ деятельный: как говорится, «Бер яхшы эш мең яхшы сүздән артык» («Одно доброе дело дороже тысячи добрых слов»). По итогам обсуждений высказано много актуальных и жизнеспособных предложений, достойных поддержки. Они были обобщены и легли в основу новой, расширенной государственной программы. Но самым главным итогом, на мой взгляд, стало подтверждение того, что татары едины в своём желании сохранить себя как народ.

Но насколько это желание движет нашими поступками? По этому поводу хотел бы поделиться некоторыми соображениями.

В последнее время как-то принято искать «врага» больше вовне — глобализация, Интернет, массовая культура, правовые ограничения и др. С этим и не поспоришь — вызовов много. А как же решается сохранение национального в себе? Ведь это и может стать ежедневным внутренним подвигом. Совершать его или нет — каждый для себя решает сам.

При этом мы знаем, что немало тех, кто уже готов исполнить реквием по народам России. Есть и те, кто считает национальное чем-то искусственным, тем, что можно слепить силой политической воли. Но что бы почувствовали наши бабушки и дедушки, если бы им сказали, что всё, чем они дорожили, — родной язык, религия, неповторимый национальный моң — декорация, которую легко заменить?

Когда мы говорим о единстве татарского народа, мы не говорим о единообразии. Мы дорожим тем, что есть астраханские, касимовские, сибирские, казанские татары, мишари, кряшены, тептяри… Мы дорожим самобытностью каждого члена нашей большой семьи татар, как среди братьев: каждый — уникальная личность, но вместе — одно целое, одна семья.

Разработку проекта стратегии некоторые восприняли как панацею от всех проблем, как намерение выдать универсальный рецепт со всеми подробностями, который подойдёт каждому. Но есть татары в Татарстане, татары, проживающие во многих регионах России, а ещё есть татары зарубежья, которые тоже стараются сохранить культуру, язык, традиции. И для них это ещё сложнее. Понятно, что условия и возможности везде разные.

Исторически сложилось так, что ответственность за единение татар лежит на современном Татарстане. И для каждого из нас, где бы мы ни жили, важно чувствовать его заботу. Поэтому и поддерживается деятельность Всемирного конгресса татар, создаются программы по сохранению языков, культуры, идентичности, учреждаются гранты — это гибкий подход для решения задач сегодняшнего дня. Такую работу мы обязательно будем продолжать.
Президент РТ Рустам Минниханов
Когда мы говорим об особом пути татарского народа и Татарстана, отдельные горячие головы пытаются преподнести это как политику отделения. Для некоторых Татарстан становится картой, которую хотят разыграть, чтобы добавить себе политических баллов, создать несуществующий островок раздора в центре страны. Даже в России, где татары являются вторым по численности народом, люди не совсем ясно представляют нашу историю и культуру. Порой надо объяснять, что в сложные перестроечные годы Татарстан стремился к расширению прав и полномочий, соответствующих его социально-экономическому потенциалу и вкладу в развитие страны, и не более того. Наоборот, сохранив межнациональное и межконфессиональное согласие внутри себя, наша республика внесла значительный вклад в укрепление российской государственности. Татары — это народ, который во все времена работает на созидание, на интеграцию общества. Вот почему так важно рассказывать о нашей культуре, патриотизме и особенностях мировоззрения, высокой значимости для татар их родного языка. В нём заложен тот смысловой код, который позволяет глубже понять особенности нашего мировосприятия и моральных ценностей. 

К примеру, что такое «свобода»? Разве она описывается границами? Да, есть ставший для нас ядром, цитаделью культуры Татарстан, но есть Российская Федерация — наша историческая Родина, земля наших предков. Есть и другие территории, где татары обрели вторую родину. 

Для татар «свобода» — понятие многогранное: ирек, азатлык, хөррият — это всё про свободу. Свободу самореализации, свободу самовыражения, свободу быть творцом своей истории, своей судьбы. И, да, есть свобода политическая. Но разве мы сейчас ею не обладаем? Мы не младенцы, которым необходимы опека и попечительство. Мы не ждём, что нам принесут на блюде рецепты счастья. Мы можем сами взять на себя ответственность и за сохранение языка, и за сохранение традиций, и за передачу будущим поколениям того, чем мы дорожим как народ. При любых исторических перипетиях мы твёрдо стояли на ногах. Так будет и впредь.

Но каким мы видим свой дальнейший путь?

Мы видим его в просвещении. Татар всегда отличали установка на получение знаний, высокая грамотность и научное осмысление жизни. Интеллигенция способствовала повышению образованности, распространению культуры и прогрессу. Мы иногда недооцениваем тот огромный научный потенциал, которым обладаем, и те новые возможности, которые открываются перед нами сегодня. Необходимо развивать перспективные области и направления наукознания, использовать огромный потенциал образовательных ресурсов. Высокие знания, компетенции и навыки — основа конкурентоспособности в современном мире.

Мы видим наше будущее в передаче традиций детям. В одном из хадисов говорится: «Ни один отец не может подарить своему ребёнку ничего более ценного, чем хорошее воспитание». Уверен, что это та моральная установка, которая значима для любого человека вне зависимости от религии и национальности. Мы в ответе за судьбу своих детей. Наш долг — воспитать их достойными сынами и дочерями своего народа и своего Отечества.

Для татар всегда было свойственно большое уважение к Учителю. Невозможно не выразить благодарность воспитателям и учителям, на которых держатся сегодня татарский язык и культура. Мы поддерживаем и будем поддерживать педагогов и помогать им творить, потому что без творческого начала и вдохновения реализация их важной миссии невозможна. Мы будем инициировать и поддерживать идеи по созданию творческих проектов детьми и для детей. Потому что сохранение родного слова и родной мелодии — это не указание, не должностная или учебная обязанность, а любовь к своему народу, уважение к своим предкам и моральный долг.

Мы видим своё будущее в сохранении родного языка, культуры, традиционных духовных и нравственных ориентиров, религии. И неважно, хорошо ли ты говоришь на родном языке, практикуешь ли религиозные обряды. Быть татарином — это чувствовать связь со своим народом. И если ты захочешь изучить язык, на котором говорили твои деды и прадеды, мы всегда поможем и поддержим. Мы будем делать всё для его сохранения, и, может, когда-нибудь ты тоже захочешь принять в этом участие.

Относительно недавно вышла в свет работа Зиннура Мансурова «Татарский кодекс по Тукаю», основанная на творчестве гения татарской литературы. В нём верно подмечено: учиться — значит служить своему народу. Просвещение требует постоянного самосовершенствования, развития и упорного труда. Не полагаясь на мнение со стороны, а руководствуясь богатыми знаниями и накопленным опытом, мы можем сами на их основе выстраивать своё надёжное будущее.

Мы видим своё будущее в уважительном отношении к нашему прошлому. Наша история — не собрание архивных документов и календарных дат, а достойный путь со взлётами и падениями, который пройден с достоинством и заслуживает сохранения в памяти народа. Наша история — это выдающиеся личности, которые вносили и будут вносить вклад в мировую и отечественную науку, образование, культуру, искусство и другие общественно важные сферы.

Мы видим своё будущее в развитии творческого начала нашего народа. Льющийся из души татарский моң, традиционные мотивы в различных видах искусства — вне моды и времени. Культура народа живёт и развивается, меняется вместе с ним. Это его отражение.

Мы видим своё будущее в сохранении и обогащении культурного наследия нашего народа. Татары — неотъемлемая часть многонациональной России и многонационального мира. Несмотря на уникальность и яркую индивидуальность народов, моральные основы и человеческие ценности едины: любовь к Родине, любовь к близким, взаимопомощь, доброта, честность, искренность, уважение к другим и к себе. И эти идеи естественным образом впитываются через родную и близкую тебе культуру, через национальные образы и примеры, обогащают мировое наследие.
Президент РТ Рустам Минниханов
Мы видим своё будущее в энтузиастах — наших общественных организациях и отдельных активных сыновьях и дочерях татарского народа. Любая, даже небольшая помощь — вклад в решение больших задач.

Мы видим своё будущее. Мы — исторически значимое целое, потому что самобытны, идём по своей орбите, но в едином многонациональном созвездии.

Кем мы себя точно не видим, так это «сувенирным народом». Надо помнить, что нация не исчезает в одночасье, но, исчезнув, уже не восстановится никогда.

Нам повезло родиться, жить и быть полезными своему народу на родной земле, овеянной духом великих свершений наших предков. Сегодня Татарстан — территория, устремлённая в будущее, где комфортно жить и трудиться, предмет нашей гордости и уверенности в завтрашнем дне. И где бы ни проживали татары, мы всегда это чувствуем, чувствуем единение и силу наших предков, силу нашего народа.

Мы хотим и дальше писать свою историю, творить своё будущее. И пусть оно будет ярким и успешным для многих и многих поколений.

Рустам Минниханов,

Президент Республики Татарстан

(газета «Республика Татарстан»)

Разъяснение Совета улемов Духовного собрания мусульман России по правилам и порядку проведения праздника Курбан-байрам 2020 года

27 июля 2020 г. № 08/20-СУ

Разъяснение Совета улемов Духовного собрания мусульман России  о порядке и правилах проведения праздника Курбан-Байрам 2020 года.

(06 Зуль-хиджа, 1441 года - 27 июля 2020 г.)

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Приближается праздник Курбан-Байрам (Ид аль-Адха) – один из двух самых знаменательных дней в Исламе. Самым важным действием в этот день является совершение жертвоприношения – забой животного ради довольства Аллаха, которое совершается в память о жертвоприношении нашего отца Ибрахима (мир ему) и совершение праздничного гает-намаза, а также посещение кладбищ, приглашение домой гостей и угощение близких, раздача милостыни. В связи с продолжающейся угрозой распространения коронавирусной инфекции (Covid-19), стало необходимым издание разъяснения Совета улемов Централизованной религиозной организации Духовное собрание мусульман России (далее по тексту – Духовное собрание мусульман России; ДСМР) о введенных некоторых ограничениях, касающихся проведения массовых мероприятий.

С учетом мнений муфтиев-глав централизованных мусульманских религиозных организаций, представляющих Духовное собрание мусульман России, (озвученных в ходе онлайн-конференции 24 июля 2020 г.) Совет улемов постановил:

  1. 1-й день месяца Зуль-хиджа 1441 года по хиджре наступил с заходом солнца 21 июля 2020 г.

День Арафа - 9-й день месяца Зуль-хиджа приходится на 30 июля.

Курбан-Байрам (Ид аль-Адха) 10-й день месяца Зуль-хиджа и праздник Курбан-Байрам наступят 31 июля.

Дни Ат-Ташрик - 11, 12, 13-е дни месяца Зуль-хиджа - 1, 2, 3 августа. Такбир-ташрик произносят после каждого фарз-намаза, начиная с утреннего намаза дня Арафа до аср намаза четвертого дня праздника, (всего 23 раза).

اللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ لَا إلَهَ إلَّا اللهُ وَاَللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ وَللهِ الْحَمْدُ “Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.

  1. Руководителям централизованных и местных мусульманских религиозных организаций в составе Духовного собрания мусульман России, учитывая санитарно-эпидемиологическую обстановку, предписывается согласовывать все свои действия и предложения по проведению праздничных, массовых мероприятий, связанных с Курбан-Байрам 2020 года, с местными органами государственной власти и службами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).
  2. Согласно рекомендациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), а также Указов Мэра Москвы от 8 июня 2020 года №68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с режимом повышенной готовности» (приложение №1) и от 9 июля 2020 года №77-УМ «О внесений изменений в Указ Мэра от 8 июня 2020 года №68-УМ», в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (Covid-19), письмам Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы за №08-33358/20 от 17 июля 2020 года, Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы за №21-11-253/20 от 22 июля, сохраняются ограничения в отношении проведения публичных массовых мероприятий. Соответственно, праздничная молитва Курбан-Байрам 2020 года в Москве будет проводиться только в помещениях мечетей и молельных домов и иных объектах структурных подразделений муфтиятов с разрешением на религиозную деятельность.

В регионах с острой эпидемиологической обстановкой убедительно рекомендуется воздержаться от посещения массовых мероприятий с проведением праздничного намаза, рекомендуется имамам                            махялля-приходов провести информационную работу с мусульманами, разъясняющую важность совершения  нафиль-намаза и дополнительных молитв дома,  а также организации угощений за праздничным столом в кругу семьи.

  1. В связи с исключением провоза (прогона) живых жертвенных животных, их физическая купля-продажа и забой в городской черте, согласно действующему законодательству и решению мусульманских религиозных организаций, не допускается. Централизованным и местным мусульманским религиозным организациям организовать, по согласованию с органами государственной власти и санитарных служб соответствующих регионов, специализированные места забоя жертвенного скота. Обеспечить информирование верующих и организацию забоя жертвенных животных, заказа мяса жертвенного животного, его доставки на дом или раздачу на благотворительность.

Правила жертвоприношения:

  • Жертвоприношение (удхия) — это забой соответствующих животных в дни праздника ‛Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) с целью поклонения Аллаху Всевышнему. Аллах Всевышний сказал:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву»                (Коран, 108:2).

قُلْ إِنَّ صَلاَتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى للَّهِ رَبِّ الْعَـلَمِينَ * لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ

«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (нусук) посвящены Аллаху, моя жизнь и моя смерть принадлежат Ему, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»» (Коран, 6:162-163).

  • Заклание (удхия) одной овцы или козы считается действительным от имени самого человека, приносящего жертву, его семьи и за мусульман, которых он упоминает во время заклания.

Абу Аюб аль-Ансари (да будет им доволен Аллах) сказал:

كان الرجل في عهد النبي صلى الله عليه وسلّم يضحي بالشاة عنه وعن أهل بيته، فيأكلون ويطعمون

«Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и свою семью, затем они ели это и кормили людей»[1]

Если человек приносит в жертву барана или козу, или одну седьмую часть коровы или верблюда, за себя и за свою семью, то это объемлет всех членов его семьи, которых он включил в своё намерение, как живых, так и умерших.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение (удхия), и его сподвижники поступали так же. Пророк сообщил нам, что жертвоприношение — это сунна мусульман, т.е. их путь и традиция, поэтому все богословы едины в том, что данное действие является одним из установлений Шариата. Однако они разошлись во мнениях: является ли жертвоприношение (удхия) особо поощряемым действием (сунна муаккада) или же это непреложная обязанность (ваджиб), которую не разрешается не соблюдать.

Ученые Ханафитского толка говорят, что жертвоприношение (удхия) — это обязательное действие (ваджиб). Данное мнение является одним из мнений, передаваемых от имама Ахмада.

Другие учёные, например мазхаба имама Шафии придерживается мнения, что жертвоприношение (удхия) является особо поощряемым видом поклонения (сунна муаккада). Данная точка зрения принята в мазхабе имама аш-Шафии, а также является наиболее устоявшимся мнением в мазхабах иамама Малика и имама Ахмада.

Заклание животного происходит сразу по завершении праздничной молитвы. Считается, что если мусульманин по каким-то причинам не может зарезать животное самостоятельно, ему желательно присутствовать при совершении процесса жертвоприношения. 

В жертвоприношении существует ряд правил, которые нельзя нарушать. В качестве жертвенного животного используется такие животные как баран, овца, коза, верблюд, корова (бык), буйвол. При этом овцу и козу разрешается резать только от имени одного человека, тогда как более крупных животных (верблюда или быка) могут разделывать от одного до семи человек. Важен и возраст жертвенного животного: овца должна быть старше полугода, коза –старше года, буйвол и корова (бык) – от двух лет; верблюд – старше пяти лет. Для заклания выбирают только здоровое животное: если животное немощное, сильно слабое, хромает или имеет видимые изъяны, такое животное нельзя приносить в жертвоприношение.

Поскольку Курбан-Байрам учит доброте и состраданию, для верующих очень важно, чтобы животное как можно меньше мучилось перед смертью. Мусульмане стараются следовать завету Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который предписывал: «Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умерщвлять, то умерщвляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение».

Совершение заклания жертвенного животного (удхия) должно совершаться в ограниченный временной отрезок, который начинается сразу после завершения праздничной молитвы в День Заклания и до захода солнца в последний из дней Ат-Ташрика. Таким образом, время, в которое полагается совершить забой жертвенных животных – это три дня: день ‛Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) после праздничного намаза и два последующих дня. Время жертвоприношения наступает с момента рассвета 10-го дня Зуль-Хиджи и продолжается до окончания 12-го числа месяца Зуль-Хиджа (Алямгири, т.5, с.296). Поэтому, если человек зарежет животное до окончания праздничной молитвы или после захода солнца в последний день Ат-Ташрика, его жертвоприношение будет недействительным как Курбан, будет иметь статус обычного дозволенного в пищу мяса.

Сообщается, со слов Бараа ибн ‛Азиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: من ذبح قبل أن يصلي فليعد مكانها أخرى

«Кто совершил забой жертвенного животного до того, как прочитал праздничную молитву, пусть принесёт в жертву другое животное»[2]

Также разрешается заклание жертвенных животных (удхия) как днем, так и ночью, но днём лучше, а если это сделано в день праздника (‛Ид аль-Адха), сразу после проповеди, то это ещё лучше. И каждый предыдущий из этих дней важнее последующего, потому что в скором выполнении данного предписания выражается стремление человека спешить в совершении добрых дел.

Ислам предписывает человеку, совершающему жертвоприношение (удхия), есть жертвенное мясо самому, дарить его людям и раздавать в качестве милостыни.

Есть условия необходимые для забоя животного и условия:

  1. Человек, производящий забой, должен быть в здравом уме, адекватным, понимающим происходящее.
  2. Производящий забой, должен быть мусульманином.
  3. Человек должен иметь намерение, что он совершает забой.
  4. Забой животного не должен посвящаться кому-то, помимо Аллаха.
  5. Во время забоя над животным необходимо произнести  «Бисми-Лляхи Аллаху Акбар» С именем Аллаха, Аллах Велик!
  6. Забой должен совершаться острым, наточенным ножом.
  7. Для выпускания крови из животного во время забоя, должны перерезаться: пищевод, трахея, сонная артерия.
  8. Животное должно быть допустимым для забоя, с точки зрения Шариата.

Жертвоприношение в Курбан-Байрам - это поклонение, которое мусульмане совершают с помощью своего имущества, что позволяет через пожертвования проявить свою щедрость, благонравие и богобоязненность.

Совет улемов ДСМР.   

[1] Сахих хадис привели ибн Маджа и ат-Тирмизи.

[2] Хадис привёл аль-Бухари.

Духовное собрание мусульман России и Россотрудничество обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия.

 Глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Альбир-хазрат Крганов и руководитель Россотрудничества Евгений Примаков провели рабочую встречу, на которой обсуждались вопросы продвижения многонациональной российской культуры и опыта межрелигиозного диалога в мире, развития общественной дипломатии и поддержки соотечественников за рубежом.

Также в ходе беседы затрагивались проблемы сохранения историко-просветительского наследия, интеграции и содействия международному сотрудничеству в области образования и науки. Стороны изучили возможности совместного противодействия псевдорелигиозному экстремизму и терроризму.

Кроме того, глава ДСМР и руководитель Россотрудничества обсудили планы проведения в сентябре 2020 года международной онлайн-конференции по теме: «Религия в изменяющемся мире. Роль образования в воспитании молодежи», организатором которой выступает Духовное собрание мусульман России при поддержке МГЛУ, ИППО и ФПИКНО.

Энергию молодых российских мусульман направят в социальное русло

В России этой осенью будет реализован важный проект, призванный вовлечь мусульманскую молодежь в социально-полезную деятельность. Организаторами «Школы гражданско-правового и духовно-нравственного просвещения мусульманской молодежи и лидеров общественного мнения» выступают ЦРО «Международная Исламская Миссия» и движение «Всероссийский межнациональный союз молодежи» при содействии Фонда поддержки Исламской культуры, науки и образования. 

В рамках проекта будет организован обучающий видеокурс, онлайн семинары, социологическое исследование, а также конкурс проектов. Семинары, разбитые на три блока — лидерство, основы социального проектирования, гражданское общество — рассчитаны на студентов исламских учебных заведений, молодых журналистов, блогеров, исламоведов, востоковедов, лидеров молодежных организаций и неформальных религиозных сообществ. По итогам конкурса социальных проектов будут отобраны шесть лучших инициатив, которые получат финансирование. В Карачаево-Черкессии мероприятия пройдут 22 сентября, Ставропольском крае — 23 сентября, Кабардино-Балкарии — 24 сентября, Дагестане — 29 сентября, Чечне — 30 сентября, Ингушетии — 1 октября.

по материалам ИА IslamNews

В Санкт-Петербурге прошел главный парад Военно-морского флота Российской Федерации

Муфтий ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, первый заместитель главы ДСМР шейх Равиль-хазрат Панчеев принял участия в торжественных мероприятиях, посвященных Дню Военно- морского флота РФ.

26 июля, в Северной столице Российской Федерации, в городе Санкт-Петербург состоялся главный военно-морской парад Российской Федерации.

Главный парад Военно-морского флота Российской Федерации приняли Президент России, Верховный главнокомандующий Владимир Путин и Министр обороны Сергей Шойгу. На Сенатской площади среди почетных гостей мусульманское духовенство представлял Муфтий, председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России шейх Равиль-Хазрат Панчеев.

Грандиозное торжество началось в 11 утра. В параде приняли участие 46 боевых кораблей и подводных лодок всех флотов, в том числе самые современные из поступающих сегодня на вооружение. Среди них – первый серийный фрегат “Адмирал флота Касатонов”, большой десантный корабль “Петр Моргунов”, подводная лодка “Петропавловск-Камчатский” и другие. 

По Неве прошли боевые катера со знаменами прославленных соединений Военно-морского флота. В исторической части парада были представлены легендарные фронтовые машины – танк Т-34 и БМ-13 “Катюша”, размещенные на десантных катерах. А в знак признания большого вклада российского флота в исследования Мирового океана вместе с боевыми кораблями по Неве пройдут два новейших гидрографических судна. На Кронштадтском рейде встанет океанографическое исследовательское судно “Адмирал Владимирский”.

В параде также приняли участие малый ракетный корабль “Великий Устюг”, корвет Балтийского флота “Стойкий”, дизель-электрическая подводная лодка Северного флота “Санкт-Петербург”, малый ракетный корабль “Серпухов”, линейный корабль петровского флота “Полтава”, а также катера Каспийской флотилии, пройдя по заливу и Неве.

В воздушной части парада были представлены современные образцы авиации ВМФ. В праздничное небо поднялись более 40 самолетов и вертолетов, в том числе противолодочные воздушные амфибии Бе-200 “Альтаир”.

View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=4260#sigProId1be89d8d75

Поздравление Первому заместителю руководителя Администрации Президента РФ

Первому заместителю руководителя
Администрации Президента Российской Федерации
С.В. Кириенко
Уважаемый Сергей Владиленович!
Позвольте от имени Духовного собрания мусульман России, правоверных мусульман Москвы и себя лично сердечно поздравить Вас со знаменательным событием в Вашей жизни – Днем рождения!
Сегодня, занимая ответственный пост в Администрации Президента Российской Федерации, Вы неизменно стремитесь к плодотворному взаимодействию со всеми благонамеренными общественными структурами.
Мы высоко ценим Ваш неустанный труд во благо процветания единой многонациональной и многорелигиозной России.
Особую признательность хотел бы выразить Вам за вклад в развитие диалога с мусульманами России, а также за поддержку ее социальных, гуманитарных и культурно-просветительских инициатив. Надеюсь, что и в дальнейшем это сотрудничество будет способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию людей, утверждению традиционных, общечеловеческих ценностей в жизни народа, созиданию мира и гражданского согласия.
Искренне желаю Вам, уважаемый Сергей Владиленович, крепкого ‎здоровья, благополучия и успехов! Пусть Ваша жизнь всегда будет ‎наполнена созидательным трудом, пониманием и поддержкой родных, ‎друзей и единомышленников.‎
Молю Всевышнего о том, чтобы Он сохранил Вас в добром здравии, ‎крепости духа и воли на пути истины и воздал Вам за добрые деяния.‎

С уважением и добрыми молитвами,
Муфтий Москвы,
глава Духовного собрания мусульман России‎,
член Общественной палаты Российской Федерации
Альбир хазрат Крганов

Муфтии ДСМР обсудили вопросы подготовки и проведения Курбан-байрам 2020 года

В уже привычном формате - онлайн конференции, состоялось очередное заседание президиума Духовного собрания мусульман России.

В работе президиума приняли участие муфтии-главы более 16 мусульманских централизованных религиозных организаций и 10 региональных местных приходов, представляющих ДСМР.

Основные темы, которые были затронуты на заседании:

- подготовка к проведению праздника Курбан-Байрам 2020 года;

- организация просветительской работы с мигрантским сообществом;

- подготовка проведения международной онлайн-конференции.

В своем выступлении муфтий Москвы, глава ДСМР Альбир хазрат Крганов отметил, что в каждом регионе руководители централизованных мусульманских организаций, учитывая санитарно-эпидемиологическую обстановку, должны согласовывать все свои действия и предложения по проведению праздничных мероприятий с местными органами власти и Роспотребнадзором.

В различных регионах обстановка, в связи с пандемией, разная. Например, в Татарстане рекомендовано не приходить на праздничный намаз пожилым мусульманам; в Дагестане, на сегодняшний день, планируется провести коллективные праздничные намазы. В Москве, Санкт-Петербурге и большинстве других субъектов РФ, формат проведения Курбан-Байрама остается ограниченным. Как и во время Ураза-Байрама ожидается, что мероприятие будет проводиться при присутствии имамов и сотрудников мечетей, так же запланированы проведения онлайн-трансляции праздничного намаза.

Муфтий также напомнил, что при нарушении требований и рекомендаций местных органов государственной власти по проведению Курбан-Байрама, руководства мусульманских организаций будут нести ответственность в установленном порядке. Как отметил муфтий Санкт-Питербурга и Северо-Западного региона России, первый заместитель главы ДСМР Равиль хазрат Пончаев, по согласованию с мэрией города намаз пройдёт исключительно в помещении мечети с ограниченным количеством молящихся, строго придерживаясь санитарных правил.

«Учитывая эпидемиологическую ситуацию, мы убедительно просим верующих братьев воздержаться от посещения массовых мероприятий с проведением праздничного намаза, рекомендуем провести этот день за праздничным столом в кругу семьи и провести намаз и дополнительные молитвы дома», - отметил муфтий ДСМР. В это непростое для всех время испытаний пандемией в тяжелом положении оказались и мусульманские религиозные организации. В то время, когда махалля-приходы собирали и раздавали гуманитарную помощь нуждающимся, мечети сами оказались в положении должников по оплате услуг ЖКХ и других расходов. В этой связи мы обратились в Фонд ПИКНО с просьбой оказания помощь. От имени коллег муфтиев регионов и имамов с благодарностью хотим отметить помощь «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования» за выделение благотворительных средств для поддержания централизованных и местных мусульманских религиозных организаций Духовного собрания мусульман России. Данная забота и внимание к нашим религиозным организациям, а значит конкретно прихожанам, воспринимается верующими с признательностью. Эти ресурсы позволили бесперебойно вести плодотворную духовно-просвететительскую и образовательную деятельность, направленную на укрепление основ традиционного ислама в России.

Альбир-хазрат также затронул еще одну важную тему – организацию работы ДСМР с трудовыми и обучающимися мигрантами. Глава ДСМР подчеркнул, что необходимо консолидировать усилия всех централизованных мусульманских организаций, входящих в состав ДСМР, путем выстраивания и планирования соответствующих мероприятий. Важно вести планомерную деятельность по укреплению межнациональных и межрелигиозных отношений, сотрудничать с общественными организациями, их лидерами и представителями органов власти.

На данном этапе, в ДСМР разрабатывается проект по работе с мигрантами в регионах, который включает в себя проведение семинаров с руководством мечетей и приходов, издание на нескольких языках брошюр для мигрантов, активизацию работы с мигрантами специалистов из числа имамов и экспертов.

Целесообразно согласовать с местными органами власти деятельность по оказанию помощи мигрантам, желающим выехать к себе на родину. Многих из них, обманным путем, за большие деньги, вывозят на близлежащие к границе территории, обещая им беспрепятственный переход и бросают там.

Также необходимо продумать тему оказания содействия мигрантам, в вопросах связанных с похоронами. В религиозные организации приходит много обращений по этому поводу. Люди зачастую не знают законодательства, своих прав, не понимают к кому можно обратиться для организации похорон и получения материальной помощи для их проведения.

Еще одним важным направлением работы с мигрантами является противодействие процессу вербовки верующих.

Участники заседания в своих выступлениях отметили продуктивность совместной работы всех региональных представительств ДСМР, эффективность систематического проведения онлайн-заседаний ДСМР, а также высказались за более тесное координационное взаимодействие с региональными общественными палатами под эгидой ДСМР в лице заместителя председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбира хазрата Крганова.

Муфтий ХМАО, первый заместитель главы ДСМР Тагир хазрат Саматов обозначил необходимость работы с мигрантами и обязался направить материалы своей практики в этом направлении. Муфтий Владимирской области Вафа хазрат Яруллин проинформировал о проводимой работе в регионе и коснулся темы развития ситуации в соседней Ивановской области.


Денис хазрат Мустафин ознакомил участников с обращением в адрес ДСМР мусульман и руководства Камчатского края с просьбой сотрудничества, в результате которого в данном регионе создалась мусульманская организация имени известного татарского богослова Абдурашида Ибрагимова. Достигнута договоренность о выделения земельного участка и строительства мечети. За основу архитектурного решения выбрана мечеть Ирек в Казани.


Казый ДСМР Назымбек хазрат поднял тему вскрытия умерших мусульман. На данный момент, даже у пожилых людей, умирающих естественной смертью, заставляют проводить вскрытие, по религии это не приветствуется и существует необходимость поиска решения данной проблемы, - отметил муфтий Астраханской области.


Муфтий Томской области Нурулла хазрат Турсунбаев и его советник Евгений Константинович поддержали предложения по усилению работы связанной с мигрантами, а также обещали, что в скором времени направят свои предложения по этому и другим направлениям религиозной деятельности.


Зулькарнай хазрат Шакирзянов из Омска, Фарид хазрат из Иркутска, Абдулкуддус хазрат Ашарин из Екатеринбурга, Абубакр хазрат Юнкин из Пензы, Мансур хазрат Хайбуллов из Чувашии, Абдулла хазрат Кифах из Волжска и другие уважаемые коллеги ознакомили с реалиями религиозной жизни в своих регионах. Каждый регион в лице своих муфтиев и имамов поделился мнениями по поставленным в повестке вопросам.

В завершении, глава ДСМР Альбир хазрат поблагодарил региональных муфтиев за обширную разъяснительную работу по вопросу голосования за поправки в Конституцию РФ и еще раз поздравил всех муфтиев, и в их лице мусульман регионов, с наступающим праздником Курбан-Байрам.

View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=4260#sigProIdc0fcecad3f

В Волжском строится новая мечеть

При поддержке ЦДУМ Волгоградской области в городе Волжский идёт активное строительство новой мечети, которая станет одной из ярких мусульманских достопримечательностей в Южном федеральном округе. На данный момент строители возвели купол Дома Аллаха. 

Как рассказал муфтий ЦДУМ Волгоградской области, член Совета улемов Духовного собрания мусульман России Бата Кифах (Абдулла- хаджи) Мохамадом это будет запоминающееся сооружение с отличительной архитектурой. Облицовкой станет традиционная плитка-мозаика в бежево-синих тонах. После завершения всех работ в дальнейших планах – обустройство территории и установка кованного прозрачного забора. В общей сложности, расходы на строительство оцениваются в 70 миллионов рублей. Все средства – это пожертвования верующих.

«Это будет комплекс мечети с культурно-просветительскими центром областного назначения», - отметил Абдулла- хаджи. Небольшая волжская мечеть, расположенная в полуподвальном помещении, уже не вмещает всех прихожан: многие приезжают из Волгограда и ближайших хуторов и посёлков. Власти городского округа Волжский выделили для строительства новой Соборной мечети участок земли недалеко от школы ДОСААФ, в старой части города-спутника.

По его словам, в регионе до сих пор не было Соборной мечети. При этом по официальным данным на территории области проживает 120 тыс. мусульман, а по неофициальным - 400 тысяч.

Новая мечеть станет одним из крупных образовательно-просветительских центров мусульманской культуры в Волгоградской области. Комплекс мечети будет назван именем Пророка Мухаммада (мир ему). Внутри разместятся молельный зал на 1000 человек, конференц-холл, музей, библиотека, классы для обучения, а большой цокольный этаж предусмотрен для обрядов. В общей сложности, в мечети одновременно смогут молиться до четырех тысяч человек.

Несмотря на отделочные работы, в мечети уже каждую пятницу проводят службы. Планируется, что 31 июля, в важнейший исламский праздник Курбан-байрам, мусульмане Волгоградской области встретят в новой мечети. Что касается торжественного открытия, то муфтий надеется завершить все работы к весне 2021 года, на праздник Ураза-Байрам.

Для того, чтобы рассказать горожанам об одной из традиционных российских религий в городе был создан Союз мусульман, под крылом которого объединились несколько национальных диаспор.

"Мы решили, что надо выходить на городские мероприятия - праздники и презентовать красоту ислама, богатство нашей культуры. Знакомиться, общаться с желающими, отвечать на возможные вопросы, чтобы люди нас не боялись, ведь известно, что человек сторонится неизведанного" – признается Абдулла-Хаджи. – Иного пути у нас просто не было.

Стоит сказать, что этот путь дал свои плоды. Сегодня каждый волжанин знает, что в день Народного единства (4 ноября) на площади для желающих обязательно приготовят плов, а весной в парке «Волжский» шумно отметят Наурыз, не говоря уже об участии диаспор в различных благотворительных акциях.

Наступил месяц Зуль-Хиджа - месяц Хаджа

Месяц Зуль-Хиджа - это двенадцатый месяц лунного календаря. Существуют четыре священных месяца, в которых запрещены войны и конфликты. Эти месяцы также называются запретными, так как запрещены любые виды насилия, в первую очередь, - с целью обеспечения безопасности и благополучного передвижения паломников в сезон хаджа.

Название месяца Зуль-Хиджа говорит само за себя - в переводе с арабского языка слово «зуль» означает - обладатель, «хиджа» - паломничество.

Этот месяц связывает предыдущий месяц Зуль-Каада и последующий Мухаррам, которые также являются запретными. Таким образом для паломников отводилось достаточное количество безопасного времени для совершения поездки в Мекку и возвращения обратно.

Примечательно, что еще до прихода пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве посланника и увещевателя, среди арабов было принято прекращать войны и конфликты на период наступления запретных месяцев.

Хажд - это пятый столп ислама, и для верующих посещение святыни Каабы в Мекке раз в жизни является обязанностью, так же как и совершение ежедневной пятикратной молитвы, соблюдения поста в месяц Рамазан и выплаты закята.

Хадж - это особый вид поклонения, который включает в себя ряд условий, таких как: быть мусульманином, достижение совершеннолетия, здравость рассудка, личная свобода, безопасность пути, наличие здоровья и материального достатка для благополучного путешествия. Всевышний Аллах, обращаясь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и благословение говорит:

وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ

Перевод (смысл): «Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных поселений» (Аль-Хадж, 27 аят).

Говоря о хадже мы все, конечно же, в своих мыслях представляем Мекку- город, в котором родился величайший из людей и посланников, любимец Аллаха - пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Мекка напоминает мусульманам об их благочестивых предках, пророках и посланниках. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. Например, перед Каабой паломник вспоминает пророков Аллаха Ибрахима (мир ему) и Исмаила (мир ему), которые строили Каабу. Также верующие представляют нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который целовал священный камень «Хаджар аль-Асвад».

Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая между холмами искала воду для своего сына Исмаила (мир ему), долина Мина, олицетворяется с именами пророков Ибрахима (мир ему) и Исмаила (мир ему), которые в этом месте отгоняли от себя сатану, кидая в него камни. Что касается стояния на Арафате, то в ознаменование встречи первых людей Адама (мир ему) и Хавы, гора и день, на который пришлось их свидание, стали называться Арафа (встреча). Стояние с богослужением на горе Арафат было предписано мусульманам как рукн хаджа.

На горе Арафат верующий вспоминает пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь один, и все вы потомство Адама, Адам создан из земли и нет преимущества у араба перед не арабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не превращайтесь в неверных, которые враждуют друг с другом…».

Передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ما من أيام أحب إلى الله أن يتعبد له فيها من عشر ذي الحجة، يعدل صيام كل يوم منها بصيام سنة وقيام كل ليلة منها بقيام ليلة القدر

Перевод (смысл): «Самыми любимыми для Всевышнего Аллаха днями для совершения благих деяний являются десять дней (имеются в виду первые десять дней месяца Зуль-Хиджа). Вознаграждение за соблюдение поста в каждый из этих дней приравнивается к награде за соблюдение поста за целый год, а оживление поклонениями каждой из этих ночей приравнивается к оживлению ночи предопределения «Ляйлятуль Кадр» (Тирмизи).

В эти десять дней также входит и девятый день месяца Зуль-Хиджа – день Арафат, и соблюдение поста в этот день является самым предпочтительным из всех этих дней.

Сообщается со слов Ибн Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем за благодеяния, совершённые в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». Его спросили: "И даже чем борьба на пути Аллаха?!" Он ответил: «И даже чем борьба на пути Аллаха, если не считать человека, вышедшего на пути Аллаха, рискуя своей жизнью и своим имуществом и не вернувшегося ни с чем из этого» (Бухари).

Первые десять ночей этого месяца именуются словом «Лайали Ашара» – 10 благословенных ночей. С целью заслужить прощение Господа, в этот месяц следует читать как можно больше дополнительных молитв, просить у Господа прощения и совершать намаз-тасбих.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто будет поститься в месяце Зуль-Хиджа в течение первой декады, тому за каждый день поста запишется награда за год (добровольного, нафиль) поста. День Арафа является исключением из этого. Ибо тому, кто постился в этот день будет записана награда за два года поста» (Канзуль-Уммаль).

Рекомендуется поститься первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа, после чего, на десятый день, желательно есть только после того, как будет прочитан праздничный намаз и принесена жертва. Это действие считается мандубом – поощряемым деянием.

Если нет возможности поститься все 9 дней в начале месяца, делать это следует 8 и 9-го Зуль-Хиджы.

Не стоит забывать и о такбирах «Ат-Ташрик» которые произносятся после каждой ежедневной обязательной молитвы, начиная с утреннего намаза (фаджр) 9 дня Зуль-Хиджа (30 июля), и заканчивается предвечерним намазом (аср) 13 дня Зуль-Хиджа (3 августа). Произнесение такбира «Ат-Ташрик» является обязательным (ваджиб) для всех мусульман. Мужчины произносят его вслух, а женщины про себя.
В 2020 году месяц Зуль-Хиджа начинается 22 июля, день Арафа приходится на 30 июля, а праздник Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) 31 июля, который выпадает на благословенный день пятницы.

К сожалению, в текущем году из-за складывающейся в мире эпидемиологической ситуации, поездка в Мекку для совершения хаджа стала невозможной. Надеемся, что уже в следующем году границы стран откроются, и мусульмане из разных концов мира смогут отправиться в Мекку.

Паломничество оживляет истинное мусульманское братство. Все мусульмане независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды, просят у Единого Господа, направляют взоры в одну и ту же сторону - Каабу, так мы равняемся перед Всевышним Аллахом. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии. Господин и слуга, министр и рабочий – все равны перед Аллахом. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все предстанут перед Господом миров без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе, а помогут лишь искренняя вера и принятые Всевышним благие деяния.

Да примет Всевышний Аллах наши добродеяния, простит нам наши грехи и ошибки, и приблизит нас к Своей Милости!

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found