Глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы член Общественной палаты Российской Федерации Альбир хазрат Крганов выступил с тематическим докладом на пленарном заседании Петербургского международного религиозного форума: «Религиозный мир: духовная активность в условиях регулирования эпидемиологической обстановки» на тему «Проблемы деятельности религиозных организаций в современных условиях. Человек будущего».
Дорогие друзья!
От имени Духовного собрания мусульман России сердечно приветствую всех собравшихся и выражаю вам свое искреннее уважение и глубокое почтение, пожелание Вам и всем Вашим близким мира, благоденствия и милости Всевышнего.
Сегодня можно констатировать, что в современных условиях постепенно приходит понимание роли религиозного фактора в жизни человечества, необходимости опоры на традиционные религии сегодня и в будущем, на традиции народной жизни и базисные ценности, понимание необходимости единства и солидарности в обществе. Следует согласиться со словами Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что « общество, лишенное религиозной перспективы, представления об абсолютных нравственных нормах неизбежно деградирует».
Как религиозный деятель хочу отметить, что традиционные религии в России на протяжении многих столетий успешно выполняли свою социальную миссию, утверждали духовные ценности, способствовали укреплению общества и его сплоченности.
Народы и конфессии России объединили свои исторические судьбы и сделали свой выбор. Историческая традиция и следование ей в современных условиях заложили тот межнациональный и межконфессиональный мир, то общее стремление в будущее, которое делает российскую цивилизацию неповторимой и уникальной.
В повседневной жизни и в годы испытаний нам всем необходима опора на духовно-нравственный потенциал традиционных религий и классической культуры, использование исторически сложившегося межэтнического и межконфессионального диалога как способа установления и укрепления духовно-нравственного единства общества. Президент России В.В. Путин справедливо отметил, что «сила России состоит в свободном развитии всех народов, в многообразии и гармонии культур, языков, традиций; во взаимном уважении, диалоге православных, мусульман, последователей иудаизма и буддизма». Традиционные основополагающие ценности всех мировых религий, такие как вера, любовь, сострадание, прощение, терпимость и милосердие в течение многих веков в России способствуют укреплению свободы вероисповедания, мирному совместного проживания людей, гармонизации этноконфессиональных отношений.
В современных условиях серьезным вызовом обществу явилась коронавирусная пандемия, как глобальная проблема. Она требует глубокого осмысления и анализа, понимания необходимости укрепления международного и регионального сотрудничества для организации профилактики пандемии и для решения ряда возникших проблем. Мы все должны сверять гуманитарные цели и векторы нашего развития, укреплять сотрудничество и солидарность.
Пандемия коронавируса затронула все стороны нашей жизни, в том числе и государственно-конфессиональные отношения, которые, сразу скажу, у нас в России, с честью выдержали испытание.
Мусульманские религиозные деятели в России с пониманием отнеслись к инициативам государства, поддержали предлагаемые профилактические меры. Временное закрытие мечетей, ограничения и изменения ритуальной практики предотвратили распространение вируса среди прихожан, сохранили жизни людей. Вместе с органами государственной власти исламские религиозные организации проводят большую информационно-разъяснительную работу с целью убедить мусульман в необходимости понять, принять и выполнять санитарно-профилактические предписания государства для сохранения здоровья и жизни людей.
В условиях пандемии с особой силой проявилась позитивная роль традиций социального служения Ислама. Из разных регионов России поступают сведения об активизации волонтерской деятельности, о проводимых акциях по линии милосердия и благотворительности в отношении больных, лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И эту работу следует продолжить.
Уважаемы участники форума!
Духовный потенциал Ислама направлен на нравственное и интеллектуальное совершенствование человека, помогает отличать добро от зла, от безнравственности и преступлений. И в этом процессе определяющая роль принадлежит укреплению нашей веры, системе образования и просвещения, практике нашего социального и канонического служения.
При этом необходимо хорошо представлять, что деятельность религиозных организаций осуществляется в условиях меняющейся реальности. Следует учитывать, что в условиях информационно – технологического прогресса Интернет, социальные сети становятся одним из наиболее эффективных средств информационного идеологического воздействия экстремистов на молодежь, дает легкий и анонимный доступ к молодежной аудитории.
Конечно же, деятельность экстремистских сайтов должна пресекаться в соответствии с законом. Вместе с тем очевидно, что пока еще недостаточно интересного, современного, «цепляющего молодежь» видеоконтента и интернет-ресурсов, которые занимаются контрпропагандистской, просветительской работой, направленной на молодежную аудиторию. Здесь необходимы взаимопонимание и сотрудничество религиозных организаций, органов власти, СМИ, ученых, экспертов и интеллигенции, на это надо направить и усилия самой молодежи и молодежных организаций.
Технические возможности позволяют идеологам экстремистской деятельности использовать новые средства коммуникации для наибольшего охвата молодежи. С быстрым развитием сервисов мобильной связи становится доступными скачивание экстремистской литературы на смартфоны, а так же программ, работающих на разобщенность и духовную деградацию молодежи.
Следует отметить, что деятельность религиозных организаций сегодня осуществляется в условиях растущей цифровизации общества, порождающей много проблем. Религия и духовные скрепы сегодня становятся тем оплотом, в столь стремительно меняющемся мире, на который можно и нужно опираться человечеству, задавая верный вектор развития цивилизации.
Ученые и эксперты под цифровизацией понимают технологический инструментарий, позволяющий реализовать стратегию информатизации общества, в процессе которой происходит перенос в цифровую среду функций и видов деятельности, которые раньше выполнялись реально и непосредственно людьми и организациями. В результате происходит замена сложившихся ранее форм и моделей общения и отношений, меняется формат существования человека в современном социуме и некоторых форм его физической деятельности, отмирают ряд профессий, появляется проблема «лишних людей», растет зависимость человека от технических устройств и технологических процессов. Если посмотреть еще глубже, человечество сейчас находится на очень интересном этапе развития – все процессы ускоряются с колоссальной скоростью, раньше принятие того или иного решения могло занимать недели и месяцы, сейчас же эти решения принимаются за минуты и секунды с помощью цифровых «помощников». Уже становится недостаточно получить 1 профессию на всю жизнь – необходимо постоянно совершенствовать свои знания и приобретать новые навыки и умения. Информации вокруг становится настолько много, что уже невозможно отличить где правда, где фейк. И в новую эпоху развития это становится одним из ключевых навыков человека – умение отличать оригинал от подделки, от клона, от суррогата.
Давайте зададимся вопросом. Какой он человек будущего? Уже сегодня запущены программы чат-ботов в странах Азии. Человек часами общается с виртуальной игрушкой в телефоне, рассказывает про свою жизнь, проблемы, радости и получает от, созданного при помощи искусственного интеллекта, «друга» ответ. При этом он уже не может так же доверительно обшаться с человеком, как с программой! Эрлен робот-медсестра психолог, разговариваяющая с военными инвалидами. Робот Шифер уже не просто исполняет команды человека, а оценивает их на предмет исполнить или воздержаться. Он плачет как ребенок и просит поменять команды. Алгоритмы в программе роботов заложены людьми, как понимаете, не идеальными в своей жизни. Робот-медсестра столкнула в человека с лестницы, из-за заложенной в нее программы: она нашла больного, зараженного вирусом, опасным для остальных 203 пациентов. В ответ на требования человека робот уже перечет создателю и заявляет, что сама будет принимать решение. Каково будет следующее нажатие кнопки, что мы создадим?
В университетах Манчестера, Оксфорда, да других НИИ, в том числе в России, ведутся эти работы: разработка искусственного интеллекта, обучение роботов, попытки воссоздать эмоции и чувства человека бездушной машиной. Поймите, одно дело, когда цифровые технологии используют анонимно в сетях, льют грязь, когда экстремисты пользуются в своих корыстных целях. Это, безусловно, плохо, но мы успешно научились с этим бороться разными механизмами. Но то, на пороге чего человечество стоит сейчас – это совершенно другой уровень, это квантовый скачок в развитии технологий, и когда эти роботы, обученные с помощью искусственного интеллекта, начнут бороться с нами, с человечеством, мы будем не готовы ответить им хоть чем-то. И все мы будем причастны к созданию этого нового Мира.
Еще одна тема, которую хотелось бы затронуть сегодня, тема, которая занимает особое место среди технологических трендов – это виртуальная Реальность. Доход от VR-контента вырос на 30% в 2020 году, став самым быстрорастущим рынком медиа. Причина такого роста кроется в особом нейро-иммерсионном методе донесения информации, будь то игра, кино, учебная программа или производственное решение. ВИАР технология теперь пробирается в наш мозг, вызывая чувство эмпатии. Кто еще не посмотрел фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» настоятельно рекомендую посмотреть. Вне сомнений система пороков займет особое место в виртуальной среде. Если кто-то наивно решит, что «…мы не пойдем в ВИАР» можно ответить: «вы то может и не пойдете в ВИАР, вам и телевизора хватит, а вот ваши потомки, часть времени там будут проживать. И поверьте, если мы не запрыгнем в последний вагон уходящего поезда и не займем нишу в Виртуальной Реальности, сторонний порочный ВИАР контент вмиг лишит наших потомков религиозной идентичности. Поэтому уже сейчас, понимая неизбежность развития технологий, Духовное собрание мусульман России совместно с мусульманами-разработчиками готовит дорожную карту запуска нескольких ВИАР проектов, среди которых, в том числе нейро-терапия и профилактика заболеваний с помощью бинаурального звучания сур Корана (Рукья). Это является примером того, как наука, современные технологии и религия могут существовать совместно в одной точке.
Если говорить в целом, в обществе необходимы широкие дискуссии на разных уровнях по проблемам цифровизации, искусственного интеллекта, рассмотрение этих проблем в философских, духовно-нравственных, правовых, социальных и религиозных измерениях. Необходима глубокая, профессиональная экспертная оценка их влияния на человечество и угроз общественному развитию и национальной безопасности.
Мы живем в меняющемся мире, в эпоху широких трансформаций. С прогрессом всегда связаны определенные издержки. И для религиозных организаций крайне важно правильное, глубокое и системное понимание современных процессов, сохранение в этих условиях своей религиозной идентичности, миссии, целей, задач и смыслов своей деятельности.
Спасибо за внимание!
https://dsmr.ru/2318-problemy-deyatelnosti-religioznykh-organizatsij-v-sovremennykh-usloviyakh-chelovek-budushchego.html#sigProId68ee00bcd0