НОВОСТИ
Альфрид Бустанов: «Остановить маргинализацию татарского взгляда на историю!»

Если не дать голос собственному наследию, мы и дальше будем слушать неоколониальные сказки про открывающих глаза татарских женщин. Часть 2-я

Автор «БИЗНЕС Online», историк Альфрид Бустанов продолжает начатую им тему состояния дел с изучением татарских рукописей. Наилучший способ борьбы с интеллектуально ленивыми дискурсами — это активная работа по пропаганде и академическому изучению татарского письменного наследия, считает ассистент-профессор Амстердамского университета. В своей новой статье он приводит факты, свидетельствующие об общемировом значении рукописей, хранящихся в Казани.

НАИЛУЧШИЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ЛЕНИВЫМИ ДИСКУРСАМИ

Я получил много положительных откликов на мою статью о состоянии дел с изучением татарских рукописей. Тематика культурного наследия волнует многих, и важно об этом говорить с разных позиций. В самом деле, татарский народ заслуживает своего Матенадарана (Институт древних рукописей в Ереване — прим. ред.). В то же время среди комментаторов заметно стремление, с одной стороны, заретушировать адское положение с изучением старотатарских текстов (мол, все в порядке, Бустанов нагнетает), а с другой — желание принизить значение татарской книжности в духе «нет там ничего интересного».

Обе позиции идеологически ангажированы. Первая из них охранительная — заставить молчать оппонента и скрыть от общественности реальное положение дел: отсутствие квалифицированных кадров, каких-либо ресурсов и интеллектуальной среды, а также маргинализация собственно татарского взгляда на историю. Вторая позиция («татарские книги неинтересны») растет известно откуда. Мы наблюдали все эти лозунги в ходе кампании против татарского языка.

Тем, кто говорит, что все в порядке и условия хранения уникальных рукописей «первоклассные», я хочу сообщить: грязь, пыль, грибок и плесень — это главные спутники наших древних книг. Иногда с ними невозможно работать даже в маске, потому что от них исходит гнилостный запах да так, что коронавирус нервно курит в сторонке! Все это очень вредно для здоровья исследователей и для самих книг, конечно.

Для меня очевидно, что наилучший способ борьбы с интеллектуально ленивыми дискурсами — это активная работа по пропаганде и академическому изучению татарского письменного наследия. В статье я хочу поделиться с уважаемым читателем сведениями, которые красноречиво свидетельствуют как об общемировом значении казанских рукописей, так и о перспективах их научного изучения.

ТЫСЯЧИ РУКОПИСЕЙ, ПРИВЕЗЕННЫЕ ИЗ ЭКСПЕДИЦИЙ ЕЩЕ В 1960-Е ГОДЫ, ОСТАЮТСЯ ДАЖЕ НЕАТРИБУТИРОВАННЫМИ

Как известно, археографические экспедиции систематически велись сотрудниками Казанского университета (Альберт Фатхи, Миркасым Усманов и другие) с 1963-го. Ежегодно в библиотеку поступало огромное количество рукописей, иногда больше сотни, поэтому их элементарная обработка заметно запаздывала. Фактически вся черная работа была свалена на Фатхи — человека, которого все считали сумасшедшим, но, несмотря на это, внесшего неоценимый вклад в изучение первоисточников по татарской истории. У Альберта-абыя были свои резоны: он буквально жил в библиотеке и, видимо, не считал нужным оформлять документально то, что знал сам по памяти. С его уходом на самой заре татарстанского суверенитета мы потеряли бесценного специалиста, перебивавшегося при жизни с хлеба на воду.

Что мы имеем сейчас? Существующие описания рукописей зачастую не совпадают с их реальным содержанием. На карточке может быть написано «песни, фольклор», а внутри — уникальный сборник стихов Ахмаджана Тобули (1826–189?). Датированные XVIII веком фолианты запросто могут оказаться редчайшими артефактами XIII века. Ищем по каталогу книги по хадисоведению, а находим сплошь рукописи по истории, жизнеописанию пророка Мухаммада и правила чтения Корана. Ошибки можно встретить сплошь и рядом, и это было бы нормально, если бы они систематически исправлялись и становились частью научной жизни. На деле же ошибочными данными пользуются зарубежные исследователи и пишут, что книжность у татар появилась только в XIX веке и вообще они читали примерно одни и те же книги. Все это потому, что мы не имеем реальной топографии всей рукописной коллекции, а значит, и надежного навигатора в хитросплетениях интеллектуальной истории Центральной Евразии.

К этому нужно добавить тот факт, что тысячи рукописей, привезенные из экспедиций еще в 1960-е годы, остаются даже неатрибутированными (!), не говоря уже о какой-то серьезной работе с ними. О какой татарской истории можно рассуждать в такой ситуации? А ведь существующие архивы — это лишь малая толика того, что когда-то было создано, читалось и переписывалось! А сколько погибло в пожарах, изъято в ходе «спецопераций» и потерялось «за ненадобностью»? Как можно забывать об этих горьких потерях и закрывать глаза на сегодняшнюю ситуацию? Можно сколько угодно говорить, что я преувеличиваю, и оскорбляться, но от того во рту слаще не станет. Если не дать голос собственному наследию, то мы и дальше будем слушать неоколониальные сказки про открывающих глаза татарских женщин.

СЕГОДНЯ ЭТА РУКОПИСЬ ЧТО-ТО ВРОДЕ АМАНАТА

Теперь более предметно: какого рода тексты имеются в виду? Татарский книжный репертуар очень разнообразен, и его невозможно отразить в одной статье. Остановлюсь лишь на нескольких красноречивых примерах.

Летом 1968 года археографическая экспедиция привезла из Астрахани целый ряд интересных рукописей. Среди них был один увесистый том, подаренный Халиуллой Евлаевым. 52 года (!) рукопись лежала на полке без минимальной атрибуции. Содержание рукописи легко узнаваемо — это персидское сочинение Фарид ад-Дина ‘Аттара «Тазкират ал-аулийа’», созданное на рубеже XII–XIII веков. Особый интерес представляют внешние характеристики рукописи и ее история. Издалека видно, что рукопись древняя: крупный каллиграфический почерк насх с элементами куфи, большой формат книги, плотная бумага. Благо сохранилась концовка рукописи, в которой переписчик указывает на точную дату — 1 мухаррама 680 года по хиджре, что соответствует понедельнику 28 апреля 1281 года. Если верить этой датировке, то получается, что перед нами одна из старейших рукописей в Татарстане — современница Соборной мечети в Болгаре.

Интересна история данной рукописи. Она могла быть создана в Иране или на юге Средней Азии, но ее реставрация, похоже, была выполнена в Дербенте: ею владел хаджи Мир-Хабиб б. Мир-Фатхулла ад-Дарбанди. Кроме того, в рукописи есть отметки на арабском языке в стиле ранних дагестанских рукописей. В какой-то момент она была привезена в Астрахань, что вовсе не случайно: на рубеже XIX–XX веков город служил ключевым звеном в межрегиональных интеллектуальных связях. Сегодня эта рукопись что-то вроде аманата, то есть вверенного имущества от наших южных соседей, проливающего свет на историю персидской палеографии и, конечно же, роль персидской грамотности в Центральной Евразии на протяжении многих веков.

Другой классический памятник персидской литературы — «Гулистан» Муслих ад-Дина Са‘ди (ок. 1181–1291). Во многих татарских медресе этические произведения Са‘ди пользовались большой популярностью на протяжении XVIII–XIХ веков, однако мы до сих пор точно не знаем, каким образом классические этические тексты на персидском языке воспринимались в татарской среде, как они читались и усваивались. Тем не менее наши рукописи позволяют детально проследить этот процесс.

Один из рукописных списков «Гулистана» был обнаружен экспедицией в деревне Мазарбашы в Марий Эл летом 1989 года. Эта малоформатная рукопись переписана на голландской бумаге явно татарским переписчиком: стиль почерка и чернила не спутаешь ни с чем. На одном листе рукописи указан год создания рукописи — 1701-й, что вполне соответствует ее палеографическим особенностям. Конечно, в Казани есть и более древние списки «Гулистана». Например, коллекция Мирасханә может похвастаться привозным списком 971 года хиджры, то есть 1563–1564 годов. Однако наша рукопись интересна именно тем, что она была создана в татарской среде.

О чем это говорит? На начальном этапе персидские этические модели усваивались татарами непосредственно на языке оригинала: сначала через импортные копии, а затем через местную переписку рукописей. В XIX веке с персидского на татарский полностью переводится «Бустан» Са‘ди (кстати, неплохо было бы издать этот перевод — он очень богат на язык), а уже в начале XX века появляется «Гулистан» на татарском. Отсюда следует, что упомянутая выше рукопись «Гулистана» является важным свидетелем процесса усвоения персидских этических моделей.

В той же деревне Мазарбашы у Манфусы Гайнутдиновой была найдена арабская рукопись с многочисленными владельческими записями. За вторую половину XIX — начало XX веков она побывала у Музаффара б. ‘Абд ад-Гаффара, затем у его сына Мухаммаджана, потом у знаменитого Ишми ишана и, наконец, попала в руки к Хафизетдину б. Насретдину ал-Барангави (1827–1917). Этот человек учился в Бухаре, был последователем Марджани, затем служил имамом в деревне Параньга в Мари Эл. Его сын Ахмад был автором крупного исторического труда «Тарих-и Барангави», подробно изученного Марселем Ахметзяновым и Алленом Франком. Судя по всему, в семье потомственных ученых ал-Барангави были серьезный архив и библиотека, откуда, скорее всего, происходит и упомянутый выше старинный список «Гулистана». Кстати говоря, у нас ведь в руках только крохи: где весь архив семьи ал-Барангави и других ученых династий?!

* * *

Эти находки и наблюдения, кажущиеся, на первый взгляд, незначительными, с годами собираются во внушительную картину, в которой за каждым фактом стоят неопровержимые доказательства. По сути, многовековая книжная культура создает тот надежный фундамент гуманитарного знания, что знакомит нас с богатым опытом взаимодействия людей в прошлом поверх границ, языков и идеологий. Конечно же, забота о бесценных рукописях — это залог международного престижа и благодарность будущих поколений.

Источник

Заседание временной рабочей группы СПЧ по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ

Сегодня, 22 июня 2020 года, муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России и член Общественной палаты РФ Альбир-хазрат Крганов, принял участие в работе Временной рабочей группы СПЧ по мониторингу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (ВРГ СПЧ по мониторингу голосования), основной целью которой является содействие реализации прав граждан на участие в общероссийском голосовании. В городе Москве будет работать Региональная ВРГ СПЧ по мониторингу голосования в Столице (РВРГ СПЧ).

Члены РВРГ будут осуществлять мониторинг процесса организации и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации с целью выявления и предотвращения нарушений Конституции Российской Федерации.

Работа РВРГ призвана содействовать реализации положений статей Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства, в том числе непосредственно.

Деятельность РВРГ основывается на принципах объективности, нейтральности, деполитизированности, коллегиальности, уважения к друг к другу и к участникам общероссийского голосования, плюрализма мнений, свободного и открытого обсуждения вопросов, коллегиального принятия решений.

РВРГ исходит из необходимости проведения общероссийского голосования строго в соответствии с действующей нормативно-правовой базой при обеспечении соблюдения принципов всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании, свободного волеизъявления, открытого и гласного голосования, обращает особое внимание на равенство участников голосования, надлежащим образом выполнивших требования действующего законодательства.
Материалы РВРГ будут представлены для включения в консолидированный доклад Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека для дальнейшего направления Президенту Российской Федерации.

Поздравление Мэру Москвы С.С. Собянину

Многоуважаемый Сергей Семёнович!

Позвольте от имени Духовного Управления Мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият» Духовного собрания мусульман России, правоверных мусульман Москвы и от себя лично сердечно поздравить Вас со знаменательным событием в Вашей жизни – с Днем рождения!

Посвятив себя служению Отчизне, Вы завоевали репутацию эрудированного, мудрого и честного человека, обладающего высокопрофессиональными качествами государственного деятеля. Зная Вашу настойчивость и умение найти верное решение в сложных государственных вопросах, мы уверены, что Вы продолжите реализацию важных проектов и инициатив в интересах жителей Москвы, всего многонационального и многорелигиозного российского государства.

Под Вашим чутким руководством правительство Москвы ведет плодотворную деятельность по развитию и преображению столицы. Именно благодаря Вашей самоотверженной работе во всеми любимом городе сегодня сохраняется мир и стабильность.

Разделяя с Вами, уважаемый Сергей Семёнович, все самые лучшие чувства в этот день, позвольте пожелать Вам доброго здоровья, удачи в делах, счастья и благополучия! Мира Вам и Вашему дому! Пусть Вас всегда окружают гармония и любовь, а работа приносит оптимизм и  радость!

Мы просим Всемилостивого Аллаха о Вашем добром здравии на многие годы.

С уважением и добрыми молитвами, 
Муфтий Москвы,
Глава Духовного собрания мусульман России,
член Общественной палаты Российской Федерации
Альбир хазрат Крганов

Шейх-уль-Исламу, Верховному Муфтию, Председателю Центрального духовного управления мусульман России, Талгату Таджуддину

Многоуважаемый Талгат хазрат!
Мир Вам, милость и благословение Всевышнего!

Позвольте от имени Духовного собрания мусульман России и от себя лично сердечно поздравить Вас со знаменательным событием в Вашей жизни – 40-летием избрания на высокую должность Муфтия и Председателя Духовного духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири.

С Вашим именем связано начало возрождения ислама в СССР, а затем и обновленной России. Благодаря Вашему вниманию и деятельности открываются мечети и исламские учебные заведения, общественно-культурные центры, создаются и успешно функционируют исламские общественные организации.

Сохраняя верность заветам предков, исторической памяти и ценностям традиционного Ислама, Вы на протяжении многих десятилетий  успешно трудитесь на благо российской уммы и всего общества, вносите значительный вклад в укрепление нашего единства и сплоченности.

Как религиозный деятель, ученый-богослов и просветитель-мыслитель с мировым именем, Вы твердо и последовательно выступаете за укрепление мира и дружбы между народами, духовно-нравственное возрождение общества и упрочение идеалов и ценностей традиционного Ислама, вносите большой вклад в противодействие экстремизму и терроризму.

Уважение уммы, ряд государственных и общественных наград убедительно свидетельствуют о Ваших высоких заслугах и успешной деятельности.
Пусть и в дальнейшем благословение Всевышнего и Его бесконечная милость неизменно сопутствуют Вам, подавая силы, вдохновения, настойчивости и терпения в решении каждодневных задач. Мусульмане будут всегда Вам благодарны за то внимание и поддержку которую Вы на протяжении многих лет оказывали и оказываете всем верующим.

Желаем Вам, многоуважаемый Талгат хазрат, крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия и больших достижений на занимаемом посту. Пусть Ваша жизнь всегда будет наполнена созидательным трудом, пониманием и поддержкой родных, друзей и единомышленников.

Молим Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он сохранил Вас в добром здравии, даровал крепость духа и волю на пути истины и воздал Вам за добрые деяния в этом и вечном мирах!

С уважением и добрыми молитвами, 
Муфтий Москвы, глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной Палаты Российской Федерации Альбир Крганов

19 июня 2020 года

ФСБ задержала лидеров и участников ячеек исламистов

При обысках у них обнаружили и изъяли запрещенную литературу, электронные носители информации, средства связи и банковские карты.

Сотрудники ФСБ РФ задержали четырех регионах России лидеров и активных участников ячеек запрещенной в РФ экстремистской организации исламистов "Таблиги Джамаат". Об этом сообщили ТАСС в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ.

"ФСБ РФ во взаимодействии с МВД России при силовой поддержке Росгвардии на территории Приволжского федерального округа пресечена деятельность запрещенной на территории России международной религиозной экстремистской организации "Таблиги Джамаат", - сообщили в ЦОС. - В результате проведенных в Нижегородской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областях оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий задержаны лидеры и активные участники данной организации".

При обысках в местах их жительства и конспиративных сборов обнаружили и изъли запрещенную литературу в большом количестве, электронные носители информации, содержащие материалы экстремистского характера, средства связи, банковские карты. В отношении задержанных возбуждены уголовные дела по частям 1 и 2 ст. 282.2 УК России("Организация деятельности экстремистской организации"). Санкция статьи в этих частях предусматривает до шести лет лишения свободы.

Оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия продолжаются.

Источник

Десять метров истории

В Колыванском районе Новосибирской области на берегу Оби уже несколько веков стоит деревня Юрт-Ора. В ней живут чатские татары, или чаты — один из коренных малочисленных народов Сибири. Юрт-орцы очень любят свою историю и гордятся своей идентичностью, поэтому трепетно относятся ко всему, что отражает их самобытность, ценности и роль в исторических процессах страны.

Известно, что чаты появились в Сибири еще в VIII веке нашей эры. Они пережили правление хана Кучума, покорение Сибири Ермаком, революцию, распад Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны из деревни на фронт ушли 63 человека. Из них 25 погибли и 20 получили ранения. В их честь в центре села установили памятный обелиск.

В этом году перед Днем Победы рядом с ним появился еще один мемориальный объект — фронтовая панорама. Для ее создания автору проекта Навилю Шагабутдинову, имаму местной мечети, пришлось на несколько месяцев с головой погрузиться в архивы. Эта работа дала неожиданные плоды и открыла неизвестные факты и о деревне, и о ее некоторых жителях.

В Юрт-Оре проживает несколько сотен человек. Жители села преимущественно чаты. Молодежи здесь осталось мало. Молодое поколение старается переехать туда, где есть перспективная работа и возможность обеспечить себе хороший уровень жизни. Оставшиеся жители стараются сделать для родного села как можно больше, чтобы оно развивалось и процветало.

Так, в Юрт-Оре появилась усадьба чатского татарина — это образец исторического жилища чатов с примерной реконструкцией народного быта. Также селяне собрали деньги на воссоздание мечети.

Все это удалось сделать благодаря их энергичному имаму. Навиль Шагабутдинов в прошлом — военный, а сейчас — духовный лидер и общественный деятель. Фронтовую панораму — мемориальную доску с подробным описанием боевого пути ушедших на фронт юрт-орцев — создавал около четырех месяцев.

Панорама представляет собой стенд длиной 10 метров и высотой 1,5 метра. На нем уместилось 67 портретов фронтовиков. О некоторых из них Шагабутдинов узнал впервые, когда собирал информацию в архивах.

«На фронт уходило 63 человека, но в ходе работы нашел еще четверых, которые родились в нашей деревне, а призвались из соседней. Их нет на обелиске», — сказал автор проекта.

Практически у каждого героя панорамы есть фото и его подробная история: когда был призван на фронт, в каких войсках и в какой местности воевал, чем отличился в бою, где был убит и похоронен или же, наоборот, вернулся живым и невредимым.

Факты о земляках приведены в виде карт с мест сражений, выписок из документов, наградных листов, писем, «похоронок». Все это Навиль Хасанович по крупицам собирал в архивах, в том числе электронных, таких как «Мемориал», «Память народа» и «Подвиг народа».

Поиск информации – самая трудоемкая часть работы. В этом Шагабутдинову помогали односельчане.

 «Просматривал архивы военкоматов, опрашивал стариков, которые знают, кто родился у нас и проживал в других местах, сайты «Подвиг народа» и «Память народа». Работать было тяжело, потому что татарские фамилии и многих как русских записали. У меня отец Шагабутдинов Хасан Давлетович, а он записан в военном билете как Александр Яковлевич. Много ошибок сделано», — добавил имам.

Сверстать макет Шагабутдинову помогла дочь София. Ему придали вид киноленты, где каждый кадр — кусок военной хроники на примере историй бойцов из Юрт-Оры.

«Не у всех данные одинаковые. У кого-то три награды, у кого-то одна. А кого-то вообще в архивах не нашел, просто обозначил фотографией и годами жизни. У нас были кавалеристы, мостоукладчики, аптекарь, за отвагу награжден. Один авиамеханик, у него три награды, 9 и 10 мая воевал в Праге», — вспомнил собеседник.

Само изготовление стенда и монтаж конструкции заняли несколько дней. Это обошлось в 100 тысяч рублей. Расходы покрыл грант от министерства региональной политики Новосибирской области. Работы закончили  аккурат к 9 Мая. Только сделать торжественное открытие, как это задумывалось изначально, не получилось — из-за угрозы распространения коронавируса проводить массовые мероприятия в регионе запретили.

Панорама — это своеобразная база данных об участниках войны из Юрт-Оры. Казалось бы, в эпоху интернета всю эту информацию можно в любой момент открыть с телефона и узнать все о своих предках. Но этот проект — больше, чем сухие цифры и факты. 67 ушедших на фронт юрт-орцев там — в электронных базах данных — одни из миллионов, кого кровавая машина под названием «война» затягивала без разбора, не взирая на пол и возраст.

А здесь они — герои, и ими гордятся. Практически у каждого жителя ежедневный маршрут по своим делам пролегает через центр деревни, мимо обелиска и фронтовой панорамы. Обязательно кто-нибудь останавливается и рассматривает фотографии, вспоминает или узнает новое о юрт-орских фронтовиках.

 «Люди говорят «спасибо», с интересом разглядывают… Через 20-30 лет внуки и правнуки смогут это увидеть. Конструкция крепкая, лет на 10 – 15 точно хватит. Но если что, заменим потом на новую», — говорит о будущем фронтовой панорамы имам.

В планах украсить это место голубыми елями и цветником. Также Навиль Шагабутдинов планирует обустроить рядом с панорамой смотровую площадку со скамейками, чтобы можно было посидеть и помолчать у мемориала.

Справка.

Деревня Юрт-Ора расположена на территории древнего городища, который является археологическим памятником. Поселение возникло до прихода русских на эти земли в XVI веке, но когда точно появилось — неизвестно.

Во второй половине XVI века жители были подданными хана Кучума и приняли ислам. После завоевания Сибирского ханства русскими чаты приняли подданство царю, но сохранили свою религию. Через деревню пролегал Московско-Сибирский тракт в XVIII – XIX веках.

По данным переписи 1894 года, Юрт-Ора относилась к Мало-Корюковской инородной управе Томского уезда. В деревне проживали 180 чатских татар (из них три грамотных человека), девять переселенцев и 17 разночинцев.

Селяне на протяжении веков занимаясь извозом на лошадях, рыбной ловлей, собиранием дикоросов, охотой, скотоводством и хлебопашеством. Чатский-Орский говор на сегодняшний день сохранили 250 человек.

Источник

View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=4300#sigProId9aa8ed5594

Онлайн-конференция:

Сегодня, на информационной площадке Общественной палаты России, муфтий Москвы, глава ДСМР, член ОП РФ Альбир-хазрат Крганов принял участие в онлайн-конференции: «Наследие Кирилла и Мефодия на перекрестке культур: Россия, Беларусь, Украина, Болгария, Сербия, Македония». 

Организатор – Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК (И.И. Абажер). 

Мероприятие было посвящено Дню славянской письменности и культуры, и приурочено к 1160-летию пребывания в Крыму просветителей славянских народов, святых братьев Кирилла и Мефодия.

В своем выступлении муфтий Альбир-хазрат Крганов отметил:  "Хочу поблагодарить за обсуждение данной важной темы и передать мои приветствия уважаемым братьям муфтиям обозначенных в названии темы конференции государств. Как известно мы, татары, считаем болгарский народ родственным нашему татарскому народу.

Мусульмане России, не менее православных, заинтересованы в объективном изучении нашей истории и культуры, которые несут в себе еще много важных открытий. Мусульмано-христианский диалог наиболее ярко проявился в России. Эта дружба возникла тысячелетия назад и прошла испытание войнами и смутами. Одним из ключевых факторов этой дружбы, безусловно, является доброжелательный диалог.

В мае 2019 года распоряжением Совета министров Республики Крым республиканскому Духовному управлению мусульман передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество, входящее в религиозно-культовый комплекс «Зынджырлы медресе» в Бахчисарае. Это высшее исламское учебное заведение, основанное ханом Менглы-Гиреем в 1500 году, считается одним из старейших исламских духовных учебных заведений, сохранившихся на территории Российской Федерации. Здесь работал и преподавал русский язык в 70-х годах XIX столетия известный крымско-татарский деятель Исмаил Гаспринский. Он внес огромный вклад в мусульмано-христианский диалог, написал много книг на русском языке, адресованные в первую очередь мусульманам Российской империи.

Наши многие религиозные современные книги напечатаны на кириллиц. На пространстве Кавказа и стран СНГ кириллица стала общедоступным для понятия и общения. Известно, что Великобритания тратит огромные суммы для укрепления и распространения английского языка. А что предпринимаем мы, славянские и тюркские народы? Мы же хорошо понимаем, что язык и письменность является основой сохранения народа». 

Также участники из России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Сербии, Македонии обсудили: 

  1. Ключевое место Крыма, который благодаря миссии  братьев Кирилла и Мефодия становится местом диалога между отдельными культурами, их взаимодействия.  
  1. Создание азбуки и письменности для славян Кириллом и Мефодием, как воплощение в жизнь идеи культурного равноправия народов и языков.   Сформулированная в ІХ веке, она оказалась особенно актуальна и в ХХІ веке.
Ислам в Греции. История Ислама в Греции.

Когда речь заходит об исламе и мусульманах, то в первую очередь в памяти всплывают страны с исконно арабским населением: как Саудовская Аравия, Ирак, Йемен и другие. Однако ислам проник буквально во все европейские страны. Греция, Испания, Босния и Герцеговина, Италия, Румыния – это малая часть тех государств, которые преобразились под действием всепроникающей религии мусульман.

Заседание Межконфессионального совет при губернаторе Кузбасса

11 июня 2020 года (с соблюдением правил санитарно-эпидемиологической безопасности) состоялось очередное заседание Межконфессионального совета при Губернаторе Кузбасса, в котором приняли участие  руководители централизованных религиозных организаций Кузбасса, заместители Губернатора Кузбасса и другие представители органов власти. В работе совета принял участие Муфтий Духовного управления мусульман Кузбасса – Бикчантаев Тагир Ахмадуллович.

Участники заседания обсудили планы межконфессионального сотрудничества на ближайшее будущее, а также подписали Коммюнике, в котором представители религиозных общин дали оценку предложенным поправкам в Конституцию Российской Федерации.

Представители религиозных конфессий договорились о проведении совместных межконфессиональных мероприятий после снятия ограничений. Участники совета запланировали межконфессиональный волейбольный матч и совместный субботник, а также обмен литературой, рассказывающей об истории конфессий.

Губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилев в своей речи отметил, что в Кузбассе живут представители большого количества конфессий, и все мы вместе - и в периоды благополучия, и в сложные времена. Это укрепляет взаимопонимания между жителями Кузбасса. Недавние испытания еще раз показали, как люди, независимо от веры, объединяются и помогают друг другу. Мы взглянули на многие вещи по-новому, переосмыслили некоторые аспекты жизни и сплотились

В Кузбассе представлены 16 конфессий, в регионе действуют 355 местных и восемь централизованных религиозных организаций.

Представители разных религий ведут постоянную работу по укреплению межконфессиональных и межнациональных отношений. Кузбасские религиозные организации разрабатывают и реализуют социально значимые проекты: благотворительные акции, мероприятия по оказанию помощи людям, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, людям с ограниченными возможностями здоровья, ветеранам.

«За царя и Отечество». Татары в русской императорской армии

Подавляющее большинство патриотов и неомонархистов ровным счетом ничего не знает о военной службе татар в царской армии, хотя в ней, как в зеркале, отразилась история всего этноса, связавшего себя с судьбой Российского государства.

С 1722 года татары стали призываться на службу наравне с русскими. Это не значит, что до этого они не несли военную службу. Существовавшее с 15 века по 1711 год сословие «служилых татар» несло свою службу на правах дворянской конницы, пока не было ликвидировано Петром I.

С первой половины 18 века, став податным сословием, татары регулярно поставляли русской армии рекрутов. Принявшие крещение освобождались от рекрутской повинности. Тем не менее в списках личного состава разных полков русской армии с тех пор постоянно встречались татарские имена и фамилии.

До 1783 года татар за редчайшим исключением не производили в офицеры. Указ Екатерины II разрешил поступившим на военную службу татарам-мусульманам присваивать звания вплоть до премьер-майора.

Татарское мусульманское дворянство – отдельная тема. Надо понимать, что подавляющее большинство татар попадало в русскую армию рекрутами, и проходило службу рядовыми без всяких шансов выслужить офицерский чин. Служба в те времена была не просто тяжелой, но зачастую жестокой. «Вот тебе три мужика, сделай из них одного солдата», – такова, по сути, краткая инструкция для русских офицеров тех времен по воспитанию личного состава. Солдаты-мусульмане кроме этого еще испытывали нажим со стороны полковых священников, которые официально должны были их склонять к принятию православия. Лишь с 1839 года Уставом внутренней службы было предписано «… с солдатами иностранных вероисповеданий отнюдь не вступать ни в какие прения о вере».

До 1807 года не существовало наград для нижних чинов за боевые заслуги, кроме специально учрежденных за какие-нибудь конкретные события. С 1807 года солдат и унтер-офицеров стали награждать «Знаком отличия военного ордена» или, как их называли в народе Георгиевскими крестами. В полковых историях сохранились списки награжденных с краткими ремарками об их героических деяниях, за которые они и были удостоены награды. В этих списках есть немало татарских фамилий. Например: «Абдрашилов Деминдрел – Рядовой, Орловский пехотный полк – Отличился во время сражений противу французских войск. Абдулов Тимирса – Рядовой, 2-й Морской полк – За действия против французов и турок во время экспедиции в.-адм. Сенявина в Адриатическом море и а Архипелаге 1806-1807 гг. Абраев Абзелюк – Рядовой 3 фузилерной роты Гренадерский графа Аракчеева полк – За Кульм 29-30 августа 1813 года. Альмометов Альтик, рядовой 3 батальона 4 – Литовский пехотный полк (за Чолокское сражение 4 июня 1854 г). Галин Ахметьян, унтер-офицер 2 батальона – Литовский пехотный полк (за Чолокское сражение 4 июня 1854 г). Бахметов Адельмет – Унтер-офицер 1 линейной роты. Староингерманландский пехотный полк – За 22 мая 1863 года в Миловидских лесах. Хаббатулин Сингатула – 1 Вост.-Сиб. Е.И.В. стрелк. полк, фельдфебель. За то, что будучи ранен пулей в правую ногу, остался в строю; вторично был ранен ружейной пулей в правую руку в бою под Мукденом 25 февраля 1905 г. Шакиров Садек – 21 Вост.-Сиб. стрелк. полк, конно-охотничья команда, младший унтер-офицер. За мужество и храбрость, оказанные в боях против японцев во время усиленных рекогносцировок в период времени с 10 мая по 4 июля 1905 г. Гильманов, Дильмухамет – Ряд., 121-пех. Пензенский п., команда разведчиков – ГК 4 ст. № 190464 «С 16 на 17 февраля [1915 г.] при ночной разведке в с. Лужно, при первой и второй атаке противника, превосходящего численностью, личным мужеством и храбростью содействовал успеху контр-атаки».

Скупые строчки из наградных формуляров указывают, что солдаты-татары храбро сражались во всех войнах, которые вела Российская империя вплоть до своего падения.

В русской армии и рекруту из крестьян было крайне трудно выслужить офицерский чин, вплоть до времени правления Николя I. Для этого он был должен не менее 12 лет прослужить унтер-офицером. Даже боевые заслуги не всегда при этом помогали. Тем не менее, среди татар такие люди были. Например, Манагул Алеев в 1806 году был по рекрутскому набору взят в армию. Пройдя все наполеоновские войны, в 1823 году, был произведен в прапорщики, а в 1825 году – в подпоручики. Офицерское звание дало ему право претендовать на потомственное дворянство.

В отличие от флота в русской армии татары занимали и генеральские должности. Здесь можно привести в пример генерал-майора Генерального Штаба Российской императорской армии Абдул-Азиза Давлетшина и генерал-майора Равиля Сыртланова, сына депутата Государственной Думы Шейхайдара Сыртланова и брата татарского общественного деятеля Галиаскара Сыртланова.

Генеральские звания в подавляющем большинстве случаев доставались представителям дворянского сословия. Однако, офицерские эполеты далеко не всегда спасали военнослужащих нерусской национальности от выпадов начальства. Об этом ярко свидетельствует резонансный случай с известным артиллерийским офицером (впоследствии генералом) Али-агой Шихлинским. Он хотел занять вакантную должность командира батареи в Константиновском артиллерийском училище, но глава артиллерийского ведомства генерал Д. Д. Кузьмин-Караваев отказал, заявив, что «для такой должности, как командир батареи артиллерийского училища, надо найти русского человека, а не татарина». Впрочем, этот инцидент в дальнейшем никак не отразился на карьере Шихлинского.

В рамках одной статьи невозможно охватить все подробности военной службы татар, часть из которых была в казачьем сословии и отличилась в различных войнах в составе разных казачьих войск. Однако можно с уверенностью сказать, что во все времена и во всех войнах воины-татары не запятнали себя трусостью. Лучшим подтверждением тому служат сухие строчки из наградных документов и Георгиевские кресты, которые и через многие годы ярко сияют на старых фотографиях. Автор: Хасан Настретдинов

Источник

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found