Глава ДСМР, муфтий Альбир- хазрат Крганов выступил на инаугурации Главы Чувашской Республики Олега Николаева.
22 сентября в Чувашском государственном театре оперы и балета состоялась торжественная церемония вступления в должность избранного Главы Чувашской Республики Олега Николаева. В ней принял участие глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ муфтий Альбир- хазрат Крганов. В приветственном слове Альбир- хазрат поздравил Олега Николаева с вступлением в должность, уверенной победой на выборах, пожелал Главе Чувашии дальнейших успехов на благо процветания республики.
Муфтий Чуашии также подчеркнул, что: "В Чувашии разные народы живут по завету предков дружно. А они говорили: соседи дороже дальних родичей. Мы дорожим и гордимся нашими добрыми отношениями и, слава Богу, так в нашей республике живём».
По его словам, за семь месяцев работы в качестве врио главы Чувашии Олегу Николаеву удалось «объединить все партии, разные политические воззрения, народы, культуры». Муфтий вернулся к метафоре экс-президента республике Николая Федорова о корабле под названием «Чувашия», напомнив, что сейчас кто-то на этом корабле должен «грести», чтобы он плыл вперёд: «Мы, общество, народ, готовы грести. Корабль-то хороший, и в добром деле готовы быть помощниками, быть всегда рядом и по мере сил помогать. Есть такая пословица: что Бог не исправил Кораном, то исправит султаном. Поэтому я хочу вам подарить Священный Коран на русском языке. Когда к вам приходят православные, вы читаете Библию, а когда мусульмане с вопросом — вот Коран, вы им ответите», — сказал Альбир Крганов, вручая священное писание.
Также в мероприятии участвовали заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Олег Машковцев, первый Президент Чувашской Республики, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Федоров, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, руководитель Приволжского межрегионального координационного совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Вячеслав Тимченко, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель политической партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, председатель Всероссийской политической партии «РОДИНА» Алексей Журавлев, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Анатолий Аксаков, Алена Аршинова, Николай Малов, Игорь Моляков, Леонид Черкесов, сенатор Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Вадим Николаев, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Беспрозванных, представители субъектов Российской Федерации, Герои России Евгений Борисов, Председатель Государственного Совета Чувашской Республики Альбина Егорова и депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, главный федеральный инспектор по Чувашской Республике Геннадий Федоров, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители государственных органов Чувашской Республики, главы и главы администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, руководители организаций и учреждений республики, религиозные деятели, представители общественности.
На церемонии Олег Николаев на чувашском и русском языках принес присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и подписал Указ о вступлении в должность Главы Чувашской Республики.
После торжественного мероприятия Глава Чувашской Республики Олег Николаев рассказал журналистам, что момент вступления в должность был для него очень волнительным. «Для меня, как для человека не сильно привыкшего к такому большому вниманию, очень было волнительно. Волнительно и в связи с тем, что предстоит очень многое сделать. Но в этой части есть уверенность, потому что проделана большая работа, составлен четкий план действий, подобраны члены правительства, каждый из которых понимает, что надо делать, как и когда надо делать. Есть большая уверенность, что у нас все получится, и все планы, которые мы на сегодняшний день наметили, мы реализуем», – сказал он.
https://dsmr.ru/?start=4970#sigProId21547e306d
Имам-Мухтасиб Мухтасибатского собрания мусульман Московской Области Дауд-хазрат Мухутдинов принимает участие в работе VII Международного межрелигиозного молодежного форума, направленного на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, пропаганду в обществе культуры межнационального и межконфессионального общения, противодействие проявлениям терроризма.
Организаторами форума выступают Дагестанский гуманитарный институт при поддержке Министерства по национальной политике и делам религий РД, Муфтият Республики Дагестан, Махачкалинская епархия Русской Православной Церкви, Совет иудейских общин Республики Дагестан.
Форум проходит на базе санатория "Каспий" в Карабудакхенском районе, расположенном на берегу Каспийского моря, в Республике Дагестан.
В форуме принимают участие представители трех конфессий - ислама, иудаизма и православия из разных регионов России, которые в течение семи дней будут знакомиться с культурой и традициями других конфессий, проводить образовательные мероприятия, игры, направленные на воспитание межнационального мира и согласия.
В рамках форума проводится международная научно-практическая богословская конференция, посвященная роли органов власти, религиозных организаций и журналистского сообщества в достижении этноконфессионального мира и согласия в обществе.
В секции конференции «Культура, образование и воспитание: пути преодоления дезинтегративных процессов в современном обществе» выступил Дауд-хазрат Мухутдинов с докладом на тему «Исламские духовно-нравственные ценности и их роль в укреплении единства российского общества».
В начале своего выступления Дауд хазрат поблагодарил организаторов мероприятия за приглашение и возможность выступить на данном форуме и высказал всем участникам самые добрые пожелания.
Отмечая актуальность темы своего доклада, хазрат напомнил участникам о том, что тысячелетняя история России неотделима от традиционных религий и ислам в России имеет прочные исторические корни. Волжские Булгары и дагестанский Дербент перекликаются в этом отношении. И мусульманская умма является важной составной частью российского многонационального народа.
«Ислам – это мировая традиционная религия с многовековой историей, с самого начала предложившая мировому сообществу свой призыв строить жизнь под лозунгом мирного сосуществования, взаимоуважения, сотрудничества и преодоления дискриминации людей по различным основаниям.
Духовный потенциал ислама направлен на нравственное и интеллектуальное совершенствование человека, помогает отличать добро от зла, от безнравственности и преступлений. И в этом процессе определяющая роль принадлежит пастырскому слову имама на проповеди, сложившейся системе образования и просвещения. Реализация социальной миссии ислама способствует устойчивому развитию всего российского общества
Но приходиться констатировать, что реальностью в мире являются также ксенофобия и рознь, неприязнь и дискриминация по религиозному принципу, агрессивность и насилие в жизни общества.
Нас всех беспокоят проявления экстремизма и терроризма, факты вовлечения молодежи в преступную деятельность, беспокоят попытки использовать величайшую мировую религию Ислам для оправдания кровавых преступлений экстремистов и террористов.
Мы, религиозные исламские деятели, глубоко убеждены в том, что лишь в режиме диалога и конструктивного сотрудничества с органами власти, образовательными структурами, с широкой общественностью, в искреннем служению умме мы в состоянии преодолеть издержки конфронтационного мышления и конфликтной практики, объединить наши усилия в реализации социальной миссии наших конфессий и общественности во благо России.» - отметил в своем выступлении Дауд хазрат.
В форуме также принимают участие министр по национальной политике и делам религии РД Энрик Муслимов, Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди, Председатель ДУМ РТ муфтий Камиль хазрат Самигуллин, Архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.
В программу форума включили встречи с политиками, известными религиозными и общественными деятелями, учеными, спортсменами. Для участников форума подготовлены тренинги, дискуссионные площадки, мастер-классы, соревнования по различным видам спорта, интеллектуальные игры, а также экскурсионная программа, включающая в себя посещение культовых зданий различных конфессий, исторического парка "Россия - моя история", музейных комплексов Дербента.
Первый международный молодежный межрелигиозный форум в Дагестане прошел в августе 2014 года. Участие в нем приняли более 100 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет из регионов СКФО, а также из Южной Осетии и Азербайджана. Мероприятие проводится в рамках реализации государственной программы республики Дагестан "Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в республике Дагестан на 2018-2020 годы".
https://dsmr.ru/?start=4970#sigProIdcef3e6e92b
Мечеть Куш Минара, построенная более 270 лет назад в селе Татарская Каргала под Оренбургом и являющейся старейшим мусульманским храмом в регионе, может быть безвозвратно утрачена из-за бюрократических проволочек.
В 2007 году мусульмане Каргалы обратились в областной Минкульт с просьбой включить уникальный мусульманский храм в список объектов культурного наследия. Верующие пошли на этот шаг в надежде на то, что государство поможет завершить реставрацию каменного двухэтажного здания мечети, которая началась в середине 1990-х и была приостановлена из-за нехватки средств.
Как и другие православные и мусульманские храмы, мечети Куш Минара был причинен сильнейший урон в советские годы. После того, как храм закрыли в 1930-е, у него снесли два минарета, которым он и был обязан своим названием (Куш Минара – двухминаретная мечеть). Во время Великой Отечественной войны здание было превращено в солдатскую столовую. Со временем оно пришло в упадок. Потом жители села как могли восстанавливали возвращенный им храм. Однако полностью отреставрировать его было им не под силу. Тогда же и возникла идея включить мечеть в список Минкульт. Тем более имелся прецедент с оренбургской мечетью Караван-Сарай, которая после получения статуса объекта культурного наследия была полностью возрождена во многом за счет бюджетного финансирования.
Как рассказал IslamNews имам-хатыб мечети, председатель Местной религиозной организации мусульман села Татарская Каргала Халиуллах Файзуллин, в 2008 году верующие заключили с Минкультом региона охранное обязательство, согласившись возложить на себя ответственность за состояние храма и его охрану. Фактически данное событие стало роковым в судьбе старинной мечети. В последующие годы община неоднократно обращалась в министерство за финансовой помощью на реставрацию здания, но каждый раз получала отказ, аргументирующийся нехваткой денег в региональном бюджете.
Дальнейшее промедление могло стать фатальным для разрушающейся мечети, и местные жители бросили все силы на спасение достопримечательности. В здании были заменены окна, обновлена крыша, восстановлены оба минарета. Как гром среди ясного неба стало возбуждение административного дела и наложение штрафов – на организацию мусульман и лично на имама Файзуллина. В Минкульте по итогам проверки пришли к выводу, что реставрационные работы нанесли урон историческому облику здания мечети, которая с тех пор оказалась «заложницей» ситуации. С одной стороны власти оказались не готовы выделять средства на восстановление памятника старины, с другой стороны мусульманам было запрещено реставрировать здание без участия профильной организации, курирующей данные вопросы.
По словам Файзуллина, если последний этап реставрации обошелся общине примерно в 150 тысяч рублей, то те же самые работы, но с подготовкой всей документации, положенной при реставрации памятников культурного наследия, стоили бы уже порядка трех миллионов. Полная же реставрация в этом случае будет стоить десятки миллионов. Естественно, для местных жителей это космическая сумма.
Единственный выход из тупиковой ситуации верующие видят в исключении мечети из списка объектов культурного наследия. На данный момент уже проведено две экспертизы, однако все они были забракованы ведомством. Последняя проводилась специалистом по фамилии Смирнов, который пришел к выводу, что здание на 70% является новоделом и поэтому утратило историческую ценность. В министерстве отказались признавать выводы эксперта, заявив о том, что он не обладает должной компетенцией. В ближайшее время Минкульт планирует провести новую экспертизу, от итогов которой фактически зависит судьбы Куш-Минара. Не добавляет оптимизма и ситуация с расположенными рядом с мечетью Торговыми рядами, которые несмотря на статус объекта культурного наследия на федеральном уровне, в ожидании реставрации превратились в руины.
Источник: islamnews.ru
24 сентября в Москве пройдет международная научно-практическая конференция: «Религия в меняющемся мире. Роль образования в воспитании молодежи»
Конференция состоится в онлайн- формате на базе Пресс-центра ТАСС. В рамках мероприятия будут работать 3 секции по темам: «Мир будущего: религия, наука, молодежь»; «Образование в условиях пандемии: эффективные ответы на вызовы и угрозы современности»; «Молодежь и религия: ключи перспективы».
В Конференции примут участие видные российские и иностранные представители государственных и негосударственных образовательных и научно- исследовательских учреждений, ученые, эксперты и богословы, религиозные, общественные и политические деятели из Российской Федерации и стран Средней Азии, Европы, США.
Организаторами крупного международного форума выступают: Духовное собрание мусульман России, Общественная палата Российской Федерации, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, Императорское Православное Палестинское Общество, Московский Государственный Лингвистический Университет, Российская ассоциация защиты религиозной свободы.
Основными задачами Конференции являются:
Обсуждение роли и места религии в быстро меняющемся мире, в том числе вопросов взаимодействия религиозных организаций с органами государственной власти, научно-образовательным сообществом, политическими партиями, общественными организациями (в том числе – международными), наднациональными институтами.
Анализ ситуации в сфере образования с точки зрения формирования у молодых людей целостного восприятия окружающего мира, гражданской ответственности, сохранения традиционных ценностей, творческого развития гуманистических идеалов.
Изучение позитивного и проблемного опыта работы религиозных организаций в сфере образования и воспитания молодого поколения.
Стратегические партнеры форума: Администрация Президента Российской Федерации, Русская Православная Церковь, Федерация еврейских общин России, Буддийская Традиционная Сангха России, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество); Институт востоковедения РАН, РАНХиГС при Президенте РФ, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Санкт-Петербургский Государственный Университет, Национальный исследовательский Томский Государственный Университет, Казанский федеральный университет, Иркутский Государственный Университет, Уральский Горный Государственный Университет, Болгарская Исламская Академия, Международная исламская академия Узбекистана, Совет по исламскому образованию России, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Дагестанский гуманитарный институт, Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-западного региона России, Группа стратегического видения «Россия - Исламский мир».
Основные направления работы Конференции:
• современный меняющийся мир как объект научного, богословского и экспертного анализа; как Covid- 19 изменил мир?
• наука и религия не противоречат друг-другу, напротив- дополняют! Верующие за прогресс и сохранение традиций.
• роль и значение религии в современном культурно-цивилизационном диалоге и сотрудничестве;
• выработка единого согласованного представления о роли духовно-нравственных ценностей в общественной жизни и гармонизации международных отношений;
• воспитание молодежи - как приоритетное направление государственной политики и международного гуманитарного сотрудничества;
• привлечения институтов семьи, образовательных учреждений, религиозных организаций и социально ориентированных некоммерческих объединений, органов законодательной, представительной и исполнительной власти стран мирового сообщества к формированию нравственно ориентированных принципов воспитания подрастающего поколения;
• анализ происходящих изменений в формах и методах преподавания религиозных дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня в мире (сравнительное религиоведение);
• анализ особенностей религиозности современной молодежи и состояние ее межрелигиозной культуры общения;
• роль образовательных учреждений в формировании базисных духовно-нравственных ценностей у современной молодежи: российский и зарубежный опыт.
Участники Конференции планируют обсудить также такие темы, как:
- образ религии в науке, религиозном образовании и общественном сознании; искусственный интеллект, цифровизация, ее нравственные аспекты и последствия.
- религия в современном культурно-цивилизационном диалоге; (технические открытия)
- Россия и религии мира: состояние и перспективы дальнейшего сотрудничества;
- теоретические и методические проблемы исследований религиозного образования;
- анализ критериев и методик историко-культурного измерения религии, с целью эффективного и конструктивного развития международного межрелигиозного диалога;
- текстологические исследования и проблемы лингвистического анализа религиозных текстов с целью создания согласованной позиции по вопросам выработки общих определений и понятийного аппарата в отношении контента религиозной литературы;
- концептуальные аспекты этно-религиозной идентичности, проблемы, конфликтов и путей их разрешения;
- воспитание молодежи как приоритет современного устойчивого развития;
- религия в разных регионах мира: проблемы образования, воспитания молодежи и социальной деятельности конфессий;
- привитие знаний основ и культуры традиционных религий как важный фактор противодействия экстремизму и терроризму в мире;
- развитие межцивилизационного диалога и принципов человеческого измерения в рамках принятых документов ООН, ОБСЕ и ОИС.
В рамках конференции планируется так же обсудить актуальные темы в рамках подготовки Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу (пройдет в России под эгидой Межпарламентского союза и Организации объединенных наций в мае 2022 года).
Организаторы будут стремиться обеспечить участникам наилучшие возможности для взаимополезного обмена позитивным опытом, накопленным мировым сообществом в деле решения рассматриваемых на конференции проблем.
ПРОГРАММА
международной научно-практической конференции
«Религия в изменяющемся мире. Роль образования в воспитании молодежи»
12:00-13:00. - Регистрация участников Конференции.
13:00-13:20. - Открытие Конференции. Приветствия в адрес участников.
13:20-14:40. - Секция 1. Тема: «Мир будущего: религия, наука, молодежь».
14:40-15:50.- Секция 2. Тема: «Образование в условиях пандемии: эффективные ответы на вызовы и угрозы современности».
15:50- 17:00 - Секция 3. Тема: «Молодежь и религия: ключи перспективы».
17:00-18:40.- Пленарное заседание
18:40-19:00. - Подведение итогов Конференции.
Формат участия:
- Онлайн- видеоконференция. Ссылка на подключение:
- Регламент выступлений- 5-7 минут.
- Рабочие языки: русский, английский, арабский. Синхронный перевод.
Контакты Оргкомитета:
• Абдусаломов Азамат Абдурахманович, тел. 8 (495) 626-63-09, +7 (905) 718-17-61 – зарубежные страны и страны СНГ.
• Каримова Разия Исматулаевна, тел. 8 (495) 626-63-09 – Российская Федерация.
• Денис хазрат Мустафин, тел. +7 (926) 841-73-82 – организационные вопросы.
• Сабиров Эмиль Абдулбярович +7 (910) 013-97-66 – аккредитация российских и зарубежных средств массовой информации.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Первый заместитель Руководителя Администрации президента России Сергей Кириенко и его супруга в ходе частного визита в Дагестан посетили дербентскую Джума-мечеть. Об этом сообщил главред издания “АиФ. Дагестан” Вифадер Меликов, которого цитируют местные СМИ.
Минобороны России предлагает муфтиям договориться самим, ДУМ РФ вспоминает о парке «Патриот», и все рассчитывают на мусульманина — зама Шойгу
Еще в 2018 году нынешний глава ДСМР Альбир Крганов, когда стало известно о строительстве главного храма ВС РФ, предложил рядом возвести и мечеть. Тогда в минобороны эту идею обещали рассмотреть, но ограничились «просто отпиской». Теперь ведомство Сергея Шойгу ответило на подобную инициативу калининградского активиста так: «Необходимо согласовать позиции духовных управлений мусульман, официально действующих на территории РФ». Все подробности истории — в материале «БИЗНЕС Online».
«НЕОБХОДИМО СОГЛАСОВАТЬ ПОЗИЦИИ ДУХОВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ МУСУЛЬМАН»
Довольно неожиданно на этой неделе мусульманская общественность страны оказалась взбудоражена новостью о возможном строительстве главной мечети Вооруженных сил РФ — по аналогии с главным храмом, который летом этого года открывали Владимир Путин и Сергей Шойгу в подмосковном парке «Патриот». Как рассказывал «БИЗНЕС Online», строительство заняло всего полтора года, а сам Патриарший собор Воскресения Христова посвятили 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но если спешка и скорость возведения храма объясняются личной инициативой министра обороны РФ, то с возможным строительством мечети все не так-то просто.
Сейчас тему с возведением главной мечети ВС РФ подняли (как ни странно) мусульмане Калининграда. Председатель мусульманской общины «Махалля Иршад» города Черняховска Артур Русяев написал обращение на имя Шойгу, в котором предложил построить главную мечеть ВС РФ, мотивируя это тем, что таким образом будет соблюден паритет межконфессионального согласия в армии. Интересно, что Русяев предлагает возводить мечеть не возле главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот», а в Калининградской области. Почему же именно там? Дело в том, что в самом западном регионе России мусульмане уже много лет не могут завершить строительство мечети, а мечеть в Черняховске снесли экскаваторами в конце мая прошлого года. Так вот, Русяев предложил минобороны признать своей главной мечетью именно этот недострой, чтобы, очевидно, таким образом решить старую проблему и уберечь здание от сноса.
В ответе военного ведомства, подписанного начальником управления по взаимодействию с религиозными объединениями главного военно-политического управления ВС РФ Олегом Веселковым, идея строительства главной мечети не отвергается, однако указано, что для решения «необходимо согласовать позиции духовных управлений мусульман, официально действующих на территории РФ». А далее перечисляются почему-то руководители трех подобных организаций: верховный муфтий — председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин, председатель совета муфтиев России и ДУМ РФ Равиль Гайнутдин и председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев.
Во все перечисленные организации в начале сентября Русяев отправил обращение (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»), в котором просит поддержать инициативу калининградских мусульман по строительству главной мечети ВС РФ в самом западном городе страны, а заодно направить в минобороны письмо «с положительными рекомендациями и ходатайством министру обороны».
«ВОДРУЖЕННОЕ НАД РЕЙХСТАГОМ В 1945 ГОДУ КРАСНОЕ ЗНАМЯ БЫЛО ОБЩЕЙ ПОБЕДОЙ»
Комментарий от пресс-службы ДУМ РФ, возглавляемого Гайнутдином, не заставил себя ждать, причем здесь не идет речи о Калининграде, зато непосредственно упомянут парк «Патриот», расположившийся в Подмосковье. В нем говорится, что приветствуется любая инициатива по возведению «центров духовной и общинной жизни». В ДУМ РФ особо подчеркнули нехватку мусульманской инфраструктуры в крупных городах страны, причем не столько для мусульманского контингента ВС РФ, сколько для гражданского населения. «Важность возведения мечети в парке „Патриот“ в столичном регионе заключается не в необходимости особого храма для военных-мусульман. Для российского общества, нашего гражданского самосознания и солидарности огромное значение имеет общность и неделимость Победы в Великой Отечественной войне для всех народов России и всех ее религиозных общин. Водруженное над Рейхстагом в 1945 году красное знамя было общей Победой и христиан различных конфессий, и мусульман, и иудеев, и буддистов, а также атеистов Советского Союза, таковой она и останется до скончания времен», — говорится в комментарии муфтията. Там считают правильным возводить не только православный собор, но и храмы других религий, поскольку только так подход «обеспечит единство и солидарность российских народов сегодня и в будущем».
При этом в ДУМ РФ особо подчеркнули некорректность ответа минобороны на обращение Русяева. «Ни Конституция, ни федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“ не обозначают условием для выделения земельного участка под мечеть согласование позиций действующих независимо друг от друга религиозных организаций. Выставление подобных требований, не предусмотренных законом, может быть трактовано как вмешательство органа исполнительной власти во внутреннюю жизнь религиозных организаций», — указано в комментарии. Также отмечено, что ДУМ РФ уже начало переговоры с минобороны о возможности возведения в парке «Патриот» мечети «в знак единства и солидарности всех народов России в деле защиты Отечества».
Однако, как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», официального запроса от ДУМ РФ в оборонное ведомство по поводу строительства в парке «Патриот» мечети все-таки не было. «В ходе бесед муфтия Гайнутдина с руководством минобороны подчеркивалось, что все народы и религиозные общности СССР внесли свой вклад в победу над фашизмом, и этот вклад требует справедливой оценки, в том числе в таких символических проектах, как возведение храмов к юбилейным датам Победы», — рассказала руководитель пресс-службы муфтията Диляра Ахметова.
МУФТИЙ КРГАНОВ: «ЭТО ПРОСТО ОТПИСКА!»
Напомним, что впервые предложение возведения мечети рядом с главным храмом ВС РФ высказал глава духовного собрания мусульман России Альбир Крганов еще в 2018 году — тогда же, когда решили строить собор. «Мы очень надеемся, что будет принято решение и о строительстве мечети рядом с будущим православным храмом, потому что велика роль людей, исповедовавших другие религии, в Великой Отечественной войне, и сегодня в Сирии служат мусульмане и представители других религий», — говорил тогда муфтий, надеявшийся, что мечеть закончат, как и храм, к 9 мая 2020 года.
На это в общественном совете при минобороны РФ говорили, что идея имеет право на жизнь, и обещали ее рассмотреть. «В Великой Отечественной войне принимали участие представители многих конфессий, поэтому логика здесь есть. Это нужно обсудить с общественностью. Если идти по пути Христа, нужно воспринимать в том числе и инакомыслие, понимать, что есть представители других конфессий, и учитывать их мнение. Поэтому идея имеет право на жизнь, мы готовы рассмотреть все инициативы», — заявлял член совета при минобороны, гендиректор фонда «Воскресение» Александр Каньшин.
В свою очередь пресс-секретарь патриарха Александр Волков указывал, что обращение рассмотрят, если «просьба будет исходить от множества людей, военнослужащих». «Но при этом не думаю, что здесь нужно как-то все время пытаться создавать искусственный паритет. У нас есть храм на Поклонной горе, там же и мечеть, и это такой общий духовный мемориальный комплекс (в парке Победы в Москве на Поклонной горе располагается храм Георгия Победоносца, а также мемориальные мечеть и синагога — прим. ред.), где совершаются богослужения», — добавлял он.
Уже сейчас в беседе с «БИЗНЕС Online» муфтий Крганов вспомнил, что его организация тогда отправляла обращения не только Шойгу, но и патриарху Кириллу, который является председателем межрелигиозного совета России. По словам Альбира хазрата, «со стороны РПЦ было понимание на серьезном уровне» и на идею «положительно отреагировали». Расстроило только минобороны. «Они тогда ответили примерно то же самое, что есть же другие структуры и надо согласовать. Это просто отписка!» — возмущен Крганов. По его словам, он согласен с последним комментарием ДУМ РФ о том, что ответ представителя ведомства не соответствует букве закона. «Такая уважаемая структура, как минобороны, должна иначе отвечать, она не согласуется с нормативом совсем. С чего это вообще должны другие централизованные организации подписывать согласованную позицию? А что, по другим конфессиям разве спрашивали? У христиан тоже есть разные структуры. Если таким образом подходить, то вообще никому нельзя будет разрешать строительство религиозных объектов, это в корне неправильный подход», — уверен Крганов.
При этом сам муфтий согласен сейчас подписать любое письмо с представителями других мусульманских организаций, если подобное поможет строительству мечети, причем, по словам Альбира хазрата, даже не столь важно, какой структуре в итоге здание будет принадлежать. «Я готов, ради того чтобы мечеть построили, подписать письмо. Если с точки зрения истории, то мечеть будет у ЦДУМ, если по деятельности в Москве — Равиль хазрат — пожалуйста. Бердиев — пожалуйста. Все равно же мусульманам будет принадлежать», — полагает он.
Крганов также отметил, что не надо гнаться за размером мечети или храма представителей других религий, пытаясь встать вровень с православным собором. «Было бы правильным с учетом многонациональности и нашей истории построить мечеть, тем более на Кубинке (город в Московской области, рядом с которым открыли парк „Патриот“, — прим. ред.) огромная территория, она бы никому не помешала. Могли бы также быть храмы других традиционных наших религий по их желанию. Пусть даже небольшие объекты», — согласен он. Крганов считает, что там можно было бы проводить совместные молитвы, встречи, проповеди для военнослужащих-мусульман, а заодно увековечить имена не только павших воинов. «Там можно было бы установить список убитых террористами наших религиозных деятелей, их почти 100 человек в России. Какая еще религия в нашей стране несла такие потери? Мусульмане же за 20 лет потеряли почти 100 человек из-за того, что они отстаивали позицию традиционного ислама, лояльности к власти, государственности», — предложил собеседник «БИЗНЕС Online».
Пока же Крганову непонятна позиция минобороны РФ, которое даже не позаботилось о представителях других религий при строительстве федерального военного мемориального кладбища в Мытищах. «Даже там есть часовенка, а каких-то пусть небольших объектов, общего помещения для других религий нет. Раз мы говорим о патриотическом воспитании нашего населения, то давайте делать не половинчато, а реально, чтобы на фактах, правильных решениях основываться и показывать пример», — считает глава духовного собрания мусульман РФ.
НАДЕЖДА НА ЕВКУРОВА?
Ответ от минобороны на официальный запрос «БИЗНЕС Online» к моменту публикации не получил. Однако источник нашей газеты в военном ведомстве вспомнил, что обращение от мусульманской организации (какой именно, он затруднился ответить) в минобороны поступало. «Мы готовы рассмотреть возможность возведения после согласования с основными мусульманскими общинами. Мы не можем по обращению граждан начинать какое-либо строительство, — прокомментировал наш собеседник. — Где гарантия, что завтра из-за несогласованности другая община нас не обвинит в возведении никому не нужной мечети, как нас обвиняли за храм?» В то же время он задался вопросом, для чего же нужна главная мечеть ВС РФ. «В частности, мемориальный комплекс „Дорога памяти“ (на территории парка „Патриот“ — прим. ред.) выступает объединяющим местом всех участников Великой Отечественной войны вне зависимости от вероисповедания, как и памятник матерям победителей», — считает источник в минобороны, добавляя, что в ближайшее время строительство мечети действительно не запланировано.
Тут важно особо подчеркнуть, что инициатива по возведению храма исходила именно от Шойгу, была поддержана президентом, чем и объясняется скорость строительства. Впрочем, не стоит забывать, например, о Юнус-Беке Евкурове, бывшем главе Ингушетии, генерал-лейтенанте и Герое России, который стал замминистра обороны летом прошлого года. В этом ключе именно он, по мнению ряда собеседников «БИЗНЕС Online», мог бы стать локомотивом в таком вопросе, тем более, по нашим данным, в частных беседах сам Юнус-Бек Баматгиреевич указывал, что стоило бы подчеркнуть и роль мусульман в общей Победе.
Кроме того, как тут не вспомнить о том, что и внутри РПЦ существует жесткая вертикаль власти, во главе которой стоит патриарх, что позволяет оперативно и эффективно реагировать на подобные события. Как известно, среди мусульман такого единства нет. А один из упомянутых в ответе минобороны РФ калининградцу Русяеву муфтиев, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Бердиев, в разговоре с «БИЗНЕС Online» и вовсе заметил, что препятствием в появлении главной мечети ВС РФ является… председатель ДУМ РФ шейх Гайнутдин. «Мы всегда согласны, это у Равиля, у них не выходит согласия, они не хотят. Мы всегда даем согласие, постоянно говорим, что там мечеть нужна, так как большинство тех, кто ходит в мечеть, в том числе и в армии, — это кавказцы. А вот Равилю не надо, чтобы там была мечеть. Поэтому вся загвоздка у них, от нас никаких проблем не будет. Конечно, эта мечеть нужна, конечно! Где бы она ни была построена», — сказал Бердиев нашему корреспонденту.
«НАС ЖЕ 20 ПРОЦЕНТОВ, МЫ ТОЖЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ, И НАШИ ОТЦЫ ТАКЖЕ УМИРАЛИ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы появления главной мечети Вооруженных сил РФ.
Дамир Мухетдинов — первый зампредседателя ДУМ РФ:
— К сожалению, мы не вовлечены в начало самой дискуссии. Она как таковая отсутствует — это самая главная проблема, какие-то решения принимаются кем-то, какими-то определенными кругами, а мы в данном случае выступаем только в роли статистов. Узнаем из СМИ, что существует проект такой-то церкви в шаговой доступности в Москве. Поэтому мы статисты. Наше мнение, хотим ли мы того, хотим ли мы сего, — тут, наверное, даже постановка вопроса не совсем верная: нас никто не собирается ни о чем спрашивать. Поэтому мы только бьем по хвостам, где-то услышав о какой-то инициативе, как обиженные люди, говорим: «Нас же 20 процентов, мы тоже принимали участие, и наши отцы также умирали, отдавали свои жизни, поэтому давайте на паритетных началах, на основах Конституции, равноудаленности и т. д. тоже так будем поступать». Это раз.
Во-вторых, ситуация воспринимается по-разному, когда ты смотришь на нее из Москвы, столиц так называемых мусульманских республик (Казани, Уфы, Грозного, Махачкалы) или других регионов, скажем, Калининграда или Иваново. Это особенности нашей страны, ее федеративного устройства, когда мы забываем, что делаем у себя в республике, но видим, что происходит в Москве и других регионах страны. Поэтому часто надо быть осторожным, терпеливым в своих оценках. Многие мусульмане Москвы говорят, что надо столько-то мечетей в столице. Но иначе видят ситуацию люди, которые не просто заявляют о необходимости, а имеют практическое отношение, находятся на земле и занимаются согласованием документов, сбором средств, бюджета. Если бы Московская Соборная мечеть строилась на народные пожертвования от мигрантов, бабушек и дедушек, то, наверное, она возводилась бы не 10 лет, а сотню, если бы не участие и талант муфтия Гайнутдина отстоять мечеть и довести проект до конца. Можно сказать, что нам нужен храм Вооруженных сил для мусульман или для олимпийцев, но другой вопрос: как это реализовывать без каких-либо эмоций, здраво, исходя из своих возможностей, сил и всего остального?
Поэтому главная проблема в отсутствии осознания, принятия ислама, его роли и места в Российском государстве. Пока что мы пасынки в своем Отечестве, нас готовы показать на передовой, когда мы говорим об исламских государственных отношениях, подчеркнуть каким-то ближневосточным шейхам, королям, что у нас с исламом все нормально. А когда мы перед европейцами хвастаемся, что в Москве самая большая мечеть в Европе, то они отвечают: «Это замечательно, но в Берлине их 70, пусть не таких больших, но проживают у нас 200 тысяч мусульман, а в Москве — 3 миллиона, на которых пять мечетей». Поэтому чем вы хотите похвалиться или похвастаться? У нас много эмоций, мало здравого смысла, много обид, резкости. А вот для практичного, трезвого, здравого мы, наверное, пока сами не до конца созрели.
Отчасти в словах минобороны тоже есть доля правды. Да, существуют конституционные нормы, на что мы указали в своем комментарии, что светское государство не может к таким терминам и понятиям апеллировать. Но, например, в Екатеринбурге одни мусульмане говорили о необходимости строительства Соборной мечети, но в то же время огромное количество духовных управлений, мусульманских центров заявляло о том, что она не нужна. То же самое с вопросом мечети ВС РФ, когда одна часть мусульман будут говорить, что нам нужен такой храм, но наберется другая, которая станет убеждать в обратном.
Тот же вопрос светской власти, которая, начиная строительство храма на бюджетные деньги, должна была к этой повестке привлечь мусульман, иудеев и представителей других традиционных конфессий. Примерно то, что мы могли наблюдать 25 лет назад при возведении храма на Поклонной горе. На тот момент у нас были определены правила игры, мы следовали правилу традиционных религий. И в 50-летний юбилей Победы светская власть пошла на то, чтобы построить храмы всех конфессий нашей страны. В тот момент это прошло на ура, имело свои, как мы видим, позитивные последствия. Но сегодня повестка отчасти изменилась, нас даже не приглашают к дискуссии по данному поводу, не считаются с нашим мнением и позицией по нему, а ставят перед фактом. Додумывайте, докрикивайте, выплакивайте. Может, и вам что-то построят, если вы соберетесь и сможете грамотно выразить свои чувства и желания.
Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана:
— Если такой проект назрел, то нужно построить мечеть в честь тех, кто пал, кто воевал за страну, поэтому логичнее ее возвести там, где больше молящихся людей. Но если будет решение, что хотят строить в парке «Патриот», и дело лишь в том, что нужно согласие муфтиев, то как мы можем быть против! Неужели кто-то скажет, что я принципиально против, не по-мусульмански будет.
Но повторю, если вы спросите мое мнение, где построить главную мечеть ВС РФ, то лучше это сделать там, где компактно проживают мусульмане. Я сам не был в парке «Патриот», но, насколько понимаю, это скорее идеологический проект, своего рода музей под открытым небом, мне даже не верится, что согласны будут потратить средства, чтобы рядом построить мечеть. Тогда логичнее станет возвести и синагогу, как в комплексе на Поклонной горе. Хотя вряд ли в минобороны захотят, чтобы к ним в парк на байрам 200 тысяч мусульман собирались. Лучше такую мечеть построить в Москве, где их так не хватает верующим.
Расул Тавдиряков — мусульманский блогер:
— Необходимость такой мечети очевидна со всех сторон. Во-первых, это паритет: власть, если она хочет стабильности в обществе, должна показывать уважение ко всем конфессиям, а не выборочно, делая одной преференции. С точки зрения стабильности в обществе, это просто необходимый шаг. Мусульмане и так чувствуют себя обделенными, повсюду сносятся мечети, то дают под них земельные участки, то забирают. Государство тоже должно уважить своих граждан мусульманского вероисповедания, которых немалое количество проживает в нашей стране. Во-вторых, это воспитание патриотизма у мусульман, что та же Великая Отечественная война — наша общая Победа. Парк же «Патриотом» называется, а что, мусульмане не патриоты, православные только? В-третьих, учитывая, что сегодня не хватает мечетей в Москве, мусульманам негде молиться, как праздник — все перекрывают, это будет как раз одной из возможностей решить данную проблему.
Все равно рано или поздно придется выделить мусульманам земельный участок, это не может продолжаться вечно, что у них всего 4 мечети на 20 миллионов населения, если вместе с Московской областью брать. Сейчас как раз назрела такая возможность — убить несколько зайцев одним выстрелом. Мусульманам сделать хорошо, развить и патриотическое воспитание, и межконфессиональное согласие. Поэтому, я думаю, если власти все это взвесят, то примут нормальное, приемлемое для всех решение.
С портала «БИЗНЕС Online»
Елена Колебакина-Усманова, Альфред Мухаметрахимов
Фото на анонсе: Максим Шеметов / ИТАР-ТАСС
В Госдуме на следующей неделе начинается рассмотрение поправок в закон «О свободе совести», которые, по мнению их инициаторов, предотвратят появление в России религиозных экстремистов и защитят страну от «духовного неоколониализма». Однако такая инициатива наткнулась на критику буддистов, иудеев и мусульман. В чем заключается суть их претензий и удастся ли законодателям прийти к согласию с верующими?
На этой неделе профильный комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендовал к принятию в первом чтении поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Нововведения, в числе прочего, предусматривают для священнослужителей и «персонала религиозных организаций», получивших духовное образование за рубежом, обязательную переаттестацию в российских учебных заведениях. В противном случае священники лишатся права заниматься преподавательской и – что еще важнее – «религиозной деятельностью». Слушания по поправкам намечены на 22 сентября.
Законодательная инициатива уже вызвала критику у представителей традиционных конфессий России. «Мы понимаем, что поправки направлены прежде всего на противодействие экстремизму и терроризму на религиозной почве. Но борьба с экстремизмом и терроризмом должна проходить без нанесения урона традиционным для России конфессиям», – заявил газете ВЗГЛЯД администратор Центрального хурула (буддийского храма) Калмыкии Йонтен-гелюнг.
«Исторически, на протяжении многих веков, священнослужители традиционных буддийских регионов России получали образование за рубежом – прежде в Тибете, а ныне в Индии и Монголии», – пояснил Йонтен-гелюнг.
Большинство духовных учителей, которые сейчас преподают буддийское учение в Калмыкии, Бурятии, Забайкалье, Туве и крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге), – это выпускники монастырских университетов, расположенных на территории Индии, Непала, Китая, Монголии и других стран.
Более того, подчеркнул Йонтен-гелюнг, в Калмыкии, например, нет зарегистрированного духовно-образовательного учреждения для священнослужителей. «Это значит, что в случае принятия этих поправок буддизм в Калмыкии попросту прекратит свое существование», – опасается священнослужитель.
Похожие опасения в беседе с газетой ВЗГЛЯД высказал глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты, муфтий Альбир Крганов. «У нас большинство религиозных деятелей учились в Бухаре. Но сегодня Узбекистан – это другое государство, – отметил собеседник. – Будем ли мы вынуждены обязывать проходить переаттестацию всех наших почтенных муфтиев, которые верой и правдой доказали свою позицию по религии и к жизни?»
Муфтий также выразил удивление – почему лишь те, кто получил за границей именно религиозное образование, должны проходить переаттестацию? «Складывается впечатление, что есть угроза только с религиозной точки зрения. Но любой человек может вернуться из-за границы с другими идеалами. Религиозные организации должны сами для себя определить, как проводить переаттестацию», – убежден член Общественной палаты.
Понятно опасение, что богословский диплом за границей могут получить носители радикальных воззрений, отметил муфтий.
«Но у мусульманского сообщества есть понимание того, что радикалы не должны заниматься миссионерской деятельностью и вовлекать в свои ряды новых людей, – подчеркнул Крганов. – Совет по исламскому образованию ранее самостоятельно заключил соглашения с несколькими вузами, в том числе с одним из старейших в мире – египетским аль-Азхар, чтобы туда принимали учащихся только по направлению централизованных религиозных организаций или учебных заведений».
В схожем духе высказался и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода. Централизованные религиозные организаций могут сами аттестовать представителей духовенства, которые получили образование за рубежом, сказал раввин РИА «Новости». «Тем самым организация подтвердит и их компетентность, и легитимность их религиозной деятельности в России. Такое решение поможет установить ограничители на будущее и снять напряжение касательно статуса иностранных дипломов», – отметил Борода.
Президент ФЕОР указал на одно из слабых мест законопроекта. В различных конфессиях есть высокопоставленные сотрудники (например, преподаватели религиозных школ и вузов), которые по объективным причинам получали дипломы за границей. «В Советском Союзе не готовили ни раввинов, ни имамов, ни священников многих конфессий, – пояснил раввин. –
И, конечно, будет выглядеть абсурдно, если эти люди придут учиться в учебные заведения, в которых сами преподают».
«В идеальном случае поправки должны быть отклонены и отправлены на доработку, с учетом мнения и интересов традиционных конфессий и представляющих их религиозных организаций России», – считает администратор Центрального хурула Калмыкии Йонтен-гелюнг.
По мнению собеседника, одним из возможных решений (наряду с получением религиозными организациями права самостоятельно аттестовать священнослужителей) может стать создание в Минюсте или другом уполномоченном органе «белого списка». Речь идет о реестре зарубежных духовно-образовательных учреждений, чьи выпускники будут автоматически получать аттестацию и им не потребуется дополнительно получать образование, пояснил Йонтен-гелюнг. «Для традиционных буддийских регионов это расположенные в Индии монастыри Дрепунг Гоманг, Гьюдмед, Намгьял и другие», – привел пример священнослужитель.
В отзыве на законопроект Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству за подписью Андрея Клишаса также отмечается, что «ряд религий и религиозных деноминаций, существующих в России, в том числе относящихся к традиционным религиям, не имеют духовных образовательных организаций». В качестве примера приводится Калмыкия, где нет буддистских учебных заведений, а ближайшее из них находится в Бурятии и относится к другому направлению буддизма. А обучиться калмыцкие ламы могут в Индии, Монголии, Непале и Китае. Поэтому постановка вопроса об их российской аттестации характеризуется как «некорректная».
Комитет, возглавляемый Клишасом, предлагает дополнить законопроект положениями, согласно которым Минюст составит реестр зарубежных духовных образовательных организаций, получение духовного образования в которых не потребует дополнительной аттестации в России.
В то же время руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин считает, что «за внешними элементами, которые оправдывают эти поправки» содержатся положения, которые противоречат Основному закону и закону «О свободе совести и религиозных объединениях».
Эксперт рассказал о беспокойстве в связи с тем, что перед появлением информации о данном законопроекте прошла волна лишений Рособрнадзором лицензий духовных учебных заведений. «Например, в феврале лишили лицензии Московскую баптистскую семинарию, основанную Российским союзом евангельских христиан-баптистов. В конце августа лишили лицензии Московский исламский институт Духовного управления мусульман Российской Федерации. Все это стало восприниматься как звенья одной цепи», – пояснил Лункин газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, любое духовное лицо, которое приезжает служить в Россию, будет теперь «должно получить бумагу о том, что он прошел в России переаттестацию или какие-то курсы». «Непонятно, какая может быть санкция, если такой бумаги нет. Полагаю, что будут штрафовать. Или же будут накладывать предписания централизованным религиозным организациям, если там будет работать не аттестованный в России специалист, получивший высшее духовное образование за рубежом», – предположил Лункин.
Между тем в Госдуме газете ВЗГЛЯД заявили, что любые зарубежные проповедники смогут читать какие-то разовые лекции без всякой аттестации в кругу своих «коллег» и верующих. «Это контролируется законом об образовании и не является предметом регулирования настоящего законопроекта», – сказал председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов.
Не подлежат аккредитации, по его словам, и отдельные богослужебные действия, как, например, освящение помещений в христианской традиции. «Но если вы, будучи членом религиозной организации, служащим клира или священнослужителем, собираетесь постоянно преподавать в России неважно кому – группе верующих или другим священнослужителям – вы должны получить аккредитацию», – продолжает Гаврилов.
По словам собеседника, подобные требования существуют во многих странах, как Азии, так и Европы, в частности – в Германии, Франции. «Недавно аналогичный закон был принят в Болгарии, причем он гораздо жестче, чем наш законопроект», – отметил Гаврилов. Депутат привел в пример аккредитацию медика или строителя, которую обязательно потребуют от иностранного специалиста в любой стране. А в данном случае, по его мнению, все еще серьезней:
«Духовная сфера – очень тонкая. Люди в условиях кризиса становятся жертвами разного рода мошенников, прикрывающихся религиозной деятельностью. Я уже не говорю о проповеди русофобии».
Гаврилов пояснил, что законопроект направлен на то, чтобы внутри религиозных организаций не оказалось экстремистов, пребывание которых на территории России нежелательно. «Это вопрос безопасности нашей страны, которая часто является объектом экстремистских и террористических сетевых организаций мирового уровня. Россия – великое поле, в том числе для духовного неоколониализма. Нам ни в коем случае нельзя в этой сфере вернуться к ситуации, которая была у нас 1990-е годы», – заявил депутат.
По его словам, российская мусульманская умма заинтересована в таком законе даже больше других конфессий. «И имамы, и муфтии не хотят, чтобы у нас в мечетях и медресе действовали зарубежные проповедники, несущие идеи экстремизма и ненависти. Но к следующим думским слушаниям все проблемные вопросы, в том числе со стороны буддистов, должны быть квалифицировано сняты», – резюмировал Гаврилов.
Материал с портала Деловая газета Взгляд
В древнем г. Звенигороде мусульмане обсудили вопросы культурного многообразия и работы с мигрантами.
Мухтасибатское собрание мусульман Московской области провело в Звенигороде областную семинар-конференцию на тему: «Роль религиозных организаций в деле гармонизации межнациональных отношений, адаптации и интеграции мигрантов».
В работе семинара-конференции приняли участие имамы и председатели местных мусульманских религиозных организаций, представители традиционных конфессий, органов государственной власти и местного самоуправления, представители посольств Узбекистана и Таджикистана, главы национальных диаспор и других заинтересованных министерств и ведомств.
Основными вопросами обсуждения стали новые подходы и механизмы совершенствования работы институтов гражданского общества в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, вопросы гармонизации этноконфессиональных отношений, укрепление основ традиционного толка ислама. С основным докладом по теме «Многообразие культур и многорелигиозность – базовые ценности Российской Федерации» выступил глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной Палаты Российской Федерации муфтий Альбир хазрат Крганов. Он привёл практические примеры работы в сфере укрепления межрелигиозных отношений и социально-культурной адаптации мигрантов. Муфтий хазрат также особо обратился к молодым имамам и дал своё наставление в части благонравного отношения к мусульманам в приходах. "В приходах должно царить обстановка семьи, мы должны интересоваться жизнью своих прихожан, стараться быть им полезными" - отметил он.
С добрым словом к участникам семинара-конференции обратился Архимандрит Иераним - Настоятель Успенского храма Подворея Саввинно Сторожевского монастыря, он рассказал о своей дружбе с Якуб хазратом, о том как он 25 лет назад приезжал на открытие местной мечети. Ринат Хайдарович Мангушев-начальник территориального управления г. Звенигород говорил о проводимой в городе работе по укреплению межнационального согласия. В частности он отметил, что город Звенигород старинный город и люди живут здесь очень дружно. Геннадий Темиржанович Алибеков- Председатель Совета Фонда поддержки этнокультурных инициатив «Этногармония» ознакомил присутствующих с проектами своей организации и важной роли правильного патриотического просвещения молодежи. О важности сотрудничества в деле профилактики экстремизма рассказали представители МВД и Россгвардии. Виктор Александрович Куталев- заместитель командира роты Одинцовского ОВО- филиал ФГКУ " УВО ВНГ России по Московской области" капитан полиции отметил, что мечеть города Звенигород ведёт слаженную работу с органами власти. Тимур Анварович Шамсутдинов в своём выступлении отметил необходимость продолжения подобных семинаров, его поддержал председатель мусульманского прихода города Подольск Ришат Абдурауфович Сайфутдинов и предложил следующую конференцию провести у них. Муфтий Альбир хазрат поздравил Р.А.Сайфутдинова с недавним избранием в городское собрание депутатов.
На мероприятии также состоялось вручение комплектов книг для приходов и чапанов для имамов. Среди книг изданный Духовным Управлением Мусульман Республики Татарстан толкование Священного Корана, труды Рамадана аль Буты, литература раскрывающая сущность запрещённых групп под авторством Д. Шагавиева.
Семинар прошёл на базе мечети мусульманского прихода города Звенигород. От имени Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир хазрат вручил Благодарности за весомый вклад в дело укрепления межнациональных отношений.
Руководитель Мухтасибатскогособрания мусульман Московской области Дауд хазрат Мухутдинов в своей речи поблагодарил участников и гостей семинара, руководство мечети Звенигорода за тёплый приём и активную деятельность. Имам Мухтасиб Московской области отметил, что сейчас в составе организации работают 25 приходов, выстроены конструктивные отношения с органами власти и национальными организациями.
Пресс служба ДСМР
https://dsmr.ru/?start=4970#sigProId0da87a9d8a
АО «ГЕНБАНК» (центальный офис в г.Симферополь) выпустил эксклюзивную монету из серебра «Коран — Речь Всевышнего».
Выпуск приурочен к будущему открытию Джума-джами (Соборная мечеть), строительство которой ведется в Симферополе.
На реверсе монеты изображена Священная книга мусульман – Коран.
В верхней части по дуге отчеканена надпись на арабском языке, а в нижней части ее перевод на русском — «НЕТ НИЧЕГО ПОДОБНОГО ВСЕВЫШНЕМУ».
На заднем плане — стилизованный декоративный орнамент. На аверсе в центральной части находится изображение мечети.
«На сегодняшний день это единственная на рынке монета с изображением Священной Книги мусульман – Корана, выпущенная по согласованию с ЦРО Духовное управление мусульман Республики Крым и г. Севастополь (Таврический Муфтият)», — отметили в Генбанке.
Монета представлена в подарочном футляре с сертификатом качества
«Вес серебряной монеты – 16,82 г, диаметр 33 мм, год чеканки – 2021, качество – «пруф — лайк».
Подробную информацию о монете можно получить по телефонам Единого Информационного Центра: 8-800-333-55-45 или 8 (365) 255-02-55 (в Крыму).
https://dsmr.ru/?start=4970#sigProIde9cf18bb5a
Глава ДСМР, муфтий Альбир хазрат Крганов выступил с докладом «Многообразие культур и многоконфессиональность – базовые ценности Российской Федерации» на научно-практической конференции «Многообразие культур и многоконфессиональность - пути сотрудничества и взаимодействия», которая проходит по инициативе Общественной палаты Республики Карелия в г. Петрозаводск.
Организаторами конференции выступили Петрозаводский государственный университет, Общественная палата Республики Карелия, некоммерческие организации Карелии - АНО «Голубые ели» и КРОО «Общество татарской культуры «Чулпан». Мероприятие проводилось при поддержке Фонда президентских грантов и в рамках мероприятий, посвященных 100-летию образования Республики Карелия и 100-летию образования Республики Татарстан.
В работе конференции принимали участие член Общественной палаты РФ от Республики Карелия Герасев И.Ю., к.э.н. председатель ОП Республики Карелия Кулакова Л.М., д. физ-мат наук, директор Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, Гуров В.А., председатель КРОО «Общество татарской культуры «Чулпан», г.Петрозаводск, канд.ист.наук, член Российского общества историков архивистов Бутвило А.И., канд.ист. наук, постоянный представитель Представительства Республики Татарстан в г.Санкт-Петербурге Ленинградской области Валиуллин Р.Н., канд.истор.наук, директор Национального музея Республики Карелия Гольденберг М.Л., первый заместитель муфтия Республики Татарстан Валиулин Рустем хазрат, д.ист.наук, профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета Пашков А.М., к.пед.наук, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Казанского федерального университета Махмутова М.М., д.полит.наук, ведущий научный сотрудник АНО «Голубые ели», член ОП Республики Карелия, профессор кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Петрозаводского государственного университета Питухина М.А.
В начале своего выступления заместитель Председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОП РФ, руководитель Рабочей группы по профилактике конфликтных ситуаций в сфере этноконфессиональных отношений, муфтий Альбир хазрат поприветствовал всех присутствующих и поздравил всех жителей Татарстана, Чувашии и Карелии со столетием государственности, пожелал успехов и процветания.
«В своем выступлении мне, как религиозному общественному деятелю, хотелось бы сделать акцент на том, что многообразие культур и многоконфессиональность являются достоянием и базовыми ценностями Российской Федерации и укрепляют единство, сплоченность народа и занимают важное место в ценностной структуре общества.
В религиозном многообразии России Ислам занимает свое историческое место и является религией мира, добра и уважительного отношения к людям другой веры и национальности» - отметил муфтий.
Также муфтий Альбир хазрат рассказал о том, что Священный Коран, осуждает все формы расистских измышлений, объявляет всех людей детьми одного отца и одной матери, лишенными каких-либо расовых, этнических и конфессиональных привилегий и привел слова из Священного Писания: «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами, сотворили вас народами и племенами, чтобы уважали вы друг друга, ибо самый уважаемый Богом среди вас – наиболее благочестивый. Воистину, всезнающий Он [обо всем] сведущий».
«Отношение в Исламе к иным, к людям другой веры и национальности уважительное, как «к людям Писания». Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Не разрывайте родственных уз. Не носите в себе вражды друг другу, не питайте отвращения друг другу и не завидуйте один другому. Живите как братья, как Аллах заповедал вам» (передал Муслим). При следовании этим и иным заповедям в отношениях между людьми нет места дискриминации, насилию и экстремизму.
Традиционные духовные исламские ценности в истории России всегда выступали фактором обеспечения межрелигиозного и межнационального мира и согласия, единства российского общества» - отметил Альбир хазрат.
https://dsmr.ru/?start=4970#sigProId60dbdb972c