7 мая с.г. по инициативе Р.Г.Абдулатипова Постоянное представительство России при ОИС провело трехчасовую видеоконференцию, посвященную Победе советского народа в Великой Отечественной войне. С учетом объективной религиозно-политической специфики деятельности ОИС и повышенного интереса государств-членов Организации к деятельности мусульманской уммы на территории бывшего Советского Союза, особый акцент в ходе видеоконференции был сделан на вкладе советских мусульман в Победу в ВОВ.
Многоуважаемые ветераны Великой Отечественной войны!
Уважаемые труженики тыла, соотечественники!
Сердечно поздравляю Вас с великим праздником – 75-летием Победы в Великой Отечественной войне!
Этот День занимает особое место в истории нашей страны и памяти не одного поколения россиян.
Мужество и героизм, великая вера и несгибаемая сила духа героев навеки останутся в памяти потомков. Чем дальше от нас судьбоносные события тех лет, затронувших каждую семью, каждого гражданина нашей необъятной Родины, тем ответственнее мы должны отмечать всенародный праздник освобождения.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любовь к Отечеству — это часть веры». Сказанное целиком относится в первую очередь к защите мирной жизни и благополучия в стране. В самые трудные и страшные часы войны только вера во Всевышнего укрепляла боевой дух, волю солдат и многонационального советского народа к победе, помогала терпеть горести и находить в ней утешение.
Для уважаемых ветеранов этот праздник – воспоминания о боевой и трудовой молодости, а для нас - это дань уважения и признательности защитникам нашей Родины, которые, не щадя своей жизни, спасли от рабства и истребления народы Европы и всего мира.
За годы, прошедшие со дня окончания Великой Отечественной войны, многое изменилось в общественном сознании, во взглядах на историю, но память о тех, кто спас наше Отечество от фашизма, всегда будет для нас священна.
Не будем забывать, что не случайно празднование приходится на Священный месяц Рамадан – время духовного переосмысления и укрепления воли, время для постижения того для чего Всевышний создал человечество. Безусловно, для творения добра в мире!
Мы благодарны всем ветеранам за их неоценимый подвиг, который и впредь останется образцом мужества, стойкости и воли к победе. На этом благородном примере мы воспитываем новое поколение граждан России.
Еще раз от всей души поздравляю с великим праздником Великой Победы, объединяющим все народы в стремлении к миру, гармонии и созиданию!
Молим Всевышнего Аллаха, чтобы Он сохранил вас в добром здравии, крепости духа и воздал Вам за добрые деяния в этом и вечном мирах.
Да одарит Всевышний Аллах Своей Милостью, высокими степенями Рая павших ветеранов! Да хранит Всевышний наше Отечество и всех нас!
Президент Российской Федерации Владимир Путин направил слова поздравления с 75-летием Великой Победы в адрес главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Москвы, члена Общественной палаты Россиийской Федерации Альбира хазрата Крганова.
Москва/ДСМР. 8 мая состоялось очередное заседание Президиума ДСМР в режиме видеоконференции, в котором приняло участие более 16 муфтиев и имамов (представителей 6 регионов) из субъектов нашей страны.
12 мая в 14:00 глава ДСМР, муфтий Альбир хазрат Крганов примет участие в онлайн-конференции: "Проявления расизма, ксенофобии и миграционные процессы в условиях пандемии коронавируса". В ходе мероприятия будет представлен доклад Московского бюро по правам человека "Проявления расизма, ксенофобии и миграционные процессы в условиях пандемии коронавируса", эксперты обсудят ситуацию, сложившуюся в сфере национальной и миграционной политики в России и за рубежом, представят рекомендации для международных организаций, органов власти и институтов гражданского общества.
Глава ДСМР, муфтий Альбир хазрат Крганов выразил искренние слова поддержки и пожелания скорейшего выздоровления Муфтию Республики Дагестан Шейху Ахмад хаджи Абдулаеву.
Волонтеры РДУМ Пензенской области развезли по адресам продуктовые наборы и предметы первой необходимости.
Более 30 семей из г. Кузнецка, с. Алеево, Демино, Октябрьское, Пионер, Тат.Канадей, Ср.Елюзани, Усть-Узы получили помощь в рамках акции благотворительности для нуждающихся. Всего волонтерам РДУМ удалось передать их около 130 нуждающимся семьям.
Продолжают готовятся очередные продуктовые наборы для нуждающихся и многодетных семей- на этот раз оказали посильную помощь в проведении проекта "Мы с вами" семья Абубекировых Рината и Алсу, Хуснетдиновых Румии и Кабира, Шабакаевых Ильдара, Акчуриных Раиса и др. Благодаря их благотворительному взносу было собрано еще 60 пакетов с продуктовыми наборами. В ближайшие дни еще 15 семей получат помощь в рамках акции благотворительности для нуждающихся. Руководство РДУМ Пензенской области благодарит горожан и спонсоров за оказанную поддержку, а также всех волонтеров за помощь в доставке
Глава ДСМР, муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов выразил слова соболезнования в связи с уходом из жизни вице-президента Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввина Зиновия Когана.
ДУМ Республики Крым и г. Севастополь продолжает благотворительную акцию «Рамазан – месяц добрых дел»
Имамами на территории Республики Крым организована раздача продуктовых наборов нуждающимся и многодетным семьям в регионах Крыма. Благотворительные продуктовые пакеты раздали малоимущим крымскотатарским семьям в Раздольненском, Первомайском, Красноперекопском, Кировском, Белогорском и Сакском районах, а также в микрорайонах компактного проживания соотечественников в Симферополе. В сборе средств принимают участие крымские предприниматели, бизнесмены и все, кто желает помочь ближнему в священный месяц Рамазан.
Также помощь получили общественники, преподаватели, учителя религии и другие. Благотворительные акции в священный месяц Рамазан проводятся ежегодно.
В 2020 году месяц Рамазан мусульмане Крыма проводят в режиме самоизоляции в связи с распространением вирусного заболевания COVID-19. Активисты и волонтеры оказывают адресную доставку продуктовых наборов. Волонтёрами и имамами ДУМКа ведется активная работа по доставке и раздаче продуктов нуждающимся семьям в Белогорском и других районах Крыма.
Муфтият Крыма планирует продолжать эту акцию до конца Рамазана.
продуктовых наборов нуждающимся и многодетным семьям в регионах Крыма. Благотворительные продуктовые пакеты раздали малоимущим крымскотатарским семьям в Раздольненском, Первомайском, Красноперекопском, Кировском, Белогорском и Сакском районах, а также в микрорайонах компактного проживания соотечественников в Симферополе. В сборе средств принимают участие крымские предприниматели, бизнесмены и все, кто желает помочь ближнему в священный месяц Рамазан.
Также помощь получили общественники, преподаватели, учителя религии и другие. Благотворительные акции в священный месяц Рамазан проводятся ежегодно.
В 2020 году месяц Рамазан мусульмане Крыма проводят в режиме самоизоляции в связи с распространением вирусного заболевания COVID-19. Активисты и волонтеры оказывают адресную доставку продуктовых наборов. Волонтёрами и имамами ДУМКа ведется активная работа по доставке и раздаче продуктов нуждающимся семьям в Белогорском и других районах Крыма.
Муфтият Крыма планирует продолжать эту акцию до конца Рамазана.
Удивительная история первого соборного мусульманского храма столицы Татарстана. В дни, когда мусульмане Татарстана постятся в священный месяц Рамазан, уместно вспомнить, как в Казани появились мечети после ее завоевания Иваном Грозным. Самым первым каменным «домом Аллаха» в городе была мечеть «Аль-Марджани». История появления этого мусульманского храма довольно любопытна. «Реальное время» публикует отрывки из книги «Исторические мечети Казани» татарстанских историков Радика Салихова и Рамиля Хайрутдинова.
С высочайшего повеления «бабушки-императрицы» (мечеть «Марджани», «Первая соборная», «Старокаменная»)
Среди исторических и архитектурных достопримечательностей Старо-Татарской слободы есть памятник, вызывающий у мусульман вот уже на протяжении двух столетий особое чувство — чувство благоговения. Это одна из двух самых древних и первых в городе каменных мечетей, построенных после покорения Казанского ханства, ныне известная под именем выдающегося религиозного деятеля Шигабутдина Марджани.
Белоснежное здание с изящным минаретом и золотыми полумесяцами, величественно возвышающееся на высоком берегу озера Кабан, начинает свою историю с далекого 1767 года, когда губернский центр осчастливила визитом императрица Екатерина II. Просвещенная царица соизволила тогда принять представительную делегацию от татарского населения и благосклонно выслушала прошение, в котором мусульмане сетовали на то, что пожар 1749 года и несправедливые действия местных властей лишили их естественного права отправлять свои религиозные обряды.
Просвещенная царица соизволила тогда принять представительную делегацию от татарского населения.
Члены делегации, богатые казанские купцы и предприниматели, просили «заступницу» прекратить гонения и разрешить жителям слободы построить две каменные мечети. Екатерина II, убежденная сторонница веротерпимости в государстве, повелела губернатору Андрею Никитичу Квашнину-Самарину издать соответствующее разрешение и не препятствовать татарам в строительных работах.
За кажущейся простотой принятия решения и благожелательного отношения к чаяниям казанских татар скрывается многовековая история борьбы мусульманской общины Казани за право свободно исповедовать ислам. Историю строительства мечети «Аль-Марджани» и развития ее махалли невозможно рассматривать в отрыве от фактов, событий и явлений, непосредственно повлиявших на судьбу исламской культуры в Казанском крае.
* * *
Следствием завоевания в 1552 году Казанского ханства стала активная миссионерская политика среди татарского населения края. Сами казанские походы проходили под воззвания митрополита Макария, призывавшего Ивана IV к борьбе «со всем христолюбивым воинством против супостат твоих, безбожных казанских татар, иже всегда неповинно проливающих кровь христианскую и оскверняющих и разоряющих святые церкви».
После взятия Казани войсками Ивана Грозного, в том числе и мечети, были разрушены. По свидетельству князя А.М. Курбского, в рукопашной схватке вместе с воинами, защищавшими город, погиб и цвет мусульманского духовенства: «И когда загнали их [воинов] к мечетям, которые стоят у царского двора, вышли тут навстречу их абазы и сеиды и муллы с главным их епископом, а на их языке великим ансари или эмиром по имени Кулшариф муллой, и бились с нашими так упорно, что погибли все до одного».
После взятия Казани войсками Ивана Грозного, ее дворцы и мечети подверглись разграблению и были уничтожены.
Оставшееся в живых после битвы мусульманское население было выселено за пределы города. Только участвовавшим в покорении края и лояльным по отношению к русскому правительству, но не пожелавшим креститься служилым татарам, была выделена земля для поселения за озером Кабан. Таким образом в районе современных улиц Ш. Марджани, К. Насыри, Ф. Карима и З. Султана было положено начало Старо-Татарской слободе.
В 1565—1568 годах в ней насчитывалось 150 дворов. Большинство жителей занимались хлебопашеством вдали от города и на весь летний период выезжали в деревни. В слободе царили скученность и теснота, в каждом дворе проживало по 10 и более семей. Собственной татарской администрации в слободе не существовало. Своеобразным судебным органом, занимавшимся разбором различных дел и тяжб, являлась так называемая Татарская судная палата. Управленческие функции были возложены на четырех «прикащиков из детей боярских», проживавших в самой слободе. Писцовые книги сохранили имена «казанских жильцов» — Артемия Староельского, Ивана Товарищева, Ивана Головачева, Михаила Волкова.
В городском посаде, примыкавшем к кремлю, были поселены русские люди, переведенные из городов центральной России, торговцы и ремесленники. Татарам, проживавшим в слободе, запрещалось посещать русскую часть города. Подобное положение дел сохранялось и в первой трети XVII века. Немецкий путешественник Адам Олеарий (1603—1671), автор «Описания путешествия в Московию...», в 1630-х гг. писал о Казани: «Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем, под страхом смертной казни».
Однако, несмотря на все трудности, Старотатарская слобода к концу XVI века становится своеобразным мусульманским пригородом Казани. В ней возводятся мечети, рассматривавшиеся православной церковью как центры духовной оппозиции христианизаторской политики, проводимой руками Казанской епархии. В 1591 году митрополит Гермоген в своей челобитной царю Федору Иоанновичу с тревогой писал о появлении рядом с Кремлевским холмом мусульманских храмов: «Да прежде сего, от казанского взятия в сорок лет, не бывали в Татарской слободе мечети, а ныне де учали мечети ставить близко посаду, всего как из лука стрелить».
Адам Олеарий (1603—1671), автор «Описания путешествия в Московию...», в 1630-х гг. писал о Казани: «Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем, под страхом смертной казни». Фото tatmuseum.ru
В результате этого 18 июля 1593 года увидела свет «Царская грамота в Казань» о построении слободы с церковью и переводе туда из уезда новокрещенов, поколебавшихся от соседства с иноверцами в православной вере, о разрушении татарских мечетей, «с запрещением впредь строить оные…».
В ней утверждалось, что «указы отца нашего блаженныя памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, и наши о том в Казани есть, что мечетям татарским в Казани быть никак не велено, и то сделалось вашим [воеводским] небреженьем и оплошкою, так есте сбредили, да и к нам о том не писывали, а при прежних наших боярах и воеводах и дьяках мечети татарския ото взятия и по вас не бывали». Воеводам И.М. Воротынскому и А.И. Вяземскому в ультимативной форме было приказано: «И вы б мечети татарские все велели посметати и вперед мечети однолично ставити не велели».
Помимо разрушения мусульманских храмов, светским и духовным властям Казанского края вменялось в обязанность ужесточение контроля и надзора над новокрещенными татарами. В соответствии с царской грамотой воеводам предписывалось взять на учет всех новокрещен с женами и детьми в Казанском уезде и в пригородах, перевести в Казань и поселить их в специально отведенной для жительства слободе «меж русских людей, а татар бы близко не было». Так рядом со Старо-Татарской возникает Новокрещенская слобода.
Продолжение следует
Радик Салихов, Рамиль Хайрутдинов
«Реальное Время»
YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found