Глава Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов направил мэру Москвы Сергею Собянину и премьер-министру Михаилу Мишустину документ с просьбой обеспечить выполняющих миссии священнослужителей и волонтеров религиозных организаций средствами индивидуальной защиты и дезинфекции.
В резиденции «Московского Муфтията» состоялась видео-конференция муфтия Москвы, главы ДСМР, члена Общественной палаты РФ Альбира- хазрата Крганова с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в Российской Федерации господином Каземом Джалали. Братский разговор прошёл по инициативе иранской стороны.
На заседании Совета улемов ДСМР была вынесена фетва «О Положении о преждевременной выплаты обязательного закята до завершения отчетного года в период пандемии коронавируса, и необходимости поддержки сферы здравоохранения и оказания добровольной материальной помощи тем, кто испытывают нужду, а также служащим и рабочим, лишенным заработка».
Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.
(обоснование решения)
(13 Ша’бан, 1441 года - 6 апреля 2020 г.)
В 13-ый день месяца Ша’бан в Москве в онлайн- режиме прошло очередное заседание Совета улемов Духовного собрания мусульман России. В рамках повестки дня были рассмотрены вопросы, связанные с организацией проведения предстоящего Священного месяца Рамадан с учетом нынешней санитарно-эпидемиологической ситуации в Российской Федерации и «О преждевременной выплате закята (ежегодной выплате милостыни) в период кризиса, связанного с пандемией коронавируса, и необходимости поддержания сферы здравоохранения, и оказания благотворительной помощи нуждающимся».
Фетва подготовлена Советом улемов ДСМР при консультативной помощи Совета по науке и фикху Министерства по делам Вакуфов Сирийской Арабской Республики.
Хвала Аллаху, Который обратился к нам с велением: «Спешите к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному богобоязненным, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Аллах любит делающих наилучшее». (Сура «Семейство Имрана», аяты 133-134). Мир и благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, а также его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ним, который сказал: «Поистине, товар Аллаха (очень) дорог, поистине, товар Аллаха - это Рай» (Тирмизи).
Исходя из следующих слов Всевышнего относительно выплаты обязательного закята: «… раздавайте предписанный вам закят и давайте Аллаху добрый заем: давайте беднякам милостыню сверх закята. Награда за все ваши добродеяния - у Аллаха. Она лучше и больше, чем то, что вы оставили.
Просите у Аллаха прощения за ваши грехи и за то, что вы пропустили из добрых деяний. Поистине, Аллах прощает грехи верующим и оказывает им Свою милость!» (Сура «Закутавшийся» аят 20). «Кто даст Аллаху хороший заем [будет расходовать свое имущество на Его пути, надеясь на награду от Него], дабы Он умножил ему (его награду) во много раз? И Аллах сжимает [уменьшает] и расширяет [увеличивает] (удел, знания продолжительность жизни) (поэтому расходуйте) и к Нему вы будете возвращены (после смерти) (и Он воздаст вам за ваши деяния)!». (Сура «Корова», аят 245).
Ссылаясь на хадис пророкаﷺ: «Оберегайте ваше имущество, выплачивая (с него) закят, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой и смиренностью» (Абу Давуд. Хадис из категории «мурсаль»).
Призывая к милосердию, о которой Всевышний Аллах сказал: «…а Моя милость объемлет всё. Я предпишу её для тех, которые богобоязненны и платят закят и которые уверуют в Наши знамения». (Сура «Ограды», аят 156). И Его величайший посланникﷺ сказал: «Милостивый (Аллах) относится с милостью к тем, кто проявляют милость. Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто объемлет Своей милостью небеса!» (Тирмизи).
Учитывая великую награду и достоинство выплаты закята в положенный срок и ее преждевременного исполнения: следуя хадису нашего господина Мухаммадаﷺ: «Не убавится имущество раба Аллаха из-за милостыни» (Тирмизи).
Принимая во внимание то, что согласно учению Ислама, оказание помощи брату предпочтительнее уединения в мечети пророкаﷺ ради поклонения. На что указывает хадис: «И, поистине, прийти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается, любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети (т.е. в мечети пророкаﷺ) в течение месяца». (Табарани).
Необходимо понимать важность, что право нуждающихся на милостыню, подарки или иную благотворительную помощь, для сохранения их достоинства и удовлетворения потребностей, особенно в трудное и критическое время является неотъемлемой частью культуры поведения мусульманского сообщества. На что указывают слова Всевышнего: «...и которые отводят известную часть своего имущества, для просящих и обездоленных» (Сура «Степени», аяты 24-25) и слова пророкаﷺ: «Поистине, в вашем имуществе есть еще доля, кроме закята» (Дарими)
И учитывая, что соперничество в содержании сироты и вдовы считается благим делом, за которое Всевышний обещал прощение грехов и Рай. Поскольку пророкﷺ сказал: «Я и пекущийся о сироте будем в Раю, вот так». И он вытянул указательный и средний пальцы, оставив между ними небольшое пространство. (Ибн Хиббан) «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто (постоянно) постится днём и молится (все) ночи напролёт». (Ибн Хиббан).
И учитывая то, что в сложившихся обстоятельствах предпочтительнее призывать людей выплачивать милостыню и оказывать материальную помощь в сфере здравоохранения и ее нуждам, заботясь о здоровье работников этой области, и оберегая общество от распространения заразных болезней, следуя словам пророкаﷺ: «Лечите ваших больных милостыней» (Абу Дауд. Хадис из категории «мурсаль»).
И учитывая высокую награду, уготованной Всевышним и отраженным благородным шариатом в этом мире и в мире дольнем состоятельным братьям, благочестивым торговцам и тем, кто щедро расходуют из своего имущества, за проявленное ими добро и старательность в выплате как обязательной (закят), так и желательной милостыни. Всевышний Аллах сказал: «Бери милостыню из их имущества, чтобы ею очистить и возвысить их, и молись за них. Поистине, твои молитвы — успокоение для них, и Аллах — Слышащий, Знающий». (Сура «Покаяние», аят 103).
Посланник Аллахаﷺ сказал: « Воистину, когда раб даёт подаяние из дозволенного (заработка), Аллах Всевышний принимает это и оберегает. Приумножается вознаграждение у раба Аллаха за это подаяние так же как вырастает взращиваемый им жеребёнок или верблюжонок. И Воистину, человек дает в качестве подаяние кусок еды, и оно сохраняется Аллахом и увеличивается так, что как будто это целая гора. (Посему) подавайте милостыню». (Ахмад).
На основании вышесказанного Совет улемов-ученых Духовного собрания мусульман России выносит фетву:
«О Положении о преждевременной выплаты обязательного закята до завершения отчетного года в период пандемии коронавируса, и необходимости поддержки сферы здравоохранения и оказания добровольной материальной помощи тем, кто испытывают нужду, а также служащим и рабочим, лишенным заработка».
Настоящая фетва устанавливает:
Во-первых, преждевременная выплата закята позволительна:
- Согласно мнению большинства правоведов разрешается без какой-либо нежелательности выплачивать закят до завершения отчетного лунного года, в том случае, если имущество достигло полного «нисаба» (облагаемого закятом минимума), относится к категории прибыльного и превышает основные потребности хозяина;
-Это положение касается всех видов закятооблагаемого имущества: животных, денег, золота, серебра, фруктов, зерна и торгового имущества, к которым относятся товар, недвижимость и т.д.);
- Разрешается согласно шариату, выплачивать закят с торгового имущества самим товаром (а не его денежным эквивалентом);
Например: торговец продуктами питания, одеждой и другими товарами первой необходимости имеет право выплачивать закят предметами торговли).
Исходя из следующего:
1. Передается от нашего господина Али, (да будет доволен им Аллах), что Аббас, (да будет доволен им Аллах), спросил пророкаﷺ о преждевременной выплате закята, и тот дал разрешение на это. (Тирмизи, Ахмад. Хаким сказал, что у хадиса достоверная цепочка передатчиков, с чем согласился Захаби)
2. Пророкﷺ сказал: «Поистине, Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как любит, когда выполняют Его основополагающие предписания». (Ибн Хиббан) . В другой версии хадиса сказано: «Поистине, Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты» (Ибн Хиббан)
3. В этом заключается здравое понимание и правильный подход к непредвиденной и сложной ситуации, в которой оказались неимущие и нуждающиеся, и это является подходящим решением для многих проблем, которые постигли людей. Такой подход отвечает интересам неимущих и приносит пользу нуждающимся.
4. Правоведы сравнивают закят с обязательствами, которым установлен срок исполнения. Поэтому разрешается выплачивать закят преждевременно, подобно тому, как разрешается добровольно выполнить обязательства раньше срока.
5. Поскольку правоведы разрешают выплату долга раньше срока и дозволяют выплачивать милостыню разговения (закатуль фитр) с первых чисел месяца Рамадан, также разрешается выплачивать обязательный закят до наступления срока.
Во-вторых, неимущий, который достоин закята:
1. Это каждый, кто не обладает имуществом, достигшим шариатского «нисаба» (облагаемого закятом минимума), или не может покрыть свои основные потребности в течение года (в эти потребности входит: еда, питье, одежда, жилье). Такой человек входит в категорию бедных и заслуживает закят. Например:
-Самозанятый человек (независимый работник), который зарабатывает себе на ежедневные нужды, и остался без работы по причине, сложившихся в стране проживания обстоятельств.
-Служащий, доход которого не покрывает расходы на самое необходимое. Поскольку он имеет право на полноценную жизнь, удовлетворяющей его потребностям.
Пророкﷺ сказал: «Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Судного Дня, а того, кто покроет (скроет его мелкие недостатки) мусульманина, Аллах покроет (скроет его грехи) в День воскресения». (Бухари,Муслим)
-Работник частного сектора, занимающиеся поденной работой, которые вынуждены соблюдать режим карантина в целях недопущения заряжения и распространения мировой эпидемии вируса.
Когда работодатель выплатит зарплату рабочему несмотря на то, что тот приостановил работу по независящим от него причинам, учитывая его сложные обстоятельства и оказывая заботу ему и его семье, то это благородное дело, за которое Всевышний вознаградит его. Пророкﷺ сказал: «Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – эта радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод». (Табарани)
2. Любой человек из братьев, сестер, родственников, соседей и т.д., не обладающий имуществом, достигшим шариатского «нисаба», или не способный покрыть свои основные потребности в течение года (в эти потребности входит: еда, питье, одежда, жилье).
За выплату закята нуждающимся родственникам полагается двойная награда: Пророкﷺ сказал: «Милостыня родственнику – это две милостыни, а милостыня нуждающемуся – одна» (Табарани)
Выплата закята нуждающемуся соседу относится к признакам совершенства веры: Пророкﷺ сказал: «Джибриль не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников». Также пророкﷺ сказал: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед». (Баззар)
В-третьих, «нисаб» закята (облагаемый закятом минимум):
А) Закят выплачивается в обязательном порядке с денег и торгового имущества, если они достигли «нисаба» по цене любого из двух драгоценных металлов (золота и серебра). Такое решение несет большую пользу нуждающимся и наиболее полно отвечает их интересам.
Б) «Нисаб» драгоценных металлов (золота и сербра):
«Нисаб» золота – 25 «мискалей», что равняется 85 граммам золота. Пророкﷺ сказал: Если же у тебя будет двадцать динаров и пройдет год, то с этого следует выплатить половину динара». (Абу Дауд)
«Нисаб» серебра – 200 дирхамов, что равняется по наиболее точным расчетам 625 граммам серебра. Пророкﷺ сказал: «Закятом не облагается серебро, если его меньше пяти окий». (Бухари, Муслим)
В) «Нисаб» рубля или других деноминацией во все времена следует учитывать исходя из ее покупательной способности и ежегодного обменного курса относительно золота и серебра. Также следует учитывать эти факторы в зависимости от места проживания выплачивающего закят и времени выплаты закята, поскольку они потеряли стабильность.
В-четвертых, богатым и состоятельным гражданам рекомендуется передавать милостыню и оказывать благотворительную помощь в любом виде и количестве. (эта помощь может быть в виде какого-либо имущества, продуктов питания, еды, лекарств и т.п.) Особенно, в связи сложившимися обстоятельствами, желательно не ограничиваться выплатой обязательного закята и любая помощь, оказанная в трудной ситуации, будет оценена по достоинству.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем, кто жертвует своё имущество ночью и днём, втайне и открыто, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аят 274). Пророкﷺ сказал: «Защитите себя от (адского) Огня хотя бы с помощью половинки финика. Воистину голодному она (половинка) кажется такой же (сладкой) как и сытому…» (Ибн Хиббан). Также пророкﷺ сказал: «Совершение благих дел оберегает от плохой смерти, (поддержание) родственных уз удлиняет жизнь, а скрытая милостыня гасит гнев Аллаха». (Ибн Хиббан)
Мы просим Всемилостивого Аллаха оказать помощь нуждающимся и избавить от тяжелых испытаний нашу страну.
город Москва, 13 Шаабан, 1441 года. 06 апреля 2020 г.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного.
(уточнения и пояснительная детализация фетвы)
Всевышний Аллах сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному богобоязненным, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Аллах Всевышний любит и награждает добродетельных! ». (Сура «Семейство Имрана», аяты 133-134).
Совет улемов - ученых Духовного собрания мусульман России, следуя решению Совета по науке и фикху САР, представляет важное исследование в области исламского права (фикха) и выносит шариатскую фетву относительно норм закята в период пандемии коронавируса.
1. Согласно исламскому праву разрешается тому, кто обладает «нисабом» (обозначенном в фетве), выплачивать закят до завершения отчетного года, учитывая сложность и исключительность обстоятельств, связанных с пандемией коронавируса.
2. Поденный работник, не обладающий имуществом, достигшим шариатского «нисаба» (облагаемого минимума закята), или не способный покрыть свои основные потребности в течение года (в эти потребности входит: еда, питье, одежда, жилье), которому запретили продолжать работать из-за сложной ситуации, входит в категорию людей, которым выплачивается закят.
3. Богатым и состоятельным гражданам рекомендуется подавать милостыню и оказывать благотворительную помощь в любом виде и количестве. (эта помощь может быть в виде какого-либо имущества, продуктов питания, еды, лекарств и т.п.). Особенно, в связи со сложившимися обстоятельствами в стране желательно не ограничиваться выплатой обязательного закята, и любая помощь, оказанная в трудной ситуации, будет оценена по достоинству. Поскольку в словах пророкаﷺ сказано: «Поистине, в вашем имуществе есть еще доля, кроме закята» (Дарими)
4. В сложившейся ситуации предпочтительно направить благотворительную помощь на поддержание сферы здравоохранения и обеспечение врачей всем необходимым (по согласованию) , проявляя заботу об их здоровье, и оберегая общество от распространения заразных болезней, следуя словам пророкаﷺ: «Лечите ваших больных милостыней» (Абу Давуд. Хадис из категории «мурсаль»)
5. Разрешается согласно шариату, выплачивать закят с торгового имущества самим товаром (а не его денежным эквивалентом). Следовательно, торговцы продуктами питания, одеждой и другими товарами первой необходимости имеют право выплачивать закят предметами торговли.
К вышесказанному поясняем:
- Согласно норм шариата, учитывая нашу реальность Централизованным религиозным организациям Духовным Управлениям Мусульман и местным религиозным организациям (мечетям и махалля) необходимо, задействуя благотворительные фонды, содействовать организации сбора и распределения зяката.
- Обратить внимание к проблемам и нуждам мигрантов, находящихся в стране, некоторые из которых находятся в статусе путников.
- Довести до сведения единоверцев возможность желательности прощения долгов должникам и облегчить положение арендаторов. Проводить просветительскую работу о запрете на искусственное завышения цен товаров первой необходимости.
- Каждый мужчина или женщина, которые не обладают имуществом, достигшим шариатского «нисаба» (облагаемого минимумом закята ), или которые не могут покрыть свои основные потребности в течение года (в эти потребности входит: еда, питье, одежда, жилье), имеют право на получения закята.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем, кто жертвует своё имущество ночью и днём, втайне и открыто, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аят 274). Пророкﷺ сказал: «Защитите себя от (адского) Огня хотя бы с помощью половинки финика. Воистину голодному она кажется такой же (сладкой) как и сытому…» (Ибн Хиббан).
Совет улемов ДСМР сообщает о порядке проведения месяца Рамазан:
- Согласно данным обсерватории определены даты начала и завершения поста: 24 апреля – первый день поста, 23 мая – последний день поста, 23 апреля – первый таравих-намаз, 24 мая – Ураза-байрам (Ид аль Фитр).
- Порядок проведения таравих-намазов в условиях режима самоизоляции, который начал действовать с 30 марта 2020 года и продлится до 30 апреля 2020 года. При данных обстоятельствах недопустимо нарушать принятые властями меры по профилактике распространения коронавируса среди населения. Руководствуясь требованиями здравого смысла и учитывая требования законодательства, члены Совета улемов определили, что таравих-намазы возможно совершать лишь в домашних условиях. Таким образом, в мечетях и структурных подразделениях ДСМР данный намаз совершаться в коллективном формате не будет. Решение об исполнении таравих-намаза будет считаться действительным до 23 мая текущего года или до принятия другого решения.
Далее Совет улемов ДСМР установил размеры нисаба, фитра и фидия-садаки.
- Закят выплачивается в размере 2,5 процента от состояния человека, превышающего нисаб. Нисаб, равный стоимости 84,8 грамм золота – это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят. По данным Центрального банка РФ, (от 03.04.2020 г.) учетная стоимость одного грамма золота составила 3977.09 рубля, и нисаб равняется 337257 рублей (84,8г золота).
- Для выплаты фитр-садака установлен размер нисаба – 22 000 рублей (по серебру), размер фитра-садака (закят аль-фитр - милостыни разговения) - при расчете на ячмень - 100 рублей, по изюму - 600 рублей.
- К довершению, в качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой время установлена фидия - за каждый пропущенный день 200 рублей.
Вопрос о возможности проведения коллективных ифтаров, в том числе в мечетях, улемы отнесли к решениям, принятым ранее. Согласно утвержденным мерам от 13 марта 2020 года, практика проведения маджлисов с участием большого количества людей приостановлена. Разговение - ифтары мусульмане Москвы и регионов страны смогут проводить только в узком семейном кругу.
О проведении гает-намаза в честь Ураза-байрам (Ид аль Фитр) ДСМР сообщит дополнительно.
город Москва, 13 Шаабан, 1441 года. 06 апреля 2020 г.
Дорогие братья и сёстры позвольте поздравить от имени Духовного собрания мусульман России всех вас с наступающим вечером ночи Бараат.
В чем же достоинство ночи Бараат?
В середине месяца Шаабан есть благословенная ночь, которая называется «ляйтятуль Бараат». Это ночь с 14 числа на 15 число по лунному календарю. В этом 2020 году она приходится в ночь с 7 на 8 апреля.
Называется эта ночь – Бараат. Слово Бараат означает «отсутствие связи меж двумя вещами», «освобождение кого-либо от ответственности», «амнистия».
Всевышний Аллах в 15-ую ночь месяца Шаабан, прощая мусульман и проявляя к ним милость, освобождает их от ответственности за грехи, и поэтому эта ночь именуется – ночью Бараат – ночью прощения и освобождения.
Всевышний Аллах в суре «Духан» говорит:
حـم. وَالْكِتَابِ الْمُبِينِ . إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنْذِرِينَ. فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ.
«Ха. Мим. Клянусь Ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела». (Духан 1-4)
Толкователи Священного Корана, находившиеся в собрании почтенного сподвижника по имени Икрима (радыйАллаһу анһу) указали, что благословенная ночь, упомянутая в данном аяте, является ночью Бараат. В тафсирах указывается, что у этой ночи имеется четыре имени, они следующие: "ночь изобилия" , "ночь милости" , "ночь спасения" и "ночь бдительности или послания" . Эти имена даны ей по причине того, что в эту ночь Милостивый Аллах избавляет верующих от наказания.
В свою очередь священный источник зам-зам ещё больше изливается в эту ночь, ибо это есть божественное установление.
Несколько вещей, которые характерны для этой ночи:
1. Эта ночь величия божественной милости. Ибо Посланник Аллаха (салля Аллаху аляйхи ва саллям) сказал так:
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَنْزِلُ لَيْلَةَ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا فَيَغْفِرُ لِأَكْثَرَ مِنْ عَدَدِ شَعْرِ غَنَمِ بنو كَلْبٍ
«В 15-ую ночь месяца Шаабан Всевышний Аллах ниспосылает свою милость к небесам нашего мира и прощает людей в таком количестве, которое многократно превосходит количества волос на шерсти у овец племени Бану Кальб». (Тирмизи)
2. Это ночь, когда Всевышний милует и отпускает грехи. На этот счёт в одном хадисе сказано следующее: «В серединную ночь месяца Шаабан совершайте поклонения (ибадат), а днём поститесь. Ибо в эту ночь, вплоть до наступления зари, Всевышний Аллах низводит в небо этого мира свою милость и взывает такими словами: Нет ли молящего о прощении? Я прощу его. Нет ли просящего о моём уделе? Я дарую ему. Нет ли попавшего в беду? Я одарю его спасением». (Ибни Маджа)
Так же передаётся от Муаза бин Джабаля (радыйАллаһу анһу), что Пророк (салля Аллаху аляйхи ва саллям) сказал:
يطلع الله علي خلقه في ليلة النصف من شعبان فيغفر لجميع خلقه الا لمشرك او مشاحن
«Всевышний обращается в ночь середины месяца Шаабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему».(Байхаки,ат-Табрани)
3. Согласно Священному Корану, в эту ночь происходит распределение всех мудрых дел. В толковании вышеупомянутого аята говорится:
فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ
«Все мудрые и важные дела должны быть точны и хорошо выполнены, а необходимые вещи в эту ночь – быть устроены и распределены как полагается. Перед тем, как будут исполнены, они записываются определённым образом и распределяются. В эту ночь на год определяется удел рабов, их момент смерти и оставшийся промежуток жизни. Распространение этого начинается с Хранимой Скрижали в ночь Бараат и заканчивается в ночь Кадр».
و في الأحياء:
يصلي في الليلة الخامسة من شعبان ماة ركعة كل ركعتين بتسليمة يقرأ في كل ركعة بعد الفاتحة قل هو الله احد عشر مرات و ان شاء صلي عشر ركعات يقرأ في كل ركعة بعد الفاتحة ماة مرة قل هو الله احد.
В книге «Ихья» имама Газалий написано:
«В пятнадцатую ночь месяца Шаабан совершается намаз в сто ракаатов, после каждых двух ракаатов дается салям, в каждом ракаате после Фатихи читается 10 раз сура Ихлас. Если кто захочет может совершить этот намаз в 10 ракаатов, в каждом ракаате после Фатихи 100 раз Ихлас».
Так же Посланник Аллаха (салля Аллаху аляйхи ва саллям) разъяснил, что три дня в середине каждого лунного месяца называются «белыми», поскольку луна находится в фазе полнолуния и, следовательно, светит в полную силу и дает максимальное количество света в эти ночи. Это 13, 14 и 15 дни лунного мусульманского календаря.
Посланник Аллаха (салля Аллаху аляйхи ва саллям) в многочисленных хадисах настоятельно рекомендовал своим сподвижникам соблюдать пост в эти три дня каждого месяца.
Передают со слов Абу Зарра (ралыйАллаһу анһу):
«Посланник Аллаха (салля Аллаху аляйхи ва саллям) рекомендовал нам поститься в течение трех дней каждый месяц: тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого» (Тирмизи, ан-Насаи).
Посланник Аллаха (салля Аллаху аляйхи ва саллям) соблюдал пост в эти дни на протяжении всей своей жизни, и призывал к этому своих последователей. Он учил нас тому, что ценность дополнительных постов очень велика, а награда за них известна только Всевышнему Аллаху, и Он сам обещал воздать за пост благом и великой наградой.
Белые дни в этом месяце:
Понедельник 6 апреля - 13 Шабан
Вторник 7 апреля - 14 Шабан
Среда 8 апреля - 15 Шабан
Учёные сошлись во мнении о желательности проведении ночи Бараат в бодрствовании и богослужении, потому что она служит причиной смывания грехов за весь год, так же как пятничная ночь служит причиной смывания недельных грехов, а ночь Ляйлят-уль-Кадр служит причиной смывания грехов за всю жизнь. Как мы знаем, есть пять ночей, в которых мольба не отвергается: эта пятничная ночь, первая ночь из месяца Раджаб, ночь середины месяца Шаабан и две праздничные ночи.
Дорогие братья и сёстры!
В ночь со вторника на среду с 7 на 8 апреля наступит ночь Бараат. Чтобы извлечь пользу от этой благословенной ночи, нам следует провести её в богослужении, путём совершения намаза, пропущенных и добровольных, чтения истигфара, покаяния в грехах и чтения священного Корана. Пусть Всевышний Аллах даст нам возможность максимально взять пользу от этой благословенной ночи, подготовиться к месяцу Рамадан! Особенно учитывая тот момент, что в этом году мы не можем собираться все вместе и проводить такие значимые дни и ночи, всем верующим в своих домах не упуская возможности, надо просить больше у Аллаха исцеления больных, и освобождения от этой болезни настигшая весь мир врасплох.
Пусть Аллах поможет нам провести эту ночь в поклонении.
Дорогие друзья! Отдел по оказанию помощи и благотворительности «Московского Муфтията» ДСМР совместно с Благотворительным фондом "Милосердие" объявляет сбор пожертвований для оказания помощи нуждающимся в нашей заботе и внимании в это непростое время. Мы приглашаем волонтеров для совместной благой деятельности - помощи пожилым, людям с ограниченными возможностями и многодетным семьям.
Глава ДСМР, муфтий Альбир- хазрат Крганов рассказал корреспонденту ИА Регнум о том, что сегодня важно в связи с самоизоляцией граждан
«Слово «карантин» — оно европейское, но в исламской доктрине тоже это понятие присутствует. Ещё 14 веков назад пророк Мухаммед изрёк: если где-то есть болезнь, которая распространяется, то не заходите в эти города. Также он призывал и не выходить оттуда. После пророка, во времена Халифата, основу о том же самом объясняли так: болезнь — как огонь, а живые существа — как дрова. И тут уже выбирать нам вместе. И даже во время военных походов, когда настигала чума, исламские лекари призывали закрываться по шатрам и не выходить на общую площадку, дабы не заразить друг друга.
Мы это изучаем, знаем, но, конечно, не ожидали, что нам придётся эти знания применять сейчас, но фактически на основе всего того, что там прописано, сегодня мероприятия реализуют.
Авиценна — известный врачеватель, мусульманин, за основу своего трактата о борьбе с распространением вируса тоже брал священное писание. Но сегодня людям важно безотносительно религий и национальностей, в спокойном формате и без паники аккуратно решать все проблемы, не политизировать излишне (потому что этим не поможешь), а наоборот — объединиться и слушать врачей, делать то, что они нам говорят.
В этот непростой период, особенно в преддверии Священного Рамадана, мы напоминаем богатым людям, что в их имуществе есть доля нуждающихся. Это как раз то время, когда мы должны помогать многодетным семьям, пожилым, больным людям. Этот призыв обязательно будет услышан, мы занимается и этим. Также просим, в том числе, рассмотреть возможность снизить арендную плату. Если это верующие люди, давайте поможем, ведь такая ситуация не всегда возникает. Давайте с пониманием отнесёмся —или вообще простим долги по аренде, или максимально снизим оплату.
Мы должны также постараться осуществить такую социальную часть своей миссии, чтобы помочь ближнему. Не только ждать от государства, что вот кто-то нам должен принести и дать — это не совсем правильно. Мы сами, внутри своего сообщества, должны оказывать своё сопричастие.
И вторая немаловажная работа нашей религиозной организации — мы просим начать обучение — в онлайн режиме, через сети, через интернет — там тоже организованы многие программы. Это и открытые уроки и ответы на вопросы — отдельно по юношам, по девушкам, по детям — разные программы. То есть тоже, чтобы в это время самоизоляции, как говорится, мы находились не в пассивном, а в активном режиме. И с пользой для себя изучить и научиться чему-то новому. Это такое испытание от Творца, но мы должны пройти его достойно. А наша задача — призывать к милосердию, состраданию, уважению друг к другу. Вот что главное сейчас».
Подробности: https://regnum.ru/news/society/2906142.html
Г
Особенность работы с молодежью в ДСМР в том, что она строится на инициативе, интересах и пожеланиях самой молодежи и представителей молодежных мусульманских организаций. Именно при непосредственном организационном участии молодежи реализуется множество молодежных проектов.
Дискуссионный молодежный мусульманский клуб «ДММК»- это площадка для творческой, интеллигентной, перспективной мусульманской молодежи г. Москвы, на которой обсуждаются актуальные вопросы современного общества. Направления – благотворительность, волонтерство, спорт.
Команда “Московский Муфтият”, состоящаю из мусульманской молодежи, уже несколько лет принимает участие в любительской футбольной лиге, становилась чемпионом межконфессионального кубка по мини-футболу.
В 2018 году ДСМР при поддержке Федерации борьбы на поясах по городу Москва и Фонда поддержки детского спорта «Олимпия» проведен Фестиваль неолимпийских и национальных видов борьбы народов России. Мероприятие прошло под девизом «В единстве наций – развитие и победа!». Активное содействие и участие в организации мероприятия приняло Правительство Москвы.
«Сила нашего народа заключается в многообразии и единстве – это главное богатство России. Наши народы живут в мире и согласии уже на протяжении многих лет. Москва является отличным примером межрелигиозного и межнационального диалога, в ней проживает более 80 представителей различных народов мира. Мы уверены, что регионы примут наш опыт и проведут аналогичные мероприятия, ведь это отличная площадка не только для спортсменов, но и для молодежи в целом», - отметил в своем выступлении глава ДСМР, муфтий Альбир-хазрат Крганов
Еще один молодежный проект ДСМР- социальный патруль «Связь-Времен» реализуется на протяжении трех лет при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Данный проект направлен на профилактику идеологии экстремизма среди мусульманской молодежи, пропаганду межрелигиозного единства в обществе, популяризацию подвигов ветеранов Великой Отечественной войны.
Большой интерес вызывают у мусульманской молодежи мероприятия проекта «Мусульманский женский клуб», который организован при отделе по делам молодежи Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият" (более 200 участниц).
Молодежные мусульманские организации ДСМР также продолжают активно участвуют в различных мероприятиях, форумах, торжественных митингах и шествиях, исторических реконструкциях, театральных постановках, которые организуют органы государственной власти, творческие союзы, нкоммерческие организации.
Муфтий, Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль-Хазрат Панчеев был избран в Общественную палату Санкт-Петербурга. Городской парламент утвердил треть кандидатов в новый созыв.
В состав Общественной палаты традиционно входят наиболее уважаемые жители Санкт-Петербурга, руководители и бывшие руководители крупных организаций в различных сферах от системы государственного управления до культуры, образования и промышленных предприятий. Это орган, который часто сравнивают с мостом между обществом и властью.
Общественная палата Санкт-Петербурга призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Санкт-Петербурга, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов.
Напомним, в будущий состав Общественной палаты войдут 63 человека. Согласно действующему законодательству, одна треть состава утверждается Губернатором Санкт-Петербурга по представлению общественных объединений. Вторая треть состава утверждается Законодательным Собранием Петербурга. Третья треть формируется уже самими членами Общественной палаты, которые были утверждены городским парламентом и главой города.
2 апреля в Москве прошла благотворительная акция молодежного мусульманского клуба (ММК) и отдела по благотворительной деятельности Духовного управления мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» ДСМР, в рамках которой волонтеры раздали продукты для пожилых людей нашей столицы.
Мы все знаем, что Всевышний - Прощающий. В трудные моменты необходимо всего лишь обратиться к Создателю. Но, несмотря на это, что все выглядит так легко, из-за безрассудства нафса, признание грехов и дуа о прощении может оказаться для человека сложным шагом.
Зная, что Всевышний прощающий, не просить его о милости, является большим безрассудством. Когда Он говорит: "Не теряйте надежды на милость Всевышнего", думать: "У меня столько грехов, что простить их невозможно" - является большим пренебрежением милостью Творца. Три священных месяца Раджаб, Шаабан и Рамадан и особенно благословенные ночи Мирадж, Бараат и Кадр — это время прощения. Это время, в течение которого сердца, желая прощения, должны быть направлены к Обладающему Бесконечной Милостью. Этот промежуток времени и благодатные ночи являются для нас отправной точкой в стремлении заслужить любовь Творца. Три месяца - довольно-таки долгий период. Из двенадцати месяцев - эти месяцы являются для нас временем особых возможностей.
Ночь Бараат — это ночь прощения всех грехов для начала нового пути в нашей жизни.
Это означает, что Всевышний в эту ночь может простить все наши грехи.
Месяц Шаабан содержит одну из основных высокочтимых ночей – Бараат – ночь с 15-го на 16-е число (по некоторым данным, это ночь с 14-го на 15-е). Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от оставления их без помощи.
Имам ас-Субки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь Предопределения (Лайлят-уль-Кадр) – грехи всей жизни», т. е., оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь (Бараат) называют ночью смывания грехов.
Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса, который передал Мунзирий от Пророка ﷺ: «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца Шаабан, не умрёт в день смерти сердец».
Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк ﷺ попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк ﷺ попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк ﷺ попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд» (тот, кто отдалился от Аллаха ﷻ постоянством в совершении грехов)».
Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша передаёт слова Пророка ﷺ: «О Айша разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины Шаабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме следующих типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».
Самое главное – пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернёмся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни, и они будут переданы соответствующим ангелам. Поэтому мусульманин не должен относиться к этой священной ночи небрежно: истинно верующий ни на миг не забывает, что создан Аллахом и будет возвращён к Нему. Бдительность приведёт мусульманина к счастью на этом и на том свете.
В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи Лайлят-уль-Бараат, которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Наш Пророк ﷺ сообщил следующее: «Как только наступит ночь в середине месяца Шаабан, проводите её в поклонении, а днём держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся передо Мной – Я их прощу, нет ли просящих блага – Я дам им, нет ли охваченных болезнью – Я ниспошлю выздоровление». И так продолжается до самого утра». Наш любимый Пророк ﷺ говорил: «Аллах в середине месяца Шаабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных».
В другом хадисе сказано: «Аллах в ночь середины месяца Шаабан, показав блага на небосводе земли, простит грехи людей, количество которых превышает количество волосков на шкурах баранов рода Келб».
Однако тут важно помнить, что этой ночью Всемогущий Аллах не посмотрит на лица (не простит грехи и не удостоит милости) тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, провоцирует смуту, отступает от Ислама, а также клеветников.
Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят-уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.
От Посланника Аллаха ﷺ нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру «Ясин». Первый раз – с намерением продления жизни, второй – для избежания бед и несчастий, третий – для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможно, если жить согласно повелениям Аллаха и Его Посланника ﷺ. Пусть же в эту ночь Всевышний простит и будет милостив ко всем мусульманам.
Хочется привести в пример дуа нашего любимого Пророка ﷺ, которое он читал в эту ночь: «О Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоему довольству от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил».
Накануне благословенной ночи Бараат, перед заходом солнца желательно 40 раз прочитать следующее дуа:
«СубхIаналлагьи валь-хIамдулиллягьи ва ля илягьа илляллагьу валлагьу акбар ва ля хIавля ва ля къуввата илля биллягьиль гIалиййиль гIазим».
После этого дуа – 100 раз салават (приветствие) Пророку Мухаммеду ﷺ. А после обязательной молитвы магриб (вечерней) следует выполнить шесть ракаатов нафиль-намаза (желательного), совершая по два ракаата отдельно. Потом желательно прочитать суру «Ясин» с вышесказанными намерениями.
Также после чтения суры «Ясин» желательно обратиться к Аллаху со следующим дуа:
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. اَللَّهُمَّ يَا ذَا الْمَنِّ وَ لاَ يُمَنُّ عَلَيْهِ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَ الإِكْرَامِ يَا ذَا الطَّوْلِ وَ الإِنْعَامِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ ظَهْرَ الاَّجِينَ وَ جَارَ الْمُسْتَجِرِينَ وَ أَمَانَ الْخَآئِفِينَ. اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي (كَتَبْتَنَا) عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ شَقِيًّا (أَشْقِيَاءَ) أَوْ مَحْرُومًا (مَحْرُومِينَ) أَوْ مَطْرُودًا (مَطْرُودِينَ) أَوْ مُقْتَرًا عَلَيَّ (عَلَيْنَا) فِي الرِّزْقِ فَامْحُ. اَللَّهُمَّ بِفَضْلِكَ شَقَاوَتِي (شَقَاوَتَنَا) وَ حِرْمَانِي (حِرْمَانَنَا) وَ طَرْدِي (طَرْدَنَا) وَ اقْتَارَ رِزْقِي (رِزْقِنَا) وَ أَثْبِتْنِي (أَثْبِتْنَا) عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ سَعِيدًا (سُعَدَاءَ) مَرْزُوقًا (مَرْزُوقُيِنَ) مُوَفَّقًا (مُوَفَّقِينَ) ِللْخَيْرَاتِ فَإِنَّكَ قُلْتَ وَ قَوْلُكَ الْحَقُّ فِي كِتَابِكَ المُنَزَّلِ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّكَ الْمُرْسَلِ يَمْحُو اللهُ مَا يَشَآءُ وَ يُثْبِتُ وَ عِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ. إِلَهِي (إِلَهَنَا) بِالتَّجَلِّي الأَعْظَمِ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ الْمُكَرَّمِ الَّتِي يُفْرَقُ فِيهَا كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ وَ يُبْرَمُ أَنْ تَكْشِفَ عَنِّي (عَنَّا) مِنَ الْبَلآءِ مَا أَعْلَمُ (نَعْلَمُ) وَ مَا لاَ أَعْلَمُ (نَعْلَمُ) وَ مَآ أنْتَ بِهِ أَعْلَمُ إِنَّكَ أَنْتَ الأَعَزُّ الأَكْرَمُ. وَ صَلَّى اللهُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلَّمْ
Бисмиллаhи ррахIмани ррахIим. Аллаhумма, я залманни ва ла юманну 'аляйhи, я заль джалали валь икрами, я за тIтIавли валь ингIами, ла илаhа илла анта заhра лладжина ва джараль мустаджирина ва аманал хаифина.
Аллаhумма ин кунта катабтани (катабтана) 'индака фи уммил китаби шакъиййян (ашкъияа), ав махIруман (махIрумина), ав матIрудан (матIрудина), ав мукътарран 'аляййя ('аляйна) фи рризкъи фамхIу. Аллаhумма бифазлика шакъавати (ша-къаватана) ва хIирмани (хIирманана), ва тIарди (тIардана), ва икътара ризкъи (ризкъана), ва асбитни (ваасбитна) 'индака фи уммил китаби саидан (суадаа) марзукъан (марзукъина) муваффакъан (муваффакъина) лилхайрати, фаиннака къулта ва къавлукал хIякъу фи китабикал мунзали 'аля лисани набиййикал мурсали ямхIу ллаhу ма яшау, ва юсбиту, ва 'индагьу уммул китаби. Илаhи (илаhана) биттажаллиял а'зами фи лайлати ннисфи мин шаъбанал мукаррамиллати юфракъу фиhа куллу амрин хIаким, ва юбраму ан такшифа 'анни ('анна) минал балаи ма а'ламу (на'ламу), ва ма ла а'ламу (на'ламу), ва ма анта биhи а'ламу, иннака антал а'аззул акрам. Ва салла ллаhу 'аля саййиддина МухIаммадин ва алиhи ва сахIбиhи ва саллям.
YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found