НОВОСТИ
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий наградил муфтия Равиля хазрата Панчеева орденом
Председатель  Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтий Равиль хазрат Панчеев награжден орденом  "Славы и Чести" Русской Православной Церкви. Награждение прошло  в Санкт- Петербургском епархиальном управлении, награду муфтию вручил  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. 
Орденом награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, главы церквей и конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами.
Орден учреждён 23 марта 2004 года определением Патриарха Алексия II и Священного синода Русской православной церкви.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=440#sigProIda1c9bafde8
Источник и фото: https://vk.com/dumspb?w=wall-112402059_2159
Работа по поддержке участников СВО проводится постоянно
В новом 2025 году муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов продолжил работу по оказанию духовной и материальной поддержки участникам СВО, которые находятся на лечении и реабилитации после ранений в военных госпиталях им. А. А. Вишневского.
С гуманитарным грузом, состоящим из первоочередных предметов, необходимых для защитников отечества в процессе лечения и реабилитации, а также религиозной атрибутикой для исполнения обрядов поклонения Дауд хазрат Мухутдинов посетил медицинские учреждения.
По сложившейся традиции, проводя обход по палатам,  он пообщался с военнослужащими мусульманами на духовные темы, передал им презенты и ответил на их вопросы.
Муфтий рассказал о любви к Родине и защите её интересов с точки зрения религии и пожелал бойцам скорейшего выздоровления.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

Представители ДСМР приняли участие в  церемонии к  80-летию освобождения Освенцима
В Москве Федерация еврейских общин России (ФЕОР) в Международный день памяти жертв Холокоста провела в московском Еврейском музее и центре толерантности ежегодную церемонию, посвященную 80-летию освобождения лагеря Аушвиц (Освенцим). По поручению Главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Москвы Альбира хазрата Крганова в мероприятии  приняли участие помощник главы ДСМР, имам-хатыб Ильнур хазрат Гайнутдинов и помощник муфтия Рафаэль Шамсутдинов.
В ходе церемонии приглашенные возложили цветы к Памятнику героям сопротивления в нацистских лагерях и гетто. После этого прошел показ документального фильма о преступлениях нацистов,  состоялась поминальная молитва и зажжение свечей. 
Международный День памяти жертв Холокоста отмечают 27 января. В этот день в 1945 году Красная армия освободила лагерь смерти Аушвиц (Освенцим). Аушвиц-Биркенау был крупнейшим нацистским лагерем смерти, поэтому стал одним из главных символов холокоста. Около 1,4 миллиона человек, из которых около 1,1 миллиона евреи, погибли в Аушвице в 1941-1945 годах. Всего погибли шесть миллионов евреев. В 1947 году на месте бывшего нацистского концлагеря был создан музей. В 1979 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В этот день по всему миру проходят акции, отдающие дань памяти жертвам геноцида, а также знаменующие актуальность борьбы с ксенофобией, расизмом и другими формами нетерпимости. Эта дата служит напоминанием нынешним и будущим поколениям о важности предупреждения и предотвращения любых проявлений дискриминации и насилия.
В России с 15 по 31 января проходит ежегодная "Неделя памяти жертв Холокоста" — комплекс из более чем 500 мемориальных, культурных и образовательных мероприятий, приуроченных к Международному дню памяти жертв Холокоста. В этом году "Неделя памяти" включена в официальную программу празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Организатор "Недели памяти" — Российский еврейский конгресс при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, правительства Москвы и Центра "Холокост".

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=440#sigProIddcbc1d6d86
«Вечер дуа» в честь священной ночи Аль-Исра валь-Миърадж

ДУМ г.Томска и Томской области совместно с прихожанами  организовало памятное мероприятие в честь священной ночи Аль-Исра валь-Миърадж.  Муфтий  Нурулла хазрат Турсунбаев  подчеркнул , что Аль-Исра валь-Мирадж является особым почетом, оказанным Всевышним только нашему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Целью мираджа (вознесения) было открыть пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) все человеческое совершенство и удостоить всех Божественных проявлений, дать обозреть все уровни Вселенной, чтобы затем Он (мир ему и благословение) мог приоткрыть людям некоторые тайны этого мира и вечного пребывания, и сообщить о том, какими деяниями своих рабов будет доволен Всевышний, пророку (мир ему и благословение) был показан Вечный мир, показаны Рай, Ад и деяния из-за которых люди будут туда заходить.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=440#sigProId870f3a5c61

Источник и фото: https://t.me/s/MUFTIAYTTO 

 Ночь Мирадж- важное событие и для взрослых, и для детей
В духовном центре им. З. Расулева г.Челябинска  МРОМ "Путь" в честь наступления ночи Лейлят аль-Исра валь-Мирадж  проведен  маджлис,  в ходе которого прихожане прослушали выступления имамов, участвовали в викторине-  самые эрудированные были награждены подарками. Для всех собравшихся было организовано праздничное угощение. Ночь Мирадж имеет огромное значение не только для взрослых,  но для детей, у которых  это событие вызывает особый интерес. Для юных мусульман был проведен отдельный исторический урок и викторина. 
В изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Во время Мираджа (вознесения) было даровано три подарка: Пятикратный намаз, последние два аята суры аль-Бакара, и радостная весть о том, что большие грехи членов его общины будут прощены, если они не совершали ширк (многобожество)» (Муслим)
Будучи вознесенным на самую высокую ступень, недосягаемую даже для ангелов, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вернулся с особым подарком для своей уммы ‒ обязанностью совершать ежедневную пятикратную молитву. Все Божественные предписания были установлены на земле, лишь обязательство выполнения намаза было вменено людям на небесах, и по милости Всевышнего и подсказке пророка Мусы (мир ему) вменен в десять раз меньше, чем в первый раз, так по сей день мусульмане всего мира совершают пятикратную обрядовую молитву.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=440#sigProIdfedead13b1

Источник и фото: https://vk.com/public212909904
Вечер наставления в память священной ночи «Исра уа Мирадж»
В мечети «Клай очы» села Шыгырдан Бытыревского муниципального округа Чувашской Республики прошел вечер наставления, посвященный священной ночи «Исра уа Мирадж». Мероприятие собрало множество верующих, интересующихся углублением знаний о важном событии в исламе. С приветственным словом к присутствующим обратился муфтий Чувашии Ильяс хазрат Сафиянов, который отметил значимость этой ночи для мусульман. Лекцию на тему событий ночи Мирадж и их глубокого значения в жизни каждого мусульманина провел Хабир хазрат Ханов, имам-хатыб соборной мечети г. Чебоксары. Он подробно рассказал об историческом контексте и духовном наследии, которое оставляет это событие. В заключение мероприятия руководитель мечети, имам-хатыб Алмаз хазрат Кара, поблагодарил лектора за увлекательное и познавательное выступление, а также всех присутствующих за участие в важном религиозном событии. После лекции присутствующие попили чай и обсудили услышанное.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=440#sigProIdcb57029b7e
В Мурманске прошел вечер Аль-Исра валь-Ми’радж «Ночь Вознесения»
О значимости аль-Ми’радж рассказал прихожанам мечети имам г. Мурманск Магомедбудун Гаджиев. Он отметил, что именно с этой даты для верующих стало обязанностью (фард) выполнять пять обязательных молитв. В ночь Мираджа Всевышний сообщил Пророку (с.г.в.) о том, что все верующие будут прощены за свои грехи. В одном из хадисов сказано: «Во время вознесения были дарованы три милости: пятикратная молитва, последние аяты суры «Корова» и известие о прощении грехов тем, кто не станет многобожником» (Муслим). Однако это вовсе не означает, что абсолютно каждого верующего будет сразу ждать Рай. Каждый человек за свои грехи понесёт ответ в Судный день. Когда он сможет искупить их, тогда, если будет воля Творца, он войдёт в Рай. При этом следует помнить, что все грехи можно искупить, за исключением ширка (многобожия).
Чудеса и знамения – как описано выше, во время переселения и вознесения Печать всех пророков (с.г.в.) лицезрел множество знамений и чудес, что лишний рад подтверждает истинность его великой миссии. Встреча Мухаммада (с.г.в.) с другими пророками – этот факт свидетельствует о том, что все они призывали к поклонению Единому Аллаху.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

Насколько необходим человеку духовный наставник?

Вопрос: Один человек постоянствует в поклонении Аллаху, совершая пятничные и коллективные намазы, поминая Аллаха и читая Коран. Он это сделал для себя вирдом утром и вечером самостоятельно, без устаза (духовный наставник). Бывают ли его старания напрасными? Говорят, что тот, у кого нет шейха, его шейхом становится сатана (шайтан), что его хорошие деяния портятся, его старания бывают напрасными, это правда или нет? И что говорит ахлу тасаввуф насчёт этого? Если это так, то каков смысл слов Всевышнего Аллаха «Поистине мы не портим воздаяния праведных». В другом аяте сказано: «Кто сделает благое размером с пылинку, за это ему воздаётся».

Ответ: Поистине тот, кто искренен в поминании Аллаха, в поклонении,  его деяния напрасными не бывают, даже если оно совершалось без шейха, но вступивший на путь познания Аллаха  самостоятельно, в большинстве случаев не может побороть пороки, которые лишают человека искренности в своих деяниях. Наоборот, он видит, что из-за деяний он получает вознаграждения, и он надеется спастись этими деяниями. Он забывает о милости Аллаха, и он не знает, что большинство его деяний бывают причинами для наказания,  из-за того что он видит свои деяния искренними, гордится тем, что он делает и видит, что он лучше, чем тот, кто этого не совершает. Один из познавших Аллаха сказал: «Тот, кто видит в своей искренности искренность, его искренность нуждается в искренности».

Также должны знать, что вознаграждение за деяния даётся смотря на намерение человека, а не из-за его деяний.

В хадисе сказано: «Поистине, деяния рассматриваются по намерениям», т.е. вознаграждения за деяния даются из-за намерения, но не из-за хороших поступков.

Цель познавших Аллаха – искреннее поклонение. Стремление получить награду за хорошие поступки для них подобно поклонению идолам. Об этом говорит имам Шарани в книгах «Латаифуль Минан» и «Лавакихуль Анвар». Благие  деяния возле хороших  людей являются плохими деяниями для  приближённых к Всевышнему.

Человек, вступивший на путь познания Аллаха  и воспитания своей души,  не замечает тонкости показухи. Как мы не видим муравья, двигающегося в тёмную ночь, так и показуха скрыта. Это часто приводит к духовной гибели. У мюрида в каждой степени из степеней есть отведённые, специальные деяния, соответствующие его уровню, не совершив которых, он не может перейти к другим. А если он перейдёт, он получит понижение и падает со степени. Ведь шайтан движется в человеке, словно кровь по венам. Сатана усердствует в заблуждении раба Всевышнего и его нафс бывает повелевающим плохое и подчинённый сатане. Человек, не вступивший на путь познания, видит плохое хорошим и совершает его, также видит хорошее плохим, и сатана, внушая ему васвас, остерегает его от совершения хорошего. Этот раб не доходит до цели, и сатана тянет его  к своему пути, становится его «шейхом», управляя этим рабом, как захочет.

Ещё сказано: «Воспитание  души без шейха приводит только к сомнениям и наущениям».

В книге «Фаджрульмунир» Ахмад Рифаи сказал: «Кто вступит в путь познания Аллаха сам, тот растеряется в первых же своих шагах».

В книге «Их’я» сказано: «Мюрид нуждается в шейхе, за которым следуют, который наставляет на правильный путь. Поистине,  пути религии глубокие и также есть множество путей сатаны. Тот, у кого нет шейха, который наставляет его, то шайтан, несомненно ведёт его по своему пути. Тот, кто ходит по краю обрыва без поводыря, обрекает себя на явную гибель».

И то, что говорят, у кого нет шейха его шейхом становится шайтан – это истина, которая установлена в книгах тасаввуфа таких, как знаменитая книга Имама Кушайри «Рисала», «Итхафшархуль Их’я» и другие.

Причина того, что у тех, у кого нет шейха, портятся хорошие деяния в том, что в большинстве случаев у таких людей отсутствует искренность и это – путь сатаны. И деяния,  в которых нет искренности, не бывают теми хорошими деяниями, за которых даётся вознаграждение.

Автор книги «Римаххизбу Рахим» пишет: «Поистине, зикру, который принимается возле приближённых к Аллаху  и зикру, с которым мюрид получает откровение сердца, доходит  до Аллаха, это зикру, взятый с разрешения, и то, что внушил шейх, который является унаследовавшим, дошедшим до Аллаха и который обучает других, его обладатели и его путь  связаны с нуром Пророка (мир ему и благословение), но не тот зикр, что взял человек самостоятельно, такой зикр не раскрывает сердце человека.

Далее автор книги «Римаха» говорит: «Ты знай, зикру, который человек взял не от шейха, то обладатель такого зикру ближе к гибели, чем к сохранности, особенно если его вирдом будут  имена  Аллаха».

Шейх Ахмад бин Мубарак рассказал, как он услышал от шейха Абдулазиза  о тех, кто сделали себе вирдом поминание имён Аллаха. Шейх Абдулазиз  сказал: «Если они получили их от шейха, познавшего Аллаха, то это им не повредит, а если взяли от непознавшего Аллаха,  то это навредит им. Я спросил: «Почему так, в чём причина?» Абдулазиз сказал: «В прекрасных именах Аллаха есть нур от Аллаха. Если  ты произносишь имена Аллаха, если с этим именем будет Его нур, который ограждает от шайтана, то не вредит. А если с этим именем не будет нур, который ограждает от шайтана, то там присутствует шайтан и вредит рабу. А когда шейх бывает познавшим Всевышнего Аллаха, и находится в постоянном хузуре, то  он обучает мюрида  имени Аллаха вместе с нуром, который ограждает мюрида  от шайтана. Таким образом, мюрид поминает прекрасные имена Аллаха, и нет вреда».

Наш шейх сказал: «Для человека есть обязанности, т.е возложенные на него различные решения, хукму Шариата, содержащееся в  Коране и в хадисах благословенного Пророка (мир ему и благословение). Человек должен постоянствовать, совершать их, так как он может. И вместе с этими постоянно поминая зикру. Когда говорим зикру, мы имеем ввиду то, что дал шейх, познавший Аллаха, но не то, что человек взял сам себе, т.е. своим выбором. Необходимо также постоянно связывать сердце с истинным устазом. Лишь усердствуя в этом, раб достигает «ас-сиру раббани», то есть божественной тайны, и великого очищения, о котором говорилось вначале.

В книге «Тухфатуль Ихван» говорится: «Пятая основа истинной богобоязненности – это постоянство в зикре, которому обучил истинный устаз. Не надо заниматься чем-то, кроме особых вирдов тариката устаза, без его разрешения». Далее сказано: «Также одним из адабов мюрида является постоянство в вирде, который дал устаз. Воистину, духовная помощь устаза заключена в вирде, который он даёт своему мюриду. И устаз перестаёт оказывать духовную помощь тому, кто прекратит совершать установленное. Как такой человек достигнет успеха в тарикате?»

Что касается этики мюрида по отношению к себе, чтоб он не занялся ничем кроме как совершения тарикатских вирдов и чтобы он совершал то, на что устаз дал разрешение.

Саййид Мухаммад Гавс в книге «Джавахир» пишет: «Общее зикру –  это слова шахады  и другие виды тасбиха. А особому зикру обучает шейх муршид, который знает, как лечить нафс человека. И от такого зикра больше помощи для удаления преград, если его совершать постоянно с хузуром. 

В книге «Ататавурат» написано: «Знай, что человеческое сердце наполнено пороками, которые у сынов Адама проявляются в мерзких поступках. Поэтому человек обязан очистить своё сердце при помощи обучения зикру у совершенного шейха и вступить таким образом на путь очищения сердца, который в наибольшей степени подходит для этого, ведь, следуя ему, мюрид приобретает похвальные нравственные качества и нур.

В Коране Аллах говорит (смысл): «И стал счастливым тот, кто очистил его ».

Таким образом, любой, кто станет очищать нафс от пороков при помощи явного тавхида (то есть слов «Ля иляха илля ллах»), увидит дерево единобожия светом, который наполняет его ветви плодами в самом человеке в соответствии с его духовной подготовленностью. Затем он увидит небеса, полные духовных звёзд, и луну, свободную от духовных туч. Он увидит сады, горы, духовные источники и многое другое. Мюрид в своём поиске, очищаясь от пороков, должен бояться Аллаха, пока сердце мюрида не озарится теми нурами Всевышнего, о которых мы писали чуть выше. Тогда некоторые его поступки растворятся в нуре действий Аллаха. И на этом пути в человеке (в зависимости от его духовной степени) начнут проявляться похвальные нравственные качества, например, безграничное упование на Всевышнего.

В книге «аль-Хуласатуль Мардия» написано: «Шейх Джибриль аль-Хармабази, да помилует его Аллах, сказал: «Это основа основ, которую необходимо соблюдать. Зикр, полученный не от устаза, не доводит до цели, хотя и приносит небольшую пользу. Нужно получить зикр через талкын от истинного наставника, чья цепочка преемственности восходит к Пророку (мир ему и благословение).

Дай  Аллах  нам тавфик следовать за истинными, познавшими Аллаха шейхами! Амин!

Из книги «Буружуль Мушайяда»

Автор: Ансар Рамазанов

Источник и фото: https://islam.ru/content/veroeshenie/43323 

Поздравляем с наступлением ночи Лейлят аль-Исра валь-Мирадж

Со 26 на 27 анваря (26 на 27 Раджаба) с заходом солнца наступает одна из особенных ‎ночей для мусульман - Лейлят аль-Исра валь-Мирадж – ночь путешествия ‎и вознесения Пророка Мухаммада () на небеса. Вера в то, что ‎пророк перенесся из мечети аль-Харам в Благородной Мекке в мечеть аль-‎Акса в Иерусалиме, а оттуда вознесся на Седьмое небо. События той чудесной ночи являются неотъемлемой ‎частью вероубеждения мусульман и показывают всю милость Всевышнего Аллаха.

В Священном Коране сказано: «Пречист Тот, Кто перенес ночью ‎Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из ‎Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали ‎благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (сура «аль-Исра», ‎аят 1).‎

В жизнеописании Пророка Мухаммада () говорится, что в эту благословенную ночь он находился рядом с Каабой, когда к нему пришел ангел Джабраиль (алейхи салям), который раскрыл его грудь и омыл сердце. После этого, сев на животное по имени Бурак, Посланник Аллаха () вместе с Джабраилом отправились в город Иерусалим, где произошло ночное вознесение на небеса. На каждом Во время Ми'раджа Джабраиль (алейхи салям) сопровождал Пророка() до места под названием «Сидратуль Мунтаха», далее он остановился и сказал: «Тут заканчивается моя степень». Настолько высокой была степень Посланника Аллаха (), что он удостоился наблюдения «Сидратуль-мунтаха», границу которого не способно преодолеть ни одно живое существо, даже ангелы! Ведь все, что находится за ним, неведомо никому, кроме Аллаха.

В хадисе говорится: «Посланнику Аллаха во время мираджа (вознесения) ‎было даровано три подарка: Пятикратный намаз, последние два аята суры ‎аль-Бакара, и радостная весть о том, что большие грехи членов его ‎общины будут прощены, если они не совершали ширк» (Муслим, Иман, ‎‎279).‎

Стоит также отметить, что свое ночное путешествие наш любимый Пророк () совершил не только душой, но и телом. Происходящее было не во сне, а наяву. Священный Коран говорит нам: «Не обманулось сердце в том, что он увидел. Неужели вы (язычники) будете спорить с ним о том, что он увидел?» (сура «ан-Наджм», аяты 11-12).

Вдохновляясь вознесением нашего любимого Пророка (), мы должны ‎задуматься о духовном вознесении, оставив позади различные недостатки, ‎ошибки и грехи всего человечества. Для этого мы должны перестать ‎гнаться за мирскими удовольствиями, жить в соответствии с довольством ‎Аллаха и совершать благие дела, которые принесут пользу людям. ‎

Искренне поздравляем братьев и сестер с этим замечательным праздником и просим Всевышнего, ‎чтобы все молитвы, совершенные в эту ночь были приняты. Пусть ‎Всевышний Аллах дарует нам возможность провести эту ночь в ‎праведных намерениях и мыслях, благих деяниях! ‎

Братская помощь муфтиятов
Муфтий ДУМ Луганской  Народной  Республики Мухаммад  Исмаил Гамбаров  в сопровождении имама Луганской соборной мечети Саламова Мухаммада хазрата совместно с первым  заместителем муфтия  Республики Татарстан, имамом мечети Кул Шариф- Ильфаром хазратом Хасановым посетили госпиталь в г. Луганск, где встретились с военнослужащими и передали им гуманитарную помощь. Встреча с участниками СВО прошла в рамках очередной рабочей поездки  делегации ДУМ Татарстана во главе с муфтем Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным. 

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=440#sigProId48fa026499

Источник и фото: https://t.me/islamlnr