НОВОСТИ
Зачем нужны духовные наставники?

Духовный наставник или шейх или муршид — всё это названия для воспитателя души. Каждый человек, который находится в поиске, который не сидит сложа руки с разумом, погруженным в сон, нуждается в наставнике. Наставник — это второй отец.

Мы знаем, что любому человеку, который хочет научиться какому-то делу, необходим учитель. Будущему пекарю нужен мастер, передающий свой опыт ведения пекарного дела, спортсмену нужен тренер, чтобы научиться водить машину нужен инструктор. И так в любом деле. Тот, кто ищет Господа, должен обратиться к тому, кто уже многие годы занимается этим поиском или уже нашел Всевышнего.

Шейх — это не человек, который учит тебя шариатскому закону или даёт информацию о мирском. Настоящий муршид воспитывает своих мюридов. Он показывает им на своём примере, как правильно поступать в той или иной ситуации. Шейх — воспитатель человеческих сердец. Для каждой души у него есть свой ключ, который ему даровал Всевышний, чтобы он мог выводить своих последователей из тьмы равнодушия и духовной комы.

Важно помнить,чтобы не попасть к лжешейхам: неважно, какие «караматы» совершает шейх, неважно, что говорят о нём другие, важно, чтобы он следовал за идеями Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), советовал благое и уберегал от дурного и не отступал от законов шариата. В настоящем муршиде не видно гордости, не видно страсти и озлобленности, от него исходит покой и люди, окружающие его, пребывают в гармонии.

Шейх — человек, которому через сунну Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), Всевышний открыл некоторые свои тайны. Он приближенный раб Аллаха. Его цель — помочь другим приблизиться к Творцу.

Наставник дает человеку задания и через эти задания человек, ученик, мюрид очищают свои сердца, а их нафс слабеет и становится легкоуправляемым.

Посланник Аллаха (мире му и благословение Всевышнего) воспитывал своих асхабов, учил их зикру, будил на тахаджут намаз и призывал к дополнительным постам. Но к каждому сахабу у него был свой индивидуальный подход. С тех давних пор методы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) сохранялись школами тасаввуфа и применяются до сих пор.

Что говорят учёные ислама о «наставничестве»?

В суре «Покаяние» сказано:

«О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И БУДЬТЕ С ПРАВДИВЫМИ»(9:119).

Правдивые — это те, кто не скрывается, не боится и делает то, во что верит. Это главные качества настоящего учителя.

В книге «Фаджрульмунир» Ахмад Рифаи сказал: «Кто вступит на путь познания Аллаха сам (без наставника), тот растеряется в первых же своих шагах».

То есть познать Всевышнего без помощи приближенных рабов Аллаха очень трудно и очень долго.

Имам Аль-Газали (да будет доволен им Аллах) в книге «Икд аль-явакит» говорит: «Мюрид нуждается в шейхе или учителе, наставнике (устазе),  за которым он будет следовать. Человека, у которого нет шейха, ведущего его по правильному пути, шайтан ведет по своему губительному пути».

Имам Аль-Газали предупреждает людей, которые самостоятельно решили познать Господа, что путь этот сложен и тернист, и не каждому дано дойти до истинного конца, ведь враг всех людей может помешать путнику и привести его в вечный ад.

Имам аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) привел слова великих ученых в книге «Икд аль-йавакит»«Кому не помогло видение своего шейха, тому не принесет пользу и сподвижничество». Шейх аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) после этих слов говорит: «Когда ты поймешь вышеприведенное высказывание, то тебе станет ясно и очевидно, что, как говорили великие суфии, искренний мюрид достигнет познания Бога только благодаря помощи совершенного наставника».

Имам Раббани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тарикат нужен для доведения Шариата до совершенства».

Ахмад Заррук в своей книге «Каваиду тасаввуф» пишет, что «без шейха не обойтись, чтобы обращаться к нему за разъяснениям, подобно тому как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Вараке ибн Навфалю, когда ему внезапно явился ангел Джибриль (мир ему), так как тот был сведущ в вопросах пророчества».

То есть обращение к знающему человеку в делах веры является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), на которого желает быть похожим каждый мусульманин.

Как выбрать муршида?

Муршид не всегда человек, обладающий абсолютным знанием шариата. Муршид — это воспитатель. Это благочестивый человек, который принадлежит тарикату, чья цепочка доходит до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Муршид не должен совершать грехов и говорить речи, противоречащие Корану и Сунне. Ищите человека, который близок вам, которого вы понимаете и которого вы сможете часто посещать. Прежде,чем выбрать муршида, необходимо поговорить с ним или вести с ним переписку, чтобы познакомиться с его образом мышления, идеями и методами.

Пусть Всевышний одарит нас прекрасными наставниками и дарует сады Рая своим рабам, которые находятся в пути поиска Его довольства!

Источник:https://islam-risalyat.ru/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/ 

Отечественное мусульманское военно-духовное служение: история и современные вызовы

В резиденции «Московского муфтията» при ДСМР состоялась встреча главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Москвы Альбира хазрата Крганова с имамом Идрисом - хазратом Камалиддином, представителем мусульман Дальнего Востока.
В ходе дружеской беседы были обсуждены различные вопросы взаимодействия по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, образовательных и просветительских проектов, оказания поддержки военнослужащим в зоне СВО. Идрис - хазрат является руководителем направления по работе с верующими военнослужащими штаба объединенного стратегического командования войсками Восточного военного округа. Он активно занимается организацией работы военного духовенства, неоднократно бывал в зоне боевых действий и непосредственно знает все проблемные вопросы, с которыми сталкиваются наши бойцы, в т.ч. и верующие мусульмане.
Идирис- хазрат презентовал Альбиру хазрату свою книгу «Отечественное мусульманское военно-духовное служение: история и современные вызовы в условиях информационных войн». Издание представляет собой не только исторический обзор мусульманской военно-духовной службы в российском контексте, но и анализирует современные вызовы, с которыми сталкиваются верующие в условиях информационных войн.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

Об исламе в России и не только. Интервью муфтия Альбира хазрата Крганова РИА Новости

Глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ,  муфтий Москвы Альбир хазрат  Крганов ответил на вопросы РИА Новости о строительстве в Москве мечетей и межрелигиозного духовного центра, работе мусульманских организаций над адаптацией мигрантов и предотвращением межэтнических и межрелигиозных конфликтов и о том, может ли женщина получить исламское образование.

– Альбир хазрат, как развивается строительство межрелигиозного центра в московской Коммунарке? Сколько осталось строить комплекс? Какими деталями проекта вы уже можете поделиться?

– На сегодняшний день религиозным организациям выделены земельные участки. Согласно российской традиции, наши мусульмане и, например, буддисты готовят там строительные площадки. Мы видим: когда строятся храмы, мечети или синагоги, строительство начинается с небольшого домика, куда могут приходить верующие, чтобы знакомиться с проектом. По такому известному алгоритму идем и мы. Установлено модульное помещение временного характера, где можно ознакомиться с общим проектом и принимать людей, интересующихся данным проектом. Строительные работы пока не ведутся, территории огорожены. Мы благодарим органы власти за подведение дороги, которая не только ведет к межрелигиозному центру, но и удобна для горожан, отдыхающих у пруда. Подключено освещение. Сейчас идет подготовительная работа по согласованию всех направлений проекта.

Концепция межрелигиозного центра согласована уже давно, и изменений в ней нет. Обсуждаются разные варианты конфигурации площади: у кого-то из религиозных организаций два здания, кто-то объединил в одно. По функционалу это будет несколько объектов, включая образовательный кластер и кластер, посвященный медицине, в том числе реабилитации военнослужащих СВО и женской консультации. Планируется общежитие для студентов, что актуально из-за высокой стоимости аренды жилья в Москве, с которой сталкиваются студенты религиозных заведений. Также будет Центр исламской мысли, который объединит выставочные пространства для знакомства горожан с большой и уникальной историей российского ислама. Запланирован небольшой гостевой дом для технического и административного функционала в рамках проекта.

 – На каких стадиях готовности другие элементы комплекса – православный, буддийский, иудейский? Известны ли уже их названия, и кто будет в них настоятельствовать?

– Еще в ноябре, во время встречи с его святейшеством патриархом Московским и всея Руси Кириллом, были представлены эскизы и проекты межрелигиозного центра, включая православный храм, которые тщательно разрабатывались МАРХИ. Буддийская организация уже установила временное помещение на территории и принимает там верующих буддистов, собираясь по выходным и буддийским праздникам. Подготовка их проекта находится в более активной стадии, и они работают над реализацией строительства. Иудейская организация также урегулировала некоторые рабочие вопросы и ведет работу на уровне документации с правительством Москвы.

 – Как к строительству относятся местные жители? Как, на ваш взгляд, нужно выбирать в Москве месте для строительства будущих мечетей, и нужно ли находиться в контакте с Московской епархией РПЦ, чтобы снимать конфликты?

– Откровенно говоря, в крупных мегаполисах возникают вопросы со строительством, и это касается не только храмов неправославных религий, но и самих православных храмов. Вспомним ситуацию в Екатеринбурге, которая была использована определенными силами против РПЦ. Подобные истории встречаются по всей стране, в разных городах и регионах. Москва, как большой город, – не исключение, и здесь возникают вопросы. Необходимо учитывать, что идеологические центры, которые ведут информационную войну с нами извне, особенно из Украины, активно следят за такими вопросами, пытаясь добавить масло в огонь. Это видно, даже по ряду телеграм-каналов, выступающих зачинщиками против строительства межрелигиозного центра в Москве, часть которых связана с украинскими группами влияния и ЦИПСО. К сожалению, люди иногда поддаются провокациям, но разъяснительная работа необходима, и она ведется. Ни в коем случае нельзя допускать поляризации российского общества, особенно сегодня. Мы должны быть едины, стоя плечом к плечу, отстаивать и защищать наши общие единые интересы – интересы нашей Родины.

Сегодня всем необходима "холодная голова", сдержанность, умеренность и рассудительность в своих высказываниях и действиях. Мы объясняем людям, что многие из возникших вопросов не соответствуют действительности, и это важно доводить вовремя. У нас сложились добрые взаимоотношения с Русской православной церковью, ее структурами на местах, батюшками и благочинными, а также национальными организациями. Это большая кропотливая работа, которую мы продолжаем.

Большинство православных и русских людей также обращаются к властям и РПЦ, высказывая мнение, что в межрелигиозном центре должен быть православный храм. Это верное и поддерживаемое нами изначально решение. В преамбуле закона о свободе совести и религиозных организациях указано, что в России традиционными религиями считаются православие, ислам, иудаизм и буддизм, и в рамках данного проекта они должны быть представлены.

 – К этому вопросу примыкает тема соотношения коренных мусульман и мигрантов. Как различаются их менталитеты, ведь в большей части мигранты – это уже люди, у которых нет советского опыта жизни в одной стране с россиянами?

– Вынужден согласиться, что после распада Советского Союза, который был инициирован подписанием документа в Беловежской пуще, произошла существенная ломка того, что мы строили вместе, развивая социализм и имея единые представления о государственности. Последние 30 лет доминировала идеология национальных государств, как в странах бывшего Союза, так и у нас. Это важно учитывать, ведь сегодняшняя молодежь, воспитанная за эти годы, уже не те, кто учился по единым учебникам и жил в едином идеологическом пространстве. Вместо этого мы видели формирование других идеалов и превосходств одних над другими, когда во времена СССР все было ясно и понятно для всех. И с проявлениями этой работы, включая усилия недружественных стран по отношению к России, в странах бывшего Советского Союза были заложены зерна недоверия, которые до сих пор оказывают влияние.

В этих условиях Духовное собрание мусульман России и Московский муфтият работают над адаптацией мигрантов. Существует много проблем и вопросов в этой теме, но мы исходим из того, что миграционная политика не должна реализовываться в ущерб коренным гражданам нашей страны. При всем нашем уважении, если к нам приезжают гости, они должны уважать наши традиции, наш быт, наш порядок, который тут установлен. Ведь мы не устанавливаем у них наши порядки. То есть это как бы обязательно в приоритете. И данный Межрелигиозный центр, я бы хотел акцентировать внимание, в первую очередь, строится для коренных мусульман нашей страны.

Перед нами стоят общие социальные проблемы, такие как вопросы абортов и разводов, которые касаются не только определенной части общества, но и мусульман. Нам необходимо работать с нашими мусульманами из разных регионов страны: КавказаПоволжья, Сибири, с татарами и башкирами, которые на протяжении многих веков проживают в нашей стране. Это наша обязанность перед Богом и уставная задача в окормлении граждан нашей страны, которая включает в себя и большую социальную работу, которая заложена в рамках проекта в Коммунарке.

Мы неоднократно подчеркивали, что необходимо разделять мигрантов (откуда бы они ни были) и коренных жителей, граждан нашей страны в том числе в вопросах, касающихся ислама. Коренные жители, присутствовавшие с первых дней создания нашего государства, всегда играли важную роль, и память об этом важна. Если вспомнить историю, мы можем даже найти татарские фамилии, которые подписывали воззвание к Романовым, чтобы они пришли к власти в те времена. Мы здесь присутствуем всю жизнь, и это такая же наша земля и наша родная страна, другой у нас нет.

 – Какие у ДСМР есть нововведения и методы работы с приезжими, и в чем они нуждаются в духовном отношении?

– Очень важна просветительская работа по профилактике экстремизма, национализма, неонацизма, как это мы видели, например, в Украине. Кто-то пытается возродить неоязычество и другие аспекты в идеологическом плане. Слово Божие, слово священных книг Корана и Сунны Пророка нужно доводить в доверительном ключе, разъясняя основы веры. Также важно рассказывать об истории государственно-исламских и христианско-мусульманских отношений в России. Эти примеры часто неизвестны или не изучаются, поэтому мы активно занимаемся их распространением среди граждан, приезжающих к нам. В наших мечетях и учебных заведениях проводится активная разъяснительная работа.

Также несколько лет у нас работает Центр правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов Росмигрант при Духовном собрании мусульман России, выполняя большую работу в этом направлении. В многих регионах страны её деятельность отмечена благодарностями общественных и государственных институтов. Мы видим, пусть скромную и небольшую, но очень важную долю нашего соучастия в сохранении мира, стабильности и взаимопонимания между народами в нашей стране.

 – Как вы относитесь к проектам законов о контроле за знанием русского языка у приезжих всех возрастов?

– Любой культурный человек стремится к знаниям, и религия поддерживает это. Пророк Мухаммад говорил, что человек, владеющий языком, знает культуру народа. Хотя это не прямой перевод, смысл сохраняется. Для тех, кто приезжает к нам, знание русского языка обязательно. Любая страна требует знания государственного языка для того, чтобы социально ориентироваться, адаптироваться и решать возникающие вопросы. Это также важно и для воспитания своих детей, чтобы они могли адаптироваться в новом пространстве. Изучение русского языка приветствуется как в странах исхода, так и здесь, в России. Детей мигрантов также надо обучать русскому языку, сохраняя наши национальные традиции.

В России проживает почти 200 народов, которые говорят на своих национальных языках, при этом общий русский язык нас объединяет. Мы все прекрасно говорим на русском языке и знаем свои национальные языки. Мы не видим в этом проблемы. Знание русского языка обогащает нас всех, и именно поэтому приезжие также должны его изучать, начиная еще в своей стране.

 – Расскажите об образовательных усилиях ДСМР, о Школе исламского блогера. Работает ли она, как в ней учат, и на кого она направлена?

– Образование – это основа современного и нашего будущего ислама. Уделяется внимание школам при мечетях в нашей структуре. Муфтияты-партнеры проводят большую работу, особенно в Дагестане, Крыму, Севастополе, Башкирии, Республике Татарстан. Они выпускают большое количество студентов. В Чувашии есть медресе Гулистан. В Новосибирске строится крупное учебное заведение для Сибирского региона, в Кемерово и других регионах также эта работа не прекращается. Мы фокусируемся не только на богословии и теологии, но и на истории российского ислама. Это важное направление. Современные подходы к работе с молодежью также важны: это обучающие короткие уроки, записываемые нашими имамами, и Школа исламского блогера, реализованная в рамках проектов ДСМР в этом году.

Школа исламского блогера – уникальный проект в своем роде, где специалисты обучают начинающих блогеров, как правильно оформлять контент с точки зрения ислама, не допуская ошибок в формулировках и определениях, как подать информацию так, чтобы не задеть чувств верующих людей. Ребята учатся создавать и развивать блоги, вести съемку, записывать подкасты и работать со звуком и светом, применять правильно новые технологии искусственного интеллекта и многое другое.

Это все очень важные и уязвимые национальные и религиозные темы, к которым люди относятся трепетно. Поэтому необходимо обучать людей, включая блогеров и журналистов, чтобы они случайно, по незнанию, не оскорбили чувства миллионов верующих. В современных условиях это очень опасно, так как может быть моментально использовано против нас.

В рамках Московского муфтията идет работа и по исламскому институту. Были определенные вопросы по лицензированию, но подготовительные курсы уже идут, и люди приходят, идет обучение в рамках нашего ВУЗа. Если говорить о планах, то 2025 год у нас – год исламского образования в России. Запланировано много интересных мероприятий и проектов в этом направлении, посвященных изучению религии, истории, традициям, культуры и прочее.

– Может ли сейчас девушка или женщина научиться блогерству? И, в свою очередь, женщина – получить богословское образование в учебных заведениях ДСМР и приобрести необходимые квалификации, чтобы приступить к защите кандидатской в области исламской теологии? Как вы считаете, должно ли это быть возможно?

– Это обязательно должно быть возможным. Женщины составляют более половины нашего общества и, в сущности, сами являются учебным заведением, как сказано: каждая женщина подобна медресе (духовное учебное заведение в исламе – ред.), через молоко матери воспитываются дети. И поэтому мы с глубоким уважением относимся к нашим сестрам и женщинам. Пророк Мухаммад уделял этому большое внимание.

В прошедшем году мы провели масштабный фестиваль "Остабике — хранительница традиций", чтобы напомнить обществу о высокой роли женщины. И конечно, среди женщин должны быть блогеры и журналисты, а также развитые и знающие специалисты в разных направлениях, чтобы помогать мусульманкам в реализации их гражданских и религиозных прав. А если кто-то из женщин желает защитить диссертацию или получить более высокий статус, мы открыты и готовы помочь нашим сестрам.

– Как, на ваш взгляд, духовенство должно говорить о многоженстве и защищать положение женщин в связанных с ним ситуациях?

– Я бы отметил важный момент, о котором часто не говорят в публичном пространстве: о роли мужчин и их ответственности. Сегодня половая распущенность начинается у детей очень рано, и это большая проблема. Также существует проблема отношений, которые нигде не зарегистрированы. Каждый мужчина должен задуматься об этом, так как это большая моральная ответственность. Этот мужчина, возможно, и не знает, что где-то у него в очень тяжелом положении может находиться его ребенок. А это вернется таким негативным бумерангом и, как говорит современная молодежь, очень сильно повлияет на его "карму".

Люди, задумывающиеся сразу об ответственности, заслуживают уважения. Важно помнить и об ответственности за семью. Это должно быть объяснено и разъяснено людям.

Надо также учитывать и проблему абортов. В исламе есть на эту тему разъяснение: о легком отношении к другим девушкам. Предлагается вспомнить, что у этого человека есть дочери, сестры и матери. Хотел бы ты, чтобы кто-то относился к ним так же легкомысленно? Это вопрос духовных устоев нашего общества, и он связан с высоким уровнем разводов из-за легковесного отношения к созданию семьи. Это тоже очень большой вопрос. Всегда нужно помнить, что первая семья была создана в раю, и это свято.

– Должен ли существовать единый и признанный всеми духовными управлениями орган, выносящий фетвы?

– У нас единая страна, и логично, что Российская Федерация имеет единую законодательную базу, Конституцию и федеральные законы для всех 89 субъектов. Это относится, в принципе, как кияс (принцип аналогии, один из основных в исламском праве наряду с Кораном, Сунной и консенсусом авторитетных богословов – ред.), что мы смотрим на аналогию. Поэтому не может быть отдельных фетв для разных регионов, они должны быть едиными для всей страны. Это вопрос будущего, но о нем необходимо задумываться уже сейчас.

Для мусульман в России, согласно Священному Корану и Сунне Пророка, фетвы должны быть адаптированы к условиям российских мусульман. Российские религиозные организации не должны пытаться тянуть одеяло на себя в этом вопросе. Это неправильно с точки зрения того, где мы находимся. Здесь важно уйти от своих каких-то структурных амбиций. Должно быть общее понимание в данном вопросе.

Мне кажется, что правильным было бы создание органа по подготовке фетв при Болгарской исламской академии, так как это единственная академия в стране, занимающаяся богословскими религиозными вопросами. Это высший ВУЗ в иерархии наших учебных заведений. Будет логично, если при ней создадут такой совет, куда другие централизованные организации смогут направить своих представителей.

 Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

источник: https://ria.ru/20250205/krganov-1997401884.html

Братские встречи на Сенегальской земле под флагом ДСМР
В рамках проходившего в Сенегале  международного форума по тасаввуфу советник муфтия ДСМР по международным делам, председатель ЦДУМ Волгоградской области Бата Кифах Мохамад провел дружеские встречи с представителями органов власти,  Шейхом Али Дабо, местными прихожанами. Бата Кифах рассказал  о деятельности Духовного собрания мусульман России,  о том, как живут мусульмане в России,   о том,  как мусульмане России и Сенегала  помогают укреплять отношения между двумя  этими дружественными государствами,  и готовность России развивать отношения с народами Африки.
Многие страны Африки, особенно, -  Сенегал, служат ярким примером того, как тарикаты играют важную роль в жизни мусульман. Суфийские шейхи в Сенегале пользуются огромным авторитетом, их последователи исчисляются миллионами. 
В завершение поездки была достигнута договоренность  и далее  проводить совместные мероприятия, направленные на укрепление отношений между нашими странами.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=400#sigProIdc4c82dbd02
Источник и фото: https://t.me/muftyvolgograd/3784?single
Прекрасная возможность поделиться своим жизненным опытом
В прошедший недавно международный День Хиджаба  сообщество женщин Духовного центра им. Зайнуллы Расулева г.Челябинска совместно с сестрами клуба SafWomen провели тематическое мероприятие, направленное на объединение общества всех женщин.
День Хиджаба, отмечаемый 1 февраля, служит не только напоминанием о важности этого элемента в жизни мусульманок, но и возможностью обсудить различные вопросы религии и современных стереотипов.
Встречи такого формата - это прекрасная возможность поделиться своими историями и опытом, поддерживая друг друга в выражении внутренней свободы, уважении традиций и духовных ценностей, способствующих взаимопониманию. А главное - это теплая встреча и дружеское общение, что само по себе уже является праздником.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=400#sigProId23dc475331
 
Единство и взаимопонимание между народами —  основа стабильности и безопасности нашего государства
В рамках празднования 80-летия Великой Победы и Года защитника Отечества В Санкт-Петербурге прошло мероприятие «Единство народов — фундамент суверенной и сильной России» в целях укрепления межнационального согласия и патриотического духа. По приглашению организаторов-  межрегионального общественного  патриотического  движения «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»-  в работе форума принял участие председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтий  Равиль-хазрат Панчеев.  В мероприятии приняли также участие представители различных народов и культур и религий, органов власти и общественных объединений.
В своем выступления муфтий Равиль-хазрат Панчеев подчеркнул, что единство и взаимопонимание между народами — это не только основа стабильности и безопасности, но и залог процветания нашей Родины. В условиях современных вызовов, таких как глобализация и международные конфликты, СВО, особенно важно сохранять и развивать дружеские отношения между различными этническими группами. «В нашей истории часто цитируют, что у государства два союзника армия и флот, но здесь могу четко и правильно сказать, и добавить, что у нашего государства три союзника – Армия, Флот и Религия. Вера в Бога главная составляющая сохранности и укрепления традиций и обычаев наших предков».
Выступающие  эксперты и общественные деятели также подчеркивали  о том, как важно помнить уроки истории, в частности, подвиги наших предков в годы Великой Отечественной войны. Их мужество и сплоченность стали примером для будущих поколений, вдохновляя на защиту Родины и укрепление ее суверенитета.
Участники форума  смогли не только узнать больше о традициях и обычаях друг друга, но и укрепить дружеские связи, что является важным шагом к созданию единого и сильного общества.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=400#sigProIdd2f3a83d0e
Источник и фото: https://vk.com/dumspb?w=wall-112402059_2164
Муфтии обсудили насущные вопросы развития ислама в Сибири
В резиденции «Московского муфтията» при ДСМР состоялась встреча главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Москвы Альбира хазрата Крганова с муфтием ДУМ Сибири  Зулькарнаем хазратом Шакирзяновым. В ходе дружеской беседы были  обсуждены различные вопросы взаимодействия, направленные на дальнейшее развитие мусульманской уммы в регионе,  реконструкции мечетей и приходов,  участия в совместных проектах в сфере образования и духовного воспитания молодежи на основе традиционного ислама.
Отдельной темой были  обсуждены мероприятия в рамках  реализации Указа Президента России № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 
Альбир хазрат и Зулькарная хазрат договорились  наладить еще более тесное сотрудничество по развитию исламского образования и просвещения на базе Исламского института им.Мухамеджана Хусаинова, а также  по профилактике  распространения идей псевдорелигиозного экстремизма.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=400#sigProId6a2189a014
Муфтий Альбир хазрат Крганов  поздравил  Вячеслава Володина с днем рождения

Глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы Альбир - хазрат Крганов  направил теплые  слова поздравления с днём рождения Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Вячеславу Володину. В  поздравлении, в частности, говорится: " Ваш вклад в развитие законодательства и общественной жизни нашей страны неоценим и неизмерим по своему значению. На протяжении всей своей деятельности Вы демонстрируете выдающиеся лидерские качества, мудрость и прагматизм в решении острых актуальных вопросов, с которыми сталкивается сегодня российское государство.
​С Вашим именем ассоциируются значимые реформы и инициативы, способствующие укреплению социальной стабильности и улучшению качества жизни граждан. Мы особенно ценим Ваши усилия по поддержанию межконфессионального диалога и уважения к культурным традициям различных народов и религий России.
​Желаем Вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и благополучия. Пусть каждый новый день приносит вдохновение, силы и возможности для реализации задуманного во благо Российской Федерации и российских граждан.
И да хранит Всевышний Вас в добром здравии и воздаст за благие деяния." 

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

«Духовная поддержка была важна всегда, во все времена»

Очередную встречу с военнослужащими в зоне специальной военной операции провел имам Духовного собрания мусульман России Мухаммад хазрат Раджабов. На этот раз он побеседовал с бойцами бригады «Терек». Духовные наставники мусульман  постоянно находятся рядом с военнослужащими и поддерживают моральный дух воинов в боевой обстановке. «Духовная поддержка  была важна всегда, во все времена. А  нашим ребятам  здесь непосредственно, она важна в десятки раз», -подчеркивают священнослужители.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

Муфтий Чувашии поддержал идеи укрепления семейных ценностей и духовного развития, озвученные в ежегодном Послании Главы Республики
31 января Глава Чувашской Республики Олег Николаев выступил со своим ежегодным Посланием перед Государственным советом Чувашской Республики. Среди участников мероприятия были муфтий Духовного управления мусульман Чувашской Республики Ильяс хазрат Сафиянов, председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики Мансур хазрат Хайбуллов, а также представители Русской православной церкви.
В ходе Послания Глава Чувашии затронул ключевые вопросы развития региона, в том числе важность сохранения традиционных семейных ценностей и укрепления духовно-нравственных основ общества. После оглашения Послания муфтий Чувашии Ильяс хазрат Сафиянов дал интервью ВГТРК ГТРК «Чувашия», отметив особое значение слов Олега Николаева для дальнейшего духовного развития жителей республики и консолидации общества вокруг традиционных ценностей.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=400#sigProId24b6566313