Духовный наставник или шейх или муршид — всё это названия для воспитателя души. Каждый человек, который находится в поиске, который не сидит сложа руки с разумом, погруженным в сон, нуждается в наставнике. Наставник — это второй отец.
Мы знаем, что любому человеку, который хочет научиться какому-то делу, необходим учитель. Будущему пекарю нужен мастер, передающий свой опыт ведения пекарного дела, спортсмену нужен тренер, чтобы научиться водить машину нужен инструктор. И так в любом деле. Тот, кто ищет Господа, должен обратиться к тому, кто уже многие годы занимается этим поиском или уже нашел Всевышнего.
Шейх — это не человек, который учит тебя шариатскому закону или даёт информацию о мирском. Настоящий муршид воспитывает своих мюридов. Он показывает им на своём примере, как правильно поступать в той или иной ситуации. Шейх — воспитатель человеческих сердец. Для каждой души у него есть свой ключ, который ему даровал Всевышний, чтобы он мог выводить своих последователей из тьмы равнодушия и духовной комы.
Важно помнить,чтобы не попасть к лжешейхам: неважно, какие «караматы» совершает шейх, неважно, что говорят о нём другие, важно, чтобы он следовал за идеями Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), советовал благое и уберегал от дурного и не отступал от законов шариата. В настоящем муршиде не видно гордости, не видно страсти и озлобленности, от него исходит покой и люди, окружающие его, пребывают в гармонии.
Шейх — человек, которому через сунну Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), Всевышний открыл некоторые свои тайны. Он приближенный раб Аллаха. Его цель — помочь другим приблизиться к Творцу.
Наставник дает человеку задания и через эти задания человек, ученик, мюрид очищают свои сердца, а их нафс слабеет и становится легкоуправляемым.
Посланник Аллаха (мире му и благословение Всевышнего) воспитывал своих асхабов, учил их зикру, будил на тахаджут намаз и призывал к дополнительным постам. Но к каждому сахабу у него был свой индивидуальный подход. С тех давних пор методы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) сохранялись школами тасаввуфа и применяются до сих пор.
Что говорят учёные ислама о «наставничестве»?
В суре «Покаяние» сказано:
«О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И БУДЬТЕ С ПРАВДИВЫМИ»(9:119).
Правдивые — это те, кто не скрывается, не боится и делает то, во что верит. Это главные качества настоящего учителя.
В книге «Фаджрульмунир» Ахмад Рифаи сказал: «Кто вступит на путь познания Аллаха сам (без наставника), тот растеряется в первых же своих шагах».
То есть познать Всевышнего без помощи приближенных рабов Аллаха очень трудно и очень долго.
Имам Аль-Газали (да будет доволен им Аллах) в книге «Икд аль-явакит» говорит: «Мюрид нуждается в шейхе или учителе, наставнике (устазе), за которым он будет следовать. Человека, у которого нет шейха, ведущего его по правильному пути, шайтан ведет по своему губительному пути».
Имам Аль-Газали предупреждает людей, которые самостоятельно решили познать Господа, что путь этот сложен и тернист, и не каждому дано дойти до истинного конца, ведь враг всех людей может помешать путнику и привести его в вечный ад.
Имам аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) привел слова великих ученых в книге «Икд аль-йавакит»: «Кому не помогло видение своего шейха, тому не принесет пользу и сподвижничество». Шейх аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) после этих слов говорит: «Когда ты поймешь вышеприведенное высказывание, то тебе станет ясно и очевидно, что, как говорили великие суфии, искренний мюрид достигнет познания Бога только благодаря помощи совершенного наставника».
Имам Раббани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тарикат нужен для доведения Шариата до совершенства».
Ахмад Заррук в своей книге «Каваиду тасаввуф» пишет, что «без шейха не обойтись, чтобы обращаться к нему за разъяснениям, подобно тому как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Вараке ибн Навфалю, когда ему внезапно явился ангел Джибриль (мир ему), так как тот был сведущ в вопросах пророчества».
То есть обращение к знающему человеку в делах веры является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), на которого желает быть похожим каждый мусульманин.
Как выбрать муршида?
Муршид не всегда человек, обладающий абсолютным знанием шариата. Муршид — это воспитатель. Это благочестивый человек, который принадлежит тарикату, чья цепочка доходит до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Муршид не должен совершать грехов и говорить речи, противоречащие Корану и Сунне. Ищите человека, который близок вам, которого вы понимаете и которого вы сможете часто посещать. Прежде,чем выбрать муршида, необходимо поговорить с ним или вести с ним переписку, чтобы познакомиться с его образом мышления, идеями и методами.
Пусть Всевышний одарит нас прекрасными наставниками и дарует сады Рая своим рабам, которые находятся в пути поиска Его довольства!
Источник:https://islam-risalyat.ru/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/
В резиденции «Московского муфтията» при ДСМР состоялась встреча главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Москвы Альбира хазрата Крганова с имамом Идрисом - хазратом Камалиддином, представителем мусульман Дальнего Востока.
В ходе дружеской беседы были обсуждены различные вопросы взаимодействия по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, образовательных и просветительских проектов, оказания поддержки военнослужащим в зоне СВО. Идрис - хазрат является руководителем направления по работе с верующими военнослужащими штаба объединенного стратегического командования войсками Восточного военного округа. Он активно занимается организацией работы военного духовенства, неоднократно бывал в зоне боевых действий и непосредственно знает все проблемные вопросы, с которыми сталкиваются наши бойцы, в т.ч. и верующие мусульмане.
Идирис- хазрат презентовал Альбиру хазрату свою книгу «Отечественное мусульманское военно-духовное служение: история и современные вызовы в условиях информационных войн». Издание представляет собой не только исторический обзор мусульманской военно-духовной службы в российском контексте, но и анализирует современные вызовы, с которыми сталкиваются верующие в условиях информационных войн.
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
Глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов ответил на вопросы РИА Новости о строительстве в Москве мечетей и межрелигиозного духовного центра, работе мусульманских организаций над адаптацией мигрантов и предотвращением межэтнических и межрелигиозных конфликтов и о том, может ли женщина получить исламское образование.
– Альбир хазрат, как развивается строительство межрелигиозного центра в московской Коммунарке? Сколько осталось строить комплекс? Какими деталями проекта вы уже можете поделиться?
– На сегодняшний день религиозным организациям выделены земельные участки. Согласно российской традиции, наши мусульмане и, например, буддисты готовят там строительные площадки. Мы видим: когда строятся храмы, мечети или синагоги, строительство начинается с небольшого домика, куда могут приходить верующие, чтобы знакомиться с проектом. По такому известному алгоритму идем и мы. Установлено модульное помещение временного характера, где можно ознакомиться с общим проектом и принимать людей, интересующихся данным проектом. Строительные работы пока не ведутся, территории огорожены. Мы благодарим органы власти за подведение дороги, которая не только ведет к межрелигиозному центру, но и удобна для горожан, отдыхающих у пруда. Подключено освещение. Сейчас идет подготовительная работа по согласованию всех направлений проекта.
Концепция межрелигиозного центра согласована уже давно, и изменений в ней нет. Обсуждаются разные варианты конфигурации площади: у кого-то из религиозных организаций два здания, кто-то объединил в одно. По функционалу это будет несколько объектов, включая образовательный кластер и кластер, посвященный медицине, в том числе реабилитации военнослужащих СВО и женской консультации. Планируется общежитие для студентов, что актуально из-за высокой стоимости аренды жилья в Москве, с которой сталкиваются студенты религиозных заведений. Также будет Центр исламской мысли, который объединит выставочные пространства для знакомства горожан с большой и уникальной историей российского ислама. Запланирован небольшой гостевой дом для технического и административного функционала в рамках проекта.
– На каких стадиях готовности другие элементы комплекса – православный, буддийский, иудейский? Известны ли уже их названия, и кто будет в них настоятельствовать?
– Еще в ноябре, во время встречи с его святейшеством патриархом Московским и всея Руси Кириллом, были представлены эскизы и проекты межрелигиозного центра, включая православный храм, которые тщательно разрабатывались МАРХИ. Буддийская организация уже установила временное помещение на территории и принимает там верующих буддистов, собираясь по выходным и буддийским праздникам. Подготовка их проекта находится в более активной стадии, и они работают над реализацией строительства. Иудейская организация также урегулировала некоторые рабочие вопросы и ведет работу на уровне документации с правительством Москвы.
– Как к строительству относятся местные жители? Как, на ваш взгляд, нужно выбирать в Москве месте для строительства будущих мечетей, и нужно ли находиться в контакте с Московской епархией РПЦ, чтобы снимать конфликты?
– Откровенно говоря, в крупных мегаполисах возникают вопросы со строительством, и это касается не только храмов неправославных религий, но и самих православных храмов. Вспомним ситуацию в Екатеринбурге, которая была использована определенными силами против РПЦ. Подобные истории встречаются по всей стране, в разных городах и регионах. Москва, как большой город, – не исключение, и здесь возникают вопросы. Необходимо учитывать, что идеологические центры, которые ведут информационную войну с нами извне, особенно из Украины, активно следят за такими вопросами, пытаясь добавить масло в огонь. Это видно, даже по ряду телеграм-каналов, выступающих зачинщиками против строительства межрелигиозного центра в Москве, часть которых связана с украинскими группами влияния и ЦИПСО. К сожалению, люди иногда поддаются провокациям, но разъяснительная работа необходима, и она ведется. Ни в коем случае нельзя допускать поляризации российского общества, особенно сегодня. Мы должны быть едины, стоя плечом к плечу, отстаивать и защищать наши общие единые интересы – интересы нашей Родины.
Сегодня всем необходима "холодная голова", сдержанность, умеренность и рассудительность в своих высказываниях и действиях. Мы объясняем людям, что многие из возникших вопросов не соответствуют действительности, и это важно доводить вовремя. У нас сложились добрые взаимоотношения с Русской православной церковью, ее структурами на местах, батюшками и благочинными, а также национальными организациями. Это большая кропотливая работа, которую мы продолжаем.
Большинство православных и русских людей также обращаются к властям и РПЦ, высказывая мнение, что в межрелигиозном центре должен быть православный храм. Это верное и поддерживаемое нами изначально решение. В преамбуле закона о свободе совести и религиозных организациях указано, что в России традиционными религиями считаются православие, ислам, иудаизм и буддизм, и в рамках данного проекта они должны быть представлены.
– К этому вопросу примыкает тема соотношения коренных мусульман и мигрантов. Как различаются их менталитеты, ведь в большей части мигранты – это уже люди, у которых нет советского опыта жизни в одной стране с россиянами?
– Вынужден согласиться, что после распада Советского Союза, который был инициирован подписанием документа в Беловежской пуще, произошла существенная ломка того, что мы строили вместе, развивая социализм и имея единые представления о государственности. Последние 30 лет доминировала идеология национальных государств, как в странах бывшего Союза, так и у нас. Это важно учитывать, ведь сегодняшняя молодежь, воспитанная за эти годы, уже не те, кто учился по единым учебникам и жил в едином идеологическом пространстве. Вместо этого мы видели формирование других идеалов и превосходств одних над другими, когда во времена СССР все было ясно и понятно для всех. И с проявлениями этой работы, включая усилия недружественных стран по отношению к России, в странах бывшего Советского Союза были заложены зерна недоверия, которые до сих пор оказывают влияние.
В этих условиях Духовное собрание мусульман России и Московский муфтият работают над адаптацией мигрантов. Существует много проблем и вопросов в этой теме, но мы исходим из того, что миграционная политика не должна реализовываться в ущерб коренным гражданам нашей страны. При всем нашем уважении, если к нам приезжают гости, они должны уважать наши традиции, наш быт, наш порядок, который тут установлен. Ведь мы не устанавливаем у них наши порядки. То есть это как бы обязательно в приоритете. И данный Межрелигиозный центр, я бы хотел акцентировать внимание, в первую очередь, строится для коренных мусульман нашей страны.
Перед нами стоят общие социальные проблемы, такие как вопросы абортов и разводов, которые касаются не только определенной части общества, но и мусульман. Нам необходимо работать с нашими мусульманами из разных регионов страны: Кавказа, Поволжья, Сибири, с татарами и башкирами, которые на протяжении многих веков проживают в нашей стране. Это наша обязанность перед Богом и уставная задача в окормлении граждан нашей страны, которая включает в себя и большую социальную работу, которая заложена в рамках проекта в Коммунарке.
Мы неоднократно подчеркивали, что необходимо разделять мигрантов (откуда бы они ни были) и коренных жителей, граждан нашей страны в том числе в вопросах, касающихся ислама. Коренные жители, присутствовавшие с первых дней создания нашего государства, всегда играли важную роль, и память об этом важна. Если вспомнить историю, мы можем даже найти татарские фамилии, которые подписывали воззвание к Романовым, чтобы они пришли к власти в те времена. Мы здесь присутствуем всю жизнь, и это такая же наша земля и наша родная страна, другой у нас нет.
– Какие у ДСМР есть нововведения и методы работы с приезжими, и в чем они нуждаются в духовном отношении?
– Очень важна просветительская работа по профилактике экстремизма, национализма, неонацизма, как это мы видели, например, в Украине. Кто-то пытается возродить неоязычество и другие аспекты в идеологическом плане. Слово Божие, слово священных книг Корана и Сунны Пророка нужно доводить в доверительном ключе, разъясняя основы веры. Также важно рассказывать об истории государственно-исламских и христианско-мусульманских отношений в России. Эти примеры часто неизвестны или не изучаются, поэтому мы активно занимаемся их распространением среди граждан, приезжающих к нам. В наших мечетях и учебных заведениях проводится активная разъяснительная работа.
Также несколько лет у нас работает Центр правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов Росмигрант при Духовном собрании мусульман России, выполняя большую работу в этом направлении. В многих регионах страны её деятельность отмечена благодарностями общественных и государственных институтов. Мы видим, пусть скромную и небольшую, но очень важную долю нашего соучастия в сохранении мира, стабильности и взаимопонимания между народами в нашей стране.
– Как вы относитесь к проектам законов о контроле за знанием русского языка у приезжих всех возрастов?
– Любой культурный человек стремится к знаниям, и религия поддерживает это. Пророк Мухаммад говорил, что человек, владеющий языком, знает культуру народа. Хотя это не прямой перевод, смысл сохраняется. Для тех, кто приезжает к нам, знание русского языка обязательно. Любая страна требует знания государственного языка для того, чтобы социально ориентироваться, адаптироваться и решать возникающие вопросы. Это также важно и для воспитания своих детей, чтобы они могли адаптироваться в новом пространстве. Изучение русского языка приветствуется как в странах исхода, так и здесь, в России. Детей мигрантов также надо обучать русскому языку, сохраняя наши национальные традиции.
В России проживает почти 200 народов, которые говорят на своих национальных языках, при этом общий русский язык нас объединяет. Мы все прекрасно говорим на русском языке и знаем свои национальные языки. Мы не видим в этом проблемы. Знание русского языка обогащает нас всех, и именно поэтому приезжие также должны его изучать, начиная еще в своей стране.
– Расскажите об образовательных усилиях ДСМР, о Школе исламского блогера. Работает ли она, как в ней учат, и на кого она направлена?
– Образование – это основа современного и нашего будущего ислама. Уделяется внимание школам при мечетях в нашей структуре. Муфтияты-партнеры проводят большую работу, особенно в Дагестане, Крыму, Севастополе, Башкирии, Республике Татарстан. Они выпускают большое количество студентов. В Чувашии есть медресе Гулистан. В Новосибирске строится крупное учебное заведение для Сибирского региона, в Кемерово и других регионах также эта работа не прекращается. Мы фокусируемся не только на богословии и теологии, но и на истории российского ислама. Это важное направление. Современные подходы к работе с молодежью также важны: это обучающие короткие уроки, записываемые нашими имамами, и Школа исламского блогера, реализованная в рамках проектов ДСМР в этом году.
Школа исламского блогера – уникальный проект в своем роде, где специалисты обучают начинающих блогеров, как правильно оформлять контент с точки зрения ислама, не допуская ошибок в формулировках и определениях, как подать информацию так, чтобы не задеть чувств верующих людей. Ребята учатся создавать и развивать блоги, вести съемку, записывать подкасты и работать со звуком и светом, применять правильно новые технологии искусственного интеллекта и многое другое.
Это все очень важные и уязвимые национальные и религиозные темы, к которым люди относятся трепетно. Поэтому необходимо обучать людей, включая блогеров и журналистов, чтобы они случайно, по незнанию, не оскорбили чувства миллионов верующих. В современных условиях это очень опасно, так как может быть моментально использовано против нас.
В рамках Московского муфтията идет работа и по исламскому институту. Были определенные вопросы по лицензированию, но подготовительные курсы уже идут, и люди приходят, идет обучение в рамках нашего ВУЗа. Если говорить о планах, то 2025 год у нас – год исламского образования в России. Запланировано много интересных мероприятий и проектов в этом направлении, посвященных изучению религии, истории, традициям, культуры и прочее.
– Может ли сейчас девушка или женщина научиться блогерству? И, в свою очередь, женщина – получить богословское образование в учебных заведениях ДСМР и приобрести необходимые квалификации, чтобы приступить к защите кандидатской в области исламской теологии? Как вы считаете, должно ли это быть возможно?
– Это обязательно должно быть возможным. Женщины составляют более половины нашего общества и, в сущности, сами являются учебным заведением, как сказано: каждая женщина подобна медресе (духовное учебное заведение в исламе – ред.), через молоко матери воспитываются дети. И поэтому мы с глубоким уважением относимся к нашим сестрам и женщинам. Пророк Мухаммад уделял этому большое внимание.
В прошедшем году мы провели масштабный фестиваль "Остабике — хранительница традиций", чтобы напомнить обществу о высокой роли женщины. И конечно, среди женщин должны быть блогеры и журналисты, а также развитые и знающие специалисты в разных направлениях, чтобы помогать мусульманкам в реализации их гражданских и религиозных прав. А если кто-то из женщин желает защитить диссертацию или получить более высокий статус, мы открыты и готовы помочь нашим сестрам.
– Как, на ваш взгляд, духовенство должно говорить о многоженстве и защищать положение женщин в связанных с ним ситуациях?
– Я бы отметил важный момент, о котором часто не говорят в публичном пространстве: о роли мужчин и их ответственности. Сегодня половая распущенность начинается у детей очень рано, и это большая проблема. Также существует проблема отношений, которые нигде не зарегистрированы. Каждый мужчина должен задуматься об этом, так как это большая моральная ответственность. Этот мужчина, возможно, и не знает, что где-то у него в очень тяжелом положении может находиться его ребенок. А это вернется таким негативным бумерангом и, как говорит современная молодежь, очень сильно повлияет на его "карму".
Люди, задумывающиеся сразу об ответственности, заслуживают уважения. Важно помнить и об ответственности за семью. Это должно быть объяснено и разъяснено людям.
Надо также учитывать и проблему абортов. В исламе есть на эту тему разъяснение: о легком отношении к другим девушкам. Предлагается вспомнить, что у этого человека есть дочери, сестры и матери. Хотел бы ты, чтобы кто-то относился к ним так же легкомысленно? Это вопрос духовных устоев нашего общества, и он связан с высоким уровнем разводов из-за легковесного отношения к созданию семьи. Это тоже очень большой вопрос. Всегда нужно помнить, что первая семья была создана в раю, и это свято.
– Должен ли существовать единый и признанный всеми духовными управлениями орган, выносящий фетвы?
– У нас единая страна, и логично, что Российская Федерация имеет единую законодательную базу, Конституцию и федеральные законы для всех 89 субъектов. Это относится, в принципе, как кияс (принцип аналогии, один из основных в исламском праве наряду с Кораном, Сунной и консенсусом авторитетных богословов – ред.), что мы смотрим на аналогию. Поэтому не может быть отдельных фетв для разных регионов, они должны быть едиными для всей страны. Это вопрос будущего, но о нем необходимо задумываться уже сейчас.
Для мусульман в России, согласно Священному Корану и Сунне Пророка, фетвы должны быть адаптированы к условиям российских мусульман. Российские религиозные организации не должны пытаться тянуть одеяло на себя в этом вопросе. Это неправильно с точки зрения того, где мы находимся. Здесь важно уйти от своих каких-то структурных амбиций. Должно быть общее понимание в данном вопросе.
Мне кажется, что правильным было бы создание органа по подготовке фетв при Болгарской исламской академии, так как это единственная академия в стране, занимающаяся богословскими религиозными вопросами. Это высший ВУЗ в иерархии наших учебных заведений. Будет логично, если при ней создадут такой совет, куда другие централизованные организации смогут направить своих представителей.
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
https://dsmr.ru/?start=400#sigProIdc4c82dbd02
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
https://dsmr.ru/?start=400#sigProId23dc475331
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
https://dsmr.ru/?start=400#sigProIdd2f3a83d0e
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
https://dsmr.ru/?start=400#sigProId6a2189a014
Глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Москвы Альбир - хазрат Крганов направил теплые слова поздравления с днём рождения Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Вячеславу Володину. В поздравлении, в частности, говорится: " Ваш вклад в развитие законодательства и общественной жизни нашей страны неоценим и неизмерим по своему значению. На протяжении всей своей деятельности Вы демонстрируете выдающиеся лидерские качества, мудрость и прагматизм в решении острых актуальных вопросов, с которыми сталкивается сегодня российское государство.
С Вашим именем ассоциируются значимые реформы и инициативы, способствующие укреплению социальной стабильности и улучшению качества жизни граждан. Мы особенно ценим Ваши усилия по поддержанию межконфессионального диалога и уважения к культурным традициям различных народов и религий России.
Желаем Вам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и благополучия. Пусть каждый новый день приносит вдохновение, силы и возможности для реализации задуманного во благо Российской Федерации и российских граждан.
И да хранит Всевышний Вас в добром здравии и воздаст за благие деяния."
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
Очередную встречу с военнослужащими в зоне специальной военной операции провел имам Духовного собрания мусульман России Мухаммад хазрат Раджабов. На этот раз он побеседовал с бойцами бригады «Терек». Духовные наставники мусульман постоянно находятся рядом с военнослужащими и поддерживают моральный дух воинов в боевой обстановке. «Духовная поддержка была важна всегда, во все времена. А нашим ребятам здесь непосредственно, она важна в десятки раз», -подчеркивают священнослужители.
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
https://dsmr.ru/?start=400#sigProId24b6566313