Достопочтенные имамы и хатыбы Республики Узбекистан! Уважаемые братья и сестры! Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного «Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение». От имени Духовного собрания мусульман России и своей семьи лично позвольте выразить Вам и всем мусульманам Республики Узбекистан искренние слова соболезнования в связи с тяжёлой утратой в результате тяжелой болезни муфтия, духовного лидера мусульман Узбекистана высокочтимого шейха Усмонхона Алимова.
Усмонхон-хазрат был исключительным добропорядочным, мудрым и отзывчивым человеком! Он прожил достойную, образцовую жизнь, оставил большое культурное и духовное наследие, которое навсегда сохранится в памяти потомков. Благодаря своей невероятной позитивной энергии, открытости, настойчивости в достижении поставленных целей и огромному жизненному опыту, Усмонхон-хазрат снискал глубокое уважение и доверие среди верующих Республики и всей средней Азии. За время своего пребывания на посту муфтия, председателя Духовного управления мусульман Узбекистана, он внес весомый и значимый вклад в продвижение исламских ценностей, укрепление межконфессионального и межкультурного диалога, профилактику распространения псевдорелигиозных идей как в Узбекистане, так и на всем постсоветском пространстве.
Его Высокостепенства муфтии Духовного собрания мусульман России в эти часы разделяют боль утраты и выражают поддержку коллективу имамов и членам мутаваллиятов Духовного управления мусульман Узбекистана, всем верующим Республики, а также родным и близким Усмонхона-хазрата. Мы благодарим Всевышнего Творца за то, что нам выпала возможность общаться и взаимодействовать с муфтием-хазратом.
Молим Всевышнего Аллаха упокоить его душу под сенью Своей безграничной Милости. Да ниспошлет Всевышний прощение Свое и удостоит его высоких степеней в «Мире Вечном» и обрадует садами Рая!
С уважением и добрыми молитвами,
Муфтий Москвы
глава Духовного собрания мусульман России
АЛЬБИР ХАЗРАТ КРГАНОВ
Ежегодно 12 августа отмечается Международный день молодежи. Данный праздник был установлен Генеральной Ассамблеей ООН с целью напомнить о роли молодых людей в развитии и построении мира и повседневных проблемах, которые стоят на их пути.
От лица Духовного собрания мусульман России и себя лично поздравляю всех наших молодых братьев и сестер с их Днем!
Молодость – это лучшее время человеческой жизни, то также и самый ответственный и значимый этап, от которого во многом зависит весь дальнейший образ жизни человека. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Ноги раба Аллаха в Судный день не сдвинутся с места, пока он не будет спрошен о четырех вещах: о его жизни, как он ее провел; о его молодости, как он ее использовал; о его имуществе, как он его приобрел и на что тратил; и что он делал из того, что он знал!» (Тирмизи).
Хорошо известно, что подрастающее поколение – это та сила, которой будет принадлежит будущее, именно поэтому молодежная политика является важнейшим направлением деятельности любого общества и государства, и в том числе для религиозных организаций. Важно не только дать возможность молодым людям реализовать себя, найти свое призвание и место в мире, но и воспитать в них добрую почву, на которую бы они могли класть свои знания и навыки.
В ДСМР мы стремимся системно работать с молодежью, говорить с ней на понятном для нее языке и способствовать ее вовлечению в деятельность религиозных и волонтерских организаций. Наш новый молодежный межрегиональный проект «Шаг к добру: социальное служение мусульманской молодежи в России» позволит ярким и активным представителям мусульманской молодежи проявить себя в благотворительности и социальном служении, а ДСМР окажет им в этом всю необходимую поддержку. Также наиболее активные участники молодежного проекта получат поддержку при поступлении на обучение в ведущие вузы Москвы и регионов.
Глава ДСМР, муфтий Москвы Альбир- хазрат Крганов выступил на заседании оргкомитета международной научно-практической конференции:«Молчаливое эхо войны: Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как фактор единения общества и народов стран Содружества Независимых Государств», которое прошло в онлайн - формате по инициативе министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан.
В мероприятии приняли также участие заместитель министра по национальной политике и делам религий Дагестана Мурад Шафиев, председатель Президиума Межрегиональной общественной организации «Ветераны военной контрразведки» Касим Яхиен, ректор Российского исламского института, председатель Совета по исламскому образованию России Рафик Мухаметшин, заместитель муфтия Республики Дагестан Ахмад Кахаев, ректор МГЛУ Ирина Краева, научный сотрудник Института востоковедения РАН, КФУ, МГЛУ, советник Муфтия Чеченской Республики Шамиль Кашаф, имам хатыб Мухтасибатского собрания мусульман Московской области Денис Мухутдинов, заместитель главы ДСМР Денис Мустафин, представители МИД, Министерств Образования РД, Министерства Культуры РД.
Проект "Молчаливое эхо войны" реализуется по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирила, при поддержке министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности. В рамках данного проекта уже в 13 субъектах Российской Федерации открыты мемориальные центры с христианской символикой, посвященные войнам, павшим в Великой Отечественной войне. Последние мероприятия с открытием данных мемориалов проходили в 2018 и 2019 году в Курске и Карелии с участием глав регионов, руководства воинских частей, представителей религиозных и общественных организаций. В своем выступлении глава Духовного собрания мусульман России, муфтий Альбир - хазрат Крганов отметил, что по инициативе ДСМР, Муфтията Республики Дагестан и поддержке исполняющего обязанности главы Республики Дагестан, органов государственной власти и Межрегиональной общественной организации «Ветераны военной контрразведки» следующий монумент будет установлен в городе Каспийск Республики Дагестан.
«Эти памятные объекты уже действуют, как центры патриотического воспитания молодежи. Поэтому мы обратились с просьбой об увековечивании памяти павших на полях сражений против фашизма, отдав им дань памяти в виде возведения мемориала с мусульманской символикой в одном из регионов страны. После наших просьб и консультаций МОО «Ветераны военной контрразведки» поддержала наше предложение о создании такого памятника в республике Дагестан», - сказал глава ДСМР.
В дальнейшем, как отметил Альбир- хазрат, была проведена встреча с исполняющим обязанности главы республики Сергеем Меликовым в Москве, где был обсужден проект мемориала и тематику проведения международной конференции. В ходе посещения республики Дагестан вместе с руководителем федерального проекта Касимом Ибрагимовичем и коллегами из Минобороны, проведена встреча с мэром города Каспийск, на территории которого запланирована установка памятника. Одной из причин выбора места послужило и близкая дислокация Каспийской флотилии ВМФ России, где сегодня также служат много военнослужащих мусульман. Касим Яхиен ознакомил участников организационного комитета с проектом мемориала и поделился опытом проведения подобных мероприятий ранее. Он также отметил, что в указанные сроки строители установят памятник непосредственно в городе Каспийск.
Муфтий Москвы, глава ДСМР поблагодарил меценатов по созданию мемориала. По словам организаторов это будет достойное сооружение с куполом и полумесяцем, в центре которого будет установлена композиция из мрамора- имитация открытого Корана с соответствующим аятом из Корана.
Также с каждой стороны от центра мемориала предложено разместить два важных исторических документа: воззвание муфтия Габдрахмана Расулева за победу над фашизмом и воззвание к мусульманам муфтиев Средней Азии. Все эти документы датируются 1941-1943 годами.
Открытие мемориала и торжественные мероприятия к нему планируется провести 1-3 ноября 2021 года. В связи с пожеланием представителей из стран СНГ принять в них участие, было принято решение провести и международную конференцию, посвященную вкладу народов бывшего советского союза и мусульман в победе в Великой Отечественной войне.
Все выступающие на заседании поддержали озвученные инициативы, проект мемориала, общий план проведения конференции и торжественных мероприятий. Принято решение в рамках работы Оргкомитета продолжить систематические рабочие встречи для подготовки к этому важному международному мероприятию.
В Санкт - Петербурге рассмотрели вопросы укрепления межнационального и межконфессионального единства
Муфтий ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль-хазрат Панчеев принял участие в заседании Комиссии Общественной палаты Санкт-Петербурга. На площадке Центрального военно-морского музея в формате круглого стола состоялось расширенное заседание комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Санкт Петербурга, на котором эксперты обсудили вопросы укрепления единства многонационального и многоконфессионального населения Северной столицы.
Открывая встречу, председатель комиссии Михаил Кучерявый отметил тот факт, что за последнее время национальные и конфессиональные вопросы стали особенно актуальными и важными в деятельности органов власти всех уровней.
«Важно усиливать межведомственное взаимодействие, так как многие вопросы в этой сфере часто пересекаются и требуют внимание разных структур и ведомств», – сказал Михаил Кучерявый.
В свою очередь временно исполняющий обязанности председателя Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт Петербурге Алексей Силкин заверил, что в городе на Неве работа по укреплению народного единства всегда была приоритетной и с каждым годом только набирает обороты. Так, по словам представителя Комитета, в Северной столице проходят большое количество тематических мероприятий, семинаров и конференций, улучшается нормативно-правовая база.
«Доля граждан, проживающих в Санкт Петербурге и положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, с каждым годом растет. В 2020 году данный показатель составил почти 70%, что говорит о хороших результатах плановой работы в этом направлении», – резюмировал врио председателя Комитета.
Член комиссии Равиль хазрат Панчеев рассказал, что уникальность Санкт Петербурга заключается в том, что уже на протяжении нескольких веков в этом городе бок о бок живут представители различных конфессий и национальностей, тесно взаимодействуя и помогая друг другу.
«Взаимная помощь — это важный фактор народного единства. Уже в этом году, в сентябре, мы возобновляем нашу большую конференцию – Санкт Петербургский международной религиозный форум. В этот раз на нем мы и рассмотрим тот самый фактор взаимопомощи, в частности то, как религиозные организации вели совместную работу в период пандемии. Уверен, их опыт может лечь в основу новых задач по укреплению единства», – подчеркнул Равиль Панчеев.
После заседания участники круглого стола посетили основные выставки Центрального военно-морского музея, а также ознакомились с библиотечным фондом учреждения.
Победители брейн-ринга «Знатоки Ислама» совершили коллективную прогулку по Евпатории. Интеллектуальный конкурс «Знатоки ислама» состоялся среди юных жителей микрорайона Каменка. Мероприятие прошло в мечети Имама Абу Ханифы в Симферополе. Организатор конкурса -Духовное управление мусульман Республики Крым и г. Севастополь при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Конкурс проводится второй раз, в мае текущего года брейн-ринг состоялся в Симферопольском районе на базе Кольчугинской национальной школы №2.
В интеллектуальном состязании приняли участие три команды — «Фатанет», «Илим тереги» и «Ислям балалары». Знания детей оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли заместитель Муфтия Крыма Раим Гафаров, имам Бекир Адилов, начальник отдела организации религиозных мероприятий ДУМ Крыма Зенифе Аблаева.
По итогам брейн-ринга с результатом 80 баллов победила команда «Илим тереги». Команда «Фатанет» заняла второе место с показателем 69 баллов. Третье место досталось команде «Ислям балалары», они набрали 56 баллов.
Команда-победитель выиграла приз – поездку в Евпаторию, где дети посетили памятники исламской культуры – Ханскую мечеть и Текие дервишей, прошлись по улочкам древнего Кезлева, а также стали гостями красочного шоу дельфинов в городском дельфинарии.
Заместитель Муфтия Крыма Раим Гафаров отметил достойный уровень религиозных знаний подростков.
«Радует, что дети интересуются, узнают, задают вопросы, читают. Когда-то наше старшее поколение об этом могло только мечтать, и вот мы видим, как мечта становится реальностью. Если в ребенке заложен религиозный фундамент, его ждет хорошее будущее», — отметил Раим Гафаров.
По мнению организаторов конкурса, подобные конкурсы сплачивают детей и способствуют укреплению дружбы и вырабатывают командный дух.
В новом учебном году Муфтият Крыма запланировал проведение интеллектуального конкурса «Знатоки ислама» в школах республики.
Пресс-служба ЦРО ДУМ Крыма
При мечети № 1903 г. Кузнецка Пензенской области возобновились долгожданные воскресные курсы для женщин, организованные региональным духовным управлением мусульман. Совсем недавно необходимые для каждого мусульманина и мусульманки знания по основам ислама получили дети на 2-х недельной смене летнего лагеря.
Курсы для прихожанок проводит Нурия ханум Садыкова. В скором времени возобновятся уроки и у мужской группы. Двери будут открыты для всех желающих. Уроки преимущественно будут проводиться в выходные дни, а время занятий, как правило, будет назначаться с учетом пожеланий слушателей.
Обучение на курсах при мечети проводятся по программе, утвержденной Муфтием РДУМ Пензенской области Абубякяр хазратом Юнкиным. Базовые религиозные знания будут преподавать сотрудники РДУМ: Ильдар Нигматулин, Расим Аюпов и другие.
Муфтия Дагестана шейха Ахмада Афанди посетили спортсмены из Дербента, выступающие на высоком уровне в различных единоборствах.
Представителей спортивного сообщества республики сопровождал помощник Муфтия РД Идрис Асадулаев.
На встрече с духовным наставником также присутствовал полпред Муфтията республики в Южном территориальном округе Хусейн Гаджиев, председатель совета имамов г. Дербента Абдулла Маликов, помощник главы г. Дербента Тамерлан Сардаров, начальник отдела молодёжной политики и спорта г. Дербента Хочбар Баркаев, заместитель председателя Федерации бокса Тимур Ибрагимов и др.
Интервью с сайта «Миллиард.татар» с муфтием Сибири
«Если человек говорит на татарском, он не должен заявлять, что башкир», - заявляет председатель Духовного управления мусульман Сибири муфтий Зулькарнай Шакирзянов. По его словам, в Омской области никто не делит татар на сибирских или волго-уральских. В интервью обозревателю «Миллиард.татар», побывавшему в Омске, религиозный деятель поделился претензиями, которые у него накопились к татарским национально-культурных автономиям и организаторам съездов мусульманских деятелей в Казани. Также Зулькарнай хазрат рассказал о своем пути к Аллаху и поведал любопытные подробности возрождения мусульманской уммы в регионе за последние 40 лет.
- Зулькарнай хазрат, вы были в Татарстане на Форуме татарских религиозных деятелей. Что нового узнали для себя?
- На форуме бываю не каждый год, но частенько езжу по линии Конгресса татар. Спасибо президенту Татарстана. Организаторы этого форума объединяют татар, мусульман Российской Федерации. Там были и имамы-казахи, башкиры – все были. Очень здорово, что татарстанский руководитель как организатор этого грандиозного форума не стал ограничиваться исключительно татарами. А башкиры и татары – это уже одно целое. Мы испокон веком вместе исповедуем ислам. А казахи раньше вели кочевнический образ жизни. У нас в Омске очень много казахов.
В этом году я не смог взять с собой имамов-казахов, потому что нашему Духовному управлению мусульман Сибири, которое зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ в Москве, дали не так много мест. А духовным управлениям, зарегистрированным в субъектах РФ регионах, дали по 15-20 мест, у них по 3-4 мечети. А у меня восемь субъектов, включая и Хакасию, и Томскую, Новосибирскую области. И мне дали всего 10 мест, что меня насторожило. Неправильно их распределяя, они вносят раскол. Пусть дают централизованно места, а мы будем распределять по мечетям, смотря сколько прихожан. Я позвонил Марсу Рифкатовичу (Тукаеву – заместителю председателя исполкома Всемирного конгресса татар. – прим. ред.), он мне сказал: «Возьми 5-6 еще». Я еще добавил и взял. Вот эта сторона получилась отрицательной.
Но в целом я очень доволен поездкой, встретился с людьми, выразил свою благодарность президенту Рустаму Нургалиевичу [Минниханову]. Он – лидер нашей татарской нации, после Шаймиева. Шаймиев сказал: «Без, татарлар, булдырабыз». Мы всегда это должны держать в уме.
Я очень много писал президентам, руководителям, миллионерам, просил деньги, чтоб снести семь домов около мечети. Городской совет дал мне 10 лет, чтоб я смог подготовить землю под мечеть. Но с условием: я должен выкупить их квартиры, дома снести. Где-то 4 млн рублей просили за каждую приватизированную землю. Нам надо было где-то 30 млн рублей. Я написал, что наполовину делаю зеленый остров – разбиваю парк, а здесь строю дом ритуальных услуг, медресе. Я отправил письма президентам Татарстана, Башкирии, Рамзану Кадырову. И никто не помог. Только казахстанский ответил, что он из другой республики, не может лезть в чужую страну. Я писал: «Если не можете дать 30 млн, дайте хотя бы 5 млн». Надо было, наверное, просить 10 млн рублей.
Рустам Минниханов, спасибо ему, выделил мне 5 млн рублей. Мы успели купить два участка, один хозяин приватизировал половину земли, сейчас мы с ним воюем. И когда меня Рустам Минниханов награждал, я ему сказал спасибо. Я в мечети при всех объявил, что деньги нам дали. И мы прочитали Коран, дуа за его [Минниханова] мать, сына, ушедшего в мир иной, и за него.
Я сказал: «Рәхмәт, Рустам Нургалиевич! Вы нас очень поддержали». Он услышал голос сердца моего, голос имана (веры).
- Сколько сейчас в Омске мечетей?
- У нас в Омске одна зарегистрированная мечеть. Еще одну построил бизнесмен, но у него не было разрешения на строительство мечети, сейчас не может ее законно запустить. А так, все мечети законные, они полностью оборудованы – всего шесть мечетей.
- А в Омской области?
- Под нашим духовным управлением в Омской области 23 мечети.
«Я не подчиняюсь ни Таджуддину, ни Гайнутдину, ни Крганову»
- Вы говорите «под нашим духовным управлением». А какие еще муфтияты работают в регионе?
- Есть имам-хатыб, которого я с детства обучал, направил его на учебу в Саудовскую Аравию, работал у меня 25 лет. А Равиль Гайнутдин финансово или еще как перетянул его к себе, и он организовал Духовное управление мусульман Омской области под юрисдикцией Гайнутдина (ДУМ РФ). У Нафигуллы Аширова (ДУМ Азиатской части России) тоже здесь есть духовное управление. То есть нас – три духовных управления. А у нас независимое: я не подчиняюсь ни Талгату Таджуддину (ЦДУМ России), ни Равилю [Гайнутдину], ни Альбиру Крганову. С Альбиром я заключил соглашение о сотрудничество, и все. Я подчиняюсь только одному Творцу – Аллаху.
- У вас в мечети внизу я увидел знамена ЦДУМ России, которые раздает своим приходам Таджуддин.
- Они остались с тех пор, когда мы были под Таджуддином.
- А с какого времени вы стали независимыми?
- В 1995 году мы организовали Духовное управление мусульман Сибири. В Новосибирске мы проводили съезд, пригласили Талгата Таджуддина. Но он не приехал. Когда мы собрались, имамы выступили, чтобы сделать независимое духовное управление от девяти областей. Я был против. Трех человек выдвинули на должность муфтия, в том числе и меня. Я и те двое взяли самоотвод. Мой самоотвод не приняли. Меня единогласно избрали муфтием.
Тогда я был в хороших отношениях с Равилем [Гайнутдином]. Приехал к нему, он мне подсказал, научил. Я поехал в министерство юстиции и срочно зарегистрировал ДУМ Сибири.
В тот год, как мы зарегистрировались, Саудовская Аравия дала нам бесплатно 10 мест в хадж. Я их распределил. Пять студентов я отправил учиться в Саудовскую Аравию – я пробил для них места. Потом я отправлял ребят в Турцию. Многие в других регионах, обучившиеся за рубежом, не работают имамами, уходят в бизнес. У меня тоже некоторые окончившие турецкие высшие учебные заведения ушли в бизнес.
- Не отправляли шакирдов в казанскую «Мухаммадию», Российский исламский институт, Российский исламский университет в Уфе, Болгарскую исламскую академию?
- Отправлял. Тоже приехали, поработали и ушли. Везде финансы. Если в Татарстане государство помогает мечетям в содержании (отопление и многое другое), я в курсе дела, у нас же работают только три ящика. Прихожане (татары и казахи) за годы коммунистического правления обрусели, потеряли веру. А сейчас посещают в основном таджики, узбеки, киргизы. За неделю три ящика у нас собирают 50-60 тысяч рублей.
А содержать большую мечеть в течение месяца обходится в 300 тысяч рублей. Центральное отопление бьет по карману. Было решение правительства, что газ религиозным организациям любой конфессии будет стоить как частным [лицам]. И мы решили заняться газификацией. Сейчас у меня голова болит, чтоб найти 5 млн рублей на газификацию. Из-за нехватки средств уходят имамы. Если пригласить человека из Татарстана (там есть у них), но им нужна квартира, это первое. Вторая проблема – им нужен прожиточный минимум. В месяц как минимум 25-30 тысяч имаму надо отдать. Сейчас у меня оклад 30 тысяч. А я работал за 10-15 тысяч. Я работаю здесь 43 года.
- Зулькарнай хазрат, насколько мне известно, вы из Поволжья, Кировской области…
- Я с Кировской области. А мама и папа – с Татарстана. Жена у меня из Набережных Челнов.
- Вы работали трактористом. И неожиданно стали религиозным деятелем, муфтием, закончив медресе «Мир-Араб» в Бухаре. Как вы решились пойти в религиозную стезю?
- У меня бабушки были очень религиозными. Отец у меня писать и читать умел, работал председателем колхоза «Коммунар». Он все держал в голове. Вечером приходил, сажал детей, и мы ему писали наряд.
Я работал трактористом. Но я был знаком с Абдулхафизом хазратом Махмудовым – ленинградским-питерским имам-хатыбом, умер уже, пусть Аллах даруем ему Рай. Он был у нас в гостях. Отец очень любил мусульманских религиозных деятелей, приглашал их. Я встретился с ним [Махмудовым], переговорил. А ночью мне померещился какой-то шайтан. И я решил написать заявление. Сказал маме, что хочу пойти учиться в Бухару на муллу. Я не представлял, что такое Бухара. Но к тому времени я умел читать намаз, читал Коран – бабушка и дедушка учили.
Это начало 1960-годов. Это коммунизм. Когда я держал уразу, отдельные люди ходили, смотрели через забор, кто делает сахар (утренний прием пищи перед постом. – прим. ред.). Утром в школу приходили, мне рот открывали и туда вливали воду…
И когда я съездил в Бухару, написал заявление, мама рассказала об этом отцу, председателю колхоза. Отец мне: «А чего ты маме говоришь, а мне не говоришь? Хочешь ехать? Оставляй трактор, я приказ сделаю, технику заберу. Вот тебе деньги, езжай в Бухару». Я в Бухару поехал, встретился со студентами – Талгатом Таджуддином, Абубякяром Бикмаевым. Неделю у них пожил. Потом приехал обратно, встретился в Уфе с Шакиром Хиялетдиновым (муфтий, глава ДУМЕС. – прим. ред.), покойным уже. Написал заявление на учебу и поехал домой. И меня после этого стали приглашать в администрацию района. Начали пугать, оскорблять: «Ты попом будешь. Ты для этого школу окончил?..» Но после беседы с муфтием я в администрации по-другому стал разговаривать.
В конце концов меня пригласили в военкомат. Я отслужил два года. Военком был другом моего отца, он говорит: «Зулькарнай, мы хотим отправить тебя на сверхсрочную службу». Я отвечаю: «Спасибо, я два года отдал. Но пока не желаю. Если Родина потребует, то я и жизнь отдам». Меня завели в еще один кабинет, а там мне: «Может, ты откажешься от учебы в Бухаре? Выбирай любой вуз, техникум, сделаем без экзаменов». Я говорю: «Нет, буду идти до конца». И я поступил учиться. Наверное, такой был дар Аллаха.
- С кем довелось учиться в Бухаре?
- Когда я приехал, Талгат Таджуддин был на третьем курсе. Были пензенский Абубякяр Бикмаев, ленинградский (питерский) Жафяр Пончаев. А поступили мы с Махмудом Велитовым (которого посадили, потом вышел), его братом Абдулкадиром (его жена – моя двоюродная сестра, я сосватал ему), Фаридом Сайфуллиным (работает с Альбиром Кргановым), Рахимжаном хазратом из Уфы. Нас 5-6 человек поступили учиться.
- Как вы оказались в Сибири?
- Меня сюда направил муфтий Габдельбарый Исаев. Когда я приехал сюда в 1978 году, здесь была какая-то конюшня бая, полуразваленная мечеть. И я попросил: «О Аллах, дай мне силы построить здесь мечеть». Я начал бегать. До революции здесь было 5-6 мечетей, одна снесенная. Например, Горсовет, там теперь библиотека имени Пушкина, стоит на фундаменте мечети, об этом было написано в одной брошюрке. Я начал ходатайствовать о мечети.
Меня пригласил архитектор Каримов и сказал: «Куда ты лезешь? Семь грамм в лоб заработаешь». А я все равно писал туда-сюда, пытаясь чего-то добиться. И один мой прихожанин написал письмо Брежневу, а я не знал про это. А этот прихожанин – участник Великой Отечественной войны, снайпер, он очень много фашистов поубивал, один из лучших снайперов. Он вложил в письмо вырезки из газет и написал: «Почему нам не дают мечеть? Мы разве для этого воевали?» Брежнев прочитал и отправил сюда в КГБ.
Меня приглашают туда и спрашивают: «Знаешь такого человека?» А я по фамилиям не знаю, попросил фото. Показали фото, я узнал этого аксакала. Говорят: «Он письмо написал Брежневу». А к письму приписка, что если было доказано, что здание построено под мечеть, то вернуть верующим. Я лично читал. Мы поехали в архив доказывать. Даже деньги подпольно заплатил, чтоб нам дали доказательства. В архиве ответили, что все документы забрал губернатор Полежаев. Я обратился в томский и ленинградский архивы. Ничего не смог доказать.
Потом мне сказали, чтоб нашел живого человека, который подтвердит, что его дед и прабабушка строили тут мечеть и дом имама. И я нашел аксакала: Абдулла абзый сказал, что в Таре проживает праправнучка человека, который строил мечеть и дом. И мы поехали в Тару. Не повезло: за три месяца до нашего визита она умерла. А тот деревянный дом имама до сих пор стоит. Но мы не смогли доказать.
Потом в других местах обнаруживались мечети, которые снесли. Одну из них не могли разрушить, в 1960-е годы даже водой заполняли, распирали стены. Нам не давали мест. Я ходатайствовал. Нас выселяли далеко за город. Это уже были 1980-е годы. Я организовал митинг. Директор завода, мой друг, выделил автобус и попросил его не выдавать. Мы недалеко от места митинга высадили народ, пешком дошли до облсовета, окружили здание, там у них в это время шло совещание. Один знакомый оттуда вышел, говорит: «Зря, муфтий, ты это делаешь. Иди окружай обком партии».
Мы дошли до обкома партии, туда ворвались аксакалы, вызвали в зал заседаний председателя обкома партии [Анатолия] Леонтьева. Наши аксакалы зашли, сняли с себя все протезы, положили на стол: «Сынок, камин будешь растапливать нашими протезами». Сняли медали: «Награды сдашь, деньги заработаешь. А мы тебе мир заработали своей кровью, на фронте ноги оставили. Неужели не заслужили пядь земли в городе, чтоб построить мечеть?» Очень жестко было.
Потом меня вызвали в органы: «Кто организатор?» Я отвечаю: «Я не знаю». Мне говорят: «Зулькарнай Шакирзянович, скажи правду, я гарантирую, что тебе ничего не будет». Я подтвердил, что я. Меня отпустили: «Иди. Вопрос места, о котором вы просите, будет решен».
У меня уже был проект здания мечети. Я запросил это место. Тут мне снесли 13 домов, всем дали квартиры. Запросили проект, я им дал. Мне 458 свай забили. У меня к 1990-му было собрано 6 млн 800 тысяч рублей. А по проекту стоило 1 млн 800 тысяч. Я бы мог поставить 4-5 мечетей. Но к 1992 году инфляция все съела. Деньги кончились. Никто не помогает. Я везде ездил, просил – в правительства, в посольства, в Кувейт. Я уже хотел все бросить и уехать отсюда.
И вдруг ночью звонок с Москвы: «Салям алейкум». Это мой покойный друг Рифат Мансурович, он работал в международном отделе Равиля Гайнутдина, потом тот его выгнал, как познакомил со всеми посольствами, и он пошел работать к Баязитову. И говорит: «С тобой хочет поговорить Баязитов». Я даже не успел спросить, кто такой Баязитов. Там кто-то берет трубку: «Шейх, салям алейкум». - «Вэалейкум ассалям». - «Че делаешь?» - «Сижу». - «А чего ты сидишь? Дурак, работать надо». – «У меня денег нет». - «Завтра жду в Москве во Внуково, будет ждать машина «четверка» «Жигули», найдешь. Но чтоб никто не знал, что ты ко мне поехал».
Я жене сказал: «Если вечером не позвоню, значит, меня или в заложники взяли, или убили». Там в Москве был наш генерал Виктор Николаевич Лотков, начальник УВД [Омской области], попал в Госдуму. Мы были друзья. Объяснил жене, чтоб позвонила Виктору Николаевичу, сказала про машину, пригласил такой-то, пускай меня ищут.
Я прилетел в Москву, сел в машину, поехал. Долго везут. Привезли в здоровое здание. Там бассейны, люди купаются. Меня заводят в большую комнату, сидит человек в темных очках, играет легкая татарская музыка. «Салям алейкум. Я Ряшит Баязитов. Ну рассказывай». Мы чай попили, я рассказал, план показал. Потом он поехал по делам, я с ним. Вечером к нему пришли, поужинали. Он открывает дипломат, достает 60 тысяч долларов: «Езжай, начинай работать. Приеду через месяц».
Вернулся, начал работать. Через месяц приезжает Баязитов. Я думал, он ко мне домой заедет, с женой стол приготовили. А он прямо на объект, а время – 7.30 утра. Он как пошел на меня: «Почему нет рабочих? Где мои доллары?» Я говорю: «Вот кирпич, стройматериалы». Он пошел, посмотрел, показывает корочку «Заслуженный строитель РФ». Поругал-поругал. А у меня горло осипло. Жена прибежала с лекарствами. «Что, шейх, заболел?» - «Что-то сердце щемит». – «Ничего, пройдет». Поехали с ним ко мне домой, чай попили.
«Ладно, - говорит. – Даю тебе миллион долларов. Начинай строить. К 1 сентября сдать». Пригласил строителей. А они: «Нет, не успеем». Тогда он матом на них: «Сейчас тендер объявлю, мигом найдем строителей, сделают за миллион долларов». Те сразу взялись. Работали день и ночь. И за 4 месяца поставили здание. Я этот миллион долларов возил с Москвы частями – по 100, по 200 тысяч.
После открытия он меня пригласил в Москву: «Шейх, сколько долларов присвоил?» Я отвечаю: «Ни цента». Он берет трубку, звонит подрядчику Шишову: «Олег, сколько тебе муфтий денег дал?» Он говорит: «Миллион долларов дал. И вначале 60 тысяч». Тогда Ряшит мне: «Дурак ты! Золотыми буквами написано, что ты столько процентов мог забрать себе. Никогда не видел такого честного дурака, как ты. Сколько я работаю с Равилем, Талгатом…»
В благодарность за мою честность он мне купил машину – джип. Квартиру дал в 150 квадратных метров. В хадж с женой отправил.
- Простите, а откуда у него на все это деньги?
- Откуда я знаю? Зачем мне это знать? Молодец, он в Москве помогал Равилю [Гайнутдину], в Горьком (Нижний Новгород. – прим. ред.), в Новосибирске финансировал, в Красноярске мечеть поставил, в Томске. В Москве мечеть в Отрадном [«Ярдям»] он помог построить. Я всегда за него молюсь, за него с народом делаем дуа. Говорю: «Рәхмәт. Такой меценат! Дай Аллах побольше таких среди татар-мишар». Но с протянутой рукой мы не ходили. До самой смерти его не забуду!
Были люди, которые нас пытались поссорить, про меня Баязитову всякое говорили. Переживаю, что у нас связи прекратились. Он очень помог Сибири. Спасибо ему от меня! Я его люблю как человека, как мусульманина, очень уважаю. Пусть Аллах даст ему крепкого здоровья!
- Вы сказали, что в регионе работают мечети, подконтрольные Гайнутдину, Аширову и вам. Вы взаимодействуете с их имамами?
- Нет. Они призывают против меня. Они платят в аулах деньги мечетям, чтоб они перерегистрировались к себе. Я не занимаюсь перетягиванием. Баба с возу – кобыле легче. Согласен?
- Подождите, вес духовного управления и его лидера зачастую считают по количеству мечетей.
- Я тут 43 года. Знаю себе цену, знаю, какое заслужил уважение народа. Мне не надо, чтоб меня хвалили. Пусть Аллах примет мои деяния. Я очень грешен, вышел из темного леса. Я каждый день прошу Творца, чтоб простил за мои грехи. Да, я очень жесткий по работе.
Пока никого нет, я взял из Духовного управления мусульман Дагестана двух преподавателей, они у меня ведут уроки. Одного дагестанца назначил первым замом ДУМ Сибири, чтоб он взял на себя организационные работы, занимался обучением и финансированием. Я уже вижу плоды. У них 200-300 человек берут уроки онлайн. Такого не было. В классах по 50 девчонок и пацанов.
- А кто именно там учится? Татары, выходцы из Средней Азии, Кавказа?
- К сожалению, среди них татар и казахов мало. Но, альхамдулиллях, просыпаются. У нас на курсах Коран-хафизов много таджиков и узбеков.
- Зулькарнай хазрат, вы сюда переехали с Поволжья. Почувствовали ли разницу между сибирскими татарами и волго-уральскими?
- Чувствуются некоторые отличия в ментальности, языке. Мы тут в Омске не делим на уфимских татар, казанских, сибирских и других. У меня очень много связей с имамами. В любой точке Российской Федерации, в Таджикистане, Узбекистане меня знают. Друзей много у меня. Но что я думаю, то говорю в глаза, из-за этого меня некоторые не любят. Прямолинейных не любят власти. Но я не унижаюсь.
- Доводилось слышать, особенно от уфимских деятелей, что сибирские татары будто бы ближе к башкирам, чем к казанским татарам.
- Я так не считаю. Если человек говорит на татарском, он не должен заявлять, что башкир. Есть чуть-чуть разница между сибирскими татарами и казанскими. Будет перепись, пусть записываются татарами. Даже если вы не знаете татарского языка, это не мы виноваты, а наши родители, потому что говорили по-русски. Виновато и государство – искоренили уроки татарского.
Виноваты и автономии татар в сибирских регионах, я не говорю про ваши казанские края. С президентами автономий татар в областях считаются и в Конгрессе татар. Я говорил это и [Василю] Шайхразиеву. Но руководители автономий татар не делают ничего для изучения татарского. Я говорю: «Вот у меня класс. Я не беру с вас аренду. Найдите учителей, давайте уроки татарского хоть каждый день по вечерам, по одному-два раза в неделю. Мы, имамы, включимся. А мы научим намаз совершать, Коран читать». Но они абсолютно ничего не сделали! Я даже из Татарстана привез книги, они пачками лежали у меня, чтобы начали обучать.
- Должен сказать, что омская автономия проводит курсы татарского, издает газету «Татар доньясы».
- Это все показуха. Я вам открыто говорю. Если ошибаюсь, пусть Аллах меня простит. Они раньше возили нам газету «Татарский мир», теперь перестали возить, не дают нам. В аулах у меня просят [газеты], а они дают тем, кто им льстит. А я не хвалю. Спрашиваю: «Почему онлайн-уроки не проводите?»
- Наверное, проводят. И проще онлайн-уроки проводить из Казани, где возможностей больше, чем отсюда.
- Почему этого не делает автономия татар? Вы, журналист, приехали из Татарстана. Скажите в Казани, что у муфтия такая боль. У нас в области Радик Миниханов возглавляет автономию. Я его сделал своим советником. Потом отстранил его от этой должности, когда понял, что мало толку. Когда ему надо было пройти депутатом в Большереченском районе, я со сломанной ногой ездил, выступал в его поддержку. Он меня подключал как тяжеловеса. В других регионах руководители автономий сотрудничают с религиозным деятелями, постоянно встречаются, идет диалог. А тут не видел такого.
Меня тут никто не пытался выгнать, уволить за 43 года. Я сам ставил вопрос, чтоб кто-то заменил. А мне отвечают: «Если ты уйдешь, то мечети хана. Заберут ваххабиты».
- Разве у вас есть ваххабиты? С ними так активно боролись силовики, власти поддерживали традиционный ислам.
- Как нет? Если змей умер, яд остается. Он все равно всплывает. Я не ябедничаю, не докладываю на имамов – это не в моих интересах.
P.S. «Миллиард.татар» передал претензии Зулькарная хазрата председателю Региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият» Радику Миниханову. Ответ был опубликован в нашем интервью
Тимур Рахматуллин
Источник фото и материалов: «Миллиард.татар»
Первый заместитель муфтия ДУМ Чувашии Ильяс хазрат Сафиянов принял участие во встрече с активом населения Батыревского района. Батыревский район издавна славен своими добрыми трудовыми и братскими традициями. Здесь вместе дружно трудятся на благо района и республики люди разных национальностей и вероисповеданий, но их всех уже много лет объединяет любовь к родному краю и любимой Чувашии.
Перед собравшимися также выступили и ответили на волнующие жителей района вопросы депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Алена Аршинова и Николай Малов, Министр сельского хозяйства Чувашской Республики Сергей Артамонов. Совместно с местным активом были обсуждены насущные проблемы социально-экономического развития муниципалитета, укрепления межнационального и межрелигиозного диалога, подготовки к предстоящим выборам 19 сентября 2021 года.
https://dsmr.ru/?start=3550#sigProId5b890003fc
В Симферополе состоялась рабочая встреча помощника Муфтия Крыма и г. Севастополь по взаимодействию с УФСИН по Республике Крым и г. Севастополь, главного имама Симферополя Мухаммеда Исламова с временно исполняющим обязанности начальника УФСИН по РК и г. Севастополь, полковником внутренней службы Сергеем Суворовым.
В ходе встречи были подведены итоги проделанной работы, а также намечены дальнейшие планы по взаимодействию и сотрудничеству ДУМ Крыма с УФСИН по Республике Крым и г. Севастополь до конца 2021 года.
Планируется посещение филиала Исправительного центра в пос. Гвардейское Симферопольского района, проведение лекций и тематических бесед для условно осужденных, а также другие мероприятия.
«Духовность, религиозное воспитание дисциплинирует, и работа в этом направлении будет продолжаться. Наша задача вернуть обществу оступившихся граждан, вселить в них уверенность, что именно духовность поможет им начать жизнь с чистого листа, что не все потеряно. К сожалению, в период пандемии невозможно расширить спектр деятельности, но в данном направлении работа продолжается», — отметил Мухаммед Исламов.
Среди осужденных и подследственных также проводятся беседы по профилактике вирусных заболеваний и соблюдению личной гигиены.
Пресс-служба ЦРО ДУМ Крыма
YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found