НОВОСТИ
Президиум Духовного собрания мусульман России: укрепление единства, поддержка СВО и планы на будущее

6 февраля состоялось заседание Президиума Духовного собрания мусульман России (ДСМР) в формате видеоконференции. В мероприятии приняли участие руководители мусульманских организаций и региональные представители мусульманских общин из более 30 регионов Российской Федерации, включая полковых имамов, находящихся в зоне специальной военной операции (СВО). Участники обсудили ключевые вопросы развития уммы России, поддержку СВО, подготовку к Рамадану и Ураза-байраму, а также планы на 2025 год, объявленный Годом защитника Отечества.

Единство и сплоченность российского общества
Глава ДСМР, муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов, открыл заседание, поблагодарив региональных муфтиев, имамов и преподавателей за их вклад в укрепление исламских традиций и духовно-нравственных ценностей. Он подчеркнул важность сохранения единства российского общества, отметив, что любые попытки расколоть народ по религиозному или национальному признаку должны быть пресечены. «Мы все в России – одна семья. Нельзя дать нашим врагам возможность для разделения общества», – заявил Альбир хазрат.
Он также подчеркнул, что в период наступающего месяца Рамадан при большом скоплении верующих во взаимодействии с правоохранительными органами необходимо обратить особое внимание на безопасность людей. Также провести профилактические и организационные мероприятия по антитеррористической безопасности. Альбир хазрат отдельно остановился на вопросах деятельности региональных представительств в рамках проведения специальной военной операции. Проведена и продолжается большая работа по сбору и отправке гуманитарной помощи жителям Донбасса, помощи мобилизованным военнослужащим и их семьям. Глава ДСМР также рассказал о результатах деятельности на территориях новых регионов РФ, позитивной роли муфтиев и имамов по организации работы среди прихожан. Он выразил слова огромной благодарности за большую работу в сложных боевых условиях полевым имамам ДСМР. Альбир хазрат отметил необходимость системного подхода к совместной работе в зоне СВО с имамами ДСМР и Министерством обороны РФ.
Муфтии единогласно поддержали эту позицию. Равиль хазрат Панчеев, муфтий ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, отметил высокий уровень межрелигиозного согласия в России, приведя в пример недавнюю конструктивную встречу делегации ДСМР с Патриархом Московским и всея Руси. Он также выразил обеспокоенность попытками внешних сил, включая Украину, Евросоюз и США, расколоть российское общество, в т.ч. через миграционный вопрос. И отметил, что и внутри страны, у мусульман существуют структуры, которые делают неприятные вещи, приносящие вред коренным мусульманам страны.

Помощь и поддержка участников СВО
Особое внимание на заседании было уделено поддержке специальной военной операции. Альбир хазрат рассказал о масштабной работе по сбору и отправке гуманитарной помощи жителям новых регионов, мобилизованным военнослужащим и их семьям. Зулькарнай хазрат Шакирзянов, муфтий ДУМ Сибири (Омский муфтият), поделился опытом региона в оказании помощи СВО, включая поставки товаров и финансовую поддержку, посетовав при этом, что в регионе появились раскольники, но муфтий ДУМ Сибири будет отвечать сплоченностью, единством и взаимоуважением на все эти вызовы.
Прямо с передовой, из блиндажа, к участникам заседания обратились полковые имамы Мухаммад хазрат Раджабов и Идрис хазрат, которые выразили благодарность за постоянную поддержку со стороны ДСМР. Имамы рассказали о своей работе на передовой, где они оказывают помощь бойцам и участвуют в эвакуации и предложили рассмотреть возможность поощрения отличившихся бойцов мусульманскими религиозными наградами.
Имамы подчеркнули, что помощь СВО — это важная обязанность мусульман. Важно, когда имам, обладая общим языком, культурным пониманием и менталитетом, взаимодействует с бойцами, повышая их дух. Ежемесячная отправка гуманитарной помощи и тесное сотрудничество с местными властями стали неотъемлемой частью их работы.
Альбир хазрат передал от муфтиев России, имамов добрые пожелания здоровья и скорейшего возвращения домой всем бойцам, офицерам и имамам.
Мухаммад хазрат Гамбаров подробнее рассказал о деятельности под эгидой ДСМР на новых территориях, в Луганской Народной Республике. Регулярные посещения передовой и работа с мусульманами направлены на предотвращение негативных ситуаций. Были заключены соглашения о сотрудничестве с Росгвардией, а также продолжается обучение имамов ЛНР в медресе Гулистан, в Чувашии.
Отдельное внимание участники уделили успешной работе Русской Православной Церкви в зоне СВО, особенно четко выстроенной логистике процессов, государственной поддержке и социальным гарантиям для священнослужителей, предлагая перенять их успешные практики и опыт в данном направлении.
Также была отмечена важность обобщения и исторической фиксации помощи, оказываемой мусульманами всей России в рамках СВО, ее участникам и их семьям.

Подготовка к Рамадану и Ураза-байраму
Одной из ключевых тем обсуждения стала подготовка к месяцу Рамадан и празднику Ураза-байрам. Альбир хазрат призвал уделить особое внимание безопасности верующих во время массовых мероприятий, а также усилить профилактическую работу по антитеррористической защите. Совет Улемов ДСМР подготовил богословское заключение на 2025 год, включая определение размера Нисаба и Закята.
Регионы поделились своими лучшими практиками, такими как проведение Ураза-байрама в спортивных комплексах и создание исламского крыла добровольных народных дружин для поддержки правоохранительных органов, оказания помощи в охране массовых мероприятий.

Паспорта безопасности: важность соблюдения нормативов
Отдельное внимание было уделено вопросу обеспечения безопасности в мусульманских организациях. Все духовные управления мусульман (ДУМы) ведут сложную и кропотливую работу по подготовке и соответствию необходимым нормативам и требованиям контролирующих структур. Альбир хазрат подчеркнул, что отсутствие паспортов безопасности может привести к серьезным последствиям, поэтому эта работа требует особого внимания и грамотного подхода. «Паспорта безопасности – это не просто формальность, а важный инструмент, обеспечивающий защиту жизни и здоровья верующих. Мы обязаны подходить к этому вопросу с максимальной ответственностью», – отметил глава ДСМР. Участники заседания рассказали о своем опыте по данному вопросу и согласились с необходимостью продолжать совершенствовать систему безопасности в мечетях и других религиозных объектах, чтобы предотвратить любые возможные угрозы.

Хадж-2025: новые возможности
На заседании Президиума ДСМР значительное внимание было уделено вопросам организации предстоящего Хаджа в 2025 году. Шамиль хазрат Мукарамов, генеральный директор аккредитованной ДСМР компании «Умма Тур», представил подробную информацию о текущей подготовке к паломничеству. Он сообщил о сроках подачи документов, квотах, а также о сроках всех необходимых оплат для будущих паломников.
Шамиль хазрат также рассказал о программах и условиях, которые предлагает «Умма Тур» для совершения Хаджа. Паломникам гарантируется проживание в гостиницах категории не ниже четырех звезд, питание по системе «шведский стол» (завтрак и ужин), а также возможность совершить Умру пять раз в течение одной поездки. Были подробно освещены вопросы логистики и других организационных моментов, которые обеспечат комфортное и безопасное паломничество.
Шамиль хазрат напомнил, что 5 апреля является последним днем для внесения данных паломников в систему, призвав всех заинтересованных своевременно оформить необходимые документы.
Глава ДСМР Альбир хазрат Крганов подчеркнул, что Хадж является религиозной обязанностью (фарз) только для тех мусульман, которые обладают необходимыми финансовыми и физическими возможностями. «Если у человека нет достаточных средств для совершения Хаджа, это не является для него обязательным. В таком случае пятничный намаз и другие благие дела могут стать для него духовным эквивалентом паломничества», – отметил Альбир хазрат. Он призвал верующих не брать на себя непосильные финансовые обязательства, подчеркнув, что искренность и намерения имеют первостепенное значение в исламе.

2025 год: Год Защитника Отечества, исламского образования и сохранения традиций
На заседании муфтии поделились информацией о прошедших и планируемых мероприятиях в рамках объявленного Президентом России 2025 года Годом Защитника Отечества, а также в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне. В планах – организация масштабных ифтаров, форумов, съездов, которые станут не только духовными, но и объединяющими событиями для мусульманских общин. Участники заседания отметили, что в мечетях и махаллях на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на профилактику радикализма, терроризма и экстремизма.
Особое внимание было уделено работе с молодежью. Хазраты подчеркнули необходимость усиления просветительской деятельности, направленной на сохранение исторической памяти и противодействие попыткам переписать историю России. Участники заседания отметили важность укрепления духовно-нравственных ценностей, опираясь на Указ Президента России № 809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В этом контексте было отмечено, что строительство новых мечетей играет ключевую роль в удовлетворении растущего интереса к исламу и укреплении культурных связей между различными регионами страны.
Также, 2025 год был объявлен Годом исламского образования в России. Альбир хазрат Крганов и другие участники заседания подчеркнули, что подготовка квалифицированных кадров является одной из приоритетных задач. «Время летит быстро, и мы должны думать о том, кому передадим накопленный опыт и знания. Нужно готовить людей, которые смогут продолжить наше дело и сохранить исламские традиции для будущих поколений», – отметил Альбир хазрат.
Для достижения этих целей было предложено внедрить институт духовного наставничества, который позволит передавать опыт старших поколений молодым специалистам. Это обеспечит преемственность в региональных структурах ДСМР и поможет удержать талантливых кадров в мусульманских организациях. «Жизнь непредсказуема, и мы должны успевать работать, чтобы поднимать исламское образование на новый уровень», – добавил глава ДСМР.
Он также проинформировал участников Высокого собрания, что в настоящее время ведется серьезная работа над Проектом Стратегии развития отечественного исламского образования в современной России на период до 2037 года. Это концептуальный документ стратегического планирования, который определяет цели, задачи, принципы и основные перспективные направления развития отечественного исламского религиозного образования в России, а также ожидаемые результаты развития системы исламского образования на период до 2037 года. Это консолидированный документ, отражающий потребности, интересы и позицию мусульманского сообщества по вопросам исламского образования в современной России.

Правозащитная деятельность
Особое внимание было уделено правозащитной работе мусульман, сотрудничества с российскими, проверенными правозащитниками с хорошей репутацией. Альбир хазрат призвал фиксировать все случаи нарушения прав верующих и привлекать юристов для их защиты.
Выступающие муфтии и хазраты полностью поддержали консолидированную позицию Духовного собрания мусульман России.
Участниками Президиума стали представителей более 30 регионов России: муфтий ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль хазрат Панчеев, муфтий ДУМ Сибири (Омский муфтият) Зулькарнай хазрат Шакирзянов, заместитель главы ДСМР Денис хазрат Мустафин, муфтий ЦДУМ Волгоградской области Бата Кифах Мохаммад, муфтий Московской области Дауд хазрат Мухутдинов, муфтий ДУМ Луганской Народной Республики Мухаммад Исмаил Гамбаров, муфтий Чувашской Республики Ильяс хазрат Сафиянов, муфтий г.Томска и Томской области Нурулла хазрат Турсунбаев, муфтий ЦРОМ "Байкальский Муфтият" Фарид хазрат Мингалеев, муфтий ДУМ Кемеровской области Тагир хазрат Бикчантаев, заместитель муфтия Пензенский области Ильдар хазрат Нигматуллин, уполномоченный представитель ДСМР на Дальнем Востоке Абдулрашид хазрат Усманов, председатель местной религиозной организации мусульман «Путь» г.Челябинска Рауль Тухватулин, имам Мурманской области Абдулхамид хазрат Магомедов, заместитель Муфтия мусульман Крыма Эсадуллах хазрат Баиров, имам-хатыб ДУМ г. Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият» Ильнур хазрат Гайнутдинов, помощник главы ДСМР Мухаммад хазрат Гитинов, Мухаммад хазрат Гитинов, генеральный директор компании «Умма тур» Шамиль Мукарамов, имам батальона «Каспий» Мухаммад Раджабов, помощник муфтия ЛНР по взаимодействию с верующими военнослужащими, имам 1-ой танковой армии 47-ой дивизии Ахмед Курбанов, ректор Исламского института имени Мухаммеджана Хусаинова Абдулла хазрат Адыгамов, руководитель центра правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов Росмигрант при ДСМР Хуснидин Абдулкасимов, представитель центра Росмигрант в Иркутской области Рахима ханум.
В своих выступлениях муфтии поделились итогами проделанной работы, высказали свои мнения и предложения по вопросам, а также отметили продуктивность совместной работы всех региональных представительств ДСМР. Прозвучали предложения по активизации работы с молодежью в сфере наставничества, соработничества с Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями. Были также высказаны слова благодарности муфтию Альбиру хазрату Крганову и аппарату ДСМР за большую организационную работу в деле укрепления Ислама и российской уммы.
В завершении заседания члены Президиума ДСМР своим решением утвердили Ильяса хазрата Сафиянова в высоком духовном сане, в должности муфтия Чувашской Республики и пожелали дальнейших успехов.
Альбир хазрат поблагодарил всех участников за плодотворную работу и призвал продолжать укреплять единство уммы и российского общества в целом.
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=240#sigProIdaf93f6beca

Минсельхоз России провел встречу с представителями исламского сообщества по вопросам халяльного производства

Москва, 5 января 2025 - Делегация Духовного собрания мусульман России (ДСМР) во главе с муфтием Альбиром хазратом Кргановым провела рабочую встречу с заместителем министра сельского хозяйства РФ Максимом Владимировичем Боровым. Во встречи приняли участие также представители ДУМ Татарстана. Основной темой переговоров стали перспективы развития сельского хозяйства, в частности животноводства, с учётом религиозных традиций в многоконфессиональной стране.   

Как отметил Боровый, вопросы халяль-производства имеют стратегическое значение для России. «Эта тема крайне актуальна в нашем многоконфессиональном государстве. Нам важно объединить усилия для решения ключевых задач отрасли и поддержки фермеров», — подчеркнул замминистра.   

Со стороны ДСМР муфтий Альбир хазрат рассказал об особенностях животноводства в мусульманских сёлах, где строго соблюдаются религиозные нормы, а также сохраняются многовековые ремесла. Особое внимание он уделил многолетнему опыту проведения Шыгырданского сельскохозяйственного форума — площадки, которая многие годы объединяет фермеров, чиновников и экспертов на федеральном и региональном уровнях.   

Аббас хазрат Шляпошников, руководитель комитета по стандартам халяль ДУМ Республики Татарстан, ознакомил участников с деятельностью ведомства, включая международный опыт. В ходе дискуссии поднимались вопросы субсидирования аграриев, взаимодействия с Минсельхозом и мер господдержки.   

В свою очередь, Генеральный директор ООО «ЦентрХаляльНадзор» при Духовном управлении мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» Рамис Якупов акцентировал внимание на системе сертификации предприятий по стандартам халяль. «Компании, прошедшие проверку, гарантируют качество продукции и ответственны перед потребителем», — заявил он, добавив, что стандарты халяль способствуют повышению доверия к российским товарам.   

Стороны договорились усилить сотрудничество для реализации совместных проектов. Как отметили участники встречи, диалог между духовными лидерами и государством важен для гармоничного развития аграрного сектора с учётом интересов всех граждан.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=240#sigProId2b1c95e6b3

Глава ДСМР, муфтий Москвы Альбир хазрат Крганов выразил слова соболезнования в связи с кончиной Шарабуттина Юсуповича Чочаева
С глубокой скорбью и печалью мы получили известие о смерти ректора Северо-Кавказского Исламского университета имени Имама Абу Ханифы Шарабуттина Юсуповича Чочаева.
Шарабуттин Чочаев был настоящим патриотом нашего Отечества, мудрым, талантливым руководителем и ‎искренне верующим мусульманином, всецело посвятившим себя служению основам Ислама и развитию исламского образования. Благодаря своему профессионализму, сильному, целеустремленному характеру и беззаветной любви к малой родине он внес огромный вклад в сохранение традиционных ценностей, межконфессионального и межнационального согласия.
Шарабуттин Юсупович всегда отзывчиво относился к проблемам и чаяниям людей, будучи мудрым наставником и педагогом воспитал немало достойных учеников.
От имени Духовного собрания мусульман России выражаю глубокое соболезнование и искренние слова поддержки и сочувствия родным, близким, друзьям и коллегам.
Молим Всевышнего Аллаха простить и помиловать, упокоить его душу под сенью Своей ‎безграничной Милости. И да обрадует его Всевышний садами Рая, Своим прощением и милосердием в мире вечном.
И как сказано в Священном Коране: «Воистину, мы все принадлежим Господу и воистину, мы все к Нему возвращаемся!» (сура «Аль-Бакара», 156 аят)
Муфтий Москвы,
глава Духовного собрания мусульман России,‎
Альбир хазрат Крганов
Эксклюзивная программа в Джидду!
С 6 по 16 февраля в Умма Тур запланирована уникальная экскурсия в Джидду, включающая:
Старый город Аль-Баляд — архитектурное наследие и атмосфера прошлых веков.
 Могила Хаввы (р.а.) — место, связанное с историей человечества, наполненное глубоким духовным смыслом.
Не упустите возможность стать частью этого удивительного путешествия и открыть для себя новые грани паломничества.
Подробности и бронирование: Умма Тур: https://www.ummatour.ru
Задать вопрос в WhatsApp: http://wa.me/+79913120491
#УммаТур
  ДУМ ЛНР продолжает цикл обучающих лекций об исламе

Беседы  по профилактике терроризма и экстремизма в городах Луганской Народной Республики организуются руководством Луганского муфтията с начала этого года. В этот раз муфтий Луганской Народной Республики, Мухаммад Исмаил  посетил с лекцией  г. Стаханов.  Вместе с муфтием перед собравшимися выступили председатель  мусульманской религиозной организации города Стаханов, имам- мухтасиб Сабитов Рузалин и имам- хатыб Луганской соборной мечети Саламов Мухаммад хазрат Саламов.
После официальной части участники встречи продолжили свое общение в неформальной обстановке  за обеденным столом.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=240#sigProId9b08dca8dd

Источник и фото:https://t.me/islamlnr 

Зачем нужны духовные наставники?

Духовный наставник или шейх или муршид — всё это названия для воспитателя души. Каждый человек, который находится в поиске, который не сидит сложа руки с разумом, погруженным в сон, нуждается в наставнике. Наставник — это второй отец.

Мы знаем, что любому человеку, который хочет научиться какому-то делу, необходим учитель. Будущему пекарю нужен мастер, передающий свой опыт ведения пекарного дела, спортсмену нужен тренер, чтобы научиться водить машину нужен инструктор. И так в любом деле. Тот, кто ищет Господа, должен обратиться к тому, кто уже многие годы занимается этим поиском или уже нашел Всевышнего.

Шейх — это не человек, который учит тебя шариатскому закону или даёт информацию о мирском. Настоящий муршид воспитывает своих мюридов. Он показывает им на своём примере, как правильно поступать в той или иной ситуации. Шейх — воспитатель человеческих сердец. Для каждой души у него есть свой ключ, который ему даровал Всевышний, чтобы он мог выводить своих последователей из тьмы равнодушия и духовной комы.

Важно помнить,чтобы не попасть к лжешейхам: неважно, какие «караматы» совершает шейх, неважно, что говорят о нём другие, важно, чтобы он следовал за идеями Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), советовал благое и уберегал от дурного и не отступал от законов шариата. В настоящем муршиде не видно гордости, не видно страсти и озлобленности, от него исходит покой и люди, окружающие его, пребывают в гармонии.

Шейх — человек, которому через сунну Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), Всевышний открыл некоторые свои тайны. Он приближенный раб Аллаха. Его цель — помочь другим приблизиться к Творцу.

Наставник дает человеку задания и через эти задания человек, ученик, мюрид очищают свои сердца, а их нафс слабеет и становится легкоуправляемым.

Посланник Аллаха (мире му и благословение Всевышнего) воспитывал своих асхабов, учил их зикру, будил на тахаджут намаз и призывал к дополнительным постам. Но к каждому сахабу у него был свой индивидуальный подход. С тех давних пор методы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) сохранялись школами тасаввуфа и применяются до сих пор.

Что говорят учёные ислама о «наставничестве»?

В суре «Покаяние» сказано:

«О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! БОЙТЕСЬ АЛЛАХА И БУДЬТЕ С ПРАВДИВЫМИ»(9:119).

Правдивые — это те, кто не скрывается, не боится и делает то, во что верит. Это главные качества настоящего учителя.

В книге «Фаджрульмунир» Ахмад Рифаи сказал: «Кто вступит на путь познания Аллаха сам (без наставника), тот растеряется в первых же своих шагах».

То есть познать Всевышнего без помощи приближенных рабов Аллаха очень трудно и очень долго.

Имам Аль-Газали (да будет доволен им Аллах) в книге «Икд аль-явакит» говорит: «Мюрид нуждается в шейхе или учителе, наставнике (устазе),  за которым он будет следовать. Человека, у которого нет шейха, ведущего его по правильному пути, шайтан ведет по своему губительному пути».

Имам Аль-Газали предупреждает людей, которые самостоятельно решили познать Господа, что путь этот сложен и тернист, и не каждому дано дойти до истинного конца, ведь враг всех людей может помешать путнику и привести его в вечный ад.

Имам аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) привел слова великих ученых в книге «Икд аль-йавакит»«Кому не помогло видение своего шейха, тому не принесет пользу и сподвижничество». Шейх аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) после этих слов говорит: «Когда ты поймешь вышеприведенное высказывание, то тебе станет ясно и очевидно, что, как говорили великие суфии, искренний мюрид достигнет познания Бога только благодаря помощи совершенного наставника».

Имам Раббани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тарикат нужен для доведения Шариата до совершенства».

Ахмад Заррук в своей книге «Каваиду тасаввуф» пишет, что «без шейха не обойтись, чтобы обращаться к нему за разъяснениям, подобно тому как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Вараке ибн Навфалю, когда ему внезапно явился ангел Джибриль (мир ему), так как тот был сведущ в вопросах пророчества».

То есть обращение к знающему человеку в делах веры является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), на которого желает быть похожим каждый мусульманин.

Как выбрать муршида?

Муршид не всегда человек, обладающий абсолютным знанием шариата. Муршид — это воспитатель. Это благочестивый человек, который принадлежит тарикату, чья цепочка доходит до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Муршид не должен совершать грехов и говорить речи, противоречащие Корану и Сунне. Ищите человека, который близок вам, которого вы понимаете и которого вы сможете часто посещать. Прежде,чем выбрать муршида, необходимо поговорить с ним или вести с ним переписку, чтобы познакомиться с его образом мышления, идеями и методами.

Пусть Всевышний одарит нас прекрасными наставниками и дарует сады Рая своим рабам, которые находятся в пути поиска Его довольства!

Источник:https://islam-risalyat.ru/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/ 

Отечественное мусульманское военно-духовное служение: история и современные вызовы

В резиденции «Московского муфтията» при ДСМР состоялась встреча главы Духовного собрания мусульман России, муфтия Москвы Альбира хазрата Крганова с имамом Идрисом - хазратом Камалиддином, представителем мусульман Дальнего Востока.
В ходе дружеской беседы были обсуждены различные вопросы взаимодействия по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, образовательных и просветительских проектов, оказания поддержки военнослужащим в зоне СВО. Идрис - хазрат является руководителем направления по работе с верующими военнослужащими штаба объединенного стратегического командования войсками Восточного военного округа. Он активно занимается организацией работы военного духовенства, неоднократно бывал в зоне боевых действий и непосредственно знает все проблемные вопросы, с которыми сталкиваются наши бойцы, в т.ч. и верующие мусульмане.
Идирис- хазрат презентовал Альбиру хазрату свою книгу «Отечественное мусульманское военно-духовное служение: история и современные вызовы в условиях информационных войн». Издание представляет собой не только исторический обзор мусульманской военно-духовной службы в российском контексте, но и анализирует современные вызовы, с которыми сталкиваются верующие в условиях информационных войн.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

Об исламе в России и не только. Интервью муфтия Альбира хазрата Крганова РИА Новости

Глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ,  муфтий Москвы Альбир хазрат  Крганов ответил на вопросы РИА Новости о строительстве в Москве мечетей и межрелигиозного духовного центра, работе мусульманских организаций над адаптацией мигрантов и предотвращением межэтнических и межрелигиозных конфликтов и о том, может ли женщина получить исламское образование.

– Альбир хазрат, как развивается строительство межрелигиозного центра в московской Коммунарке? Сколько осталось строить комплекс? Какими деталями проекта вы уже можете поделиться?

– На сегодняшний день религиозным организациям выделены земельные участки. Согласно российской традиции, наши мусульмане и, например, буддисты готовят там строительные площадки. Мы видим: когда строятся храмы, мечети или синагоги, строительство начинается с небольшого домика, куда могут приходить верующие, чтобы знакомиться с проектом. По такому известному алгоритму идем и мы. Установлено модульное помещение временного характера, где можно ознакомиться с общим проектом и принимать людей, интересующихся данным проектом. Строительные работы пока не ведутся, территории огорожены. Мы благодарим органы власти за подведение дороги, которая не только ведет к межрелигиозному центру, но и удобна для горожан, отдыхающих у пруда. Подключено освещение. Сейчас идет подготовительная работа по согласованию всех направлений проекта.

Концепция межрелигиозного центра согласована уже давно, и изменений в ней нет. Обсуждаются разные варианты конфигурации площади: у кого-то из религиозных организаций два здания, кто-то объединил в одно. По функционалу это будет несколько объектов, включая образовательный кластер и кластер, посвященный медицине, в том числе реабилитации военнослужащих СВО и женской консультации. Планируется общежитие для студентов, что актуально из-за высокой стоимости аренды жилья в Москве, с которой сталкиваются студенты религиозных заведений. Также будет Центр исламской мысли, который объединит выставочные пространства для знакомства горожан с большой и уникальной историей российского ислама. Запланирован небольшой гостевой дом для технического и административного функционала в рамках проекта.

 – На каких стадиях готовности другие элементы комплекса – православный, буддийский, иудейский? Известны ли уже их названия, и кто будет в них настоятельствовать?

– Еще в ноябре, во время встречи с его святейшеством патриархом Московским и всея Руси Кириллом, были представлены эскизы и проекты межрелигиозного центра, включая православный храм, которые тщательно разрабатывались МАРХИ. Буддийская организация уже установила временное помещение на территории и принимает там верующих буддистов, собираясь по выходным и буддийским праздникам. Подготовка их проекта находится в более активной стадии, и они работают над реализацией строительства. Иудейская организация также урегулировала некоторые рабочие вопросы и ведет работу на уровне документации с правительством Москвы.

 – Как к строительству относятся местные жители? Как, на ваш взгляд, нужно выбирать в Москве месте для строительства будущих мечетей, и нужно ли находиться в контакте с Московской епархией РПЦ, чтобы снимать конфликты?

– Откровенно говоря, в крупных мегаполисах возникают вопросы со строительством, и это касается не только храмов неправославных религий, но и самих православных храмов. Вспомним ситуацию в Екатеринбурге, которая была использована определенными силами против РПЦ. Подобные истории встречаются по всей стране, в разных городах и регионах. Москва, как большой город, – не исключение, и здесь возникают вопросы. Необходимо учитывать, что идеологические центры, которые ведут информационную войну с нами извне, особенно из Украины, активно следят за такими вопросами, пытаясь добавить масло в огонь. Это видно, даже по ряду телеграм-каналов, выступающих зачинщиками против строительства межрелигиозного центра в Москве, часть которых связана с украинскими группами влияния и ЦИПСО. К сожалению, люди иногда поддаются провокациям, но разъяснительная работа необходима, и она ведется. Ни в коем случае нельзя допускать поляризации российского общества, особенно сегодня. Мы должны быть едины, стоя плечом к плечу, отстаивать и защищать наши общие единые интересы – интересы нашей Родины.

Сегодня всем необходима "холодная голова", сдержанность, умеренность и рассудительность в своих высказываниях и действиях. Мы объясняем людям, что многие из возникших вопросов не соответствуют действительности, и это важно доводить вовремя. У нас сложились добрые взаимоотношения с Русской православной церковью, ее структурами на местах, батюшками и благочинными, а также национальными организациями. Это большая кропотливая работа, которую мы продолжаем.

Большинство православных и русских людей также обращаются к властям и РПЦ, высказывая мнение, что в межрелигиозном центре должен быть православный храм. Это верное и поддерживаемое нами изначально решение. В преамбуле закона о свободе совести и религиозных организациях указано, что в России традиционными религиями считаются православие, ислам, иудаизм и буддизм, и в рамках данного проекта они должны быть представлены.

 – К этому вопросу примыкает тема соотношения коренных мусульман и мигрантов. Как различаются их менталитеты, ведь в большей части мигранты – это уже люди, у которых нет советского опыта жизни в одной стране с россиянами?

– Вынужден согласиться, что после распада Советского Союза, который был инициирован подписанием документа в Беловежской пуще, произошла существенная ломка того, что мы строили вместе, развивая социализм и имея единые представления о государственности. Последние 30 лет доминировала идеология национальных государств, как в странах бывшего Союза, так и у нас. Это важно учитывать, ведь сегодняшняя молодежь, воспитанная за эти годы, уже не те, кто учился по единым учебникам и жил в едином идеологическом пространстве. Вместо этого мы видели формирование других идеалов и превосходств одних над другими, когда во времена СССР все было ясно и понятно для всех. И с проявлениями этой работы, включая усилия недружественных стран по отношению к России, в странах бывшего Советского Союза были заложены зерна недоверия, которые до сих пор оказывают влияние.

В этих условиях Духовное собрание мусульман России и Московский муфтият работают над адаптацией мигрантов. Существует много проблем и вопросов в этой теме, но мы исходим из того, что миграционная политика не должна реализовываться в ущерб коренным гражданам нашей страны. При всем нашем уважении, если к нам приезжают гости, они должны уважать наши традиции, наш быт, наш порядок, который тут установлен. Ведь мы не устанавливаем у них наши порядки. То есть это как бы обязательно в приоритете. И данный Межрелигиозный центр, я бы хотел акцентировать внимание, в первую очередь, строится для коренных мусульман нашей страны.

Перед нами стоят общие социальные проблемы, такие как вопросы абортов и разводов, которые касаются не только определенной части общества, но и мусульман. Нам необходимо работать с нашими мусульманами из разных регионов страны: КавказаПоволжья, Сибири, с татарами и башкирами, которые на протяжении многих веков проживают в нашей стране. Это наша обязанность перед Богом и уставная задача в окормлении граждан нашей страны, которая включает в себя и большую социальную работу, которая заложена в рамках проекта в Коммунарке.

Мы неоднократно подчеркивали, что необходимо разделять мигрантов (откуда бы они ни были) и коренных жителей, граждан нашей страны в том числе в вопросах, касающихся ислама. Коренные жители, присутствовавшие с первых дней создания нашего государства, всегда играли важную роль, и память об этом важна. Если вспомнить историю, мы можем даже найти татарские фамилии, которые подписывали воззвание к Романовым, чтобы они пришли к власти в те времена. Мы здесь присутствуем всю жизнь, и это такая же наша земля и наша родная страна, другой у нас нет.

 – Какие у ДСМР есть нововведения и методы работы с приезжими, и в чем они нуждаются в духовном отношении?

– Очень важна просветительская работа по профилактике экстремизма, национализма, неонацизма, как это мы видели, например, в Украине. Кто-то пытается возродить неоязычество и другие аспекты в идеологическом плане. Слово Божие, слово священных книг Корана и Сунны Пророка нужно доводить в доверительном ключе, разъясняя основы веры. Также важно рассказывать об истории государственно-исламских и христианско-мусульманских отношений в России. Эти примеры часто неизвестны или не изучаются, поэтому мы активно занимаемся их распространением среди граждан, приезжающих к нам. В наших мечетях и учебных заведениях проводится активная разъяснительная работа.

Также несколько лет у нас работает Центр правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов Росмигрант при Духовном собрании мусульман России, выполняя большую работу в этом направлении. В многих регионах страны её деятельность отмечена благодарностями общественных и государственных институтов. Мы видим, пусть скромную и небольшую, но очень важную долю нашего соучастия в сохранении мира, стабильности и взаимопонимания между народами в нашей стране.

 – Как вы относитесь к проектам законов о контроле за знанием русского языка у приезжих всех возрастов?

– Любой культурный человек стремится к знаниям, и религия поддерживает это. Пророк Мухаммад говорил, что человек, владеющий языком, знает культуру народа. Хотя это не прямой перевод, смысл сохраняется. Для тех, кто приезжает к нам, знание русского языка обязательно. Любая страна требует знания государственного языка для того, чтобы социально ориентироваться, адаптироваться и решать возникающие вопросы. Это также важно и для воспитания своих детей, чтобы они могли адаптироваться в новом пространстве. Изучение русского языка приветствуется как в странах исхода, так и здесь, в России. Детей мигрантов также надо обучать русскому языку, сохраняя наши национальные традиции.

В России проживает почти 200 народов, которые говорят на своих национальных языках, при этом общий русский язык нас объединяет. Мы все прекрасно говорим на русском языке и знаем свои национальные языки. Мы не видим в этом проблемы. Знание русского языка обогащает нас всех, и именно поэтому приезжие также должны его изучать, начиная еще в своей стране.

 – Расскажите об образовательных усилиях ДСМР, о Школе исламского блогера. Работает ли она, как в ней учат, и на кого она направлена?

– Образование – это основа современного и нашего будущего ислама. Уделяется внимание школам при мечетях в нашей структуре. Муфтияты-партнеры проводят большую работу, особенно в Дагестане, Крыму, Севастополе, Башкирии, Республике Татарстан. Они выпускают большое количество студентов. В Чувашии есть медресе Гулистан. В Новосибирске строится крупное учебное заведение для Сибирского региона, в Кемерово и других регионах также эта работа не прекращается. Мы фокусируемся не только на богословии и теологии, но и на истории российского ислама. Это важное направление. Современные подходы к работе с молодежью также важны: это обучающие короткие уроки, записываемые нашими имамами, и Школа исламского блогера, реализованная в рамках проектов ДСМР в этом году.

Школа исламского блогера – уникальный проект в своем роде, где специалисты обучают начинающих блогеров, как правильно оформлять контент с точки зрения ислама, не допуская ошибок в формулировках и определениях, как подать информацию так, чтобы не задеть чувств верующих людей. Ребята учатся создавать и развивать блоги, вести съемку, записывать подкасты и работать со звуком и светом, применять правильно новые технологии искусственного интеллекта и многое другое.

Это все очень важные и уязвимые национальные и религиозные темы, к которым люди относятся трепетно. Поэтому необходимо обучать людей, включая блогеров и журналистов, чтобы они случайно, по незнанию, не оскорбили чувства миллионов верующих. В современных условиях это очень опасно, так как может быть моментально использовано против нас.

В рамках Московского муфтията идет работа и по исламскому институту. Были определенные вопросы по лицензированию, но подготовительные курсы уже идут, и люди приходят, идет обучение в рамках нашего ВУЗа. Если говорить о планах, то 2025 год у нас – год исламского образования в России. Запланировано много интересных мероприятий и проектов в этом направлении, посвященных изучению религии, истории, традициям, культуры и прочее.

– Может ли сейчас девушка или женщина научиться блогерству? И, в свою очередь, женщина – получить богословское образование в учебных заведениях ДСМР и приобрести необходимые квалификации, чтобы приступить к защите кандидатской в области исламской теологии? Как вы считаете, должно ли это быть возможно?

– Это обязательно должно быть возможным. Женщины составляют более половины нашего общества и, в сущности, сами являются учебным заведением, как сказано: каждая женщина подобна медресе (духовное учебное заведение в исламе – ред.), через молоко матери воспитываются дети. И поэтому мы с глубоким уважением относимся к нашим сестрам и женщинам. Пророк Мухаммад уделял этому большое внимание.

В прошедшем году мы провели масштабный фестиваль "Остабике — хранительница традиций", чтобы напомнить обществу о высокой роли женщины. И конечно, среди женщин должны быть блогеры и журналисты, а также развитые и знающие специалисты в разных направлениях, чтобы помогать мусульманкам в реализации их гражданских и религиозных прав. А если кто-то из женщин желает защитить диссертацию или получить более высокий статус, мы открыты и готовы помочь нашим сестрам.

– Как, на ваш взгляд, духовенство должно говорить о многоженстве и защищать положение женщин в связанных с ним ситуациях?

– Я бы отметил важный момент, о котором часто не говорят в публичном пространстве: о роли мужчин и их ответственности. Сегодня половая распущенность начинается у детей очень рано, и это большая проблема. Также существует проблема отношений, которые нигде не зарегистрированы. Каждый мужчина должен задуматься об этом, так как это большая моральная ответственность. Этот мужчина, возможно, и не знает, что где-то у него в очень тяжелом положении может находиться его ребенок. А это вернется таким негативным бумерангом и, как говорит современная молодежь, очень сильно повлияет на его "карму".

Люди, задумывающиеся сразу об ответственности, заслуживают уважения. Важно помнить и об ответственности за семью. Это должно быть объяснено и разъяснено людям.

Надо также учитывать и проблему абортов. В исламе есть на эту тему разъяснение: о легком отношении к другим девушкам. Предлагается вспомнить, что у этого человека есть дочери, сестры и матери. Хотел бы ты, чтобы кто-то относился к ним так же легкомысленно? Это вопрос духовных устоев нашего общества, и он связан с высоким уровнем разводов из-за легковесного отношения к созданию семьи. Это тоже очень большой вопрос. Всегда нужно помнить, что первая семья была создана в раю, и это свято.

– Должен ли существовать единый и признанный всеми духовными управлениями орган, выносящий фетвы?

– У нас единая страна, и логично, что Российская Федерация имеет единую законодательную базу, Конституцию и федеральные законы для всех 89 субъектов. Это относится, в принципе, как кияс (принцип аналогии, один из основных в исламском праве наряду с Кораном, Сунной и консенсусом авторитетных богословов – ред.), что мы смотрим на аналогию. Поэтому не может быть отдельных фетв для разных регионов, они должны быть едиными для всей страны. Это вопрос будущего, но о нем необходимо задумываться уже сейчас.

Для мусульман в России, согласно Священному Корану и Сунне Пророка, фетвы должны быть адаптированы к условиям российских мусульман. Российские религиозные организации не должны пытаться тянуть одеяло на себя в этом вопросе. Это неправильно с точки зрения того, где мы находимся. Здесь важно уйти от своих каких-то структурных амбиций. Должно быть общее понимание в данном вопросе.

Мне кажется, что правильным было бы создание органа по подготовке фетв при Болгарской исламской академии, так как это единственная академия в стране, занимающаяся богословскими религиозными вопросами. Это высший ВУЗ в иерархии наших учебных заведений. Будет логично, если при ней создадут такой совет, куда другие централизованные организации смогут направить своих представителей.

 Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

источник: https://ria.ru/20250205/krganov-1997401884.html

Братские встречи на Сенегальской земле под флагом ДСМР
В рамках проходившего в Сенегале  международного форума по тасаввуфу советник муфтия ДСМР по международным делам, председатель ЦДУМ Волгоградской области Бата Кифах Мохамад провел дружеские встречи с представителями органов власти,  Шейхом Али Дабо, местными прихожанами. Бата Кифах рассказал  о деятельности Духовного собрания мусульман России,  о том, как живут мусульмане в России,   о том,  как мусульмане России и Сенегала  помогают укреплять отношения между двумя  этими дружественными государствами,  и готовность России развивать отношения с народами Африки.
Многие страны Африки, особенно, -  Сенегал, служат ярким примером того, как тарикаты играют важную роль в жизни мусульман. Суфийские шейхи в Сенегале пользуются огромным авторитетом, их последователи исчисляются миллионами. 
В завершение поездки была достигнута договоренность  и далее  проводить совместные мероприятия, направленные на укрепление отношений между нашими странами.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=240#sigProIdc4c82dbd02
Источник и фото: https://t.me/muftyvolgograd/3784?single
Прекрасная возможность поделиться своим жизненным опытом
В прошедший недавно международный День Хиджаба  сообщество женщин Духовного центра им. Зайнуллы Расулева г.Челябинска совместно с сестрами клуба SafWomen провели тематическое мероприятие, направленное на объединение общества всех женщин.
День Хиджаба, отмечаемый 1 февраля, служит не только напоминанием о важности этого элемента в жизни мусульманок, но и возможностью обсудить различные вопросы религии и современных стереотипов.
Встречи такого формата - это прекрасная возможность поделиться своими историями и опытом, поддерживая друг друга в выражении внутренней свободы, уважении традиций и духовных ценностей, способствующих взаимопониманию. А главное - это теплая встреча и дружеское общение, что само по себе уже является праздником.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=240#sigProId23dc475331
 

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found