НОВОСТИ
В Чувашии 81 - летний аксакал изобразил генеалогическое древо пророка Мухаммада (мир ему и благословения)

В Чувашской Республике житель села Татарские Тимяши Батыревского района Тальгат Шакуров схематически отобразил генеалогическое древо - жизнеописание пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Тальгат Шайхуллович Шакуров во время встречи с первым заместителем муфтия Духовного управления мусульман Чувашской Республики Ильясом хазратом Сафияновым рассказал, что его дед Шакур, в свое время, исполнял обязанности муадзина в сельской мечети, а отец и мать тоже были людьми религиозными.

«Именно от матери я узнал о нашей религии ислам. С возрастом всё больше интересовался религией, как и старший брат Джавдат. В 2005 году, выйдя на пенсию, стал более глубоко изучать полюбившеюся мне историю Ислама. Собрал много религиозной литературы, создал собственную библиотеку. В 2014 в возрасте 74 лет поступил в родное медресе «Гулистан», которое окончил в 2019 году. Конечно, на нашем курсе я был самым старшим. Хазраты и преподаватели с большим желанием давали мне различные знания. Уроки Мансура хазрата, который является председателем ДУМ Чувашии, были наполнены мудростью, ведь он преподавал нам нравственность в исламе. Габдулла хазрат научил нас правильно находить источники и доказательства в религии, Раис хазрат преподавал нам основы юриспруденции, Ильяс хазрат научил правильно читать арабские буквы.

Мне сразу понравилось изучать Сиру (жизнеописание пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует)- именно поэтому у меня возникло большое желание составить его полную священную родословную»,- рассказал Тальгат Шакуров.

Прежде как отнести родословную пророка в типографию, Тальгат хазрат отдал его на проверку опытным наставникам и хазратам из разных медресе, в том числе и медресе имени «1000летия принятия ислама» в городе Казань.

Закончив этот проект, уважаемый Тальгат Шакуров планирует и дальше радовать своих единоверцев новыми результатами своих исследований в области Ислама.

Пожелаем ему в этом удачи и крепкого здоровья на долгие годы

View the embedded image gallery online at:
https://dsmr.ru/?start=3670#sigProId0080761c3d

Подготовка к Всемирной конференции по межкультурному и межрелигиозному диалогу в 2022 году- «ключевое международное мероприятие и для Совета Федерации, и для нашей страны»

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подвела итоги работы палаты в весеннюю сессию - сенаторы провели 12 заседаний, рассмотрели и одобрили более 350 законов.

По ее словам, главным приоритетом Совета Федерации стало законодательное обеспечение Послания Президента Федеральному Собранию. «Мы оперативно приняли все необходимые планы, подготовили и одобрили ряд ключевых законопроектов, направленных, в том числе, на укрепление финансового положения регионов».

Среди знаковых мероприятий, состоявшихся в этом году, Валентина Матвиенко назвала заседания Совета законодателей Российской Федерации, президентского Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, а также девятый Невский международный экологический конгресс.

Во время весенней сессии, по словам Валентины Матвиенко, проведено более ста встреч с представителями зарубежных парламентов и международных организаций, влиятельными политиками, общественными и религиозными деятелями, послами иностранных государств. На состоявшейся в Совете Федерации встрече с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем обсуждалась подготовка Всемирной конференции по межкультурному и межрелигиозному диалогу в 2022 году. «Это ключевое международное мероприятие и для Совета Федерации, и для нашей страны».

Председатель СФ рассказала также о подготовке третьего Евразийского женского форума, проведение которого запланировано на осень этого года. «В эту работу включены практически все субъекты Федерации».

Председатель СФ особо отметила одобренные в ходе сессии законы экономической направленности и в сфере экологической безопасности.Говоря об одобренных законах по реализации социальной части Послания Президента РФ Федеральному Собранию, она отметила, что верхняя палата парламента предметно занималась вопросами развития инфраструктуры детского здравоохранения, выступила с инициативой о формировании отдельного федерального проекта по борьбе с инфекционными заболеваниями. «Именно такие социальные, адресные законопроекты и инициативы сегодня играют всё большую роль в нашей повестке».

Спикер СФ высоко оценила сотрудничество Совета Федерации с Правительством РФ и сказала, что взаимодействие вышло на принципиально новый уровень. Свидетельством ответственного отношения Правительства к постановлениям, рекомендациям Совета Федерации является высокий уровень их выполнения, включая поручения по итогам традиционной встречи руководства палаты с Председателем Правительства РФ».

Валентина Матвиенко также сообщила, что в ближайшее время пройдет Форум регионов Беларуси и России, в котором традиционно участвуют главы двух государств.

Председатель СФ затронула тему предстоящей осенью масштабной избирательной кампании. Она поблагодарила за сотрудничество депутатов Государственной Думы седьмого созыва. «По итогам выборов обновится состав не только Государственной Думы, но и Совета Федерации. Начнётся новый парламентский цикл, по сути, очередной этап в истории российского парламентаризма».

Глава ДСМР, муфтий Альбир Крганов поздравил главу Чувашии с Днем Республики

УВАЖАЕМЫЙ ОЛЕГ АЛЕКСЕЕВИЧ, ДОРОГИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ!

От имени Духовного собрания мусульман России, правоверных Чувашии и себя лично сердечно поздравляю Вас с Днём образования Чувашской Республики!

На протяжении многих веков современная территория Чувашии была домом для многих народов, представителей разных культур и религий. Чувашская Республика известна и славится своим богатым и по-настоящему великим культурно-историческим наследием, обычаями гостеприимства и любви к ближнему, стремлением к созидательному труду на благо своего края, сохранением семейных ценностей, передающимися из поколения в поколение.

Этот торжественный день является общим для нас всех праздником! Мы татары-мусульмане, принимая активное участие в жизни родной Республики и наблюдая за развитием региона, гордимся и радуемся общим удачам и победам, восхваляем Всевышнего за Его блага. Сегодня Чувашия является один из самых динамично развивающихся регионов России, демонстрируя уверенные темпы социально-экономического развития. Эти успехи реализуются на основе талантливой организаторской работы руководителей Республики и огромного трудолюбия всех жителей, что особенно примечательно и актуально для всей российской экономики.

Расположенная в самом сердце страны, Чувашия объединила представителей разных народов и культур, стала примером межэтнического и межрелигиозного согласия в Поволжье. Отрадно осознавать, как жители многорелигиозной и многонациональной республики живут в отношениях дружбы, взаимоуважения и согласия, показывая добрый пример добрососедства и сотрудничества. Духовное Управление Мусульман Чувашской Республики, объединяющее более пятидесяти приходов и медресе «Гулистан», в добром сотрудничестве с другими традиционными религиями направляет все свое влияние на сохранение устойчивого гражданского общества, укрепление мира и стабильности, а также возрождение и популяризацию исконных духовно-нравственных ценностей нашего народа.

Лучшие качества жителей Республики, их доблесть и стойкость, приверженность к общечеловеческим ценностям играют ключевую роль в налаживании межрелигиозного и межкультурного диалога, достижении мира и гармонии. Именно сохранение межнационального согласия и мира в обществе - это прочная основа для будущего развития как для региона, так и для страны в целом.

Мы, мусульмане России убеждены в том, что межрелигиозный и межнациональный диалог является важным механизмом укрепления согласия в обществе, принципов взаимоуважения и добрососедства. В связи с этим искренне подтверждаем наше желание к дальнейшей совместной работе с религиозными организациями Республики в данном направлении.

Этот день, безусловно, является символом единения жителей Республики. Уверен, что при Вашем руководстве Чувашия продолжит свое поступательное развитие, а верность культурным и духовным принципам и традициям, общечеловеческим ценностям, которые объединяют всех, помогут в достижении поставленных задач.

Желаю Вам и всему многонациональному народу Республики здоровья, помощи Всевышнего Создателя во всех благих деяниях и всевозможных успехов в решении стоящих перед Вами задач, касающихся претворения в жизнь надежд и чаяний жителей Чувашии.

И да примет Аллах Всевышний все Ваши праведные труды, искренние молитвы и поклонения и воздаст за них благом в обоих мирах.

С уважением и добрыми молитвами,

Муфтий Москвы,

глава Духовного собрания мусульман России,‎

член Общественной палаты Российской Федерации

Ислам помогает молодым людям адаптироваться к современным условиям жизни

Заместитель Муфтия Крыма и г. Севастополь Раим Гафаров провел традиционную встречу со студентами Симферопольского автотранспортного техникума, в рамках которой прошла беседа на темы: «Испытания в жизни. Поиск счастья и смысла в благом. Ограждение от вредных привычек (алкоголь и наркотики)» и «Преданность и надёжность – одни из самых важных качеств человека». В беседе Раим Гафаров уделил особое внимание тому, как религия формирует в человеке толерантность, гражданскую позицию, доброту, милосердие, гуманизм и патриотизм. Как молодым людям на основе ислама адаптироваться к современным условиям жизни, в частности, к экономике, политике, праву, морали, культуре и т.д.

«Разочарование в жизни одолевает не только молодежь, но и людей старшего поколения. Многие жалуются на то, что жизнь кажется им совершенно бессмысленной. Отсюда — слабое противостояние зависимостям, которые создают иллюзию благополучия, а на самом деле ведут к катастрофе. В данном случае спасает религия, спасает слово Всевышнего», — рассказал Раим Гафаров.

Муфтият Крыма уже несколько лет сотрудничает с Симферопольским автотранспортным техникумом. На встречах молодые люди задают религиозным служителям интересующие их вопросы и обсуждают актуальные темы.

Итоги реализации проекта дискуссионного клуба евразийской исламской молодежи

Проект «Дискуссионный клуб евразийской исламской молодежи «Ценности традиционного ислама как эффективный механизм противодействия радикализму и экстремизму в молодежной среде» был разработан и подготовлен Централизованной религиозной организацией Региональное духовное управление мусульман г.Томска и Томской области под руководством муфтия Нуруллы – хазрата Турсунбаева.

Проект поддержан Фондом президентских грантов и реализован в период с июля 2020 года по июль 2021 года. Участниками проекта (в том числе – в режиме он-лайн) стали активисты исламской молодежи из России и других стран мира, авторитетные представители исламского духовенства, Русской Православной Церкви, Общественной палаты Российской Федерации, руководители и члены национально-культурных автономий и национальных организаций, сотрудники средств массовой информации, общественные объединения, представители органов исполнительной власти и депутатского корпуса. Общее количество участников проекта превысило цифру в 16 тысяч человек.

В ходе реализации проекта реализации проекта был разработан и создан многофункциональный интернет-портал для исламской молодежи «Аль-Ислам» — https://al-islam.ru со следующими онлайн-сервисами: системой «вопрос-ответ» от экспертов в области ислама, видео заседаний дискуссионных площадок, библиотекой по вопросам ислама, материалов, посвященных противодействию радикализму и экстремизму, расписаниями времени намазов по регионам России, а также мобильным приложением «Аль-Ислам» для телефонов на базе Android.

В структуре интернет-портала есть следующие рубрики: энциклопедия ислама, исламские заведения, история ислама в Сибири, галерея, видеотека, аудиотека, библиотека, блоги.

Также, в ходе реализации проекта были созданы группы в социальных сетях: «ВКонтакте», «Instagram», «Facebook» и «YouTube».
За время реализации проекта было проведено 8 заседаний Клуба евразийской исламской молодежи, которые прошли в форме «круглых столов» с элементами панельной дискуссии.

Приглашенными экспертами стали ведущие эксперты в области ислама, религиоведения, специалисты в сфере деструктивных, радикальных и экстремистских течений.

На заседаниях Клуба были обсуждены следующие вопросы:

1. Понимание процессов кризиса идентичности представителей исламской молодежи в современном мире и определение путей по его преодолению.

2. Определение роли исламской молодежи в российском сообществе. Ее участие в социальных, культурных и политических процессах.

3. Ислам и научное знание: история и вызовы современности.

4. Ислам и мировые религии: история плодотворного сотрудничества.

5. Актуальные вызовы в сфере духовной безопасности.

6. Практические аспекты профилактики радикализма и религиозно мотивированного экстремизма.

7. История ислама в Сибири.

8. Основные виды молодежных деструктивных течений в сети интернет, способы их выявления и методики противодействия им.

9. Деструктивные образования как угроза современному обществу.

Участники проекта отметили, что ислам является не только религией, но и мощнейшим культурным цивилизационным кодом.

Ислам – это и образ жизни, и правила поведения в обществе, и модель выстраивания семейных отношений, и – прежде всего – образ мыслей. И от того, из каких источников будет черпать информацию по исламу молодежь и зависят те смысловые модули, которые сформируются у молодых людей и определят их дальнейшие поведенческие установки.

Сегодня главный информационный и коммуникационный канал молодежи – всемирная сеть Интернет – нередко содержит недостоверную, искаженную, а, подчас, и откровенно экстремистскую информацию по вопросам ислама. В сети активно работают «исламисты», которые намеренно искажают идеи ислама, заменяя их «псевдоисламизмом». По их словам, делают они это для достижения, «благородных» целей. Но в действительности - в основе их деятельности лежит сугубо прагматичная, а самое главное крайне циничная задача – подчинить себе – информационно, интеллектуально, морально и духовно – молодых людей. А затем, сформировав у них псевдоисламскую самоидентичность, использовать в своих целях.

Все это приводит к тому, что у молодых людей, быстро теряющих традиционные ориентиры из-за мощнейшего потока информации, самоидентичность нередко формируется на основе откровенно ложных понятий и установок. И в таких условиях исламская молодежь становится «разменной монетой» для радикалов и экстремистов.

Каким образом можно дать молодым людям действительно проверенную, достоверную информацию? Не дать деструктивным силам внедрить в их пассионарные креативные головы вирус, искажающий сознание. Сформировать настоящую, глубинную, подлинную исламскую идентичность, основанную на идеях традиционного Ислама – религии мира, добра и справедливости?

И вот здесь необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон. И, прежде всего – самой молодежи. Безусловно – в гораздо большой степени, чем сейчас – необходимо включаться в этот сложнейший процесс представителям научного и образовательного сообщества. А исламскому духовенству еще более активно работать с молодыми людьми. Причем – не только в мечетях и медресе.

И самое главное – говорить с молодежью на понятном им языке, и на их территории – в информационном поле сети Интернет. Формировать самоидентичность исламской молодежи на основе двух главных факторов – традиционных догматов Ислама и инновационных механизмов их транслирования и продвижения.
Также участники проекта отметили, что сегодня исламская молодежь является неотъемлемой частью российского общества. Молодые мусульмане активно участвуют в общественных, социальных, культурных и политических процессах, происходящих в Российской Федерации.

Представители исламской молодежи обучаются в средних и среднеспециальных учебных заведениях, в российских вузах, трудятся в секторе реальной экономике, в сфере бизнеса, на государственной, государственной гражданской и муниципальной службе, представляют интересы избирателей в представительных и законодательных органах власти.

И поэтому – молодые мусульмане уже сегодня формируют образ ислама для граждан Российской Федерации. При этом - крайне важно, чтобы этот образ получился позитивным, в полной мере соответствующим историческим традиционным ценностям ислама – религии мира, добра и справедливости.

Для того чтобы этот процесс получился успешным, считают участники проекта, необходимо регулярное общение исламской молодежи на самых различных площадках. Это могут быть дискуссионные клубы исламской молодежи, молодежные объединения при Ассамблее народов Российской Федерации и Ассамблеях народов регионов страны, молодежные советы при исполнительных, законодательных и представительных органах государственной и муниципальной власти, Общественной палате РФ, Общественных палатах регионов и муниципальных образований Российской Федерации.

Важную роль в консолидации исламской молодежи должны сыграть национально-культурные автономии и организации, а также землячества тех народов, для которых ислам является традиционной религией.

В ходе общения в таких структурах молодые мусульмане должны бережно и внимательно изучать традиции ислама. Переносить в свою повседневную жизнь все лучшее из основ веры: уважение к старшим, любовь к ближнему, помощь тем, кто в ней нуждается, уважение к представителям других национальностей.
И преобразовывать эти принципы в конкретные дела: информировать о своей деятельности молодежь других конфессий, проводить вместе с ней совместные мероприятия в социальной, культурной, образовательной, спортивной и общественной сферах.

Информировать о своей деятельности исполнительные, законодательные и представительные органы государственной и муниципальной власти. Вносить в эти органы свои предложения по совершенствованию механизмов межрелигиозного диалога и межнационального взаимодействия.

Проанализировав историю взаимодействия Ислама и Православия, участники проекта отметили, что взаимодействие религий всегда было мирным, добрососедским и плодотворным.

Ислам и Православие согласовано выступают как в России, так и на международной арене в таких вопросах, как сохранение традиционных ценностей, укрепление института семьи, противодействие деструктивным течениям и по многим другим направлениям.

На основе анализа ситуации было сформировано единое мнение о том, что положительный опыт сотрудничества Ислама и Православия необходимо бережно сохранять, продолжать и развивать.

А в субъектах Российской Федерации представителям исламской молодежи было бы целесообразно создавать рабочие группы с муниципальными, региональными и федеральными органами власти по развитию, укреплению и совершенствованию межрелигиозного диалога, с использованием для этих целей совещательных органов, созданных при законодательных и исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации.

Подводя общие итоги реализации проекта, его участники считают, что только объединив усилия представителей исламского сообщества, других религиозных конфессий, общественных организаций, национально-культурных автономий, органов законодательной, представительной и исполнительной власти можно получить эффект синергии с целью сохранения тысячелетних традиций Ислама и органичного интегрирования его культурного цивилизационного кода в структуру современных цивилизационных реалий.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ СОСТАВЛЕН И ПРИНЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА В ХОДЕ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Председатель Централизованной религиозной организации Региональное духовное управление мусульман г.Томска и Томской области Н.Т. Турсунбаев

Представители ДСМР приняли участие в церемонии на Мемориале Славы в Звенигороде

В день 80-летия начала Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., на Мемориале Славы прошла церемония возложения венков и цветов к Вечному Огню и памятнику Воину-звенигородцу. Цветы к мемориалу возложили ветераны Великой Отечественной войны и труда, труженики тыла, бывшие узники фашистских концлагерей, члены семей участников войны, делегации ветеранских и общественных организаций, трудовых коллективов, жители города.

От имени руководства города венок к Вечному Огню и цветы к братской могиле воинов Советской Армии, погибших при защите Звенигорода в 1941 году возложил начальник территориального управления Ринат Мангушев.

В церемонии приняли также участие председатель Звенигородской организации ветеранов и пенсионеров Любовь Петрова, руководитель Звенигородского союза десантников генерал-майор ВДВ Александр Искренко, наместник Саввино- Сторожевского монастыря архимандрит Павел и благочинный церквей Звенигородского округа протоиерей Николай Курдов, имам-хатыб, помощник муфтия ДСМР Ильнур-хазрат Гайнутдинов, руководитель местной общины мусульман Айдар Валиулин.

Память погибших на полях сражений почтили минутой молчания и ружейным залпом.

В Волгограде прошла акция «Завтра была война»

Муфтий ЦДУМ Волгоградской области Бата Кифах Мохамад принял участие в мероприятии, приуроченном 80-летию начала Великой Отечественной Войны.В ночь на 22 июня на Мамаевом кургане прошла традиционная акция «Завтра была война».

Сотни свечей были зажжены сегодня на Мамаевом кургане. Участники акции — губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, руководители и личный состав правоохранительных, силовых и надзорных ведомств, представители органов исполнительной и муниципальной власти, курсанты Волгоградской академии МВД России, кадеты полицейских классов — почтили минутой молчания память всех погибших в годы Великой Отечественной, зажгли свечи на площади Героев и возложили цветы в пантеоне Славы на Мамаевом Кургане. Затем шествие двинулось к подножию монумента «Родина-мать зовёт!».

Акция, приуроченная к дате начала Великой Отечественной войны, проводилась в городе-герое десятый раз. Впервые, в 2012 году, она состоялась по инициативе волгоградских полицейских. Затем акцию поддержали представители всех силовых структур региона, а с 2014 года она является всероссийской.
Мероприятие прошло с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований

Шахтерский Сабантуй пройдет в Кузбассе

26-27 июня в рамках празднования 300-летия Кузбасса состоится Международный шахтерский Сабантуй. Проведение совместного праздника поддержали Глава региона Сергей Цивилёв и Президент Татарстана Рустам Минниханов. В мероприятиях примут активное участие и представители Духовного управления мусульман Кемеровской области.

Так, в Кемерово пройдет организованный ДУМ Кузбасса при поддержке ДСМР круглый стол «Вопросы повышения квалификации исламских религиозных деятелей по актуальным вопросам государственно-конфессиональных отношений и богословия и пути их решения», в котором примут участие представители органов государственной власти, религиозных организаций, научно- экспертного сообщества, Совета по исламскому образованию России в лице председателя Совета Рафика Мухаметшина.

В программе Сабантуя также запланировано:

- 26 июня, в деревне Кабаново Крапивинского МО состоятся конные скачки, а также концерт с участием национальных творческих коллективов Кемеровской области.

- 27 июня, в областном центре на Московской площади пройдёт масштабный национальный праздник, в котором примут участие лучшие творческие коллективы из Татарстана. Всего заявлено более 350 артистов, а также около 100 ветеранов шахтёрского труда из различных уголков не только России, но и других государств.

Не обойдётся празднование Сабантуя и без подворий – русского, татарского и чувашского. Там можно будет познакомиться с культурами данных народов, их обычаями и даже национальной кухней.

День памяти и скорби в Екатеринбурге

22 июня, в День памяти и скорби, председатель Духовного управления мусульман Свердловской области Муфтий Абдуль-Куддус Ашарин принял участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню на Широкореченском военно-мемориальном комплексе в Екатеринбурге.

В торжественно-траурной церемонии, посвященной 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны, также приняли участие губернатор Евгений Куйвашев, командующий войсками Центрального военного округа Александр Лапин, полномочный представитель президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, командующий войсками Уральского округа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Александр Попов, председатель Законодательного собрания Свердловской области Людмила Бабушкина, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений председатель Духовного управления мусульман Свердловской области Муфтий Абдуль-Куддус, главный раввин города Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази, глава Екатеринбурга Алексей Орлов, председатель Екатеринбургской городской Думы Игорь Володин, представители ветеранских организаций, дипломатического корпуса и члены Общественной палаты Свердловской области.

В День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны погибших почтили минутой молчания, которая прошла одновременно на всей территории страны – в 12:15 по московскому времени. В уральских городах на время проведения минуты молчания были включены электросирены, на административных зданиях приспущены государственные флаги.

Все мечети ДСМР. Соборная мечеть Санкт-Петербурга

Соборная мечеть - культовое сооружение в Санкт-Петербурге. Главная мечеть Российской империи, крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи. Является памятником архитектуры (стиль северный модерн). На момент своей постройки была самой большой в Европе (высота купола — 39 метров, высота минаретов — 48 метров, вместимость — до 5000 человек), но в 1997 году она уступила пальму первенства махачкалинской Джума- мечети.

Возведение мечети в городе на Неве исторически обосновано: в строительстве Санкт-Петербурга участвовало немало работных людей исламской веры. Татарское поселение появилось в городе с момента его основания. Исламская община в Петербурге тоже увеличивалась и становилась более влиятельной.
В 1881 году с вопросом о возведении соборной мечети в Петербурге от мусульманской общины обратились доверенные лица ахуны 1-го и 2-го магометанских приходов Мухамед-Шакир Юнусов и Атаулла Баязитов, петербургский 2-й гильдии купец Рахметулла Халитов и Абдулла Кутаев.

Данный вопрос оренбургский муфтий Салимгирей Тевкелев предварительно согласовал с директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД А. Н. Мосоловым. Речь шла об учреждении общественной организации по сбору пожертвований — «Комитета по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований». Собранные средства предназначались на возведение мечети, со школой для мальчиков и богоугодным заведением для больных при ней.

Изначально сбор пожертвований осуществлялся только среди проживавших в городе татар. С начала основания Петербурга татары составляли абсолютное большинство и численно превышали представителей других мусульманских народностей.

Благотворительность среди мусульман получила качественно другое развитие с 1898 года, когда согласно правительственному циркуляру было создано Петербургское мусульманское благотворительное общество, учредителями которого выступили купцы 1-й гильдии Шамси Асадуллаев, Ага Муса Нагиев, крупнейший промышленник Гаджи Зейналабдин Тагиев с супругой Соной-ханум, доктор медицины Абдул-Халик Ахундов, заведующий бакинской русско-татарской школой Сейн-Абидин Ганиев, Аллар-Яр-Бек Зюльгадаров, а также служившие в Петербурге казахские султаны братья Валихановы.

На начальном этапе членами общества состояли 125 человек, в дальнейшем более 160 членов. Ежегодно общество ходатайствовало о предоставлении больших помещений для торжественных богослужений по случаю Рамазан-байрама и Курбан-байрама. Эмир Бухарский и хан Хивинский был почетными членами общества. Последним председателем Петербургского мусульманского благотворительного общества был Захид Шамиль, внук имама Шамиля.

28 мая 1906 Правительство удовлетворило ходатайство мусульман Санкт-Петербурга об учреждении «Комитета по постройке соборной мечети в С.-Петербурге». На счет Комитета, как правопреемника по сбору пожертвований, от ахуна А. Баязитова поступили собранные с 1883 года 53 300 руб.

Высочайшим указом от 18 июля 1906 года Комитет получил возможность производства сбора пожертвований на сумму до 750 тысяч рублей по всей России в течение 10 лет. В первый год деятельности (с 1 мая 1906 по 1 мая 1907 годы) Комитету удалось собрать 103 035 рублей.

2350957298

Во время пребывания в Санкт-Петербурге эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад хан (вассал Российского императора), имевший тесные контакты со столичными татарами, неоднократно во время аудиенций поднимал вопрос о возведение исламского храма. В 1906 г. члены Комитета обратились к эмиру за содействием в строительстве мечети. Эмир с разрешения императора выделил деньги на покупку части земельного участка.

В 1907 году Комитет приобрел два земельных участка на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка, д. 9/1 и участок по Кронверкскому проспекту, д.7. вблизи Петропавловской крепости. Участок под мечеть был выбран не случайно, здесь — в Татарской слободе — издревле проживали петербургские мусульмане.

По поручению Комитета по постройке соборной мечети в 1907 году в журнале «Зодчий» (№ 45) Императорское С.-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на составление эскизного проекта здания соборной мечети в Санкт-Петербурге. Были опубликованы план земельного участка и требования конкурса, одним из условий которого было требование создать условия для совершения намазов в подвальном помещении при увеличении числа верующих в праздничные дни.

2321163852

В конкурсе приняли участие 45 проектов (35 городских и 10 иногородних).

Императорский указ 1908 года утвердил проект архитектора Николая Васильевича Васильева, гражданского инженера и художника-архитектора, выпускника Института гражданских инженеров имени императора Николая I (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) и Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Васильев переработал проекты мечети и разработал проект административно-бытового флигеля (дома для омовения), который был одобрен Техническим отделением Городской управы. К работе привлекли польского мусульманина гражданского инженера Степана Самуиловича (Самойловича) Кричинского, выпускника Института гражданских инженеров имени императора Николая I.
Купол, своды, потолки и минареты из железобетона.Отопление мечети паровое, вентиляция, освещение электрические. Над мозаичным оформлением портала, купола и минаретов трудились мастера в посёлке Кикерино близ Гатчины под Петербургом, здесь находились мастерские Художественно-керамического производства «Гельдвейн ― Ваулин». Работа была заказана Петру Кузьмичу Ваулину. Эскизы медальонов для фасада здания были выполнены крымским татарином Ильясом мурзой Бораганским, известным издателем и преподавателем факультета восточных языков Императорского Петербургского университета, владельцем «Первой специализированной, артистической и художественной электропечатни». К работе был привлечен каллиграфист Осман Акчокраклы.

За три года (к 1 мая 1909 года) сумма на сберегательном счету Комитета выросла до 326 819 рублей.

5923233025

Церемонию торжественной закладки мечети в приурочили к 25-летию вступления эмира Бухарского на престол. В 2016 году На закладке присутствовали: его высочество эмир Бухарский, турецкий посол Турхан-паша с членами посольства, в должности персидского посланника Али-Гулихан с секретарем миссии Ассад-ханом, оренбургский муфтий М. Султанов, мусульманская фракция Государственной Думы. Из русских официальных лиц присутствовали товарищ министра иностранных дел Сазонов, директор департамента духовных дел иностранных исповеданий Харузин, помощник главнокомандующего Штаба войск гвардии и Петербургского военного округа генерал от инфантерии фон Ашеберг, свиты генерал-майор князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон, Санкт-Петербургский градоначальник свиты генерал-майор Драчевский и др..

К празднованию 300-летия дома Романовых мечеть была готова вчерне, здание отапливалось, но внутренние отделочные работы не были закончены. Мечеть была торжественно открыта 22 февраля 1913 года в присутствии эмира Бухарского Сеид-Мир-Алим хана (сына покойного Сеид Абдул-Ахад хана) и хана Хивинского Сеид-Асфендиар-Богадура, прибывших в Санкт-Петербург в связи с торжествами.

Завершить строительные работы предполагалось в конце 1914 года, но финансирование резко сократилось в связи с начавшейся Первой мировой войной.
После революции на основании постановления Исполкома и Совета комиссаров Петроградской трудовой коммуны 27 апреля 1918 года создан Комиссариат по делам национальностей Петроградской трудовой коммуны (Петрокомнац). Все документы Комитета по постройке соборной мечети были переданы в татарский отдел комиссариата.

30 апреля 1920 года строительные и отделочные работы в соборной мечети были полностью завершены. Для памяти потомков около дверей главного входа выложили две даты: день закладки и день полного окончания внутренних отделочных работ.

В августе 1921 года Петроградский отдел регистрации обществ и союзов потребовал перерегистрации мусульманского общества при Петроградской соборной мечети. В декабре 2021 года власть приняла решение общество закрыть. Для руководства мечетью общим собранием прихожан избран комитет из 20 человек (двадцатка), в который вошли М. Бигеев, Л. Исхаков, М.-А. Максутов и др.

img 5c0246e29f1a1

В октябре 1927 года подписан Договор о передаче соборной мечети в бесплатное пользование мусульманской общине.

В 30-х годах в Ленинграде начался активный период деятельности самой массовой общественной организации «Союза воинствующих безбожников».

Несмотря на то, что мечеть была действующей в начале 1930-х годов районная администрация предоставила подвал мечети базе «Ленгорплодовощ» для хранения картофеля. При этом предупреждали двадцатку, что в случае невыполнения ремонта договор на пользование зданием будет расторгнут. Когда мусульмане отремонтировали 70 %, площадей, 10 июня 1940 года Ленгорсовет депутатов трудящихся принял постановление «О закрытии мусульманской мечети». В январе 1941 года Управление делами искусств при СНК РСФСР сообщило, что против культурного использования бывшей мечети в Ленинграде не возражает, при условии «сохранения фасадов и внутренних архитектурных деталей». В мае 1941 года Музею истории религии АН СССР по акту были переданы имеющие музейное значение вещи, а здание мечети передали Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования.

На намаз татары отправлялись на Волковский проспект к Магометанскому кладбищу. Устраивались между могилами, если их сгоняли с пустыря: до 400—500 человек в любое время года по пятницам и до 5 тысяч в дни рамазан-байрама и курбан-байрама.

После окончания Великой Отечественной войны татары-фронтовики начали обращаться письменно с просьбами зарегистрировать общину и предоставить помещение для богослужений. Они ездили в Москву, писали первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву, председателю Совета министров СССР Г. М. Маленкову, председателю президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову. В 1949 г. татары подали около 20 заявлений-ходатайств в ЦК КПСС, Совет Министров, Верховный Совет Союза ССР и в Совет по делам религий. В 1949 году здание бывшей соборной мечети по ходатайству директора Эрмитажа И. А. Орбели было передано музею для открытия в нём филиала Эрмитажа и размещения коллекции произведений искусства Средней Азии. Татары стали просить разрешения построить на собственные деньги молельный дом или выделить другое помещение. В 1952 году Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся разрешил тресту «Похоронное обслуживание» предоставить мусульманам помещение в 14 м² на Магометанском кладбище для обмывания умерших.

В 1954 году Управление по делам архитектуры рассмотрело вопрос о возможности строительства здания мечети у Магометанского кладбища и отклонило просьбу мусульман, сочтя её нецелесообразной. Постановлением Совета Министров от 12 декабря 1955 года было принято решение о передаче здания мечети верующим. Первый намаз состоялся 18 января 1956 года. В октябре 1956 года в Ленинград прибыла правительственная делегация из мусульманской страны, первым иностранным гостем был президент Индонезии Сукарно, который заранее оговаривал посещение мечети.

Прекращение работ в связи с началом I мировой войны, революция и последующая разруха, особенности северного климата, закрытие мечети и превращение здания в склад, артобстрелы и бомбежки во время Великой отечественной войны, суровые блокадные зимы негативно сказались на общем состоянии помещений соборной мечети.

img 5c02471fe77bf

Решением Исполкома Ленгорсовета от 25 ноября 1968 года здание мечети было взято под охрану государства как памятник архитектуры.

В 1979 году обрушились майоликовые изразцы купольного пространства мечети, тогда имам-хатыб Ленинградской Соборной мечети Жафяр Насибуллович Пончаев неоднократно обращал внимание чиновников Ленгорисполкома об аварийной ситуации общего здания мечети. В сентябре 1980 года по распоряжению Исполкома Ленгорсовета началась подготовка к реставрации здания мечети в ЛенНИИпроекте (9-ая мастерская). В 1984 году начались работы по демонтажу майолики купола, 12 изразцов были переданы на хранение в фонды Государственного музея истории религии. Специалисты приняли решение заменить керамическую майолику строительным фарфором. В работе использовалась глазурь Дулевского красочного завода (г. Ликино-Дулево Московской обл.). Специалист треста Леноблреставрация керамист Михаил Николаевич Макаренко разработал технологию изготовления изразцов из строительного фарфора. В конце 1988 года изразцами из строительного фарфора была облицована башенка одного из минаретов, подрядчиком работ выступило ГП «Полиформ». В мае 1994 года создан Попечительский совет, возглавил который востоковед, доктор исторических наук Ватаняр Саидович Ягья, главный советник мэра, коренной петербуржец. В мае 2003 г. ремонтно-восстановительные работы были завершены. 23 июня 2003 года накануне Петербургского сабантуя состоялась церемония открытия портала — главного входа в мечеть.

27 сентября 2012 года обрушилась часть гранитной облицовки одного из минаретов. В 2013 году имам-хатыб Соборной мечети Равиль-хазрат Панчеев настоял провести обследование состояния минарет и всего здания. Специалисты КГИОП во главе с его председателем Александром Макаровым пришли к выводу о начале финансирования реставрационных работ и объявлении тендера. Осенью 2013 года ООО «Профиль» приступил к ремонтным работам, в ноябре 2015 года работы были завершены.

Мечеть расположена на Петроградской стороне, на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (вблизи станции метро Горьковская).

• длина — 45 м
• ширина — 32 м
• высота главного купола — 39 м
• количество минаретов — 2
• высота минаретов — 48 м
• вместимость — 5000 человек

1-й этаж мечети предназначается для мужчин. В конце основного зала с левой стороны отгорожено место для намаза женщин в будние дни. В 2014 г. была установлена деревянная декоративная решетка, выдержанная в стиле решетки 2-го этажа.

2-й этаж мечети предназначен для женщин и имеет два входа (из основного зала и с улицы). Фактически это — антресоль (полуэтаж, встроенный в объём основного этажа).

На 3-й этаж мечети ведет широкая мраморная лестница. Фактически это тоже антресоль встроенная с трех сторон объёма основного зала. По пятницам и праздничным дням — место для намаза мужчин. По общим выходным дням там проходят бесплатные занятия по основам ислама и арабскому языку.

Вход в мечеть осуществляется со двора.

Детали отделки мечети выполнены по рисункам художника Л. Максимова, который специально выезжал в Самарканд для снятия копий орнамента мечетей Шах-Зинде и Гур-Эмир. Цитатами из Корана украшены стены соборной мечети снаружи и внутри:

Медальоны на фасаде со стороны Кронверкского проспекта: справа — «Выстаивайте молитву»; слева — «Аллаху известны ваши деяния».

Верхняя надпись на портале: «Поистине, первый Дом, установленный для людей, это тот, что в Бекке (Мекке) как указание правой стези и для миров благословение» (Сура 3 «Род Имрана» аят 96)

Надпись на портале над центральным входом: «А когда вы закончите молитву, поминайте Аллаха будь то стоя, сидя или лежа. А если вы в безопасности, то свершайте молитву как полагается. Поистине, молитва была предписана верующим и указано время её свершения.» (Сура 4 «Женщины», аят 103)

Вертикальные надписи в проемах между дверьми: «Аллах, нет Бога, кроме Него, Живого, Предвечного, не берет Его ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах и Земле. Кто может заступиться за вас пред Ним, разве что по Его велению? Знает Он знает об их мирской жизни, и о жизни их будущей, а а они не охватят даже малости знания его, разве что по его желанию. Простирается престол его на небесах и на Земле, и не затрудняет его их сохранение, ибо он — Всевышний, Великий.» (Сура 2 («Корова»), аят 255)

Над входом для женщин: «Те, что сотворили благое деяние, — мужчины и женщины, — это верующие. Мы пошлем им жизнь и воздадим благом за их деяния.» (Сура 16 («Пчелы»), аят 97)

Над входом со двора: «Войдите в сии [сады] с миром, без опасения» (Сура 15 («Аль-Хиджр»), аят 46)

Имам мечети- Равиль Джафярович Панчеев — муфтий председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, назначен на служение в 2013 году.

Источники: 

Википедия

Питерский двор

Гид по Петербургу



YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found