С уважением и добрыми молитвами,
Муфтий Москвы
Глава Духовного собрания мусульман России
Член Общественной Палаты РФ
Альбир хазрат Крганов
Уважаемые братья и сестры! Духовное собрание мусульман России искренне поздравляет вас с наступающим праздником Курбан - Байрам (Ид-аль-Адха)!
В день праздника, 16 июня ЦРО Духовное управление мусульман города Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият” будет проводить онлайн - трансляцию праздничной проповеди по случаю наступления праздника Курбан - Байрам (Ид-аль-Адха).
Прямая трансляция начнется 16 июня в 6:30 утра по московскому времени на официальном RuTube канале ЦРО ДУМ Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият”, а так же на официальном сайте ДСМР: dsmr.ru
Ссылка на онлайн - трансляцию праздничной проповеди:https://rutube.ru/video/091166c81262549b228e304c406be1b6/
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
День Арафат
В религии Ислам существуют четыре священных месяца по лунному календарю — Зуль-Каада, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. И мы сейчас находимся на двенадцатом месяце календаря — Зуль-Хиджа. В этом месяце особо значимы для верующего первые десять дней (десять ночей), в Коране Всевышний говорит:
وَالْفَجْرِ* وَلَيَالٍ عَشْرٍ
«Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» (сура Аль-Фаджр 1-2 аяты) Ученные ислама комментируя эти аяты говорят, что клятва идет именно о первых десяти ночах месяца Зуль-хиджа или же (месяца Рамадан), поскольку вслед за каждой из этих ночей открывается день, полный обрядов поклонения и приношений, чего не происходит в иные дни. Одной из десяти ночей месяца рамадан является ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев. А днем в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из величайших столпов ислама. Одним же из десяти дней месяца Зуль-Хиджа является день пребывания в долине Арафат, когда Аллах прощает Своих рабов. В этот день сатана бывает унижен и посрамлен, потому что именно в этот день Всевышний Аллах одаряет верующих щедротами и осеняет своим милосердием. Именно в эти дни совершается большинство обрядов большого и малого паломничества. Все эти важные события заслуживают того, чтобы Аллах поклялся ими.
Среди них особенно выделяется 9-й день - день Арафат, за которым следует праздник жертвоприношения - Идуль-Адха, или Курбан-байрам. В первые десять дней Зуль-хиджа мусульмане со всего мира устремляются к Священной Каабе, чтобы совершить Хадж (паломничество). И мы рады вновь после двух лет тяжелой разлуки с величественной Каабой (нашей кыблой во время молитвы) узнать, что в этом году вновь миллионы мусульман смогут совершить обряды хаджа, и как мы знаем паломники смогут совершить это великое путешествие по приглашению самого Создателя, и только по Его воле.
В этот день паломники направляются к горе (долине) Арафат, расположенной в 20 км от Мекки, для выполнения одного из обрядов хаджа. От наименования данной возвышенности и происходит название праздника.
Стояние в долине Арафат является кульминацией хаджа, самым крупным ежегодным сбором в исламском мире, днём, когда принимаются мольбы, стояние в котором является условием хаджа, как сказал Пророк (мир ему и благословение): «Хадж — это Арафат» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа)
В этом 2024 году день Арафат приходится на 15 июля, и это означает, что после утреннего намаза этого дня начинаются дни ат-Ташрика, после каждого фарз намаза обязательно надо читать такбиры:
اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ وَلِلَّهِ الْحَمْد
«Аллааху акбяр, Аллааху акбяр ляя иляяха илляллааху валлааху акбяр Аллааху акбяр ва лилляяхиль хамд» по три раза, мужчины читают вслух женщины про себя, и продлится это до вечернего намаза 23 июля, всего должно получится 23 такбира.
«Всевышний к вечеру дня Арафат гордится теми, кто здесь, и говорит ангелам: "Вы посмотрите на Моих рабов, которые не расчёсанные и запылённые в дороге пришли ко Мне (выполнили обряд паломничества)"» (Ахмад, Табарани).
День Арафат – это девятый день месяца Зуль-Хиджа. И соблюдение поста в этот день является весьма предпочтительным, желательным действием (сунна).
В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что, когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в день Арафат, он сказал:
عن صوم يوم عاشوراء، فقال: يُكفِّر السنة الماضية
«Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы».
Так же Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал: "Проявляйте свое уважение ко дню Арафат, так как Всевышний Аллах ценит этот день" (Дайлями).
В другом изречении говорится: "Всякий, кто будет оберегать свои уши, глаза и язык от запретного в день Арафат, будет прощен" (Табарани). В данном случае имеется ввиду, воздержание от оскорблений и лжи, от просмотра и прослушивания запретного.
Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафат с тысячью других дней?» (Байхаки, Табарани).
По преданию Арафат – это место, где встретились пророк Адам и его жена Хава (Ева) после того, как были спущены на землю из рая, и долгое время не могли найти друг друга, место, где были приняты их покаяние. Получив прощение, они воссоединились на равнине Арафат, в центре которой возносится гора Арафат, называемая также горой Милости (Джабаль ар-Рахма).
Именно отсюда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) произнес свою последнюю проповедь, в хадисе говорится: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в день Арафат и только в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего Аллаха и смываются их грехи» (Малик).
Имам Ахмад сообщает со слов Тарика ибн Шихаба, что человек из числа иудеев пришёл к Умару ибн аль-Хаттабу и спросил: «О, повелитель правоверных, поистине вы читаете в вашем Писании то, что, если бы нам иудеям было бы ниспослано подобное, мы бы праздновали этот день». Умар спросил: «И что это за аят?» тот ответил: (...الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي…) (Аль-Маида 3 аят)"…Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость…". Умар сказал: «Клянусь Аллахом, я помню тот день, когда это было ниспослано посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и даже час, это было вечером на пятницу в день Арафата». (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи)
Аллах также запретил гадать по стрелам. Смысл такого гадания заключается в том, чтобы определить судьбу, которая уготовлена для человека. Во времена невежества арабы пользовались для гадания тремя стрелами. На одной из них было написано «совершай», на другой - «не совершай», а третью они оставляли без надписи. Если человек собирался отправиться в путешествие, жениться или сделать какой-либо важный шаг, то он брал такие стрелы одинакового размера и вытаскивал одну из них. Если ему выпадала стрела с надписью «совершай», то он совершал задуманное. Если ему выпадала стрела с надписью «не совершай», то он не делал этого. Если же ему выпадала стрела без надписи, то он проделывал то же самое до тех пор, пока ему не выпадала одна из двух надписанных стрел. Аллах категорически запретил гадать таким или любым другим образом и вместо этого приказал Своим рабам испрашивать Его благословение во всех начинаниях. Аллах возвестил о том, что нарушение перечисленных запретов, которые Он ниспослал для того, чтобы уберечь Своих рабов, является нечестием, то есть отказом от повиновения Аллаху и повиновением сатане. После этого Он напомнил рабам об оказанной им великой милости, которая способствовала тому, что неверующие в Создателя потеряли надежду на то, что им удастся отвратить мусульман от их веры. В этом аяте говорится о дне Арафат, когда Аллах завершил Свою религию и одарил окончательной победой Своего раба и Посланника (мир ему и благословение) когда язычники потерпели сокрушительное поражение и осознали свою беспомощность, хотя прежде они делали все возможное для того, чтобы отвернуть правоверных от их религии. В тот день они стали свидетелями триумфа и могущества ислама и потеряли всякую надежду на то, что смогут склонить правоверных к своей религии. Они стали бояться их, и в тот год ни один язычник не осмелился совершить паломничество и обойти вокруг Каабы обнаженным. Тогда шел одиннадцатый год после хиджры, и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) совершил свое прощальное паломничество.
Как провести день Арафат:
Даже если у правоверного мусульманина нет возможности совершить стояние на горе Арафат, следует воспользоваться благами этой даты исламского календаря:
Прежде всего, это 9-го числа месяца зуль-Хиджа (т.е 8 июля) следует поститься, так как за это Аллах, как уже отмечалось выше, может простить грехи за два года. А обретённая награда будет равна той, что причитается мусульманам за уразу, соблюдаемую на протяжении почти трёх лет. Со слов Абу Катады сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пост в день Арафат служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». (Муслим)
Однако, существует мнение, что людям, совершающим стояние на Арафате, пост соблюдать нежелательно и подтверждением тому служит хадис, содержащийся в сборниках Бухари, со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Во время стояния мы начали сомневаться относительно того, постится ли Посланник Всевышнего, или нет. Тогда я принесла ему воды, а он её выпил».
Одно из наилучших дел в эти дни – соблюдение поста в течение девяти дней (или некоторых из этих девяти дней). В хадисе приведенным сверху говорится: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней, больше, чем дела, совершённые в другие дни». К дополнению к данному хадису у Тирмизи приводится предание от Абу Хурайры (радыйаллаху анху):
يَعْدِلُ صِيَامُ كُلِّ يَوْمِ مِنْهَا بِصِيَامِ سَنَةٍ، وَقِيَامُ كُلِّ لَيْلَةٍ مِنْهَا بِقِيَامِ لَيْلَةِ الْقَدْرِ
«Один день поста в эти дни приравниваются к году поста…». ан-Насаи, так же привёл хадис, возводя его к Пророку (мир ему и благословение): «Пророк (мир ему и благословение) постился девять дней Зуль-Хиджи».
В этот день следует просить у Творца как можно больше благ, поскольку именно в Арафат, по воле Господа, мольбы будут приняты. Сообщается со слов Абдуллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшая мольба – это мольба в день Арафат, а лучшее из того, что говорил я и пророки до меня, это слова:
لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
“Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он над всякой вещью властен!». (Тирмизи)
И лучший из этих десяти дней – это день Арафат (9-ый день месяца Зуль-Хиджа), который является лучшим днем всего года. Ибн Хиббан передал в своем сборнике Хадисов «Сахих» от Джабира, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
أَفْضَلُ الأَيَّامِ يَوْمُ عَرَفَة
Что означает: «Лучший день – это день ‘Арафат».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
ما من أَيَّامٍ أعظمُ عِنْدَ اللهِ تَعَالَى وَلاَ أَحَبُّ إلَيْهِ من الْعَمَلِ فِيهِنَّ من هذه الأَيَّامِ الْعَشْرِ فَأَكْثِرُوا فِيهِنَّ من التَّهْلِيلِ وَالتَّكْبِيرِ والتَّحْمِيدِ
Это означает: «Особо великие дни, возвеличенные Аллахом, в которые за благие дела Аллах дарует больше вознаграждения – это 10 дней месяца Зуль-Хиджа, поэтому в эти дни читайте больше Таhлиль, Такбир и Тахмид». Передано, что Ибн Умар и Абу Хурайра, приходя на рынок в течение десяти первых дней Зуль-Хиджа, громко читали Такбир и люди, находящиеся там подхватывали и громко повторяли вместе с ними: «Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!»
قَالَتْ عَائِشَةُ إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ مَا مِنْ يَوْمٍ أَكْثَرَ مِنْ أَنْ يُعْتِقَ اللَّهُ فِيهِ عَبْدًا مِنْ النَّارِ مِنْ يَوْمِ عَرَفَةَ وَإِنَّهُ لَيَدْنُو ثُمَّ يُبَاهِي بِهِمْ الْمَلَائِكَةَ فَيَقُولُ مَا أَرَادَ هَؤُلَاءِ.
Передает Аиша (радыйАллаху анха), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет дня, в который Аллах освобождал бы от Огня больше Своих рабов, чем в день Арафат. Поистине, Он приближается (доволен ими) к ним, а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: “Чего они желают?» (Муслим).
В этот день паломники находятся на горе Арафат, читают там дуа и повторяют в один голос:
لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكُ، لاَ شَرِيكَ لَكَ
Это означает: «О, Аллаh! Мы отозвались на Твой призыв! Мы искренне отозвались – призывая, что нет у Тебя сотоварища! Воистину, Хвала Тебе и блага только от Тебя, у Тебя власть! Нет у Тебя сотоварища!» И это грандиозное событие радует глаз, когда миллионы верующих из разных стран в один голос повторяют эти слова! Арафат – это особая местность, в которой, сердца паломников наполняются радостью, а глаза – слезами благоговения и смирения! Здесь у верующих появляется сильнейшая тоска по святым местам и любовь к Матери Городов – Мекке, долине Мина и местности Арафат. И так не хочется покидать эти благословенные места!
Икрима передаёт: «Мы были у Абу Хурайры в его доме, и он сказал нам, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил поститься в день ‘Арафата стоящим на Арафате».
عَنْ عِكْرِمَة قَالَ: كُنَّا عِنْدَ أَبِي هُرَيْرَةَ فِي بَيْتِهِ فَحَدَّثَنَا أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ صَوْمِ يَوْمِ عَرَفَةَ بِعَرَفَةَ.
Это указание на нежелательность, а не на полный запрет. Облачённому в ихрам запрещается поститься в этот день, потому что пост ослабляет человека, а паломнику нужны силы, чтобы стоять на Арафате и взывать к Всевышнему с мольбами. Если же у человека много сил и нет причин опасаться, что пост ослабит его, то ему лучше поститься в этот день. А Аллах знает обо всём лучше. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто постился в день Арафата, прощаются прегрешения за два года — этот и следующий».
قَالَ الْإِمَامُ: وَالْمُكَفَّرُ الصَّغَائِرُ دُونَ الْكَبَائِرِ. قَالَ صَاحِبُ الذَّخَائِرِ: وَهَذَا مِنْهُ تَحَكُّمٌ يَحْتَاجُ إلَى دَلِيلٍ، وَالْحَدِيثُ عَامٌّ، وَفَضْلُ اللَّهِ وَاسِعٌ لَا يُحْجَرُ، وَقَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ فِي قَوْلِهِ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – «مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ» هَذَا قَوْلٌ عَامٌّ يُرْجَى أَنَّهُ يُغْفَرُ لَهُ جَمِيعُ ذُنُوبِهِ صَغِيرِهَا وَكَبِيرِهَا. قَالَ الْمَاوَرْدِيُّ. وَلِلتَّكْفِيرِ تَأْوِيلَانِ: أَحَدُهُمَا: الْغُفْرَانُ، وَالثَّانِي: الْعِصْمَةُ حَتَّى لَا يُعْصَى
Имам (аль-Джувейни) сказал: “Прощаются малые грехи, не тяжкие”. Автор книги “Аз-Захаир” сказал: “Его утверждение нуждается в доводе. Хадис в основе своей общий, и милость Аллаха обширна, ничем не ограничена”.
Ибн аль-Мунзир сказал: “В словах Пророка (мир ему и благословение): “Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи” – это общие слова, есть надежда что будут прощены все грехи, как малые, так и большие.
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Приближается праздник Курбан-Байрам (Ид аль-Адха) – один из двух самых знаменательных дней в Исламе. Самым важным действием в этот день является совершение жертвоприношения – это забой животного ради довольства Аллаха, которое совершается в память о жертвоприношении нашего отца Ибрахима (мир ему), совершение праздничного намаза (Гаед-намаз), посещение кладбищ, приглашение домой гостей и угощение близких, раздача милостыни.
Согласно решению Совета улемов Централизованной религиозной организации Духовное собрание мусульман России (на онлайн конференции с участием муфтиев-глав более 16 мусульманских централизованных религиозных организаций и 10 региональных местных приходов представляющих ДСМР) Президиум постановил:
- 1-й день месяца Зуль-Хиджа 1445года по хиджре наступит с заходом солнца 7 июня 2024 г.
День Арафа - 9-й день месяца Зуль-хиджа – приходится на 15 июня
Курбан-байрам (Ид аль Адха) приходится на 10-й день месяца Зуль-Хиджа, вслед за днем Арафа и будет 16 июня.
Дни Ат-Ташрик - 11, 12, 13-е дни месяца Зуль-Хиджа – по солнечному календарю 17, 18 июня, 19 июня. Такбир-ташрик :
اللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ لَا إلَهَ إلَّا اللهُ وَاَللهُ أَكْبَرُ اللهُ أَكْبَرُ وَللهِ الْحَمْدُ
“Аллаху акбар, Аллаху акбар! Ля иляха илляллаху валлаху акбар. Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”, нужно произносить после каждого фарз-намаза начиная с утреннего намаза дня Арафа до аср намаза четвертого дня праздника, (всего 23 раза), с 15 июня по 19 июня.
- В связи с исключением провоза (прогона) живых жертвенных животных, их физическая купля-продажа и забой в городской черте согласно действующего законодательства и решения мусульманских религиозных организаций, централизованным и местным религиозным организациям организовать в согласовании с органами власти и санитарных служб соответствующих регионов, специализированные места забоя жертвенного скота. Обеспечить информирование верующих и организацию забоя жертвенных животных, заказа мяса жертвенного животного, его доставки на дом или раздачу на благотворительность.
Правила жертвоприношения:
Жертвоприношение (удхия) — это забой соответствующих животных (баран (овца), козел (коза), бык (корова), верблюд) в дни праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам) с целью поклонения Аллаху Всевышнему.
Аллах Всевышний сказал:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Коран, 108:2)
قُلْ إِنَّ صَلاَتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى للَّهِ رَبِّ الْعَـلَمِينَ * لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (нусук) посвящены Аллаху, моя жизнь и моя смерть принадлежат Ему, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»» (Коран, 6:162-163).
Заклание (удхия) одной овцы или козы считается действительным от имени самого человека, приносящего жертву, его семьи и за мусульман, которых он упоминает во время заклания.
Абу Аюб аль-Ансари (да будет им доволен Аллах) сказал:
كان الرجل في عهد النبي صلى الله عليه وسلّم يضحي بالشاة عنه وعن أهل بيته، فيأكلون ويطعمون
«Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) человек приносил в жертву овцу за себя и свою семью, затем они ели это и кормили людей»[1]
Если человек приносит в жертву барана или козу, или одну седьмую часть коровы или верблюда, за себя и за свою семью, то это объемлет всех членов его семьи, которых он включил в своё намерение, как живых, так и умерших.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал жертвоприношение (удхия), и его сподвижники поступали так же. Пророк сообщил нам, что жертвоприношение — это сунна мусульман, т.е. их путь и традиция, поэтому все богословы едины в том, что данное действие является одним из установлений Шариата. Однако они разошлись во мнениях: является ли жертвоприношение (удхия) особо поощряемым действием (сунна муаккада) или же это непреложная обязанность (ваджиб), которую не разрешается оставлять.
Ученые Ханафитского толка говорят, что жертвоприношение (удхия) — это обязательное действие (ваджиб). Этого мнение является одним из мнений, передаваемых от имама Ахмада.
Другие учёные, например мазхаба имама Шафии придерживается мнения, что жертвоприношение (удхия) является особо поощряемым видом поклонения (сунна муаккада). Данная точка зрения принята в мазхабе имама аш-Шафии, а также является наиболее устоявшимся мнением в мазхабах Малика и Ахмада.
Заклание животного происходит сразу по завершении праздничной молитвы. Считается, что, если мусульманин по каким-то причинам не может зарезать животное самостоятельно, ему желательно присутствовать при совершении процесса жертвоприношения.
В жертвоприношении существует ряд правил, которые нельзя нарушать. В качестве жертвенного животного используется такие животные как баран, овца, коза, верблюд, корова (бык), буйвол. При этом овцу и козу разрешается резать только от имени одного человека, тогда как более крупных животных (верблюда или быка) могут разделывать от одного до семи человек. Важен и возраст жертвы: овца должна быть старше полугода, коза – старше года, буйвол и корова (бык) – от двух лет; верблюд – старше пяти лет. Для заклания выбирают только здоровое животное: если животное немощное, сильно слабое, хромает или имеет видимые изъяны, такое животное нельзя приносить в жертвоприношение.
Поскольку Курбан-байрам учит доброте и состраданию, для верующих очень важно, чтобы животное как можно меньше мучилось перед закланием. Мусульмане стараются следовать завету Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который предписывал: «Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умерщвлять, то умерщвляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение».
Совершение заклания жертвенного животного (удхия) должно совершаться в ограниченный временной отрезок, который начинается сразу после завершения праздничной молитвы 16 июня и до захода солнца третьего праздничного дня 18 июня по Ханафитскому мазхабу, а по Шафиитскому мазхабу плюс еще один день в последний из дней Ат-Ташрика 19 июня.
Таким образом, время, в которое полагается совершить забой жертвенных животных – это три дня: день Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) после праздничного намаза и два последующих дня. Время жертвоприношения наступает с момент рассвета 10-го дня Зуль-Хиджа и продолжается до окончания 12-го числа месяца Зуль-Хиджа (Алямгири, т.5, с.296). Поэтому, если человек зарежет животное до окончания праздничной молитвы или после захода солнца в последний день Ат-Ташрика, его жертвоприношение будет недействительным как Курбан, будет иметь статус обычного дозволенного в пищу мяса.
Сообщается со слов Бараа ибн Азиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: من ذبح قبل أن يصلي فليعد مكانها أخرى
«Кто совершил забой жертвенного животного до того, как прочитал праздничную молитву, пусть принесёт в жертву другое животное»[2]
Также разрешается заклание жертвенных животных (удхия) как днем, так и ночью, но днём лучше, а если это сделано в день праздника (Ид аль-Адха) сразу после проповеди, то это ещё лучше. И каждый предыдущий из этих дней важнее последующего, потому что в скором выполнении данного предписания выражается стремление человека спешить в совершении добрых дел.
Ислам предписывает человеку, совершающему жертвоприношение (удхия), есть жертвенное мясо самому, дарить его людям и раздавать в качестве милостыни.
Разрешается принимать в пищу самому и дарить мясо жертвенного животного.
Есть условия необходимые для забоя животного и условия:
- Человек, производящий забой, должен быть в здравом уме, адекватным, понимающим происходящее.
- Производящий забой, должен быть мусульманином.
- Человек должен иметь намерение, что он совершает забой.
- Забой животного не должен посвящаться кому-то, помимо Аллаха.
- Во время забоя над животным необходимо произнести «Би-сми-Лляхи Аллаху Акбар» С именем Аллаха, Аллах Велик!
- Забой должен совершаться острым, наточенным ножом.
- Выпускание крови из животного во время забоя, должно перерезаться: пищевод, трахея, сонная артерия.
- Животное должно быть дозволенным для забоя с точки зрения Шариата.
Жертвоприношение в Курбан-байрам — это поклонение, которое мусульмане совершают с помощью своего имущества, что позволяет через пожертвования проявить свою щедрость, благонравие и богобоязненность.
Совет улемов Духовного собрание мусульман России
Каждый год верующие встречают праздник Курбан байрам, так что же это за праздник и с какими событиями он связан? В Исламе помимо пятничного праздника жумга намаза, который приходит еженедельно, существуют два больших праздника, приходящих раз в год, и о них говорится в изречении пророка Мухаммада (мир ему и благословение): Воистину, Аллах заменил вам (эти) два дня теми, что лучше: День Разговения и (День) Жертвоприношения. (Абу Дауд). Когда Пророк мир ему и благословение прибыл в Медину, у местных жителей были два дня веселья и игр, Всевышний заменил эти дни для общины Мухаммада мир ему и благословение двумя днями поминания Аллаха, благодарности и прощения.
История паломничества, а также праздник жертвоприношения Ийдуль-Адха уходит глубоко во времена пророка Ибрахима (мир ему), который находится среди пяти особо испытанных Аллахом пророков (улуль-Азм), и обряды хаджа до сегодняшнего дня каждый год повторяются. Как это было тогда несколько тысяч лет тому назад, напоминая нам об этом, как Ибрахим (мир ему) был испытан по отношению к своему сыну Исмаилу (мир ему), и который доказал искреннюю любовь к Аллаху, который готов был даже принести в жертву своего долгожданного сына выполняя приказ Творца. И Всевышний, в итоге увидев эту любовь, заменил сына Ибрахима (мир ему) на барана, ведь Ему не нужны человеческие жертвы, а нужно всего лишь чистота сердец.
Что же такое Курбан?
Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху. Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало обязательным (ваджибом согласно ханафитскому толку, а в других трёх мазхабах сунной муаккада) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Корана, сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (мир ему). Наш Пророк Мцухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему)». (Абу Дауд)
Условия, наличие которых необходимо, чтобы человек был обязанным совершить жертвоприношение:
- Ислам. Человек должен быть мусульманином.
- Свобода от рабства (что не актуально на сегодняшний день).
- Нисаб. Материальное имущество равное по стоимости 595-ти граммам серебра, за вычетом долгов. Каждый год сумма нисаба разная, поэтому каждый год мы рекомендуем узнавать её размер у имамов. (в 2024году нисаб по серебру- 55 000 рублей, на (11.02.2024 года))
- Совершеннолетие с точки зрения ислама (половая зрелость).
Из определения также следует, что человек не обязан совершать жертвоприношение за своих детей вне зависимости от того, достигли они совершеннолетия или нет. Если быть точным, человек не обязан занимать деньги для того, чтобы совершить жертвоприношение, которое становится обязательным для отдельного человека в силу наличия перечисленных нами причин. Доказательства необходимости Курбана:
Всевышний Аллах повелевает:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«…совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2 аят). Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать» означает «Курбан» в праздничные дни.
И еще одно повеление Корана:
وَالْبُدْنَ جَعَلْنَاهَا لَكُم مِّن شَعَائِرِ اللَّهِ لَكُمْ فِيهَا خَيْرٌ فَاذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهَا صَوَافَّ فَإِذَا وَجَبَتْ جُنُوبُهَا فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْقَانِعَ وَالْمُعْتَرَّ كَذَلِكَ سَخَّرْنَاهَا لَكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Жертвенных верблюдов мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны» (Сура Аль-Хаджж, 36 аят)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), после того как снизошло повеление об этом, никогда не пропускал обряд жертвоприношения и совершал его, даже находясь в пути. Он сказал:
«О люди! Каждый год с каждого дома обязательно принести в жертву (животное)». (Ибн Маджа, Тирмизи, Адахи).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в одном хадисе говорит:
مَا عَمِلَ ابْنُ آدَمَ يَوْمَ النَّحْرِ عَمَلًا أَحَبَّ إِلَى اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ هِرَاقَةِ دَمٍ وَإِنَّهُ لَيَأْتِي يَوْم الْقِيَامَةِ بِقُرُونِهَا وَأَظْلَافِهَا وَأَشْعَارِهَا وَإِنَّ الدَّمَ لَيَقَعُ مِنَ اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ بِمَكَانٍ قَبْلَ أَنْ يَقَعَ عَلَى الْأَرْضِ فَطِيبُوا بِهَا نَفْسًا
«Сын Адама не смог приблизиться к Всевышнему так близко ни одним из угодных Ему деяний, как выпусканием крови (животного) в дни Курбана. В Судный день курбан, кровь которого он пролил, предстанет парнокопытным рогатым животным, покрытым шерстью. До того, как пущенная кровь достигнет земли, сын Адама поднимается пред Аллахом на более высокий уровень. Поэтому совершайте жертвоприношение со спокойной и довольной душой». (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад бин Ханбаль, Ибн Малик)
Анас (радыяллаху анху) передал в одном хадисе: «Пророк (мир ему и благословение) принес в жертву двух баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я увидел, что он прижал ноги животного, произнес «Бисмилляхи», такбир (восхваление) и собственноручно зарезал его». (Бухари, Муслим, Ибн Маджа, Тирмизи, Абу Дауд, Дарими)
Мы не должны забывать, что Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигнет только намерение, искренность и богобоязненность его раба. В Коране эти намерение и богобоязненность, которые составляют основу всех действий, оцениваются так:
لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ كَذَلِكَ سَخَّرَهَا لَكُمْ لِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَبَشِّرِ الْمُحْسِنِينَ
«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.» (Сура «Аль-Хаджж, 37 аят)
Всевышний Аллах возвещает в Коране о ниспослании жертвенного животного, заменившего на жертвеннике Исмаила (мир ему):
وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ
«И Мы заменили ему сына на большую жертву» (сура «Ас-Саффат», аят 107)
Курбан в своей основе означает благодарение Всевышнего Аллаха за бесчисленные блага и искупление за свои грехи. Часть мяса жертвенного животного используется семьей, которая совершила Курбан, а часть раздается бедным.
Как известно, для удовлетворения потребностей человечества в мясных продуктах ежедневно забиваются сотни тысяч животных. Но приобрести их могут только те, у кого есть такая возможность, а мясо жертвенного животного предназначено, прежде всего, для распределения бедным, малообеспеченным людям. Поэтому жертвоприношение в Исламе является реальным выражением человечности и щедрости.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) так сказал о достоинствах дней Праздника Жертвоприношения:
«Перед Аллахом самый великий день – это день Праздника Жертвоприношения (Ид-уль-Адха). Следующим по достоинству за ним следует яумуль-карр (второй день Праздника Жертвоприношения)». (Абу Дауд).
Наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Дни, когда Аллаху больше всего нравится совершение благих дел, это первые десять дней месяца Зульхиджа!» (Бухари, Тирмизи).
Поэтому в эти благословенные дни надо приложить усердие для того, чтобы приблизиться к Аллаху. В хадисах, сообщается, что самое богоугодное дело в эти дни – жертвоприношение. Потому что за каждую часть тела жертвенного животного в Судный день человек, совершивший жертвоприношение, получит воздаяние.
Когда совершенное не от чистого сердца жертвоприношение сына Адама Кабиля не было принято (Аллахом), он, позавидовав своему брату, сказал ему: «Клянусь, я убью тебя». Насколько же глубокий смысл заключен в ответе, который дал ему Хабиль описываемый в Коране:
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
«Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных.» (аль-Маида 27 аят).
Значит, между жертвоприношением и богобоязненностью (таква) существует тесная связь. Закалывать жертвенное животное с умиротворенным сердцем могут только благочестивые люди. С другой стороны, принося в жертву животное, надо стараться проникнуться благочестивыми чувствами. Поэтому жертвоприношение, украшая совершившего его качествами благочестия, приближает его к Аллаху. А перед Аллахом самым благородным человеком является самый благочестивый.
Аллах принимает только ту жертву, которая принесена по Его повелению и только ради Его довольства (рида). Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Да проклянет Аллах того, кто режет жертву во имя кого-то другого, кроме Аллаха». (Муслим, Насаи).
Так же в хадисах содержится строгое предупреждение для тех, кто, имея возможность, не совершают жертвоприношение. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха мир ему и благословение сказал: «Кто, имея возможность, не совершит жертвоприношение, пусть не приближается к нашей мечети». (Ибн Маджа, Адахи). И не имеется в виду, что у такого человека намаз будет не правильным. Но определяется наказание за этот поступок и сообщается, что такой человек будет отдален от благочестивых людей и, таким образом, нанесет себе непоправимый вред. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) таким образом призывает свою общину совершать жертвоприношение, желая, чтобы все мусульмане получили вознаграждение (саваб) и обрели спасение.
По этой причине к жертвоприношению и жертвенным животным ради Аллаха надо проявлять почтение. Как и во всех других поклонениях (ибада), основу жертвоприношения составляют чувства почтительности и благочестия. Поэтому необходимо, чтобы животное было здоровым и упитанным. В хадисе говорится:
«Есть четыре (животных), приносить в жертву которых не дозволено: 1. Одноглазое, слепота которого очевидна.2. Больное, болезнь которого очевидна.3. Хромое, хромота которого очевидна.4. Сильно ослабленное». (Абу Дауд, Тирмизи).
Урва (радыяллаху анху) однажды так сказал своим домочадцам:«Дети мои! Ни в коем случае не предлагайте в жертву Аллаху то, что бы не предложили в подарок какому-нибудь обладателю власти! Ибо – Аллах величайший из величайших, и Он достоин более всех самого избранного и самого дорогого из всего». (Муватта, Хадж).
Когда режется животное, нужно совершать это действие с деликатностью, завязать ему глаза, не резать двух животных в одном месте и на виду друг у друга. Тащить животное к месту жертвоприношения, толкая и пиная, не допустимо. Если это животное относится к мелкому рогатому скоту, то самое лучшее – бережно принести его на руках. Крупный рогатый скот следует также вести к месту жертвоприношения наилучшим образом. Животное следует обратить ногами к кыбле. Человек, который будет резать его, должен произнести Бисмиллях и Такбир. По возможности, человек должен сам зарезать свое жертвенное животное. Если это невозможно, следует доверить это другому, но при этом нужно стараться (желательно) находиться рядом с жертвенным животным. Ведь посланник Аллаха мир ему и благословение сказал своей дочери: «О Фатыма! Стой рядом с жертвой, которую приносишь. Знай, что вместе с первой каплей крови, упавшей на землю, будут прощены твои (малые) грехи». (Хаким, Байхакы).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал заранее точить ножи и не держать их на глазах у животных. Он сказал: «Когда вы режете животное, быстро совершайте свое дело!» (Ибн Маджа)
«Аллах приказал все делать самым лучшим образом. Если закалываете, то закалывайте лучшим образом. Когда режете, то режьте лучшим образом! Пусть каждый наточит свой нож и не мучает животное!» (Муслим, Тирмизи).
Выражение «не мучает животное» означает, что наточенным ножом следует решительно, твердой рукой быстро перерезать животному горло, гладить его, стараться не причинять лишних страданий и т.д.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, как однажды один человек режет барана. Он, уложив на землю животное, которые собирался зарезать, начал точить нож. Увидев такое жесткосердечие, наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты что, хочешь убить его несколько раз? Ты не мог наточить нож прежде, чем уложил его на землю?» (Хаким).
Посланник Аллаха мир ему и благословение запретил оставлять умирать животное, подрезав ему шкуру и горло. Нужно до конца разрезать главные артерии по обоим сторонам горла, а также пищевод и дыхательное горло. Зарезав животное, следует немного подождать, пока вытечет кровь. Как только животное умерщвлено, следует сразу освежевать его.
Обычаем праведных людей является не садиться, пока происходит принесение в жертву животного, а почтительно ожидать на ногах, пока полностью не вытечет кровь.
Джабир (радыяллаху анху) рассказывает, как совершал жертвоприношение Посланник Аллаха (мир ему и благословение), в день праздника Жертвоприношения Посланник Аллаха (мир ему и благословение) зарезал двух пестрых круторогих баранов. (Уложив и) направив их к кыбле, он прочитал следующие аяты:
إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Истинно уверовав, обратился я лицом к Тому, кто сотворил небеса и землю. И не принадлежу я к многобожникам!» (аль-Ан’ам, 79 аят).
قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
لَا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
«Скажи: «Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества. Такая [вера] велена мне, и я – первый из предавшихся Ему» (аль-Ан’ам, 162-163).
Потом он произнес: «О мой Господь! (Эта жертва нам дана) Тобой и приносим мы ее ради Тебя. Я режу ее от имени Мухаммада и его общины (умма). Бисмиллахи, ва Аллаху акбар!» После этого он принес в жертву. (Абу ДаудИбн Маджа).
Также Джабир (радыяллаху анху) говорит: «Однажды в день Ид-уль-Адха я вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) находился в мечети. Завершив хутбу, он спустился с минбара. Привели одного барана для жертвоприношения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам принес в жертву его. При этом он (мир ему и благословение) произнес: «Бисмиллахи, ва Аллаху акбар. Это от моего имени и от имени тех из моей общины, кто не может совершить жертвоприношение». (Тирмизи, Адахи).
Из этих хадисов мы также видим, насколько наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение) заботился о своей общине (умма). Более правильно, если паломники, находящиеся в ихраме, не выйдут из этого состояния до тех пор, пока не совершат жертвоприношение. А тем мусульманам, которые собираются принести жертву, находясь на своей родине, лучше не стричь волосы и ногти со времени появления нового месяца и наступления Зуль-Хиджа до совершения жертвоприношения. Это делается для того, чтобы в какой-то степени приблизиться к паломникам и привести свои действия в соответствие с единым Исламским вероучением и обрядами хаджа.
После того как жертва принесена в соответствии со всеми правилами и разделана, нужно есть жертвенное мясо и угощать им других. Всевышний Аллах говорит:
لِّيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَّعْلُومَاتٍ عَلَى مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ
«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (аль-Хадж 28 аят).
В книге "Ислам Ильмихалы" говорится: "ввиду того, что мясо кастрированных животных более предпочтительно по вкусу, то и заклание таких животных более предпочтительно".
Установлен также и возраст жертвенных животных. Для овец и коз – возраст более 1-го года, для коров – 2 года, для верблюдов – 5 лет. Допускается принесение в жертву овец старше 6 месяцев, если это хорошо откормленные, крупные экземпляры. Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать на привязи.
Время заклания ограничено 3-мя днями. Начиная от рассвета 10-го дня месяца зуль-Хиджа и до захода солнца 12-го зуль-Хиджа. Однако, учитывая возможность ошибки в подсчёте дней, нежелательно оставлять жертвоприношение на третий день. Не запрещается, но считается весьма нежелательным, совершать заклание животного в тёмное время суток. Самое предпочтительное время - от рассвета 10-го Зу-ль-Хиджа, в местах, где не читается праздничная совместная молитва. В крупных населённых пунктах, где читается праздничная совместная молитва, - после хутбы праздничной молитвы (Хутба в этот день читается после праздничной молитвы). Если, по какой-либо причине, мусульманин не принимает участие в праздничной молитве, то заклание животного ему желательно произвести после полудня. Так как время праздничной молитвы истекает при наступлении полудня.
Способ заклания:
1) Положить животное на левый бок в сторону Киблы. Перед горлом животного должно быть углубление около полуметра для стока крови. Обе передние и одна задняя нога животного связываются вместе у копыт.
2) Стоя принять следующее намерение: «Всевышний Аллах, ради получения Твоего благословения приношу эту жертву. Вот я стою перед Тобой, совершивший много грехов. Я должен был бы принести себя в жертву, но Ты запретил человеческие жертвы. Ради искупления своих грехов и рассчитывая на Твоё Милосердие, приношу в жертву это животное по твоему разрешению и повелению».
3) Произнести 3 раза Ташрик Такбир: "Аллаху Акбару Аллаху Акбару. Ляа иляха илля-л-Лаху ва-л-Лаху Акбару. Аллаху Акбару ва лилляхиль-хамд!", затем, сказав "БисмилЛахи! Аллаху Акбар!" перерезается горло. В горле животного существуют 4 канала: Пищевод – "Мери"; дыхательный канал – "Хулкум" и два кровеносных канала (левая и правая шейные кровеносные каналы), называемые "Эвдадж". 3 канала из 4-х должны быть перерезаны одновременно. Тот, кто режет животное, должен стоять лицом в сторону Киблы. Обнаруженный внутри животного живой детёныш, так же подлежит закланию. Если же детёныш мёртв, то в пищу он не годен.
4) Прочитать после убоя 162-163-ий аяты суры 6 - "Аль-Ангам": "Куль инна салатий ва нусукий ва махйайа ва наматий лиль-Лахи Раббиль'аламийн. Ляа шарика лех…". - "Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие моё, жизнь моя и смерть – у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища…".
Тот, кто не может резать животное сам, становится рядом с тем, кто режет вместо него (если это возможно) и, касаясь его своей рукой, принимает намерение, как указано выше.
5) После того, как произведён убой, желательно прочитать 2 ракаата молитвы «Ташаккур» - Благодарения Всевышнего Аллаха. В 1-ом ракаате после «Фатиха» читать суру 108 - «Каусар». Во 2-ом - после «Фатиха» читать суру 112 - «Ихлас».
Поощряемо (мустахаб) разделить мясо на три части – одну оставить своей семье, одну раздать родственникам и знакомым, а одну раздать бедным.
Хотя шкуру жертвенного животного и другие его части, которым можно найти применение, разрешено использовать самому, продавать их и получать за них деньги не дозволено. Если такие части проданы, вырученные за них деньги следует пожертвовать. Также не является правильным использовать молоко, шерсть животного, которого собираются принести в жертву. Если ими пользовались, то стоимость этого следует раздать неимущим.
Во время принесения в жертву и разделки жертвенного животного следует уделять самое пристальное внимание чистоте и соблюдению санитарных условий. Не следует загрязнять улицы и окрестности, не допускать появления неприятного запаха и неприглядных зрелищ.
Говоря о пользе и скрытом смысле жертвоприношения, можно кратко перечислить следующее: жертвоприношение заставляет нас вспоминать о покорности и самой высокой степени служения своему Господу досточтимых Ибрахима и Исмаиля (мир им). Фактически, Всевышний Аллах, показывая, что Он даровал нам все блага, учит нас, каким образом Он повелевает пользоваться ими и жертвовать часть из них. Ибо, как неправильно отказываться пользоваться благами, которые Он даровал нам, также ошибочно бездумно расточать их. Поэтому, с одной стороны, Ислам приказывает совершать жертвоприношение, но, с другой стороны запрещает расточительство (исраф) и причинение мучений животным и даже определяет, с какого возраста их можно приносить в жертву.
Жертвоприношение спасает человека от скупости и любви к имуществу. Способствует распространению в обществе чувств братства, взаимопомощи, учит делиться с другими и помогать бедным. Жертвоприношение связывает людей узами любви и милосердия друг к другу.
Пресс - служба Духовного собрания мусульман России
https://dsmr.ru/?start=1030#sigProIdaf076a68ac
Источник и фото: https://58islam.ru/novosti/v-kuznetske-proshel-den-prizyvnika-2-07-06-2024.html
06:00-06:45 - прибытие и размещение участников;
07:30-08:00 - Проповедь (хутба), молитва;
08:00-08:30 - поздравление гостей праздника;
08:30-09:00 - интервью с верующими, поздравления членов общины; отъезд верующих;
Глава ДСМР, член Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества муфтий Альбир хазрат Крганов принял участие в заседании Комитета ФПГ под председательством Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Всего в фонд поступило 10 539 инициатив из всех регионов России. Победителями конкурса стали 1 357 некоммерческих организаций, проекты которых преодолели определенный Координационным комитетом порог: для запросов до 1 млн рублей это 63 балла, от 1 до 5 млн рублей – 68, а по направлению «поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» – 67; от 5 до 15 млн рублей – 70 баллов, а по направлению «поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» – 69; свыше 15 млн рублей – 71 балл.
Всего же по итогам двух конкурсов 2024 года фонд поддержал 2 916 социально значимых проектов на общую сумму 7,8 млрд рублей, а также выделил 80 регионам страны 2 млрд рублей на софинансирование их собственных конкурсов для некоммерческих организаций.
На этом же заседании Координационный комитет согласовал положение о следующем конкурсе (первом на предоставление грантов в 2025 году). Заявки на него фонд будет принимать с 2 сентября до 15 октября 2024 года.
Пресс - служба Духовного собрания мусульман России
https://dsmr.ru/?start=1030#sigProIde26a43f25d
Источник: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/news/ob%22yavleny-pobediteli-vtorogo-v-2024-godu-konkursa-fonda-prezidentskikh-grantov
Пресс - служба Духовного собрания мусульман России
https://dsmr.ru/?start=1030#sigProId2544403f19