Хвала Аллаху, сменяющему день и ночь, управляющему днями и месяцами, Властелину, Святому, Пречистому! Он обладает безграничным величием и живет совершенной жизнью. Он далек от любых недостатков и совершенно не похож на Своих рабов. Он видит все, что течет по жилам Его творений и что находится в их животах и утробах. Он слышит самые тихие голоса и молитвы людей, взывающих к Нему на разных языках с самыми разными просьбами. Он неустанно одаряет живые твари бесчисленными благами и предоставляет отсрочку тем, кто блуждает во мраке заблуждения. Благодаря Его могуществу по небу плывут облака, а звезды освещают ночное небо. И благодаря Его милости день и ночь сменяют друг друга, позволяя людям трудиться и отдыхать.

Его власть неограниченна, и Его мудрость совершенна. Ею преисполнено все, что Аллах творит и повелевает. Ее можно увидеть во всех творениях Божьих и во всех Его повелениях и запретах. Он не создал рабов ради забавы и не предоставил их самим себе. Напротив, Он создал их ради великой цели и подготовил их к выполнению важной миссии. Он разъяснил им прямой путь и установил для них законы, укрепляющие их сердца и приумножающие их веру и набожность. И нет такого обряда поклонения, который бы не был преисполнен совершенной мудрости и не приносил бы людям огромную пользу. Часть этой мудрости Господь открывает некоторым из рабов Своих, а часть ее остается сокрытой от них до того дня, когда Он пожелает посвятить их в нее. Поистине, если нам неизвестен смысл религиозного предписания или обряда, то это совершенно не означает того, что он лишен какого-либо смысла вообще. Напротив, это указывает лишь на ограниченность наших познаний и на недостаток нашего разума. Правдив Премудрый Господь, сказавший в Своем писании: «...вам дано знать очень мало» (аль-Исра, 85).

Он предписал обряды поклонения и определил характер взаимоотношений между творениями для того, чтобы испытать Своих рабов, чтобы можно было отличить тех, кто поклоняется Господу и Покровителю, от тех, кто поклоняется собственным страстям. Кто благодарно принимает эти законы и подчиняет себя воле Божьей, находя в этом радость и успокоение, кто довольствуется шариатом Аллаха и отдает ему предпочтение перед собственными страстями и желаниями, тот поклоняется своему Господу. А кто выбирает из этих законов только то, что совпадает с его желаниями, и беспечно относится к остальным требованиям религии, тот потакает своим страстям и обожествляет свои желания. Такие люди далеки от Аллаха, они питают ненависть к Его законам и желают, чтобы эти законы подчинялись их воле, забывая о том, что их познания далеко не совершенны. Всевышний сказал по этому поводу: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание (Коран), однако они отвернулись от своего Напоминания» (аль-Муминун, 71).

По Своей мудрости Аллах установил разные обряды поклонения, чтобы они не утомляли верующих, а доставляли им удовольствие. Очень часто людям нравится один вид поклонения больше, чем остальные, и они уделяют ему больше внимания, совершают его с большим рвением и усердием. Поэтому одни обряды поклонения, такие как намаз, совершаются телом. Другие, такие как закят, связаны с расходованием имущества, которое так мило и угодно человеку. Третьи совмещают в себе поклонение телом и расходование имущества, и к ним относятся, например, хадж. Есть и такие обряды поклонения, которые сводятся к воздержанию от того, что манит и привлекает человеческую душу. К таким обрядам и относится пост, в течение которого верующий воздерживается от всего, что привязывает его душу и тело к мирским благам и бренным удовольствиям. И если человек совершает все эти разные обряды совершенным образом, не выказывая негодования и не делая упущений, если он отрекается ради Господа своего от того, что ему приятно, и всеми силами стремится снискать Его довольство, то он достигает высшей ступени, на которую только может взойти раб Божий. Его любовь к Аллаху, его покорность и повиновение достигают совершенства, и он понастоящему заслуживает право называться рабом Аллаха. Это — то особое рабство, о котором сказал Всевышний: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба?» (39:36).

Пост — это один из обрядов поклонения, который приближает человека к этой высокой ступени. Он заключает в себе великий смысл и приносит огромную пользу, благодаря чему по праву считается одним из важнейших предписаний и столпов ислама.

Во-первых, пост приближает человека к Господу, ведь ради Его довольства он отказывается от еды, питья и половой близости, которые так угодны человеческой душе. Подобное воздержание является свидетельством искренней веры, сильной любви к Аллаху и надежды на Его вознаграждение. Ведь благоразумный человек не станет отказываться от того, что ему любо и мило, если он не надеется получить взамен нечто большее. Верующий твердо знает, что, воздерживаясь от мирских удовольствий, он может снискать благоволение Господа и заслужить его любовь и милость, и от этого он испытывает еще большее блаженство и умиротворение. Вот почему верующий не согласится поесть или выпить воду в рамадане, если даже ему будут угрожать за это наказанием или тюремным заключением, и тому есть немало примеров в истории.

Во-вторых, пост является одним из факторов, укрепляющих богобоязненность. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 183). Под богобоязненностью подразумевается выполнение приказов Аллаха и избежание грехов. Можно сказать, что богобоязненность — это страх перед Аллахом, воплощенный в праведные слова и поступки. А это — именно то, что требуется от постящегося человека.

В хадисе, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать лживо, то Аллах не нуждаетсяв том, чтобы он отказывался от еды и питья».

Поэтому, если человек постится и душой, и телом, и языком, он не станет ослушаться Аллаха, если даже искушение совершить нечто запретное будет слишком велико. А если кто-либо станет оскорблять его, он непременно возьмет себя в руки и воздержится от ссоры и перебранки. Повинуясь приказу Посланника, e, он скажет: «Я соблюдаю пост». Тем самым он напомнит себе о том, что постящийся обязан избегать непристойного поведения, и продемонстрирует своему обидчику силу своей воли и преподаст ему прекрасный урок добропорядочности и набожности.

В-третьих, душа постящегося освобождается от мирских забот и беспокойных раздумий для того, чтобы он мог чаще задумываться над мирозданием и больше поминать Аллаха. Мирские удовольствия обязательно прибавляют человеку беспечности и могут сделать его жестокосердным и безразличным к истине. Для того чтобы верующие могли избежать такой участи, Аллах велел им избегать расточительства в еде и питье. Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (аль-Араф, 31).

В-четвертых, пост имеет большую социальную значимость, поскольку в рамадане состоятельные люди получают возможность переосмыслить жизненные ценности и понять значимость оказанной им милости. Всевышний Господь в изобилии наделил их богатством, едой и питьем, одарил их женами и детьми — всем тем, чего лишены многие бедняки. И человек обязан воздавать хвалу своему Благодетелю за эти милости, благодарить его не только устами, но и душой и телом. Господь непременно увидит его чаяния и приумножит его блага, о чем сказано в Священном Коране: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Ибрахим, 7).

В-пятых, пост помогает верующему одолеть собственную страсть и воспитать себя в духе добропорядочности и нравственности. Для того чтобы верно следовать прямым путем и удержать душу от уклонения в сторону, человек должен уметь контролировать свою страсть, управлять порывами своей души, направлять ее к тому, что принесет ей пользу и благо. Поистине, душа велит человеку творить зло и подталкивает его к тому, что может навредить ему. Это качество присуще душам всех людей, кроме тех, кому Господь оказал великую милость.

Если раб Божий распустит себя и пойдет на поводу у своих низменных влечений, то он обречет себя на верную погибель. Но если он сумеет обуздать свои желания и направит свою душу по крутому склону к вершине совершенства и праведности, то он обретет вечную жизнь и благой конец. Безусловно, душа должна быть готова к такому «восхождению», преодолеть которое по силам далеко не каждому. Всевышний сказал о человеке: «Разве Мы не указали ему на две восходящие тропы? Но он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это — освобождение раба или кормление в голодный день сироту из числа родственников или приникшего к земле бедняка.А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (аль-Балад, 10:17).

В-шестых, пост способствует избавлению от самодовольства и высокомерия. Он помогает смириться перед истиной и быть добрее к людям, а ведь самой скверной формой высокомерия является отрицание истины и пренебрежение Божьими заповедями. Когда человек сыт и доволен, когда он не чувствует холода и жажды и наслаждается обществом красивых женщин, он может легко отвернуться от истины и превознестись над рабами Аллаха.

Передают со слов Абдуллаха б. Масуда, что посланник Аллаха, e, сказал: «Не войдет в Рай тот, в чьем сердце будет высокомерие весом хотя бы в одну пылинку». Тут его спросили: «Но ведь человек любит, чтобы его одежда и обувь были красивыми». Он ответил: «Поистине, Аллах красив и любит красоту. Высокомерие же — это надменное отрицание истины и пренебрежительное отношение к людям».

Гордыня и высокомерие — одни из самых опасных грехов. Всевышний сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (аль􏰀Исра, 37).

В-седьмых, пост оберегает верующего от наущений сатаны, потому что от голода и жажды суживаются сосуды, а «сатана перемещается по человеческому телу с током крови».114 Во время поста уменьшаются наущения дьяволов, и постящиеся реже гневаются, меньше испытывают страстные влечения.

В хадисе Абдуллаха б. Масуда сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не способен вступить в брак, должен поститься, потому что так он сможет подавить вожделение».Таким образом, именно пост является верным способом погасить вожделение и уберечься от греха.

В-восьмых, пост приносит многочисленную и разностороннюю пользу организму человека. Во время поста уменьшается нагрузка, выпадающая на пищеварительную систему, желудочно-кишечный тракт очищается от вредных шлаков, нормализуется ферментативная деятельность желез внешней секреции, успокаивается нервная система. Пост очищает не только душу, но и тело человека, и в этом — одна из мудростей Всемогущего Господа, ниспославшего для людей самые полезные и приемлемые законы.

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found