Об истории дружеских отношений между духовными лидерами традиционных религий Санкт- Петербурга рассказали спикеры недавно проходившего межрелигиозного форума в Соборной мечети Северной столицы.
Глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы Альбир хазрат КРГАНОВ:
— Мусульмане России солидарны со словами его святейшества патриарха Кирилла о том, что «вера в Бога есть жизнеутверждающая сила для личности, для семьи, для общества, для государства и для всей человеческой цивилизации, потому что вместе с верой в Бога мы признаем Его закон как абсолютную правду». Духовный потенциал ислама, как и других традиционных российских религий, направлен на сохранение и развитие мирного межконфессионального общения, основанного на наших духовных ценностях, взаимопонимании и уважении, веротерпимости между народами нашей страны. У традиционных российских религий общая социальная миссия — у нас одна судьба, у нас одна Родина.
Сфера межрелигиозных отношений очень хрупкая и ранимая, она нуждается в защите. Мы сообща должны противостоять распрост¬ранению ксенофобии, дискриминации христиан, мусульман, иуде¬ев и буддистов по религиозному или национальному признаку, распространению религиозного фанатизма и деятельности радикальных деструктивных сил.
Большой вред миру наносят попытки использования основ вероучения традиционных религий для оправдания экстремистской и террористической деятельности. Для исламских организаций важной задачей является деятельность по снижению в обществе уровня исламофобии, формирование позитивного образа ислама и правоверного мусульманина.
Одним из приоритетов для нас является воспитание подрастающего поколения, его полноценная социализация. С молодыми надо выстраивать доверительные парт¬нерские отношения, понимать их интересы, повышать их культурно-мировоззренческий уровень, укреплять иммунитет к экстремистским диалогам. Нужно непрерывно проводить работу по укреплению веры среди верующих, мусульман, по консолидации российской уммы на базе традиционных исламских ценностей, по укреплению единства и сплоченности российского общества.
Необходимо возродить традиции дореволюционной российской исламской богословской школы. Перевести со старотатарского языка на современный труды богословов прошлых веков, использовать их в просветительско-образовательной деятельности. Необходимо вести подготовку религиозных и богословских кадров в отечественных вузах.
Нужна организация исламского просвещения: распространение правильного понимания ислама, активизация деятельности исламских культурно-просветительских центров, воспитание подрастающих поколений в уважении к старшим, родителям, своему дому, малой родине, Отечеству. Особенно важно воспитывать у молодежи критическое отношение к экстремистской идеологии, различным миссионерам и экстремистским интернет-ресурсам.
История убедительно свидетельствует, что народное единство и сплоченность с опорой на нашу религию, культуру и традиции всегда выручали Россию, в трудное и смутное время обеспечивали дальнейшее развитие и безопасность. Сохранить Россию и укрепить религиозный мир в гармонии с традицией этноконфессиональных отношений — это императив нашей общей деятельности.
Муфтий, председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль ПАНЧЕЕВ:
— Петербург, изначально задуманный как окно в Европу, стал не только центром политической и культурной жизни России, но и местом встречи Востока и Запада в религиозном воспитании. Религия формирует определенную картину реальности, в которой объясняется происхождение жизни, смысл существования человека и его место во Вселенной.
Но стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к реконструкции социальных отношений. Информатизация трансформирует мировоззрение социума. Сама среда вносит существенные изменения в сознание человека, формируя в нем новое восприятие мира. Информационное общество перемещает человека в созданное им же информационное пространство, которое навязывает ему доминирующие там новые идеи и смыслы. А утрата мировоззренческих ориентиров ведет к духовно-нравственному кризису.
Секуляризация общества соп¬ровождается влиянием западных идей и смыслов трансгуманизма и модернизма, продвижением технологий искусственного интеллекта, которые все более проникают в духовную сферу россиян. Особую озабоченность в этом смысле вызывает молодежь, ее социальное пространство и ценностная ориентация носят порой противоречивый и размытый характер.
Важным аспектом межрелигиозного диалога является борьба с невежеством в вопросах религии, пользуясь которым экст¬ремистские организации сеют вражду между представителями различных конфессий. Именно с невежеством связаны успехи пропаганды террористических и экстремистских организаций, использующих различные «голоса» псевдорелигиозных каналов.
Но попытки террористических организаций использовать религию для реализации своих коварных замыслов в большинстве своем обречены на провал. Ведь в основе всех религий заложена идея любви. Как в исламе, так и в христианстве и иудаизме запрещены вражда, ненависть, оскорбление и унижение сторонников других религий.
Пути налаживания диалога известны: свобода вероисповедания, уважение к вере друг друга, недопустимость расизма, миролюбие, признание Божьих посланников и Священных Писаний.
Российские верующие давно усвоили национальную религиозную доктрину, которая показывает: нет мира между народами без мира между религиями, нет мира между религиями без меж¬религиозного диалога, невозможен диалог без изучения истории возникновения вероисповеданий.
Наш мир меняется, но мы не меняемся — мы друзья, мы братья. Вера — это мост, а не стена.
Настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Шпалерной протоиерей Вячеслав ХАРИНОВ:
— В год 80 летия нашей Победы и Год защитника Отечества важно вспомнить ту составляющую петербургского, ленинградского мира, которая заключается в подвигах, совершенных совместно христианами, мусульманами, буддистами, агностиками, иудеями для защиты нашего города, нашей Родины. Религиозные люди очень четко понимали, что такое общая земля, которую дал им Господь в удел.
Мало кто знает, может быть, но первая просьба о постройке мечети в Санкт-Петербурге исходила от мусульман, состоявших на службе в императорской российской армии. В 1798 году именно они обратились с просьбой о постройке мечети. Она возводилась Васильевым и Кричинским — русским и российским поляком, принявшим ислам.
На Синявинских высотах у нас мусульмане и православные лежат рядом. Любовь к Родине — часть веры, что объединило нас тогда и объединяет до сих пор. Наш петербургский мир — это мир воинской славы, общей для мусульман и христиан. Мне регулярно доводится быть гидом для прихожан, престарелых и молодых. На мес¬тах боев я рассказываю о том, как мы вместе защищали этот город. И прихожане уезжают с очень важной мыслью, которая реализуется потом в их жизни: это наш город, мы вместе его защищаем. У нас могут быть разные традиции и разные Священные Писания, но у нас одна Родина, и это нас объединяет.
Конфессиональную разность очень часто воспринимают как разность религиозных институтов, не понимая, что религиозность — это прежде всего внутреннее упование. Это тайна молитвы, религиозные переживания, впечатления. Это тайная жизнь верующего человека — общая для всех. Уважительное отношение ко всем вероисповеданиям в нашем городе заповедано не только предками, но и Всевышним
Настоятель буддийского храма в Петербурге Буда БАДМАЕВ:
— И дацан, и мечеть, и синагога строились в Петербурге в одно и то же время. В этом году у нас, как и у Соборной мечети, юбилей — мы отмечаем 110 лет дацану. У нас есть архивные кадры того, как эмир бухарский и хан хивинский присутствовали на открытии нашего дацана. Уверен в том, что наша международная дружба, мир в будущем станут еще крепче. Необходимо только сохранять нашу общую память. Ни психология, ни материальное, ни культура не сохраняют человека так, как глубинный духовный стержень. Только вера может сделать человека выше, глубже, красивее, сделать его духовно сильным.
Когда в семье начинается разлад, семья распадается, это приносит много страданий. В такой большой семье, как наша страна, с ее разными духовными истоками мы должны прийти к глубинному духовному согласию. И я очень хочу, чтобы наш народ во всем его многообразии был счастлив. Все мы хотим быть счастливыми, и религии нам в этом помогают.
Председатель Петербургской религиозной еврейской общины Большой хоральной синагоги Марк ГРУБАРГ:
— Петербург — уникальный город. Здесь еще Петром I была поставлена задача: люди всех национальностей и всех вероисповеданий должны вместе строить великую страну. Петербург можно назвать столицей межнационального мира. Синагогу здесь построили русский Шапошников и татарин Стасов, который очень хорошо понимал европейско-мавританский стиль, а также Бахман и Бенуа. В строительстве мечети участвовали русский и поляк — они вдохнули в это здание душу мусульманских народов…
Что такое вера для человека XX века? Если ему надо объяснить какие то физические явления, то для этого есть наука. От депрессии придумали таблетки, и вот уже не надо ходить в церковь, мечеть или синагогу, чтобы понять ее причину. Когда заболел — есть врачи и лекарства. Если хочется взбодриться, можно пойти на рок-концерт или на футбол. И если мы что то плохое сделали, то уже вроде и не обязательно идти на исповедь…
Потом оказалось, что человек гораздо сложнее, что для него очень важно все время осознавать смысл: зачем я пришел в этот мир, как мне жить дальше, что мне делать? И ответов на эти вопросы ни наука, ни технологии не дают. На это дают ответ только тихие беседы с Всевышним.
Сегодня мы наблюдаем возрождение традиционных ценностей. В семьях религиозных людей детей гораздо больше, чем у неверующих. И уже говорят, что следующий мир будет миром религиозной жизни, потому что люди вернулись к традиционным ценностям. С помощью оружия можно ¬выиграть войну, но мир можно выиграть только с помощью идей. Эти идеи — наши традиционные ценности, которые говорят о всемирном братстве, о помощи ближнему, о высоких духовных идеалах.
Директор Государственного музея истории религии Екатерина ТЕРЮКОВА:
— Аналогов нашему музею нет ни в одной стране мира. Каждый, кто к нам придет, увидит макеты петербургских дацана и мечети, предметы синагогального культа, Казанский собор с православными экспозициями. Множество выставочных проектов были посвящены тем или иным аспектам религиозной жизни Петербурга в прошлом и настоящем.
Да, сейчас очень важно бороться с невежеством. И наши музеи фактически каждый день оказываются на передовой этой борьбы. Мы каждый день несем в массы позитивное знание, занимаемся активной просветительской деятельностью. И стараемся, чтобы все наши выставочные проекты были направлены на укрепление духовно-нравственных основ. Мы были, есть и, я надеюсь, будем площадкой для конструктивного межрелигиозного диалога.
Старший научный сотрудник Института наследия Сергей ¬ВОЛОБУЕВ:
— Существует несколько линий дискредитации традиционных духовно-нравственных ценностей. Первое: отрицание основ конституционного строя РФ. Речь о фундаментальных понятиях — права и свободы человека, достоинство личности, идеологическое многообразие, которые гарантированы Конституцией. Стратегия национальной безопасности напрямую связана с защитой традиционных ценностей и основ конституционного строя РФ. Когда эти вещи в дискурсе публично противопоставляются, это тоже разновидность дискредитации традиционных ценностей. Она очень опасна.
Еще одно направление — противопоставление одной традиционной ценности другой, создание конфликтных линий между ними.
И третье направление — подмена общегражданского звучания традиционных российских духовно-нравственных ценностей узкоконфессиональной или узкокультурной их трактовкой. Как правило, это происходит не со стороны здравого большинства представителей традиционной конфессии, а со стороны радикальных групп, которые пытаются сегодня захватить, скажем так, «поле боя» за традиционные ценности. И превращают эту деятельность в разновидность параэкстремистских.
Невозможно защищать традиционные духовно-нравственные ценности, находясь на позиции правового нигилизма. И это важно увязывать не только с основами российского конституционного строя, но и с фундаментальными основами международного права.
Руководитель Центра изучения общественного мнения Иосиф ДИСКИН:
— Экстремизм — это болезнь утраты социальности, включенности в общественные отношения, основанные на традиционной морали. Личность на нравственном пепелище — легкая добыча для агентов экстремизма. Что нужно понимать, когда мы собираемся бороться с экстремизмом? Что это прежде всего дело гражданского общества.
Мы можем с полным основанием гордиться теми общественными изменениями, которые произошли у нас за последние годы. Никогда со времен Великой Отечественной вой¬ны российское общество не было столь сплоченным. Произошла мощная общественная консолидация, сплотившая более 80 % российских граждан. Еще шесть лет назад на вопрос о том, существует ли у нас общественное единство, только 23 % россиян говорили: да, существует. То, что нас объединяет, рассматривается гораздо более важным, чем то, что нас разъединяет. Мы имеем полное основание гордиться этим и понимаем, что только уверенное в себе российское гражданское общество может стать фундаментом победы над экстремизмом.
Наиболее интересные материалы собрали журналисты «СПб ведомости».
Пресс-служба Духовного собрания мусульман России
Источник и фото: https://spbvedomosti.ru/news/ploshchad-natsiy/surkharban-sobral-buryat-kak-v-peterburge-proshyel-buryatskiy-letniy-prazdnik/