Каждый год верующие встречают праздник Курбан байрам, так что же это за праздник и с какими событиями он связан? В Исламе помимо пятничного праздника жумга намаза, который приходит еженедельно, существуют два больших праздника, приходящих раз в год, и о них говорится в изречении пророка Мухаммада (мир ему и благословение): Воистину, Аллах заменил вам (эти) два дня теми, что лучше: День Разговения и (День) Жертвоприношения. (Абу Дауд). Когда Пророк мир ему и благословение прибыл в Медину, у местных жителей были два дня веселья и игр, Всевышний заменил эти дни для общины Мухаммада мир ему и благословение двумя днями поминания Аллаха, благодарности и прощения.
История паломничества, а также праздник жертвоприношения Ийдуль-Адха уходит глубоко во времена пророка Ибрахима (мир ему), который находится среди пяти особо испытанных Аллахом пророков (улуль-Азм), и обряды хаджа до сегодняшнего дня каждый год повторяются. Как это было тогда несколько тысяч лет тому назад, напоминая нам об этом, как Ибрахим (мир ему) был испытан по отношению к своему сыну Исмаилу (мир ему), и который доказал искреннюю любовь к Аллаху, который готов был даже принести в жертву своего долгожданного сына выполняя приказ Творца. И Всевышний, в итоге увидев эту любовь, заменил сына Ибрахима (мир ему) на барана, ведь Ему не нужны человеческие жертвы, а нужно всего лишь чистота сердец.
Что же такое Курбан?
Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху. Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало обязательным (ваджибом согласно ханафитскому толку, а в других трёх мазхабах сунной муаккада) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Корана, сунной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (мир ему). Наш Пророк Мцухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (мир ему)». (Абу Дауд)
Условия, наличие которых необходимо, чтобы человек был обязанным совершить жертвоприношение:
- Ислам. Человек должен быть мусульманином.
- Свобода от рабства (что не актуально на сегодняшний день).
- Нисаб. Материальное имущество равное по стоимости 595-ти граммам серебра, за вычетом долгов. Каждый год сумма нисаба разная, поэтому каждый год мы рекомендуем узнавать её размер у имамов. (в 2024году нисаб по серебру- 55 000 рублей, на (11.02.2024 года))
- Совершеннолетие с точки зрения ислама (половая зрелость).
Из определения также следует, что человек не обязан совершать жертвоприношение за своих детей вне зависимости от того, достигли они совершеннолетия или нет. Если быть точным, человек не обязан занимать деньги для того, чтобы совершить жертвоприношение, которое становится обязательным для отдельного человека в силу наличия перечисленных нами причин. Доказательства необходимости Курбана:
Всевышний Аллах повелевает:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«…совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2 аят). Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать» означает «Курбан» в праздничные дни.
И еще одно повеление Корана:
وَالْبُدْنَ جَعَلْنَاهَا لَكُم مِّن شَعَائِرِ اللَّهِ لَكُمْ فِيهَا خَيْرٌ فَاذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهَا صَوَافَّ فَإِذَا وَجَبَتْ جُنُوبُهَا فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْقَانِعَ وَالْمُعْتَرَّ كَذَلِكَ سَخَّرْنَاهَا لَكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Жертвенных верблюдов мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны» (Сура Аль-Хаджж, 36 аят)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), после того как снизошло повеление об этом, никогда не пропускал обряд жертвоприношения и совершал его, даже находясь в пути. Он сказал:
«О люди! Каждый год с каждого дома обязательно принести в жертву (животное)». (Ибн Маджа, Тирмизи, Адахи).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в одном хадисе говорит:
مَا عَمِلَ ابْنُ آدَمَ يَوْمَ النَّحْرِ عَمَلًا أَحَبَّ إِلَى اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ هِرَاقَةِ دَمٍ وَإِنَّهُ لَيَأْتِي يَوْم الْقِيَامَةِ بِقُرُونِهَا وَأَظْلَافِهَا وَأَشْعَارِهَا وَإِنَّ الدَّمَ لَيَقَعُ مِنَ اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ بِمَكَانٍ قَبْلَ أَنْ يَقَعَ عَلَى الْأَرْضِ فَطِيبُوا بِهَا نَفْسًا
«Сын Адама не смог приблизиться к Всевышнему так близко ни одним из угодных Ему деяний, как выпусканием крови (животного) в дни Курбана. В Судный день курбан, кровь которого он пролил, предстанет парнокопытным рогатым животным, покрытым шерстью. До того, как пущенная кровь достигнет земли, сын Адама поднимается пред Аллахом на более высокий уровень. Поэтому совершайте жертвоприношение со спокойной и довольной душой». (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад бин Ханбаль, Ибн Малик)
Анас (радыяллаху анху) передал в одном хадисе: «Пророк (мир ему и благословение) принес в жертву двух баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я увидел, что он прижал ноги животного, произнес «Бисмилляхи», такбир (восхваление) и собственноручно зарезал его». (Бухари, Муслим, Ибн Маджа, Тирмизи, Абу Дауд, Дарими)
Мы не должны забывать, что Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигнет только намерение, искренность и богобоязненность его раба. В Коране эти намерение и богобоязненность, которые составляют основу всех действий, оцениваются так:
لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ كَذَلِكَ سَخَّرَهَا لَكُمْ لِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَبَشِّرِ الْمُحْسِنِينَ
«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.» (Сура «Аль-Хаджж, 37 аят)
Всевышний Аллах возвещает в Коране о ниспослании жертвенного животного, заменившего на жертвеннике Исмаила (мир ему):
وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ
«И Мы заменили ему сына на большую жертву» (сура «Ас-Саффат», аят 107)
Курбан в своей основе означает благодарение Всевышнего Аллаха за бесчисленные блага и искупление за свои грехи. Часть мяса жертвенного животного используется семьей, которая совершила Курбан, а часть раздается бедным.
Как известно, для удовлетворения потребностей человечества в мясных продуктах ежедневно забиваются сотни тысяч животных. Но приобрести их могут только те, у кого есть такая возможность, а мясо жертвенного животного предназначено, прежде всего, для распределения бедным, малообеспеченным людям. Поэтому жертвоприношение в Исламе является реальным выражением человечности и щедрости.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) так сказал о достоинствах дней Праздника Жертвоприношения:
«Перед Аллахом самый великий день – это день Праздника Жертвоприношения (Ид-уль-Адха). Следующим по достоинству за ним следует яумуль-карр (второй день Праздника Жертвоприношения)». (Абу Дауд).
Наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Дни, когда Аллаху больше всего нравится совершение благих дел, это первые десять дней месяца Зульхиджа!» (Бухари, Тирмизи).
Поэтому в эти благословенные дни надо приложить усердие для того, чтобы приблизиться к Аллаху. В хадисах, сообщается, что самое богоугодное дело в эти дни – жертвоприношение. Потому что за каждую часть тела жертвенного животного в Судный день человек, совершивший жертвоприношение, получит воздаяние.
Когда совершенное не от чистого сердца жертвоприношение сына Адама Кабиля не было принято (Аллахом), он, позавидовав своему брату, сказал ему: «Клянусь, я убью тебя». Насколько же глубокий смысл заключен в ответе, который дал ему Хабиль описываемый в Коране:
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
«Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных.» (аль-Маида 27 аят).
Значит, между жертвоприношением и богобоязненностью (таква) существует тесная связь. Закалывать жертвенное животное с умиротворенным сердцем могут только благочестивые люди. С другой стороны, принося в жертву животное, надо стараться проникнуться благочестивыми чувствами. Поэтому жертвоприношение, украшая совершившего его качествами благочестия, приближает его к Аллаху. А перед Аллахом самым благородным человеком является самый благочестивый.
Аллах принимает только ту жертву, которая принесена по Его повелению и только ради Его довольства (рида). Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Да проклянет Аллах того, кто режет жертву во имя кого-то другого, кроме Аллаха». (Муслим, Насаи).
Так же в хадисах содержится строгое предупреждение для тех, кто, имея возможность, не совершают жертвоприношение. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха мир ему и благословение сказал: «Кто, имея возможность, не совершит жертвоприношение, пусть не приближается к нашей мечети». (Ибн Маджа, Адахи). И не имеется в виду, что у такого человека намаз будет не правильным. Но определяется наказание за этот поступок и сообщается, что такой человек будет отдален от благочестивых людей и, таким образом, нанесет себе непоправимый вред. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) таким образом призывает свою общину совершать жертвоприношение, желая, чтобы все мусульмане получили вознаграждение (саваб) и обрели спасение.
По этой причине к жертвоприношению и жертвенным животным ради Аллаха надо проявлять почтение. Как и во всех других поклонениях (ибада), основу жертвоприношения составляют чувства почтительности и благочестия. Поэтому необходимо, чтобы животное было здоровым и упитанным. В хадисе говорится:
«Есть четыре (животных), приносить в жертву которых не дозволено: 1. Одноглазое, слепота которого очевидна.2. Больное, болезнь которого очевидна.3. Хромое, хромота которого очевидна.4. Сильно ослабленное». (Абу Дауд, Тирмизи).
Урва (радыяллаху анху) однажды так сказал своим домочадцам:«Дети мои! Ни в коем случае не предлагайте в жертву Аллаху то, что бы не предложили в подарок какому-нибудь обладателю власти! Ибо – Аллах величайший из величайших, и Он достоин более всех самого избранного и самого дорогого из всего». (Муватта, Хадж).
Когда режется животное, нужно совершать это действие с деликатностью, завязать ему глаза, не резать двух животных в одном месте и на виду друг у друга. Тащить животное к месту жертвоприношения, толкая и пиная, не допустимо. Если это животное относится к мелкому рогатому скоту, то самое лучшее – бережно принести его на руках. Крупный рогатый скот следует также вести к месту жертвоприношения наилучшим образом. Животное следует обратить ногами к кыбле. Человек, который будет резать его, должен произнести Бисмиллях и Такбир. По возможности, человек должен сам зарезать свое жертвенное животное. Если это невозможно, следует доверить это другому, но при этом нужно стараться (желательно) находиться рядом с жертвенным животным. Ведь посланник Аллаха мир ему и благословение сказал своей дочери: «О Фатыма! Стой рядом с жертвой, которую приносишь. Знай, что вместе с первой каплей крови, упавшей на землю, будут прощены твои (малые) грехи». (Хаким, Байхакы).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал заранее точить ножи и не держать их на глазах у животных. Он сказал: «Когда вы режете животное, быстро совершайте свое дело!» (Ибн Маджа)
«Аллах приказал все делать самым лучшим образом. Если закалываете, то закалывайте лучшим образом. Когда режете, то режьте лучшим образом! Пусть каждый наточит свой нож и не мучает животное!» (Муслим, Тирмизи).
Выражение «не мучает животное» означает, что наточенным ножом следует решительно, твердой рукой быстро перерезать животному горло, гладить его, стараться не причинять лишних страданий и т.д.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, как однажды один человек режет барана. Он, уложив на землю животное, которые собирался зарезать, начал точить нож. Увидев такое жесткосердечие, наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты что, хочешь убить его несколько раз? Ты не мог наточить нож прежде, чем уложил его на землю?» (Хаким).
Посланник Аллаха мир ему и благословение запретил оставлять умирать животное, подрезав ему шкуру и горло. Нужно до конца разрезать главные артерии по обоим сторонам горла, а также пищевод и дыхательное горло. Зарезав животное, следует немного подождать, пока вытечет кровь. Как только животное умерщвлено, следует сразу освежевать его.
Обычаем праведных людей является не садиться, пока происходит принесение в жертву животного, а почтительно ожидать на ногах, пока полностью не вытечет кровь.
Джабир (радыяллаху анху) рассказывает, как совершал жертвоприношение Посланник Аллаха (мир ему и благословение), в день праздника Жертвоприношения Посланник Аллаха (мир ему и благословение) зарезал двух пестрых круторогих баранов. (Уложив и) направив их к кыбле, он прочитал следующие аяты:
إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Истинно уверовав, обратился я лицом к Тому, кто сотворил небеса и землю. И не принадлежу я к многобожникам!» (аль-Ан’ам, 79 аят).
قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
لَا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
«Скажи: «Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества. Такая [вера] велена мне, и я – первый из предавшихся Ему» (аль-Ан’ам, 162-163).
Потом он произнес: «О мой Господь! (Эта жертва нам дана) Тобой и приносим мы ее ради Тебя. Я режу ее от имени Мухаммада и его общины (умма). Бисмиллахи, ва Аллаху акбар!» После этого он принес в жертву. (Абу ДаудИбн Маджа).
Также Джабир (радыяллаху анху) говорит: «Однажды в день Ид-уль-Адха я вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) находился в мечети. Завершив хутбу, он спустился с минбара. Привели одного барана для жертвоприношения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сам принес в жертву его. При этом он (мир ему и благословение) произнес: «Бисмиллахи, ва Аллаху акбар. Это от моего имени и от имени тех из моей общины, кто не может совершить жертвоприношение». (Тирмизи, Адахи).
Из этих хадисов мы также видим, насколько наш досточтимый Пророк (мир ему и благословение) заботился о своей общине (умма). Более правильно, если паломники, находящиеся в ихраме, не выйдут из этого состояния до тех пор, пока не совершат жертвоприношение. А тем мусульманам, которые собираются принести жертву, находясь на своей родине, лучше не стричь волосы и ногти со времени появления нового месяца и наступления Зуль-Хиджа до совершения жертвоприношения. Это делается для того, чтобы в какой-то степени приблизиться к паломникам и привести свои действия в соответствие с единым Исламским вероучением и обрядами хаджа.
После того как жертва принесена в соответствии со всеми правилами и разделана, нужно есть жертвенное мясо и угощать им других. Всевышний Аллах говорит:
لِّيَشْهَدُوا مَنَافِعَ لَهُمْ وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَّعْلُومَاتٍ عَلَى مَا رَزَقَهُم مِّن بَهِيمَةِ الْأَنْعَامِ فَكُلُوا مِنْهَا وَأَطْعِمُوا الْبَائِسَ الْفَقِيرَ
«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (аль-Хадж 28 аят).
В книге "Ислам Ильмихалы" говорится: "ввиду того, что мясо кастрированных животных более предпочтительно по вкусу, то и заклание таких животных более предпочтительно".
Установлен также и возраст жертвенных животных. Для овец и коз – возраст более 1-го года, для коров – 2 года, для верблюдов – 5 лет. Допускается принесение в жертву овец старше 6 месяцев, если это хорошо откормленные, крупные экземпляры. Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать на привязи.
Время заклания ограничено 3-мя днями. Начиная от рассвета 10-го дня месяца зуль-Хиджа и до захода солнца 12-го зуль-Хиджа. Однако, учитывая возможность ошибки в подсчёте дней, нежелательно оставлять жертвоприношение на третий день. Не запрещается, но считается весьма нежелательным, совершать заклание животного в тёмное время суток. Самое предпочтительное время - от рассвета 10-го Зу-ль-Хиджа, в местах, где не читается праздничная совместная молитва. В крупных населённых пунктах, где читается праздничная совместная молитва, - после хутбы праздничной молитвы (Хутба в этот день читается после праздничной молитвы). Если, по какой-либо причине, мусульманин не принимает участие в праздничной молитве, то заклание животного ему желательно произвести после полудня. Так как время праздничной молитвы истекает при наступлении полудня.
Способ заклания:
1) Положить животное на левый бок в сторону Киблы. Перед горлом животного должно быть углубление около полуметра для стока крови. Обе передние и одна задняя нога животного связываются вместе у копыт.
2) Стоя принять следующее намерение: «Всевышний Аллах, ради получения Твоего благословения приношу эту жертву. Вот я стою перед Тобой, совершивший много грехов. Я должен был бы принести себя в жертву, но Ты запретил человеческие жертвы. Ради искупления своих грехов и рассчитывая на Твоё Милосердие, приношу в жертву это животное по твоему разрешению и повелению».
3) Произнести 3 раза Ташрик Такбир: "Аллаху Акбару Аллаху Акбару. Ляа иляха илля-л-Лаху ва-л-Лаху Акбару. Аллаху Акбару ва лилляхиль-хамд!", затем, сказав "БисмилЛахи! Аллаху Акбар!" перерезается горло. В горле животного существуют 4 канала: Пищевод – "Мери"; дыхательный канал – "Хулкум" и два кровеносных канала (левая и правая шейные кровеносные каналы), называемые "Эвдадж". 3 канала из 4-х должны быть перерезаны одновременно. Тот, кто режет животное, должен стоять лицом в сторону Киблы. Обнаруженный внутри животного живой детёныш, так же подлежит закланию. Если же детёныш мёртв, то в пищу он не годен.
4) Прочитать после убоя 162-163-ий аяты суры 6 - "Аль-Ангам": "Куль инна салатий ва нусукий ва махйайа ва наматий лиль-Лахи Раббиль'аламийн. Ляа шарика лех…". - "Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие моё, жизнь моя и смерть – у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища…".
Тот, кто не может резать животное сам, становится рядом с тем, кто режет вместо него (если это возможно) и, касаясь его своей рукой, принимает намерение, как указано выше.
5) После того, как произведён убой, желательно прочитать 2 ракаата молитвы «Ташаккур» - Благодарения Всевышнего Аллаха. В 1-ом ракаате после «Фатиха» читать суру 108 - «Каусар». Во 2-ом - после «Фатиха» читать суру 112 - «Ихлас».
Поощряемо (мустахаб) разделить мясо на три части – одну оставить своей семье, одну раздать родственникам и знакомым, а одну раздать бедным.
Хотя шкуру жертвенного животного и другие его части, которым можно найти применение, разрешено использовать самому, продавать их и получать за них деньги не дозволено. Если такие части проданы, вырученные за них деньги следует пожертвовать. Также не является правильным использовать молоко, шерсть животного, которого собираются принести в жертву. Если ими пользовались, то стоимость этого следует раздать неимущим.
Во время принесения в жертву и разделки жертвенного животного следует уделять самое пристальное внимание чистоте и соблюдению санитарных условий. Не следует загрязнять улицы и окрестности, не допускать появления неприятного запаха и неприглядных зрелищ.
Говоря о пользе и скрытом смысле жертвоприношения, можно кратко перечислить следующее: жертвоприношение заставляет нас вспоминать о покорности и самой высокой степени служения своему Господу досточтимых Ибрахима и Исмаиля (мир им). Фактически, Всевышний Аллах, показывая, что Он даровал нам все блага, учит нас, каким образом Он повелевает пользоваться ими и жертвовать часть из них. Ибо, как неправильно отказываться пользоваться благами, которые Он даровал нам, также ошибочно бездумно расточать их. Поэтому, с одной стороны, Ислам приказывает совершать жертвоприношение, но, с другой стороны запрещает расточительство (исраф) и причинение мучений животным и даже определяет, с какого возраста их можно приносить в жертву.
Жертвоприношение спасает человека от скупости и любви к имуществу. Способствует распространению в обществе чувств братства, взаимопомощи, учит делиться с другими и помогать бедным. Жертвоприношение связывает людей узами любви и милосердия друг к другу.