В положении "Путник" оказывается мусульманин, вышедший из дома (или из места последнего пребывания, проживания) с намерением совершить путешествие на расстояние не менее 3-х дневного пешего пути. В этом положении он оказывается сразу после того, как пройдёт последние дома вдоль обеих сторон дороги, по которой начал свой путь.

Если у человека не было предварительного намерения совершить это путешествие, то и путником он считаться не будет. Даже если пропутешествует целый год и объедет всю планету. В таком положении оказываются армейские разведчики. Они могут сокращать молитвы только по возвращении домой. К примеру, человек намеревался пройти (проехать) двухдневный путь. Если, достигнув назначенного пункта, он примет намерение пройти дополнительно ещё два дня пути, то все эти четыре дня в пути он не будет считаться мусафир.

Если путник примет намерение находиться в гостях меньше 15-ти дней, то всё это время данный путник будет в положении "Мусафир" и должен будет исполнять Обязательные молитвы с сокращениями. Если же путник будет задерживаться больше 15- ти дней по какой-либо причине, то сколько бы он ни задерживался (месяц, год), будет всё это время считаться "мусафир", и исполнять Обязательные молитвы сокращённо.

Возвратившись домой (или в место постоянного проживания), мусафир перестаёт быть мусафиром и становится "Муким". Муким читает все молитвы полностью, и не имеет значения, сколько он будет находиться в месте своего постоянного проживания. Даже если он вернулся на очень короткое время, он всё равно муким.

Если человек сомневается в том, что он в положении мусафир, то значит он им и не является. То есть, в случае сомнения, ему необходимо исполнять молитвы полностью, - в 4 ракаата.
Молитва в автобусе

Если нет уважительных причин, то совершать молитву в положение "сидя" в любом виде транспорта - не дозволяется. Уважительными причинами могут быть: а) опасность для жизни; б) опасность потери имущества; в) болезнь и т. п. При подобных существенных причинах, молитву можно исполнить сидя на полу, или сидя на сиденье (забравшись с ногами) и обозначать наклоны и поклоны в сторону Киблы.
Если есть возможность, путники предварительно договариваются с водителем об остановках на необходимое для молитвы время. Если такой возможности нет, то путники выходят из автобуса в положенное время, исполняют очередную молитву, а затем едут дальше на другом автобусе. Если договориться об остановках автобуса в пути невозможно, то, в случае крайней необходимости, ханафиты могут совместить две молитвы, следуя какому-либо одному из 3-х мазхабов Суннитов.

Молитва на судне

И на судне не дозволяется исполнять молитву "сидя" без крайней необходимости. Об уважительных причинах, позволяющих исполнение молитвы сидя было сказано выше. Дополнительной причиной здесь может послужить сильная качка. Но если судно стоит на якоре у берега при полном штиле, то молитву необходимо исполнять по всем правилам.

При молитве в пути на любом виде транспорта необходимо иметь компас. Во время молитвы компас кладётся возле молитвенного коврика, и, в случае изменения курса, молящийся разворачивается в соответствии с показаниями компаса. Если нет компаса, то молящемуся могут подсказывать со стороны о необходимости разворота вправо или влево.

Если пассажир какого-либо транспорта исполняет молитвы в пути не придерживаясь Киблы, то такая молитва не будет действительной.

Если пассажиру какого-либо транспорта невозможно исполнить молитву стоя, то он может на остановках совместить две молитвы, следуя какому-либо одному из 3-х мазхабов. Но, опять-таки надо помнить, что совмещать молитвы возможно лишь в случае крайней необходимости.

В случае паломничества в Мекку:

Мусульманин, прибывший в Мекку с намерением задержаться там на 15 дней и более, будет считаться не "Мусафир", а "Муким". А значит, все молитвы ему надо исполнять так же, как и дома, - без сокращений.

Если же он прибудет в Мекку с намерением оставаться там менее 15-ти дней, то молитвы ему придётся исполнять в сокращённом виде. Так как он по мазхабу Ханафи будет в положении "Мусафир".

Если же нахождение в Мекке не было точно определено намерением, то сколько бы он там не оставался, всё время будет в положении "Мусафир" и ему надо будет сокращать молитвы. В этом положении он может быть и месяцы и годы, пока точно не определится с намерением.

по материалам из книг мусульманских богословов мазхаба "Ханафи"