Соборная мечеть - культовое сооружение в Санкт-Петербурге. Главная мечеть Российской империи, крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи. Является памятником архитектуры (стиль северный модерн). На момент своей постройки была самой большой в Европе (высота купола — 39 метров, высота минаретов — 48 метров, вместимость — до 5000 человек), но в 1997 году она уступила пальму первенства махачкалинской Джума- мечети.

Возведение мечети в городе на Неве исторически обосновано: в строительстве Санкт-Петербурга участвовало немало работных людей исламской веры. Татарское поселение появилось в городе с момента его основания. Исламская община в Петербурге тоже увеличивалась и становилась более влиятельной.
В 1881 году с вопросом о возведении соборной мечети в Петербурге от мусульманской общины обратились доверенные лица ахуны 1-го и 2-го магометанских приходов Мухамед-Шакир Юнусов и Атаулла Баязитов, петербургский 2-й гильдии купец Рахметулла Халитов и Абдулла Кутаев.

Данный вопрос оренбургский муфтий Салимгирей Тевкелев предварительно согласовал с директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД А. Н. Мосоловым. Речь шла об учреждении общественной организации по сбору пожертвований — «Комитета по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований». Собранные средства предназначались на возведение мечети, со школой для мальчиков и богоугодным заведением для больных при ней.

Изначально сбор пожертвований осуществлялся только среди проживавших в городе татар. С начала основания Петербурга татары составляли абсолютное большинство и численно превышали представителей других мусульманских народностей.

Благотворительность среди мусульман получила качественно другое развитие с 1898 года, когда согласно правительственному циркуляру было создано Петербургское мусульманское благотворительное общество, учредителями которого выступили купцы 1-й гильдии Шамси Асадуллаев, Ага Муса Нагиев, крупнейший промышленник Гаджи Зейналабдин Тагиев с супругой Соной-ханум, доктор медицины Абдул-Халик Ахундов, заведующий бакинской русско-татарской школой Сейн-Абидин Ганиев, Аллар-Яр-Бек Зюльгадаров, а также служившие в Петербурге казахские султаны братья Валихановы.

На начальном этапе членами общества состояли 125 человек, в дальнейшем более 160 членов. Ежегодно общество ходатайствовало о предоставлении больших помещений для торжественных богослужений по случаю Рамазан-байрама и Курбан-байрама. Эмир Бухарский и хан Хивинский был почетными членами общества. Последним председателем Петербургского мусульманского благотворительного общества был Захид Шамиль, внук имама Шамиля.

28 мая 1906 Правительство удовлетворило ходатайство мусульман Санкт-Петербурга об учреждении «Комитета по постройке соборной мечети в С.-Петербурге». На счет Комитета, как правопреемника по сбору пожертвований, от ахуна А. Баязитова поступили собранные с 1883 года 53 300 руб.

Высочайшим указом от 18 июля 1906 года Комитет получил возможность производства сбора пожертвований на сумму до 750 тысяч рублей по всей России в течение 10 лет. В первый год деятельности (с 1 мая 1906 по 1 мая 1907 годы) Комитету удалось собрать 103 035 рублей.

2350957298

Во время пребывания в Санкт-Петербурге эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад хан (вассал Российского императора), имевший тесные контакты со столичными татарами, неоднократно во время аудиенций поднимал вопрос о возведение исламского храма. В 1906 г. члены Комитета обратились к эмиру за содействием в строительстве мечети. Эмир с разрешения императора выделил деньги на покупку части земельного участка.

В 1907 году Комитет приобрел два земельных участка на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка, д. 9/1 и участок по Кронверкскому проспекту, д.7. вблизи Петропавловской крепости. Участок под мечеть был выбран не случайно, здесь — в Татарской слободе — издревле проживали петербургские мусульмане.

По поручению Комитета по постройке соборной мечети в 1907 году в журнале «Зодчий» (№ 45) Императорское С.-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на составление эскизного проекта здания соборной мечети в Санкт-Петербурге. Были опубликованы план земельного участка и требования конкурса, одним из условий которого было требование создать условия для совершения намазов в подвальном помещении при увеличении числа верующих в праздничные дни.

2321163852

В конкурсе приняли участие 45 проектов (35 городских и 10 иногородних).

Императорский указ 1908 года утвердил проект архитектора Николая Васильевича Васильева, гражданского инженера и художника-архитектора, выпускника Института гражданских инженеров имени императора Николая I (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) и Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Васильев переработал проекты мечети и разработал проект административно-бытового флигеля (дома для омовения), который был одобрен Техническим отделением Городской управы. К работе привлекли польского мусульманина гражданского инженера Степана Самуиловича (Самойловича) Кричинского, выпускника Института гражданских инженеров имени императора Николая I.
Купол, своды, потолки и минареты из железобетона.Отопление мечети паровое, вентиляция, освещение электрические. Над мозаичным оформлением портала, купола и минаретов трудились мастера в посёлке Кикерино близ Гатчины под Петербургом, здесь находились мастерские Художественно-керамического производства «Гельдвейн ― Ваулин». Работа была заказана Петру Кузьмичу Ваулину. Эскизы медальонов для фасада здания были выполнены крымским татарином Ильясом мурзой Бораганским, известным издателем и преподавателем факультета восточных языков Императорского Петербургского университета, владельцем «Первой специализированной, артистической и художественной электропечатни». К работе был привлечен каллиграфист Осман Акчокраклы.

За три года (к 1 мая 1909 года) сумма на сберегательном счету Комитета выросла до 326 819 рублей.

5923233025

Церемонию торжественной закладки мечети в приурочили к 25-летию вступления эмира Бухарского на престол. В 2016 году На закладке присутствовали: его высочество эмир Бухарский, турецкий посол Турхан-паша с членами посольства, в должности персидского посланника Али-Гулихан с секретарем миссии Ассад-ханом, оренбургский муфтий М. Султанов, мусульманская фракция Государственной Думы. Из русских официальных лиц присутствовали товарищ министра иностранных дел Сазонов, директор департамента духовных дел иностранных исповеданий Харузин, помощник главнокомандующего Штаба войск гвардии и Петербургского военного округа генерал от инфантерии фон Ашеберг, свиты генерал-майор князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон, Санкт-Петербургский градоначальник свиты генерал-майор Драчевский и др..

К празднованию 300-летия дома Романовых мечеть была готова вчерне, здание отапливалось, но внутренние отделочные работы не были закончены. Мечеть была торжественно открыта 22 февраля 1913 года в присутствии эмира Бухарского Сеид-Мир-Алим хана (сына покойного Сеид Абдул-Ахад хана) и хана Хивинского Сеид-Асфендиар-Богадура, прибывших в Санкт-Петербург в связи с торжествами.

Завершить строительные работы предполагалось в конце 1914 года, но финансирование резко сократилось в связи с начавшейся Первой мировой войной.
После революции на основании постановления Исполкома и Совета комиссаров Петроградской трудовой коммуны 27 апреля 1918 года создан Комиссариат по делам национальностей Петроградской трудовой коммуны (Петрокомнац). Все документы Комитета по постройке соборной мечети были переданы в татарский отдел комиссариата.

30 апреля 1920 года строительные и отделочные работы в соборной мечети были полностью завершены. Для памяти потомков около дверей главного входа выложили две даты: день закладки и день полного окончания внутренних отделочных работ.

В августе 1921 года Петроградский отдел регистрации обществ и союзов потребовал перерегистрации мусульманского общества при Петроградской соборной мечети. В декабре 2021 года власть приняла решение общество закрыть. Для руководства мечетью общим собранием прихожан избран комитет из 20 человек (двадцатка), в который вошли М. Бигеев, Л. Исхаков, М.-А. Максутов и др.

img 5c0246e29f1a1

В октябре 1927 года подписан Договор о передаче соборной мечети в бесплатное пользование мусульманской общине.

В 30-х годах в Ленинграде начался активный период деятельности самой массовой общественной организации «Союза воинствующих безбожников».

Несмотря на то, что мечеть была действующей в начале 1930-х годов районная администрация предоставила подвал мечети базе «Ленгорплодовощ» для хранения картофеля. При этом предупреждали двадцатку, что в случае невыполнения ремонта договор на пользование зданием будет расторгнут. Когда мусульмане отремонтировали 70 %, площадей, 10 июня 1940 года Ленгорсовет депутатов трудящихся принял постановление «О закрытии мусульманской мечети». В январе 1941 года Управление делами искусств при СНК РСФСР сообщило, что против культурного использования бывшей мечети в Ленинграде не возражает, при условии «сохранения фасадов и внутренних архитектурных деталей». В мае 1941 года Музею истории религии АН СССР по акту были переданы имеющие музейное значение вещи, а здание мечети передали Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования.

На намаз татары отправлялись на Волковский проспект к Магометанскому кладбищу. Устраивались между могилами, если их сгоняли с пустыря: до 400—500 человек в любое время года по пятницам и до 5 тысяч в дни рамазан-байрама и курбан-байрама.

После окончания Великой Отечественной войны татары-фронтовики начали обращаться письменно с просьбами зарегистрировать общину и предоставить помещение для богослужений. Они ездили в Москву, писали первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву, председателю Совета министров СССР Г. М. Маленкову, председателю президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову. В 1949 г. татары подали около 20 заявлений-ходатайств в ЦК КПСС, Совет Министров, Верховный Совет Союза ССР и в Совет по делам религий. В 1949 году здание бывшей соборной мечети по ходатайству директора Эрмитажа И. А. Орбели было передано музею для открытия в нём филиала Эрмитажа и размещения коллекции произведений искусства Средней Азии. Татары стали просить разрешения построить на собственные деньги молельный дом или выделить другое помещение. В 1952 году Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся разрешил тресту «Похоронное обслуживание» предоставить мусульманам помещение в 14 м² на Магометанском кладбище для обмывания умерших.

В 1954 году Управление по делам архитектуры рассмотрело вопрос о возможности строительства здания мечети у Магометанского кладбища и отклонило просьбу мусульман, сочтя её нецелесообразной. Постановлением Совета Министров от 12 декабря 1955 года было принято решение о передаче здания мечети верующим. Первый намаз состоялся 18 января 1956 года. В октябре 1956 года в Ленинград прибыла правительственная делегация из мусульманской страны, первым иностранным гостем был президент Индонезии Сукарно, который заранее оговаривал посещение мечети.

Прекращение работ в связи с началом I мировой войны, революция и последующая разруха, особенности северного климата, закрытие мечети и превращение здания в склад, артобстрелы и бомбежки во время Великой отечественной войны, суровые блокадные зимы негативно сказались на общем состоянии помещений соборной мечети.

img 5c02471fe77bf

Решением Исполкома Ленгорсовета от 25 ноября 1968 года здание мечети было взято под охрану государства как памятник архитектуры.

В 1979 году обрушились майоликовые изразцы купольного пространства мечети, тогда имам-хатыб Ленинградской Соборной мечети Жафяр Насибуллович Пончаев неоднократно обращал внимание чиновников Ленгорисполкома об аварийной ситуации общего здания мечети. В сентябре 1980 года по распоряжению Исполкома Ленгорсовета началась подготовка к реставрации здания мечети в ЛенНИИпроекте (9-ая мастерская). В 1984 году начались работы по демонтажу майолики купола, 12 изразцов были переданы на хранение в фонды Государственного музея истории религии. Специалисты приняли решение заменить керамическую майолику строительным фарфором. В работе использовалась глазурь Дулевского красочного завода (г. Ликино-Дулево Московской обл.). Специалист треста Леноблреставрация керамист Михаил Николаевич Макаренко разработал технологию изготовления изразцов из строительного фарфора. В конце 1988 года изразцами из строительного фарфора была облицована башенка одного из минаретов, подрядчиком работ выступило ГП «Полиформ». В мае 1994 года создан Попечительский совет, возглавил который востоковед, доктор исторических наук Ватаняр Саидович Ягья, главный советник мэра, коренной петербуржец. В мае 2003 г. ремонтно-восстановительные работы были завершены. 23 июня 2003 года накануне Петербургского сабантуя состоялась церемония открытия портала — главного входа в мечеть.

27 сентября 2012 года обрушилась часть гранитной облицовки одного из минаретов. В 2013 году имам-хатыб Соборной мечети Равиль-хазрат Панчеев настоял провести обследование состояния минарет и всего здания. Специалисты КГИОП во главе с его председателем Александром Макаровым пришли к выводу о начале финансирования реставрационных работ и объявлении тендера. Осенью 2013 года ООО «Профиль» приступил к ремонтным работам, в ноябре 2015 года работы были завершены.

Мечеть расположена на Петроградской стороне, на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (вблизи станции метро Горьковская).

• длина — 45 м
• ширина — 32 м
• высота главного купола — 39 м
• количество минаретов — 2
• высота минаретов — 48 м
• вместимость — 5000 человек

1-й этаж мечети предназначается для мужчин. В конце основного зала с левой стороны отгорожено место для намаза женщин в будние дни. В 2014 г. была установлена деревянная декоративная решетка, выдержанная в стиле решетки 2-го этажа.

2-й этаж мечети предназначен для женщин и имеет два входа (из основного зала и с улицы). Фактически это — антресоль (полуэтаж, встроенный в объём основного этажа).

На 3-й этаж мечети ведет широкая мраморная лестница. Фактически это тоже антресоль встроенная с трех сторон объёма основного зала. По пятницам и праздничным дням — место для намаза мужчин. По общим выходным дням там проходят бесплатные занятия по основам ислама и арабскому языку.

Вход в мечеть осуществляется со двора.

Детали отделки мечети выполнены по рисункам художника Л. Максимова, который специально выезжал в Самарканд для снятия копий орнамента мечетей Шах-Зинде и Гур-Эмир. Цитатами из Корана украшены стены соборной мечети снаружи и внутри:

Медальоны на фасаде со стороны Кронверкского проспекта: справа — «Выстаивайте молитву»; слева — «Аллаху известны ваши деяния».

Верхняя надпись на портале: «Поистине, первый Дом, установленный для людей, это тот, что в Бекке (Мекке) как указание правой стези и для миров благословение» (Сура 3 «Род Имрана» аят 96)

Надпись на портале над центральным входом: «А когда вы закончите молитву, поминайте Аллаха будь то стоя, сидя или лежа. А если вы в безопасности, то свершайте молитву как полагается. Поистине, молитва была предписана верующим и указано время её свершения.» (Сура 4 «Женщины», аят 103)

Вертикальные надписи в проемах между дверьми: «Аллах, нет Бога, кроме Него, Живого, Предвечного, не берет Его ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах и Земле. Кто может заступиться за вас пред Ним, разве что по Его велению? Знает Он знает об их мирской жизни, и о жизни их будущей, а а они не охватят даже малости знания его, разве что по его желанию. Простирается престол его на небесах и на Земле, и не затрудняет его их сохранение, ибо он — Всевышний, Великий.» (Сура 2 («Корова»), аят 255)

Над входом для женщин: «Те, что сотворили благое деяние, — мужчины и женщины, — это верующие. Мы пошлем им жизнь и воздадим благом за их деяния.» (Сура 16 («Пчелы»), аят 97)

Над входом со двора: «Войдите в сии [сады] с миром, без опасения» (Сура 15 («Аль-Хиджр»), аят 46)

Имам мечети- Равиль Джафярович Панчеев — муфтий председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, назначен на служение в 2013 году.

Источники: 

Википедия

Питерский двор

Гид по Петербургу



YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found