Глава ДСМР, муфтий Альбир- хазрат Крганов принял участие в совещании по совершенствованию миграционного законодательства- в Общественной палате Российской Федерации состоялись слушания на тему: «Актуальные вопросы совершенствования миграционного законодательства». Стержневым событием мероприятия стала презентации основных положений концепции проекта нормативного правового акта в сфере миграции.
Организатором обсуждения выступила Комиссия ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений под председательством Владимира Зорина.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2015 годы осуществляется комплексное реформирование миграционного законодательства. В рамках данной работы Министерством внутренних дел Российской Федерации подготовлена концепция проекта нормативного правового акта в сфере миграции.
В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты РФ, религиозные деятели, представители Госдумы РФ, МВД России, научно- экспертного сообщества.
Начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова в своем отметила, что процессы, которые идут в российском обществе требуют от нас более оперативно реагирования в сфере законодательства Российской Федерации. Это первый шаг в подготовке нового законодательного акта, который бы отвечал тем реалиям, которые есть сегодня в обществе и экономической сфере страны. Проект должен будет пройти одобрение Правительства Российской Федерации и после этого начнется разработка проекта самого закона. Мы будем признательны каждому за предложения и поправки, которые в дальнейшем будут включены в сам законопроект».
В. Казакова подчеркнула, что данный документ не только труд Главного управления по вопросам миграции МВД России- в работе над ним активное участие приняли различные органы государственной власти и институты гражданского общества.
«Мы с Вами являемся свидетелями того, что нормативное регулирование правового положения иностранных граждан в Российской Федерации осуществлялось фрагментарно в соответствии с ситуативными задачами в конкретный исторический период времени… Очевидно, что на данном этапе миграционное законодательство нуждается в проведении последовательной систематизации, результатом которой будет новая редакция федерального закона о гражданстве Российской Федерации (возможно - это будет новый закон); федеральный закон о предоставлении убежища, а также федеральный закон в сфере миграции, регламентирующий все правоотношения с участием иностранных граждан», - сказал начальник Главного управления по вопросам миграции.
Директор Московского бюро по правам человека , член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод обратил внимание на то, что глобальная пандемия коронавирусной инфекции актуализировала среди множества острых вопросов, проблемы в миграционной сфере. Границы с многими зарубежными государствами были закрыты, транспортное сообщение либо заморожено, либо существенно ограничено. Карантинные меры также привели к «сжатию» рынка трудовых мигрантов. Все это актуализировало вопросы нормативно-правового регулирования по широкому спектру миграционных процессов.
Александр Семенович отметил, что в проекте дан детальный анализ законодательства в сфере миграции, четко сформулированы базовые принципы в области правового регулирования. Определены концептуальные подходы к совершенствованию порядка въезда и выезда в Россию иностранцев, порядок миграционного учета граждан зарубежных государств. Особое внимание уделяется трудовой миграции, поскольку именно здесь сфокусированы наиболее серьезные проблемы и вызовы общественно-политического и социально-экономического характера. Важное место в концепции занимают вопросы обеспечения безопасности и правопорядка, а также внедрения современных информационных технологий.
При этом регулирование миграционных процессов зависит от государственно-бюрократической деятельности без привлечения правозащитников, неправительственных организаций, фондов, общественных организаций, представляющих те или иные этнические сообщества. Между тем, их роль велика. Именно общественники часто оказываются незаменимы, когда речь идет о разрешении межэтнических и межконфессиональных конфликтов, их профилактике, а миграционная сфера переполнена такими проблемами. В трудовой сфере есть немало и социально-культурных моментов, на которые также требуется обращать внимание. Но без привлечения к этой работе экспертов - этнологов, правоведов, социологов, религиоведов эти цели трудно разрешаемы.
В своем выступлении глава ДСМР Альбир- хазрат Крганов рассказал о первых итогах большого проекта ДСМР – «Центра правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов», который реализуется в 25 регионах страны (в религиозных центрах и приходах).
«25 ноября будет запущен новый информационный портал росмигрант.рф (rosmigrant.ru) с различными актуальными приложениями и с возможностью получения информации на нескольких языках (русских, таджикский, узбекский, киргизский). В данном этапе мы готовим к изданию серию книг под общим названием «Азбука мигранта», а так же записываем обучающие видеоролики. Со старта нашего проекта было получено большое количество обращений от мигрантов- сейчас мы принимаем до 40 обращений ежедневно. Мы не только дистанционно консультируем и решаем вопросы, но также оказываем помощь непосредственно в наших приходах и в мечетях»- сказал муфтий.
Альбир- хазрат также отметил, что Центр консультирует всех мигрантов независимо от того с какой страны они прибыли и какой они конфессиональной принадлежности. Например, были обращения даже от граждан Конго и Кот-д’Ивуара. Большинство же обращений поступают от мигрантов из стран бывшего Советского Союза.
Чаще всего обращаются по вопросам легализации на территории Российской Федерации, по задержке оплаты труда, по решениям вопросов о выдворении и депортации, получения РВП, ВНЖ и гражданства. Большая часть из них решена и получены положительные отзывы от обратившихся людей.
На сегодняшний день, существует ряд проблем, по которым наиболее часто обращаются граждане СНГ и других государств:
Первая проблема - легализация на территории РФ. Те, кто работал легально в настоящее время уехали. К Новому году уедет еще больше людей. Оставшиеся мигранты, не легализуются по причине того, что могут получить депортацию или выдворение. По этой причине многие продолжают трудовую деятельность нелегально. Официально устроиться они не могут, а работодатель, зная об их нелегальном нахождении, может злоупотреблять своим положением, в частности может не выплачивать положенную заработную плату. Многие мигранты до сих пор в неведении, относительно того, что у них есть возможность легализоваться.
Вторая основная проблема возникает из-за того, что наши мигранты не знают своих прав в трудовом законодательстве. Даже если договор оформлен официально, многие мигранты не знают алгоритм действий, в случае невыплаты положенной заработной платы. Многие не понимают, что оформление договора с работодателем – это гарантия того, что потом можно отстоять свои права. Если мигрант в России не легально, если у него нет патента на работу или он не встал на миграционный учет, то шансы на то, что он защитит свои права значительно снижаются. В свою очередь недобросовестный работодатель, пользуюсь неопытностью трудовых мигрантов, не заключает с ними трудовые договора. Мигранты, конечно, могут попробовать отстоять зарплату через трудовую инспекцию или суд. Но нужно быть готовым, что им поставят запрет на въезд на 5 лет за трудовую деятельность без патента или разрешения на работу. Чаще именно из-за боязни последствий они не могут отстоять свою заработную плату. Без получения зарплаты, мигрант, оказывается на улице: без средств к существованию, отчаявшийся, попадает в долговую каббалу и становится лёгкой добычей для экстремистских группировок и преступных сообществ, действующих на территории нашей страны.
Вопросы о невыплате заработной платы обычно решаются в досудебном порядке. Работодатели не хотят платить больше штрафы и охотно соглашаются оплатить труд мигранта до суда.
Третья проблема касается въезда на территорию РФ. Мигранты с патентами, которые уехали в отпуск на Родину, часто спрашивают можно ли въехать обратно на основании разрешения на работу или патента. Иногда даже рассказывают случаи, когда руководство компаний-работодателей часто связывается с ними, говоря, что их очень ждут, что без них компания может не выдержать и квартала. Многие посещают РФ только для работы и поэтому отсутствие основания для въезда их сильно волнует. На Родине они не могут в полной мере применить знания, навыки и умения, полученные в России, к тому же там совсем другие заработные платы и возможности.
И, наконец, четвертая проблема касается авансовых платежей за патент. Мигрант оплачивает свой патент, чтобы официально работать в компании. Далее с его заработной платы работодатель также оплачивает налог. То есть происходит двойное налогообложение на доходы физического лица. Мигрант сам не сможет вернуть авансовый платеж. Он обращается к работодателю. Однако последний не всегда соглашается заниматься этой проблемой. Решение данного вопроса помогло бы мигрантам хоть в какой-то степени облегчить жизнь. За неуплату налога мигрант становится «нелегалом». В этом качестве он не приносит пользы обществу, так как его деятельность не облагается налогом.
Хочется отметить, что введение ID-карты и возможность пользования «Личным кабинетом» на едином портале государственных и муниципальных услуг, мобильного приложения, намного упростит жизнь мигрантам. Это ликвидирует незаконные схемы оформления регистрации для иностранных граждан и коррупционные схемы, связанные с ним.
Все участники мероприятия отметили важность прошедших слушаний и перспективу положительного влияния на миграционную сферу в случае реализации в будущем данного проекта Концепции.
Пресс служба ДСМР