Летом этого года в местной религиозной организации мусульман Серпухова произошли важные события: Абдухамид Парсилаев передал свои полномочия новому имаму Магомеду Ибномахсудову. Главный редактор регионального еженедельника «МК в Серпухове» встретился с новым духовным лидером серпуховских мусульман и задал много вопросов - как личного характера, так и волнующих общество. По сути, это первое интервью имама в серпуховских СМИ.
- Магомед, в первую очередь хочу вас спросить, как вам Серпухов по сравнению с Дагестаном? Как прошло знакомство с нашим городским округом?
- Знаете, а знакомство с Серпуховом у меня произошло давно. Когда я работал в Централизованной религиозной организации Мухтасибатское собрание Московской области, то очень часто сюда меня направляли по организационным вопросам. Так что очень хорошо знал и руководителя местной религиозной организации мусульман Мансура Юсупова, и имама Абдухамида Парсилаева. И вот, когда мне предложили переехать сюда, я с радостью согласился: красивый город, доброжелательные люди. У меня есть с чем сравнить, так как долгое время я работал в Ростове-на-Дону, в Звенигороде. Знаете, что меня здесь всегда удивляло и удивляет по сегодняшний день? То, что в Серпухове всегда идут работы по благоустройству - и как результат хорошие дороги, много детских площадок, зон отдыха, все ухожено. Это прекрасное место для проживания с семьей.
- Значит, вы сюда переехали с семьей?
- Да, безусловно.
- Вот смотрю я на вас - молодой, энергичный, поэтому не могу не спросить: «Почему вы вдруг стали имамом?»
- При всем желании я не смогу дать ответ на этот вопрос, что именно меня к этому сподвигло. Одно скажу, что выбор был осознанный.
- И в роду у вас никого не было из духовных лиц?
- Нет. Поэтому, когда в десятом классе я сказал учителям, что собираюсь поступать в Дагестанский исламский университет (ДИУ), то они не поверили. Да, я с детства ходил в молитвенный дом, у нас очень строгая религиозная семья. И все же моему выбору удивились все. Мама моя – домохозяйка, отец - учитель русского языка и литературы. Если честно, я до сих пор очень сожалею, что отец у меня не преподавал. В школе говорили, что он был единственным учителем, который ставил единицу единственному ученику своему сыну, моему старшему брату. Дело в том, что он всегда его спрашивал первым и, соответственно, много от него требовал. При этом дома папа никогда ему не говорил: «Читай, делай уроки». В конце концов брату стало неудобно перед всем классом и он стал читать, заниматься. А потом в каких олимпиадах он только ни участвовал и всегда получал первые места.
- Отец поддержал ваш выбор стать имамом?
- Помню, он сказал мне такие слова: «Я тебе вообще ничего говорить не буду, ты сам смотри. Твоя жизнь, ты выбирай. Я же всегда тебя поддержу». И он всегда меня поддерживает: и советом, и если надо, то оказывает помощь. Поэтому я считаю себя счастливым человеком. Когда передо мной стоит какой-то важный выбор, всегда обращаюсь к родителям. И если мое мнение было совершенно иным, то я поступаю именно так, как говорят они. Для меня их слово превыше всего.
- Но надо отметить, что на Кавказе всегда с огромным уважением относятся к родителям, к пожилым людям. К огромному сожалению, у нас этого не наблюдается.
- Честно скажу, я тоже сделал такие грустные выводы. В свое время я жил в Одинцовском районе, когда служил имамом в Звенигороде. И вот как-то раз вижу одну очень старенькую бабушку, которая с большим трудом шла из магазина с тяжелыми сумками. Подошел к ней, решил помочь. И тут она сама стала рассказывать о своей семье: у нее есть и дети, и внуки, а она, по сути, одна, брошенная. Очень горько было все это слышать.
- Вот вы сказали, что родители во многом вас поддерживают. А как они восприняли вашу русскую невесту?
- Ой, с этим проблем вообще никаких не было. Они только обрадовались моему выбору. Сейчас отец каждый вечер звонит перед сном и общается с нашим сыном.
- Но почему русская, как все получилось?
- В Дагестане принято жениться на своих, из родного села. Но тут случился такой период, когда молодых людей было очень много, а вот девушек - нет. У нас даже такой год был, когда в одном классе учились 10 мальчиков и одна девочка.
- Ой, девочка, наверное, счастливая была? Такой выбор...
- Конечно! Но вы только представьте, какая сложная ситуация сложилась для молодых людей. И что делать? Сватать заранее и ждать три-четыре года, а может, и больше, когда твоя будущая жена подрастет? Мне уже исполнилось 24 года, пришла пора создавать собственную семью. В это время, после окончания ДИУ, я работал помощником имама в Ростове-на-Дону. Ко мне приходил на занятия один русский парень, я преподавал ему Коран и историю ислама. Он никогда не пропускал занятий и был очень старательным.
И вот Александр решил жениться. Наступил тот день, когда он со своей будущей женой пришел на никах (с араб. церемония бракосочетания – прим. ред.). Я смотрю, рядом с невестой стоит девушка. Стал всех спрашивать: а не знаете, кто это? Оказалось, что это сестра Саши. Потом я к нему подошел, поговорил с ним, не против ли он, чтобы мы познакомились. Дело в том, что у нас не принято, чтобы девушка с юношей встречались наедине, поэтому свидание проходило при нем. Пошли в кафе, мы с Аминой общаемся, а он сидит за соседним столиком. Сразу же не первом свидании я сделал ей предложение. Поженились. Я скажу так, что как увидел ее впервые, так сразу же она мне и понравилась.
- Это была любовь с первого взгляда?
- Да, можно так сказать. И еще один важный момент. Я стал узнавать о ней, и мне все сказали, что такую прекрасную и скромную девушку я нигде не найду. Брат ее хорошо воспитал. У них была сложная судьба. В результате несчастного случая их мама была прикована к постели, и моей будущей жене приходилось с детства ухаживать за ней. Вы только представьте: ей, ребенку, нужна материнская любовь и поддержка, а тут ребенок все сам это отдает своей больной матери. Наверное, отчасти это и привело ее брата в ислам. Впрочем, Саша мне всегда говорил, что у него для этого было множество причин. Он очень часто слышал от отца много добрых слов о мусульманах, потом он с ними служил в армии и убедился в правильности слов папы. А еще он очень много читал. Читал и Библию, и Тору, но как-то раз, зайдя в магазин, увидел Коран. Взял его с полки и, открыв книгу, нашел ответы на какие-то внутренние вопросы. Купил. Стал читать, читать, так и пришел к принятию ислама. Моя жена рассказывала, что она видела, как сильно стал меняться в лучшую сторону ее брат, это был уже совершенно другой человек. И потому она заинтересовалась, что явилось причиной этого. Так Амина и сама пришла к исламу. На тот момент ей было 16 лет.
- Амина? У нее исламское имя?
- Да, впрочем по паспорту она Ана Мария. Это тоже очень хорошее имя. Но она просила, чтобы ее называли Аминой.
- В свете последних событий не могу вам не задать вопрос. Сейчас все только и обсуждают решение Духовного управления мусульман России (ДУМ) о запрете браков мусульман с немусульманками. Как же это так?
- Почему ДУМ приняло такое решение, мне сказать сложно. Наверное, на это есть серьезные причины: участились разводы. Только провели никах и уже расходятся. Однако в исламе и христиан, и иудеев называют людьми Писания, и потому Всевышний разрешает жениться мусульманину и на христианке, и на иудейке. А вот на атеистке, или на язычнице, или же на представительнице другой религии нельзя.
- А никах проводится и в смешанном браке?
- Да, конечно. Вот совсем недавно в Серпухове я совершил никах: он мусульманин, а его супруга - православная христианка. Не могу сказать, что таких семей много, но они есть.
- Но возвращаемся к вашему назначению в Серпухов. Как вообще вы попали в Подмосковье?
- Как я уже сказал, после окончания университета я работал помощником имама в Ростове-на-Дону, еще у нас был молитвенный дом в Новочеркасске. Проводили пятничный намаз, вели просветительскую работу. В сентябре 2015-го года приехал в Подмосковье, работал имамом в мечети города Звенигорода. Там проработал четыре года, а потом меня пригласили в областной муфтият, где я курировал работу религиозных организаций, помогал им развиваться, а потом уже мне предложили место в Серпухове.
Работы много. Основное для нас, конечно же, это пятничная молитва, которой мы все уделяем особое внимание. И вообще на каждого имама возлагается огромная ответственность: воспитание людей в духе ислама, в духе любви и взаимопонимания. Конечно же, с огромной болью мы все переживаем события, которые произошли во Франции.
Ислам осуждает и провокации, и следующие за ними жестокие поступки, - об этом мы говорим на проповедях. Нельзя издеваться над чувствами людей, это не свобода слова. Но нельзя проявлять и насилие, мы осуждаем это.
- Наверное, работа имама в серпуховской общине - это еще и взаимодействие с национальными диаспорами, решение их проблем на местах.
- Совершенно верно. Ислам - это многонациональная религия. Вот и в Серпухове есть татары, таджики, узбеки, азербайджанцы, очень много представителей так сказать кавказских диаспор: жители Дагестана, чеченцы, ингуши, у нас также есть туркмены, турки и даже арабы.
- Арабы? А можно с ними познакомиться? Очень интересно.
- Конечно, они, кстати, здесь уже давно живут и очень хорошо знают русский язык.
- Какая работа проводится в религиозном культурном центре, который находится в Бутурлино?
- На данный момент в связи с пандемией мы, конечно же, вынуждены от многого воздерживаться, и потому говорить о какой-то масштабной, динамичной работе пока не приходится. Но не так давно мы собирали татарскую диаспору.
- За последние годы благодаря мудрому руководству администрации городского округа местная религиозная организация мусульман и городское сообщество активистов, депутатов Серпухова стали единым целом. Мы вместе участвовали в экологических акциях «Посади дерево», в субботниках, вместе отмечали государственные и городские праздники. Какие у вас планы на будущее?
- Безусловно, эта работа будет продолжена. Более того, ее нужно и важно развивать.
- Значит, плов Дружбы будет? А то народ требует.
- Обязательно, будем готовить и угощать всех серпуховичей.
- Спасибо, очень ждем. И плова, и новых интересных встреч.
Источник: МКRU Серпухов