С 19 на 20 августа с заходом солнца начинается месяц Мухаррам, и по мусульманскому летоисчислению наступает новый 1442 год по Хиджре. Месяц Мухаррам открывает новый цикл мусульманского календаря. Слово «мухаррам» буквально означает «запретный».

Даже в доисламскую эпоху этот месяц считался священным. Это один из четырех запретных месяцев, особо отмеченных в Священном Коране. Этот месяц наилучший (после Рамазана) для покаяния и поста, именно в это время свершилось великое событие — Хиджра (переселение). Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и его окружение переселились из Мекки в Медину (в те времена город назывался Ясриб) на 13-й год его пророческой деятельности, и это событие взято за отправную точку начала мусульманского календаря.

Сама Хиджра произошла в 622 году по григорианскому летоисчислению. Отправную точку ввёл уже после ухода из жизни Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (радиаллаху анху), в связи с необходимостью датирования событий и документов, решение принято в 639 году.

Имам Абу Нуайм (рахимахуллах) пишет: «Умар ибн аль-Хаттаб (радиаллаху анху) собрал людей для принятия решения о лунном календаре, и некоторые предложили установить отсчет календаря с того дня, когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) был послан в качестве Пророка, некоторые предложили со времени переселения. Умар ибн аль-Хаттаб (радиаллаху анху) сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени!» И было это в 17 году от Хиджры»
Год в исламском календаре состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней. В основном, лунный календарь отличается от григорианского календаря на 11 дней, поэтому каждый год мусульманские праздники двигаются на 11 или 10 дней, и повторяются раз в 30 лет в один и тот же период времени.

1 Мухаррама, как новый год в большинстве мусульманских стран не отмечают, как отмечается светский новый год. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переселению Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) из Мекки в Медину, о тех испытаниях, через которые прошли первые мусульмане. Считается, что вечер накануне лучше провести в молитвах, прося Аллаха о благодати на следующий год, а наибольшая награда от Всевышнего дается тому, кто накануне постился.
Первые 10 дней нового года почитают в мусульманском мире, считаются благословенными для всех хороших начинаний. В это время принято играть свадьбы, приступать к строительству домов и строить планы на будущее.

А сам месяц каждый мусульманин должен постараться провести в служении Всевышнему, также этот месяц – еще до прихода религии Ислам, считался запретным у арабов, одним из четырех запретных месяцев, во время которых нельзя было начинать войны и конфликты, и даже охотиться вокруг Каабы.

В Коране сказано о запретных месяцах:
إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ
«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе…» (ат-Тауба,36).

Али ибн Абу Тальха (радиаЛлаху анху) передает, что ибн Аббас (радиаЛлаху анху) сказал по поводу слов Аллаха: (إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ) «Воистину, число месяцев у Аллаха» – т.е, не поступайте несправедливо во все месяца, а затем Аллах отметил четыре месяца, сделал их запретными и возвеличил их святость, так, что совершенный грех в них увеличивается так же, как и совершенное благодеяние. Катада сказал по поводу слов Аллаха: (فَلاَ تَظْلِمُواْ فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ) «И посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» – поистине несправедливость в эти месяцы греховнее, чем в другие месяцы, хотя несправедливость сама по себе – великий грех в любое время, но Аллах выбирает из Своих творений кого пожелает, Он выбирает из ангелов посланников и из людей посланников, Он избрал из речи Его Поминание, а из земель мечети, а из месяцев, месяц Рамадан и запретные месяцы, из ночей - Ночь могущества, а из дней – пятницу. Возвеличивайте же то, что возвеличил Аллах, ибо возвеличивание того, что возвеличил Аллах – это дело обладателей разума и понимания.

По этой же причине увеличивается воздаяние за благие дела, совершенные в это время. О том, какие виды поклонения желательно совершать в запретные месяцы, говорится в достоверном хадисе, приведённом от Абу Дауда: «Постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся». То есть, сам Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) побуждал поститься в запретные месяцы, ведь пост является одним из самых важных видов богослужения.

В хадисе, приводимом от сподвижника Абу Бакра (радыйАллаху анху), говорится: «Год состоит из 12 месяцев, четыре из которых являются запретными, три из которых идут подряд: Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб Музара, который между Джумада и Шаабаном». (Бухари, Муслим).

Запретными же эти месяцы являются потому что:
1. Запрещено вести военные действия, если только враг не нанесёт удар первым, обороняться же в эти месяцы не запрещено.
2. Грех, совершенный в эти месяцы, превышает тот, что совершен в другие месяцы.
3. Именно поэтому Аллах в Коране предостерег нас от совершения запретного в них, сказав (смысл): فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ «И не притесняйте самих себя, совершая греховное во время запретных месяцев» (ат-Тавба,36) несмотря на то, что совершение запретного грешно не только в период этих месяцев, но в это время грех многократно увеличивается! По этой же причине и воздаяние за благие поступки, совершенные в течение месяца МУхарам, намного ценнее для мусульман.

Эти четыре месяца – три из них один за другим и один отдельно, запретны для сражения. Запретен месяц до Хаджа и это Зуль-Каада, потому что люди ожидают Хадж. Запретен месяц Хаджа, то есть Зуль-Хиджа, чтобы совершить обряды Хаджа. Месяц после Хаджа, то есть Мухаррам, чтобы паломники смогли спокойно добраться до самых отдаленных уголков Аравийского Полуострова из Хаджа. Месяц в середине года, чтобы люди смогли совершить малое паломничество - Умру и вернуться безопасно домой.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Лучший пост после поста в месяц рамадан – это пост в месяц Аллаха – Мухаррам. Лучшим намазом после фардов (обязательных намазов) являются ночные бдения (в молитве)» (Сахих Муслим). Поэтому увеличение дополнительных постов в этот месяц является желательным действием. Особенно выделяется как день поста - 10 день месяца Мухаррам (29 августа) - день Ашура - Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) оповестил: «Пост в день Гашура, воистину я рассчитываю на то, что Аллах простит мне грехи прошлого года» (Муслим), здесь речь идёт о маленьких грехах, так как за большие грехи необходим, совершить покаяние (оно состоит из условий).

Имам-Хатыб,

Руководитель Управления научно-издательской деятельности ДСМР

Ильнур хазрат Гайнутдинов

 

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found