Национальный вопрос

АиФ.ru: Альбир Рифкатрович, в Москве есть Большая и Малая Татарская улицы. Там же, в Татарской слободе, — Историческая мечеть. Однако, поднимаясь в пятницу по эскалатару станции «Новокузнецкая», встречаешь далеко не только татарские лица. Какой национальности сегодня мусульманская Москва?

Альбир Крганов: Для ответа на этот вопрос предлагаю прежде всего обратиться к цифрам статистики. Так, по данным переписи 2010 года, численность населения Москвы составляла 11 503 501 человек, из них указали национальность 10 835 092 человека. Численность русских в Москве составляет 90% от числа лиц, указавших национальность. Далее следуют украинцы и татары, узбеки, таджики, казахи и т. д. Конечно, за последнее десятилетие положение изменилось. Более разнообразным стал национальный состав столицы. Значительно больше стало внутренних мигрантов из регионов России и трудовых мигрантов из стран СНГ. В данной связи в какой-то мере меняется общая картина столицы. Как и везде в больших городах, появляются различные бытовые и социальные вопросы, требующие своего решения и адекватной реакции властей, понимания широкой общественности. Возникают и иные проблемы, которые должны разрешаться в рамках федеральной государственной миграционной политики. Но несомненно одно: Москва — столица многонациональной России, Москва — это город мира, дружбы и согласия. 

— Главной проблемой московских мусульман называют дефицит мечетей в столице. И в качестве аргумента приводят внушительное число молящихся на улицах возле мечетей по большим праздникам. Власти города в течение многих лет отвечали на это, что для мусульман-москвичей имеющихся мечетей вполне достаточно, а для мигрантов, для тех, кто приехал вчера и завтра уедет, нет необходимости создавать капитальную исламскую инфраструктуру. Разве этот аргумент не логичен?

— В нашей столице действительно остро ощущается дефицит мечетей, это очевидно. Даже для коренного населения, мусульман москвичей, четырех мечетей явно не хватает. Нового участка под строительство мечети не выделялось более 20 лет! Надо помнить, что двери мечетей всегда открыты для всех наших единоверцев, братьев по вере. Мы не стремимся создавать в столице сверхъестественный мусульманский квартал. Создание отдельных районов по религиозному или национальному признаку — не наш путь. Мы по просьбе верующих, учитывая важность воспитания своей молодежи в религиозных традициях, хотим построить современный просветительский центр с удобной инфраструктурой. Речь идет о разумной достаточности, чтобы удовлетворить потребности верующих, иметь надлежащие гарантии для свободы вероисповедания мусульман. Ведь не секрет и то, что в Москве пока нет культурно-досугового образовательного центра для мусульман. 

Мы стремимся к тому, чтобы наша позиция была понятна столичным властям и населению, ведем последовательный и спокойный диалог в этом направлении. Наши первоочередные инициативы связаны с необходимостью строительства комплекса Новой Московской Соборной Мечети в межконфессиональном центре на территории Новой Москвы (Коммунарка). Первым этапом мы планируем строительство Новой Московской Соборной Мечети, поскольку во время еженедельных пятничных намазов (молитв) десятки тысяч наших единоверцев вынуждены молиться на улице. Для такого современного мегаполиса, как Москва, важно решить эту задачу. Помимо реализации прав верующих, это ещё и имиджевая составляющая. Вторым этапом мы планируем построить научно-образовательный и культурно-просветительский центр для подготовки специалистов (два корпуса, отдельно мужской и женский), Музей исламской цивилизации, библиотеку, административный корпус, резиденцию Московского муфтията, деловой центр, детский сад-школу, спортивно-оздоровительный центр со спортзалом. 

Концепция межконфессионального центра такова: максимальная открытость для посещения горожанами, ни от кого не отгораживаясь, с возможностью познакомиться с культурой соседей. Там также рассматривается проект общей рекреационной зоны с парком. Мы рассчитываем на понимание московских властей в этом отношении.

— Большинство москвичей имеет смутное представление о повседневной жизни мусульманских общин при московских мечетях. В чем, помимо праздничной молитвы, проявляется исламская идентичность правоверных? ‎Кто-то, наверное, вспомнит, что мусульмане платят закят...

— Надо хорошо представлять, что ислам определяет не только культово-обрядовую сторону жизни мусульман, но и образ жизни, бытовое и социальное поведение верующих. Они воздерживаются от табакокурения, употребления спиртных напитков, наркотиков, отрицательно настроены к насилию и экстремизму, уважительно и дружелюбно относятся к людям иной веры и национальности. Каждый мусульманин — патриот своего Отечества. Любовь к Родине — это категория нашей нравственной основы. Во всем этом проявляется исламская идентичность мусульман. Что же касается жизни общины при мечетях, то она интересна и разнообразна. При приходах работают воскресные школы, женские и молодежные клубы, проводятся различные благотворительные, просветительские и культурно-досуговые мероприятия. 

Пример этому — раздача жертвенного мяса нуждающимся семьям, шатры Рамадан, где мы угощаем всех, кто приходит, детский культурный фестиваль «Крепкая семья, значит, счастлив я», проект «Праведная жена», ежегодный концерт «Маулид ан-Наби» в КЗ «Измайлово», посвященный рождению последнего Пророка Мухаммада, проект «Диалог культур» при поддержке Мосгордумы, проекты «Связь времен» и «Межконфессиональный пасхальный марафон» при поддержке правительства Москвы, спортивные мероприятия (межконфессиональный турнир по мини-футболу и фестиваль национальных видов борьбы народов России). 

— Как московским имамам удается руководить общинами, состоящими из представителей самых разных национальностей? Ведь в Москве имамы и муфтии — в основном татары. Так было полтора века назад, так есть и сейчас. С какими проблемами сталкиваются имамы сегодня? Что они делают для интеграции прихожан своих мечетей в общину и — шире — в московский социум?

— В этом отношении никаких проблем не возникает. Татары — коренное население столицы, живут здесь многие сотни лет. Они стояли у истоков строительства мечетей. Мечеть и приход объединяют верующих мусульман разных национальностей. Все мы — братья по вере, объединяемся в молитве, в добрых делах и поступках. Во время коллективных намазов и индивидуальных встреч ведется разъяснительная работа о единстве, о многообразии нашей страны, проводим работу с трудовыми мигрантами, участвуем в городских и межрелигиозных мероприятиях, митингах и социальных проектах.

— Вы вступили на путь ислама на своей малой родине: в Чувашии. Конечно, общественные условия небольших городов и сел отличаются от условий мегаполиса. Но, возможно, именно там верующим удалось сохранить что-то, чего не осталось в Москве, по которой прошел безжалостный коммунистический каток? Чем Вам помогает в Москве чувашский опыт?

— Я действительно из сельской глубинки, из села Шыгырданы Чувашской Республики. В 18 лет стал муфтием Чувашии, вот уже 25 лет служу исламу, умме и России. Могу сказать, что с детства приобщился к крестьянскому труду, хорошо знаю уклад сельской жизни, народные традиции и обычаи, проблемы и трудности современного села. Я благодарен моим родителям за то, что они воспитали во мне любовь к книге, знаниям, приобщили к вере и религиозной жизни. В мегаполисе жизнь, конечно, другая, но важно сохранить в душе все хорошее, доброе и светлое, что дают трудовая сельская жизнь и народные духовно-нравственные традиции. С самого детства меня опекали в сельской мечети старцы прошедшие войну, плен, голод, гонения на религию, обучавшиеся в молодые годы в медресе. Я им безгранично благодарен и возношу свои молитвы за них. Главное, я пропитался их духовной любовью к Богу, религии и людям, научился быть оптимистом и доводить дела до конца, уповать на Всевышнего и не сдаваться перед мирскими испытаниями. Где бы ты ни находился, важно оставаться человеком и стараться делать благое! 

— Российское общество в большинстве своем не слишком религиозно. Какими Вы видите мусульман в России завтрашнего дня?

— Традиционный ислам — это вера во Всевышнего, это всегда свет и добро, любовь и справедливость. Духовно-нравственные ценности ислама будут всегда притягательны для людей. Поэтому мусульмане завтрашнего дня — это верующие сегодняшнего дня, которые добрыми поступками стремятся заслужить милость Всевышнего. Вера совершенствует внутренний мир человека, и она влияет на его решения и поступки. Верующий — сострадательный, глубоко порядочный, вежливый, добросовестный и социально ориентированный человек

Сергей Зайцев.

Материалы издания «Аргументы и факты».

https://aif.ru/society/religion/razumnoe_otnoshenie_kak_segodnya_zhivet_islamskaya_obshchina_v_moskve

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found