Принята исламскими учеными-богословами по итогам международной конференции в Мекке 27-29 мая 2019 года. Декларацию подписали более тысячи богословов из 139 стран мира.

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

У стен Заповедного Дома, под сенью досточтимой Каабы, с участием ведущих ученых исламской Уммы, ее крупнейших муфтиев, прошла конференция, по итогам которой принята «Мекканская декларация» (وثيقة مكة المكرمة ). Эта Декларация является отголоском великой «Мединской декларации», принятой самим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) еще 14 веков назад, которая учитывала многообразие мединского общества, религиозные и культурные особенности различных этносов. Это был конституционно-правовой акт, заложивший ценности сосуществования и мира всех членов общества.

В 15-ом веке хиджры, соответствующем 21-му веку, великие ученые Ислама, собравшись у общемусульманской киблы, издали «Мекканскую декларацию» как духовный путеводитель, свет которого берет начало в принципах вечной пророческой декларации.

Принятие документа в стенах Древней Обители, к которой устремлены сердца всех мусульман, подтверждает важность единой духовной инстанции для исламского мира у киблы Ислама и мусульман, сияние которой исходит из священной земли в Мекке, в Саудовской Аравии. Следует отдать должное заслугам политического руководства этой страны, которое известно своим служением Исламу, мусульманам и всему человечеству.

Благословенно время и место принятия Декларации – историческое собрание авторитетных мусульманских богословов прошло в последние десять дней священного Рамадана, в священном месте у Древнего Дома. Устами своих выдающихся ученых мусульмане подтвердили, что являются неотъемлемой частью мирового сообщества, стремятся к взаимодействию со всеми людьми мира во благо человечества, ради утверждения высоких духовных ценностей, наведения мостов любви и человеческой гармонии, а равно – для противостояния несправедливости, цивилизационным конфликтам и ненависти.

Участники подтверждают основополагающие принципы, содержащиеся в этом историческом документе:

1. Все люди, несмотря на внешние различия, имеют единое происхождение и равны в своей принадлежности к человечеству. Всевышний Аллах сказал: (О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами.)[Женщины, 1], Все людям одинаково дарована божественная честь, о которой Всевышний Аллах сказал: (Мы оказали честь сынам Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями.)[Аль-Исра, 70].

2. Любые расистские высказывания и лозунги должны быть отвергнуты. Любые надменные, презрительные заявления о превосходстве подлежат осуждению как измышленные и иллюзорные, так как самыми почтенными из вас являются наиболее богобоязненные. Аллах Всемогущий сказал: { …и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный} [АЛЬ-ХУДЖУРАТ, 13]. А лучшие из людей – это те, кто более полезны для общества. В благородном хадисе приводится: «Лучшие из людей - это более полезные для людей» [сборник Аль-Табарани].

3. Различие между народами в их верованиях, культурах, природе и способах мышления – это божественная судьба, предопределенная великой мудростью Всевышнего. Чем противостоять этому закону мироздания и игнорировать его, лучше признать его и разумно использовать с мудростью и логикой, что ведет к гармонии и миру между людьми.   Всевышний Аллах сказал: {Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия. за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого} [Худ, 118]. И каждому, кто постиг истину, следует объяснить это людям.

4. Наличие в обществе религиозного и культурного многообразия не оправдывает конфликты и столкновения, а требует установления позитивного цивилизованного партнерства и активного общения. Именно разнообразие служит мостом для диалога, взаимопонимания и сотрудничества во имя всеобщего блага; оно способно стимулировать соревновательность в служении человеку и достижении счастья. Точки соприкосновения должны использоваться ради построения гражданского общества, основанного на ценностях справедливости, законных свободах, взаимном уважении, всеобщей любви и блага.

5. Все божественные религии имеют единое происхождение, то есть основаны на вере в единство Всевышнего, не имеющего сотоварищей. Законы религий и их пути многочисленны; недопустимо связывать религии с ошибочной политической практикой кого-то из их последователей.

6. Цивилизационный диалог – это лучший способ достичь правильного взаимопонимания с другими, найти точки соприкосновения и преодолеть трудности сосуществования. В этом заключается практическая польза для признания другого человека, его права на существование и других законных прав, а равно достижения справедливости и взаимопонимания между представителями разных цивилизаций. Это будет способствовать уважению человеческих особенностей и изживанию предрассудков, которыми наполнена история взаимоотношений цивилизаций и которые проистекают из ненависти, теории заговора, ошибок во взглядах и делах. Все, что было в истории, кануло вместе ушедшими поколениями, поэтому никто не несет чужой ответственности, независимо от времени, национальности, веры или политической принадлежности. Всевышний Аллах сказал: { Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали} [Аль-Бакара, 134].  А также сказал: { Фараон сказал: «А что будет с первыми поколениями?» Муса (Моисей) ответил: «Знание об этом — у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не забывает»} [Таха, 51-52].

7. Религии и идеологии не несут ответственности за необдуманные действия их последователей или возомнивших себя их приверженцами. Эти действия являются отражением самих совершающих, так как все религии, в своих основах, призывают к поклонению одному Творцу, приближению к Нему принесением пользы Его созданиям. Религии предписывают охранять достоинство людей, укреплять их нравственные ценности, сохранять отношения в семье и обществе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Я послан, чтобы усовершенствовать хороший нрав» [Муснад Ахмад].

8. Для успешного сотрудничества в предотвращении взаимного уничтожения людей и цивилизаций необходимо создание международного альянса, выходящего за рамки простых доктрин и лозунгов, с целью устранения цивилизационного дисбаланса, результатом которого и является терроризм.

9. Необходимо развитие законодательства для сдерживания пропагандистов ненависти, выявления зачинщиков насилия и терроризма, а также для противостояния тем, кто пытается сталкивать цивилизации, что гарантированно послужит искоренению причин религиозных и этнических конфликтов.

10. Мусульмане обогатили человеческую цивилизацию уникальным и богатым опытом. И сегодня они могут внести в нее много позитивного, в чем нуждается человечество в условиях моральных, социальных и экологические кризисов, когда негативные стороны глобализации порождают отсутствие нравственных ценностей.

11. Борьба с терроризмом, несправедливостью и угнетением, отказ от эксплуатации одних народов другими и нарушения прав человека – все это является всеобщей обязанностью. Ни у кого нет права дискриминировать других или поддерживать дискриминацию – ценности справедливости едины для всех людей, их утверждение и борьба с произволом являются насущной необходимостью. Формирование устойчивого общественного мнения об этих принципах является моральным долгом, который нельзя забывать и медлить с его претворением в жизнь.

12. Окружающая нас природа есть дар великого Создателя человеку, Который подчинил ему то, что на небесах, и то, что на земле. Покушение на природные ресурсы, их бездумная растрата и загрязнение являются нарушением прав живущих людей, а также покушением на права будущих поколений.

13. Тезисы о неизбежном цивилизационном конфликте, призывы к столкновению, запугивание одних людей другими – это выражение самоизоляции, высокомерия, порожденного тенденцией к расизму и негативному культурному доминированию. Подобные тезисы, в лучшем случае, являются утерей прямого пути, показателем поверхностного мышления, стремлением скрыть слабость своего цивилизационного строя, или же попыткой подстрекательства к конфликту и конфронтации, вместо мирного, созидательного диалога.

14. Конфликты и столкновения способствуют разжиганию ненависти, вражды между странами и народами, препятствуют осуществлению цели сосуществования, позитивной межнациональной интеграции, особенно в странах религиозного и этнического разнообразия, также они являются основным материалом для производства насилия и терроризма.

15. Феномен исламофобии проистекает из незнания истиной сути Ислама, его цивилизационной роли и высоких целей. Истинное познание Ислама требует объективного видения, которое устраняет предвзятые суждения. Понимание основ, принципов и сущности Ислама не должно зависеть от проступков тех, кто необоснованно относит себя к Исламу, совершает опрометчивые действия, якобы, опираясь на законы Ислама.

16. Утверждение благородных моральных ценностей в обществе, поощрение социально полезной деятельности является всеобщей обязанностью. Необходимо тесное сотрудничество в решении этических, экологических и семейных проблем в соответствии с исламскими и общечеловеческими ценностями.

17. Личные свободы не оправдывают борьбу с общечеловеческими ценностями и разрушение социальных систем. Есть разница между свободой и хаосом. Всякая свобода должна ограничиваться пределами общечеловеческих ценностей, свободой других, конституцией и порядком. Также личная свобода должна учитывать общепринятые нормы совести и быть ограничена правилами общественного спокойствия.

18. Недопустимо вмешательство во внутренние дела государств, в том числе установление политического контроля в экономических и прочих целях, распространения националистических идей или фетв, имеющих узко географические особенности, присущие им обычаи и традиции. Подобное вмешательство не оправдано никакими благими намерениями и предлогами. Любое вмешательство допустимо только на основании законных прошений, международных договоров и законов государства, для достижения преобладающей пользы по защите от агрессора и мятежников, спасении, покровительстве, развитии или тому подобное.

19. Опыт успешного развития в глобальном масштабе должны восприниматься другими как модель, позволяющая сдерживать все формы коррупции и применять принцип прозрачного учета государственного благосостояния. Также государства и народы могут изменять модели потребления, которые препятствуют осуществлению программ развития, истощают ресурсы и растрачивают государственные богатства.

20. Необходима системная защита мусульманских обществ посредством повышения ответственности их образовательных учреждений, которые должны быть оснащены соответствующими учебными планами, преподавателями, иметь соответствующие инструменты и площадки влияния. Особое внимание необходимо уделять пятничным проповедям и работе с институтами гражданского общества. Основная цель это: повышение религиозной осведомленности граждан и привлечение их к концепциям «срединности и умеренности» в Исламе. Также, необходимо предостережение мусульман от негативного распространения различных теорий заговоров, религиозного и культурного конфликта, от фрустрации в мусульманской общине, и плохих мыслей о других людях.

21. Необходимо прилагать всеобщие усилия для достижения мира и равновесия в обществе, безопасного сосуществования всех религиозных, этнических и культурных составляющих в масштабах всего человечества. Это требует сотрудничества мировых лидеров и всех международных институтов. При представлении кому-либо политической, экономической или гуманитарной помощи следует отказаться от разделения людей по религиозным, этническим или иным признакам.

22. Всеобъемлющий принцип гражданства – достижение, продиктованное принципами исламской справедливости для всего национального разнообразия, в котором уважается конституция и система, построенная на общественном консенсусе или мнении большинства населения. На гражданах лежит обязанность искренней лояльности, поддержания безопасности и общественного согласия, соблюдения границ запретного и ценностных ориентиров. Всё это – в соответствии с принципами соблюдения взаимных прав и обязанностей всеми гражданами, включая религиозные и этнические меньшинства.

23. Нападение на места отправления религиозных обрядов является преступным деянием. Поэтому требуется наличие прочных противостоящих этому злу законодательных основ, твердой политической воли и гарантий безопасности при одновременной борьбе против экстремистских идей, которые их направляют.

24. Необходимо развивать инициативы и программы по борьбе с голодом, нищетой, болезнями, невежеством, расовой дискриминацией и уничтожением окружающей среды. Для этого важна солидарность всех соответствующих правительственных, международных, частных общественных организаций и активистов в сфере гуманитарной деятельности, охраны человеческого достоинства и защиты прав человека.

25. Необходимо расширение прав и возможностей женщин в соответствии с рамками, которые сохраняли бы границы, обозначенные Аллахом. Недопустимо принижать женщину, нарушать ее права, маргинализировать ее роль, сводить к минимуму или ограничивать ее в религиозных, научных, политических, социальных или других делах. Исключить дискриминацию женщин в любых вопросах, включая равенство в заработной плате и возможностях в соответствии с ее природой. Утвердить стандарты квалификации и справедливое гендерное равенство. Препятствование в реализации принципов равенства является преступлением против женщин, в частности, и против общины мусульман, в целом.

26. Забота о детях, их здоровье, воспитании и образовании является обязанностью государств, международных и национальных органов и учреждений, а также обязанностью семьи. В частности, сюда входит работа над формулировкой идеи расширения кругозора ребенка, его возможностей, развития творческого начала, навыков общения и его защита от отклонений.

27. Укрепление идентичности мусульманской молодежи на основе религии, родины, культуры, истории и языка, защита от попыток их отчуждения от народа, преднамеренной или непреднамеренной ассимиляции. Это требует защиты молодых людей от идей цивилизационного столкновения и неприятия инакомыслящих, защиты от экстремистских мнений с их жестокостью, насилием или терроризмом. Необходимо совершенствование у молодежи навыков общения, основанных на широких горизонтах Ислама и его этики, которая сближает сердца. Следует особо обращать внимание на ценности толерантности, мирного и гармоничного сосуществования, понимания существования других, сохранения их достоинства и соблюдения законов стран проживания. Всё это при взаимовыгодном сотрудничестве в соответствии с понятием «большая человеческая семья», основы и принципы которой прививает нам Ислам. Авторы этого документа видят важность создания глобального форума (по исламской инициативе), который займется вопросами молодежи в целом и в рамках своих программ будет развивать общение молодежи посредством конструктивного диалога внутри и за пределами исламского мира. Форум мог бы принимать предложения молодежи по их проблемам и предлагать компетентные решения с применением новейших научных методов. Это помогло бы передовой молодежи научиться вести диалог и дискуссию, избегать цивилизационных конфликтов, не прибегать к крайним мерам, приводящим к отрицательным результатам.

28. Перевод решений, инициатив и программ, обсуждаемых на данном форуме, из теоретической в практическую плоскость, отражающий серьезность намерений собравшихся ученых мирового уровня. Особенно это касается вопросов установления международного мира и безопасности, осуждения методов геноцида, этнических чисток, принудительного переселения народов, торговли людьми и незаконных абортов.

29. Никто не вправе говорить от имени всей исламской мировой общины, принимать какие-либо решения по религиозным вопросам, и всем, что с ними связано, кроме согласованного мнения авторитетных и признанных исламских ученых на собрании подобном этому. Особое отличие этой Декларации заключается именно в совместной работе у благословенной единой Киблы на благо всех людей, независимо от вероисповедания, расы или цвета кожи.   В заключение, все участники конференции выражают благодарность Хранителю Двух Святынь королю Салману бен Абдель Азизу Аль Сауду за организацию этого форума на таком высоком уровне.

Да воздаст ему Аллах за его участие в делах Ислама и мусульман и да вознаградит его лучшей наградой! Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников!

Данная «Меканская Декларация» принята в Мекке, рядом с Каабой, на конференции прошедшей в период 22-24 священного месяца Рамадан в 1440 г.х., что соответствует 27-29 мая 2019 года.

Источник ИА IslamNews:https://islamnews.ru/news-mekkanskaya-deklaraciya/

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found