11 июня в Томске прошел Форум исламской молодежи, организованный Региональным духовным управлением мусульман Томска и Томской области. Мероприятие состоялось в рамках проекта «Дискуссионный клуб евразийской исламской молодежи «Ценности традиционного ислама как эффективный механизм противодействия радикализму и экстремизму в молодежной среде». В рамках работы форума прошли заседания 3 секций: "Традиционные ценности ислама как фактор противодействия религиозному радикализму и экстремизму", "Ислам и мировые религии — опыт плодотворного сотрудничества", "История ислама в Сибири как пример Евразийского вектора развития российского общества".
По приглашению Председателя ЦРО РДУМ г. Томска и Томской области, муфтия Турсунбаева Нуруллы Турсунбаевича и по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима с основным докладом на Пленарном заседании выступил руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, член Общественного совета УТ МВД по СФО, Вице-президент Российской ассоциации центров по изучению религий и сект, протоиерей Александр Новопашин.
Православный священник рассказал участникам форума о деструктивных молодежных субкультурах, в частности о субкультуре Колумбайн, провоцирующей подростков на массовые убийства учащихся и учителей в учебных заведениях, в которых они сами учатся или учились. Упомянул группы суицидальных игр, например, «Синий кит», в завершении которой игрок должен совершить самоубийство.
Он подробно остановился на тоталитарных сектах, в которые вовлекают молодежь, отметив в этой связи неопятидесятническое движение. Неопятидесятники, сказал священник, любят называть себя христианами либо протестантами, хотя никакого отношения к протестантизму, да и христианству это сектантское движение не имеет. Неопятидесятнические секты – это псевдохристианские группы, которые только прикрываются христианской терминологией с целью ввести людей в заблуждение, завладеть их сознанием, используя для этого различные психотехники, а затем манипулировать ими, заставить работать на секту. Насколько это им удается можно судить по количеству адептов – по мнению специалистов (профессор А. Л. Дворкин), это самое многочисленное в России движение, в которое, по разным оценкам, могут входить до 300 тысяч человек.
По аналогии с псевдохристианскими сектами существуют и псевдоисламские секты, которые умело прикрываются исламской терминологией, но, как отмечают известные исламские богословы, по сути ничего общего с традиционным исламом у них нет. Пример – запрещенное в нашей стране ИГИЛ. В сектоведении разработаны критерии, по которым совершенно точно можно определить, относится конкретная организация к тоталитарным сектам или нет. Так вот ИГИЛ подходит к определению секты по всем категориям, заявил священник.
Отец Александр напомнил молодежному собранию, что в последнее время среди мусульман насаждается ересь коранитов – этаких ревизионистов, подвергающих исламское вероучение глобальному пересмотру. Как и в псевдохристианских сектах, в псевдоисламских течениях также есть свои "специалисты", которые искусно манипулируя терминами, могут легко ввести в заблуждение людей, недостаточно хорошо (если не сказать плохо) знающих основы своей религии.
Священник остановился и на псевдо- или неоязычестве. К традиционному язычеству эти движения имеют такое же отношение, как неопятидесятничество к христианству, сказал отец Александр. И подчеркнул, что многие культовые артефакты, письмена, якобы найденные на местах языческих поселений до христианского периода - лжеисторичны и являются откровенной подделкой, либо их подлинность установить невозможно.
Неоязычество в России, как и в Украине курируется зарубежными спецслужбами, предупредил отец Александр. Цель – привлечь активную молодежь к жесткому праворадикальному движению, создать этакого «дьявола для грязной работы». Известно, что много членов клубов спортивных единоборств исповедуют неоязычество. Неоязычники, как и неопятидесятники, сыграли свою роль в оранжевой революции на Украине. Поэтому сегодня неоязычество в России, как тоталитарное сектантство, представляет серьезную угрозу национальной безопасности государства, считает священник.
По аналогии с насаждением славянского неоязычества среди русского населения для тюркских народов продвигается так называемое нео-тенгриа́нство, или тенгри́зм (обожествлённое небо) – им пытаются привить неоязыческие представления, подхватив эстафету у русских неоязычников и неоязыческих движений у ряда соседних поволжских народов. По мнению священника, возможно, что неоязычество среди тюркских народов продвигают, как и в случае с русским неоязычеством, те же зарубежные спецслужбы для внесения раскола в обществе. Особо разобрали и такие террористические исламистские организации как "Хизб ут-тахрир аль-ислами", "Братья мусульмане" , "Народные моджахеды" и др.
К угрозам, исходящим от деструктивных объединений, священник относит псевдополитические секты, члены которых называют себя гражданами СССР, и массово выдают соответствующие документы новым адептам.
Отец Александр также в рамках Форума, принял участие в работе секции:"Ислам и мировые религии — опыт плодотворного сотрудничества", на которой вместе с муфтием Турсунбаевым Нуруллой Турсунбаевичем ответил на многочисленные вопросы участников по означенной теме.
Протоиерей Александр Новопашин регулярно участвует в мусульманских форумах, куда его приглашают в качестве деструктолога и сектоведа – знания, которыми располагает священник, необходимы и для мусульман, многие из которых также находятся в группе риска по вовлечению в радикальные молодежные группировки, экстремистские и террористические организации, псевдорелигиозные объединения.