Астагизу Биллях. Хвала Аллаху Милостивому и Милосердному, чья милость не имеет предела, мое почтение нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует. Уважаемые муфтии, имамы и участники сегодняшнего мероприятия: -Приветствую Вас наилучшим приветствием и говорю Вам Ассаляму алейкум ва рахмату Ллахи ва баракатуху. На протяжении долгих столетий перед Исламом возникало много вопросов, которые с помощью Всевышнего, Его Книгой и Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) ученые богословы могли решать и пояснять путем совещаний и издавали – выводили фетвы (религиозно-правовые заключения), которые разъясняли ту или иную позицию ислама в отношение различных вопросов. Такой порядок существовал на протяжении многих веков в мусульманских странах. Что же касается не мусульманских стран, то в прежние века последователи Ислама обосновывались там, в исключительных случаях. Все это носило случайный и временный характер, а потому и не привлекало внимания правоведов.
Со временем – ситуация в корне изменилась. В большинство мусульманских стран стали вторгаться под предлогом помощи и наведении порядка, что привело к войнам и значительной миграции людей. Сегодня мы видим огромное количество мусульман проживающих на постоянной основе в европейских странах, где они сталкиваются со многими вопросами и проблемами. Если говорить о нашей стране, то у нас были выдающиеся имамы – богословы до тех пор, пока над Россией, нашим общим благим домом, в начале 20 века не повисла огромнейшая фитна – раздор, что практически привело к уничтожению ученных, религиозных знаний и традиций. Этот период был огромным испытанием для наших родных дедушек и бабушек. Время атеизма прошло и конец 20 века со своим прогрессом внес в жизнеустройство людей большие изменения. Это привело к появлению многочисленных вопросов и жизненных ситуаций, на которые в шариате не сформулировано прямых ответов. Причина не в том, что шариат «устарел» или стал не так актуален, а в том, что изменились условия жизни. Но к сожалению, как итог тех 70 лет, которые мы с печалью вспоминаем, часть мусульман, оказавшись в новых условиях, пошла совсем по иному пути. Вместо того, чтобы тратить свои силы на поиск решений по современным актуальным темам, они сделали своим уделом опровержение уже давно исследованных, разъясненных и согласованных вопросов. Итог такой деятельности крайне печален – сейчас можно говорить о появлении целого поколения мусульман, которых условно можно назвать ниспровергателями авторитетов. И если поначалу критике подвергались лишь отдельные ученые, то затем эта негативная тенденция дошла до опровержений и даже обвинений в заблуждении таких известных ученых, как имамы Абу Ханифа, имам Малик, имам аш-Шафии или имам Ахмад (да смилуется над ними Аллах). Сторонники таких групп лишь себя считают правильными, «чистыми» мусульманами, хотя часто не имеют полноценных знаний, которые позволяли бы им выносить свои суждения. В добавление к этому нередко они отличаются крайней резкостью, амбициозностью и явным неуважением к окружающим. Появились так называемые ученные, которые готовы давать на право и на лево свои фетвы, не понимая ситуаций и реалий. Зачастую такие люди стараются построить те представления, которые выгодны его страстям и желаниям. А ведь ответы на новые вопросы на самом деле необходимо лишь суметь их извлечь, а для этого важно обладать спектром знаний, причем не только богословских, но и современных. Востребованность присутствует в области новых условий жизни, и именно в ответах на новые вызовы времени нуждается современное мусульманское общество России, лишенное на долгие года духовности. Сегодня, для своевременного и оперативного решения нужд Российских мусульман, нужно реальное объединение Духовных управлений и формирование на этой платформе ученного совета, где будут издаваться фетвы, учитывая специфику и условия жизни в нашей стране, а так же поиск новых правовых источников, принципов и основ, утвержденных шариатом, в то же время подходящим к реалиям жизни более гибко и комплексно. Что касается объединения, считаю что модель, предложенная в рамках Духовного собрания мусульман России приемлема ввиду своей универсальности, которая отвечает вызовам времени с представлением полной мобилизации входящим в ее состав мусульманским религиозным организациям.
Обсуждая проблему сегодняшнего мира с муфтиями и имамами, понимаешь, что только путем совместного дружественного диалога мы сможем правильно и рационально решать те или иные задачи стоящие перед мусульманами, к которым мы, Духовенство, как оказалось не совсем готовы.Заявляю, что Духовное управление мусульман Кемеровской области открыто к широкому диалогу в полном смысле этого слова, сотрудничеству на приемлемых условиях, учитывая интересы обеих сторон, а так же готово приложить всевозможные усилия для создания диалоговой площадки, которая сможет помогать решать те или иные проблемы. Ведь у многих сегодня есть наработки которые можно воплотить в жизнь, продумав их и довести до максимальнейшего совершенства с помощью Всевышнего Аллаха. Наш ДУМ открыт для всего благого, чем мы сможем помочь на пути Аллаха для достижения блага и мира в нашей Родине России. Надеюсь, что те мероприятия и конференции как сегодня, и те что были недавно в Сургуте, до этого в Махачкале будут продолжаться уже на новых площадках. В конце своего выступления прошу Всемогущего Господа даровать нам Своего благословения и милости, вести нас прямым путем, и чтобы это мероприятие, и мы с вами, стали причиной объединения мусульман нашей страны и во блага всего общества в целом! Благодарю всех присутствующих, что смогли оставить свои дела и прибыть на это высокое собрание для решения проблем мусульман нашей страны, и так же всем организаторам большое спасибо. И особую благодарность выражаю своему старшему брату, Муфтию, члену общественной палаты Российской Федерации – Альбиру хазрату Крганову, за то, что с именем Всевышнего нас здесь собрал. Вассаляму алейкум ва рахматулЛахи ва баракатуХу…