Подавляющее большинство патриотов и неомонархистов ровным счетом ничего не знает о военной службе татар в царской армии, хотя в ней, как в зеркале, отразилась история всего этноса, связавшего себя с судьбой Российского государства.
С 1722 года татары стали призываться на службу наравне с русскими. Это не значит, что до этого они не несли военную службу. Существовавшее с 15 века по 1711 год сословие «служилых татар» несло свою службу на правах дворянской конницы, пока не было ликвидировано Петром I.
С первой половины 18 века, став податным сословием, татары регулярно поставляли русской армии рекрутов. Принявшие крещение освобождались от рекрутской повинности. Тем не менее в списках личного состава разных полков русской армии с тех пор постоянно встречались татарские имена и фамилии.
До 1783 года татар за редчайшим исключением не производили в офицеры. Указ Екатерины II разрешил поступившим на военную службу татарам-мусульманам присваивать звания вплоть до премьер-майора.
Татарское мусульманское дворянство – отдельная тема. Надо понимать, что подавляющее большинство татар попадало в русскую армию рекрутами, и проходило службу рядовыми без всяких шансов выслужить офицерский чин. Служба в те времена была не просто тяжелой, но зачастую жестокой. «Вот тебе три мужика, сделай из них одного солдата», – такова, по сути, краткая инструкция для русских офицеров тех времен по воспитанию личного состава. Солдаты-мусульмане кроме этого еще испытывали нажим со стороны полковых священников, которые официально должны были их склонять к принятию православия. Лишь с 1839 года Уставом внутренней службы было предписано «… с солдатами иностранных вероисповеданий отнюдь не вступать ни в какие прения о вере».
До 1807 года не существовало наград для нижних чинов за боевые заслуги, кроме специально учрежденных за какие-нибудь конкретные события. С 1807 года солдат и унтер-офицеров стали награждать «Знаком отличия военного ордена» или, как их называли в народе Георгиевскими крестами. В полковых историях сохранились списки награжденных с краткими ремарками об их героических деяниях, за которые они и были удостоены награды. В этих списках есть немало татарских фамилий. Например: «Абдрашилов Деминдрел – Рядовой, Орловский пехотный полк – Отличился во время сражений противу французских войск. Абдулов Тимирса – Рядовой, 2-й Морской полк – За действия против французов и турок во время экспедиции в.-адм. Сенявина в Адриатическом море и а Архипелаге 1806-1807 гг. Абраев Абзелюк – Рядовой 3 фузилерной роты Гренадерский графа Аракчеева полк – За Кульм 29-30 августа 1813 года. Альмометов Альтик, рядовой 3 батальона 4 – Литовский пехотный полк (за Чолокское сражение 4 июня 1854 г). Галин Ахметьян, унтер-офицер 2 батальона – Литовский пехотный полк (за Чолокское сражение 4 июня 1854 г). Бахметов Адельмет – Унтер-офицер 1 линейной роты. Староингерманландский пехотный полк – За 22 мая 1863 года в Миловидских лесах. Хаббатулин Сингатула – 1 Вост.-Сиб. Е.И.В. стрелк. полк, фельдфебель. За то, что будучи ранен пулей в правую ногу, остался в строю; вторично был ранен ружейной пулей в правую руку в бою под Мукденом 25 февраля 1905 г. Шакиров Садек – 21 Вост.-Сиб. стрелк. полк, конно-охотничья команда, младший унтер-офицер. За мужество и храбрость, оказанные в боях против японцев во время усиленных рекогносцировок в период времени с 10 мая по 4 июля 1905 г. Гильманов, Дильмухамет – Ряд., 121-пех. Пензенский п., команда разведчиков – ГК 4 ст. № 190464 «С 16 на 17 февраля [1915 г.] при ночной разведке в с. Лужно, при первой и второй атаке противника, превосходящего численностью, личным мужеством и храбростью содействовал успеху контр-атаки».
Скупые строчки из наградных формуляров указывают, что солдаты-татары храбро сражались во всех войнах, которые вела Российская империя вплоть до своего падения.
В русской армии и рекруту из крестьян было крайне трудно выслужить офицерский чин, вплоть до времени правления Николя I. Для этого он был должен не менее 12 лет прослужить унтер-офицером. Даже боевые заслуги не всегда при этом помогали. Тем не менее, среди татар такие люди были. Например, Манагул Алеев в 1806 году был по рекрутскому набору взят в армию. Пройдя все наполеоновские войны, в 1823 году, был произведен в прапорщики, а в 1825 году – в подпоручики. Офицерское звание дало ему право претендовать на потомственное дворянство.
В отличие от флота в русской армии татары занимали и генеральские должности. Здесь можно привести в пример генерал-майора Генерального Штаба Российской императорской армии Абдул-Азиза Давлетшина и генерал-майора Равиля Сыртланова, сына депутата Государственной Думы Шейхайдара Сыртланова и брата татарского общественного деятеля Галиаскара Сыртланова.
Генеральские звания в подавляющем большинстве случаев доставались представителям дворянского сословия. Однако, офицерские эполеты далеко не всегда спасали военнослужащих нерусской национальности от выпадов начальства. Об этом ярко свидетельствует резонансный случай с известным артиллерийским офицером (впоследствии генералом) Али-агой Шихлинским. Он хотел занять вакантную должность командира батареи в Константиновском артиллерийском училище, но глава артиллерийского ведомства генерал Д. Д. Кузьмин-Караваев отказал, заявив, что «для такой должности, как командир батареи артиллерийского училища, надо найти русского человека, а не татарина». Впрочем, этот инцидент в дальнейшем никак не отразился на карьере Шихлинского.
В рамках одной статьи невозможно охватить все подробности военной службы татар, часть из которых была в казачьем сословии и отличилась в различных войнах в составе разных казачьих войск. Однако можно с уверенностью сказать, что во все времена и во всех войнах воины-татары не запятнали себя трусостью. Лучшим подтверждением тому служат сухие строчки из наградных документов и Георгиевские кресты, которые и через многие годы ярко сияют на старых фотографиях. Автор: Хасан Настретдинов
Источник