الحمد لله رب العالمين على نعمة الإيمان
الحمد لله رب العالمين على نعمة الإسلام
الحمد لله رب العالمين على نعمة القرآن
الحمد لله الذى جعلنا من أمةٍ سيدنا محمد أمةً و سطا لنكون شهداء على الناس و يكون الرسول علينا شهيدًا
و الصلاة و السلام على حبيبه و رسوله و آله و صحابته و علينا و على عباد الله الصالحين و من تبعهم باحسان إلى يوم الدين
Вся хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров, Властелину Судного дня, Который создал нас из ничего, наделил нас разумом, свободой и осветил наши сердца нуром имана (светом веры). Хвала Аллаху Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К нему мы прибегаем от нашего собственного зла и наших скверных деяний. Кого ведет Аллах прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и что Мухаммад – Его раб и посланник. Мир и благословение Аллаха ему, его благословенному роду, сподвижникам и всем, тем, кто следует его путем!
Дорогие братья и сестры! Вот и наступил день, когда более полторы миллиардов мусульман мира празднуют окончание Священного месяца Рамадан. Позвольте мне от имени Духовного собрания мусульман России и его всех структурных подразделений искренне поздравить всех Вас со светлым праздником Ураза-Байрам Ид аль Фитр! Этот Рамадан стал для всех нас особенным, непривычным. Но радость в наших сердцах в связи с Ураза Байрам не изменилась. Пускай же это состояние, счастья и умиротворения не покидают нас всю жизнь. Пусть если сегодня даже и нет возможности присоединится к коллективным намазам в мечети, мы все знаем , что вся земля для нас дарована Аллахом как мечеть. «Аллах Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете». (Сура Аш- Шура 28) И святость не в местоположении а в состоянии твоего сердца.
Хвала Аллаху мы живем в Отчизне как райский уголок, государство оказывает всяческую помощь и заботу религиозным организация, строятся мечети, открываются медресе. И так по всей стране. Пользуясь случаем хочу от имени ДСМР искренне поблагодарить за те многочисленные поздравления в адрес мусульман от имени Президента России, Премьер министра РФ, спикера парламента, мера Москвы, глав регионов, послов мусульманских стран, братьев муфтиев СНГ И России. Особо хочу отметить те положительные изменения в Башкортостане и поздравить всех Татарстанцев с наступающим праздником 100-летия со дня образования республики.
В одном из хадисов-кудси говорится:
مَا وَسِعَنِي لَا سَمَائِي وَلَا أَرْضِي وَلَكِنْ وَسِعَنِي قَلْبُ عَبْدِي الْمُؤْمِنِ
«Небеса и земля не способны вместить меня, но меня может вместить только сердце моего верующего раба». То есть Он проявляется в его сердце.
Хвала Аллаху, управляющему днями и месяцами, Он обладает безграничным величием, Он далек от любых недостатков. Он видит всё, что течёт по жилам Его творений и что находится в утробах. Он слышит самые тихие голоса и молитвы людей, взывающих к Нему на разных языках, с самыми разными просьбами. Он неустанно одаривает Своих творений бесчисленными благами и предоставляет отсрочку тем, кто блуждает во мраке заблуждения. Благодаря Его могуществу по небу плывут облака, а звезды освещают ночное небо. И благодаря Его милости день и ночь сменяют друг друга, позволяя людям трудиться и отдыхать.
Его власть безгранична, и Его мудрость совершенна. Ею преисполнено всё, что Аллах творит и повелевает. Её можно увидеть во всех творениях Божьих и во всех Его повелениях и запретах. Он не создал рабов ради забавы и не предоставил их самим себе. Напротив, Он создал их ради великой̆ цели и подготовил их к выполнению важной̆ миссии. Он разъяснил им прямой̆ путь и установил для них законы, укрепляющие их сердца и приумножающие их веру и набожность. И нет такого обряда поклонения, который̆ бы не был преисполнен совершенной̆ мудрости и не приносил бы людям огромную пользу. Часть этой мудрости Господь открывает некоторым из рабов Своих, а часть ее остается сокрытой̆ от них до того дня, когда Он пожелает посвятить их в неё.
Он предписал обряды поклонения и определил характер взаимоотношений между творениями для того, чтобы испытать Своих рабов, чтобы можно было отличить тех, кто поклоняется Господу и Покровителю, от тех, кто поклоняется собственным страстям. Кто благодарно принимает эти законы и подчиняет себя воле Божьей, находя в этом радость и успокоение, кто довольствуется шариатом Аллаха и отдает ему предпочтение перед собственными страстями и желаниями, тот поклоняется своему Господу. А кто выбирает из этих законов только то, что совпадает с его желаниями, и беспечно относится к остальным требованиям религии, тот потакает своим страстям и обожествляет свои желания. Такие люди питают ненависть к Его законам и желают, чтобы эти законы подчинялись их воле, забывая о том, что их познания далеко не совершенны. Всевышний̆ сказал по этому поводу:
وَلَوِ اتَّبَعَ الْحَقُّ أَهْوَاءَهُمْ لَفَسَدَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ وَمَنْ فِيهِنَّ بَلْ أَتَيْنَاهُمْ بِذِكْرِهِمْ فَهُمْ عَنْ ذِكْرِهِمْ مُعْرِضُونَ
«А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание (Коран), однако они отвернулись от своего Напоминания» (аль-Муминун, 71).
По Своей мудрости Аллах установил разные обряды поклонения, чтобы они не утомляли верующих, а доставляли им удовольствие. Очень часто людям нравится один вид поклонения больше, чем остальные, и они уделяют ему больше внимания, совершают его с большим рвением и усердием. Поэтому одни обряды поклонения, такие как намаз, совершаются телом. Другие, такие как закят, связаны с расходованием имущества. Третьи совмещают в себе поклонение телом и расходование имущества, и к ним относятся-хадж. Есть и такие обряды поклонения, которые сводятся к воздержанию от того, что манит и привлекает человеческую душу. К таким обрядам относится пост, в течение которого верующий̆ воздерживается от всего, что привязывает его душу и тело к мирским благам и бренным удовольствиям.
Соблюдение поста кардинально отличается от других столпов Ислама тем, что Всевышний Аллах отнес его к Себе, ибо Всевышний Аллах сказал, как об этом поведал Посланник Аллаха ﷺ:
كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِ مِائَةِ ضِعْفٍ إِلَى مَا شَاءَ اللَّهُ ، قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : إِلَّا الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي ، وَأَنَا أَجْزِي بِهِ ، يَدَعُ طَعَامَهُ وَشَهْوَتَهُ مِنْ أَجْلِي
«Вознаграждение за каждое благое деяние человека (потомка Адама) увеличивается минимум в десять раз и может достигать семисот раз. Всевышний Аллах сказал: «Кроме вознаграждения за пост, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него (человек держит пост только ради Меня)»». (Ибн Маджа)
И если человек совершает все эти предписанные обряды совершенным образом, не выказывая негодования и не делая упущений, если он отрекается ради Господа своего от того, что ему приятно, и всеми силами стремится снискать Его довольство, то он достигает высшей ступени, на которую только может взойти раб Божий. Его любовь к Аллаху, его покорность и повиновение достигают совершенства, и он по настоящему заслуживает право называться рабом Аллаха. Раб Аллаха- самый свободный человек! Какое только представить. Это — то особое рабство, о котором сказал Всевышний:
أَلَيْسَ اللَّهُ بِكَافٍ عَبْدَهُ وَيُخَوِّفُونَكَ بِالَّذِينَ مِنْ دُونِهِ وَمَنْ يُضْلِلِ اللَّهُ فَمَا لَهُ مِنْ هَادٍ
«Разве Аллаха не достаточно для Его раба? Они устрашают тебя теми, которые ниже Него. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника.» (Аз-Зумар, 36).
Пост — это один из обрядов поклонения, который приближает человека к этой высокой ступени. Он заключает в себе великий смысл и приносит огромную пользу, благодаря чему по праву считается одним из важнейших предписаний и столпов ислама.
Во-первых, пост приближает человека к Господу, ведь ради Его довольства он отказывается от еды, питья и супружеской ложи, которые так угодны человеческой душе. Подобное воздержание является свидетельством искренней веры, сильной любви к Аллаху и надежды на Его вознаграждение. Ведь благоразумный человек не станет отказываться от того, что ему любо и мило, если он не надеется получить взамен нечто большее. Верующий твердо знает, что, воздерживаясь от мирских удовольствий, он может снискать благоволение Господа и заслужить его любовь и милость, и от этого он испытывает еще большее блаженство и умиротворение. Вот почему верующий не согласится поесть или выпить воду в рамадане, если даже ему будут угрожать за это наказанием или тюремным заключением, и тому есть немало примеров в истории. В изречении Пророка ﷺ говорится:
وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ لَخَلُوفُ فَمِّ الصَّائِمِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللّٰهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ. لِلصَّائِمِ فَرْحَتَانِ يَفْرَحُهُمَا: إِذَا أَفْطَرَ فَرِحَ بِفِطْرِهِ وَإِذَا لَقِيَ رَبَّهُ فَرِحَ بِصَوْمِهِ
«Постящегося ждут две радости: одна при разговении его, а другая – при встрече с его Господом. И поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!» (Муслим)
Во-вторых, пост является одним из факторов, укрепляющих богобоязненность, Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 183).
Под богобоязненностью подразумевается выполнение приказов Аллаха и избежание грехов. Можно сказать, что богобоязненность — это страх перед Аллахом, воплощённый̆ в праведные слова и поступки, а это — именно то, что требуется от постящегося человека.
В хадисе, рассказанном со слов Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالْعَمَلَ بِهِ وَالْجَهْلَ، فَلَيْسَ لِلَّهِ حَاجَةٌ أَنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَه
«Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужны будут, чтобы он отказывался от своей еды и питья» (Аль-Бухари)
Поэтому, если человек постится и душой̆, и телом, и языком, он не смеет ослушаться Аллаха, даже если искушение совершить нечто запретное будет слишком велико. А если кто-либо станет оскорблять его, он непременно возьмет себя в руки и воздержится от ссоры и перебранки. Повинуясь приказу Посланника ﷺ он скажет: «Я соблюдаю пост». Тем самым он напомнит себе о том, что постящийся обязан избегать непристойного поведения, и продемонстрирует своему обидчику силу своей̆ воли и преподаст ему прекрасный̆ урок добропорядочности и набожности.
В-третьих, душа постящегося освобождается от мирских забот и беспокойных раздумий̆ для того, чтобы он мог чаще задумываться над мирозданием и больше поминать Аллаха. Мирские удовольствия обязательно прибавляют человеку беспечности и могут сделать его жестокосердным и безразличным к истине. Для того чтобы верующие могли избежать такой̆ участи, Аллах велел им избегать расточительства в еде и питье. Всевышний̆ сказал:
يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует.» (аль-Араф, 31).
В-четвертых, пост имеет большую социальную значимость, поскольку в рамадане состоятельные люди получают возможность переосмыслить жизненные ценности и понять значимость оказанной̆ им милости Творца. Всевышний̆ Господь в изобилии наделил их богатством, едой и питьем, одарил их женами и детьми — всем тем, чего лишены многие бедняки. И человек обязан воздавать хвалу своему Благодетелю за эти милости, благодарить его не только устами, но и душой̆ и телом. Господь непременно увидит его чаяния и приумножит его блага, о чем сказано в Священном Коране:
وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Ибрахим, 7).
В-пятых, пост помогает верующему одолеть собственную страсть и воспитать себя в духе добропорядочности и нравственности. Для того чтобы верно следовать прямым путем и удержать душу от уклонения в сторону, человек должен уметь контролировать свою страсть, управлять порывами своей души, направлять ее к тому, что принесет ей пользу и благо. Поистине, душа велит человеку творить зло и подталкивает его к тому, что может навредить ему. Это качество присуще душам всех людей, кроме тех, кому Господь оказал великую милость. И как известно- благонравие возвышает человека!
Если раб Божий распустит себя и пойдёт на поводу у своих низменных влечений (нафса), то он обречет себя на верную погибель. Но если он сумеет обуздать свои желания и направит свою душу по крутому склону к вершине совершенства и праведности, то он обретет вечную жизнь и благой конец. Безусловно, душа должна быть готова к такому «восхождению», преодолеть которое по силам далеко не каждому. Всевышний сказал о человеке:
وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ* فَلَا اقْتَحَمَ الْعَقَبَةَ* وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْعَقَبَةُ * فَكُّ رَقَبَةٍ * أَوْ إِطْعَامٌ فِي يَوْمٍ ذِي مَسْغَبَةٍ* يَتِيمًا ذَا مَقْرَبَةٍ* أَوْ مِسْكِينًا ذَا مَتْرَبَةٍ* ثُمَّ كَانَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ وَتَوَاصَوْا بِالْمَرْحَمَةِ
«Разве Мы не указали ему на две восходящие тропы? Но он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это — освобождение раба или кормление в голодный день сироту из числа родственников или приникшего к земле бедняка. А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие. Таковы люди правой стороны» (аль-Балад, 10-17).
В-шестых, пост способствует избавлению от самодовольства и высокомерия. Он помогает смириться перед истиной и быть добрее к людям, а ведь самой скверной формой высокомерия является отрицание истины и пренебрежение Божьими заповедями. Когда человек сыт и доволен, когда он не чувствует холода и жажды и наслаждается яствами вдоволь, он может легко отвернуться от истины и превознестись над рабами Аллаха.
Передают со слов Абдуллаха бин Масуда رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
« لاَ يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ فِي قَلْبِهِ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ ».
قَالَ رَجُلٌ: إِنَّ الرَّجُلَ يُحِبُّ أَنْ يَكُونَ ثَوْبُهُ حَسَنًا وَنَعْلُهُ حَسَنَةً. قَالَ:
« إِنَّ اللَّهَ جَمِيلٌ يُحِبُّ الْجَمَالَ. الْكِبْرُ بَطَرُ الْحَقِّ وَغَمْطُ النَّاسِ »
«Не войдет в Рай тот, в чьем сердце будет высокомерие весом хотя бы в одну пылинку». Тут его спросили: «Но ведь человек любит, чтобы его одежда и обувь были красивыми». Он ответил: «Поистине, Аллах красив и любит красоту. Высокомерие же — это надменное отрицание истины и пренебрежительное отношение к людям» (Муслим)
Гордыня и высокомерие — одни из самых опасных грехов. Всевышний сказал:
وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا إِنَّكَ لَنْ تَخْرِقَ الْأَرْضَ وَلَنْ تَبْلُغَ الْجِبَالَ طُولًا
«Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (альИсра, 37).
Никто не знал наперед что в этом году месяц Рамадан пройдет в особом режиме, весь мир охватила маленькая, не видимая человеческому глазу болезнь, которая хоть и на первый взгляд принесла много проблем и невзгод, но с другой стороны переформатировала многие умы, показала силу Всевышнего Творца, многие люди переосмыслили свою жизнь, многие вещи и многие приоритеты, которые были на переднем плане ушли на второй план. Многие увидели, что хоть и деньги многое и решают в этом бренном мире, но важнее всётаки человеческая жизнь, семья, здоровье, честь, уважение, любовь и взаимопомощь.
Ибн Аббас رضي الله عنه рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал:
مَنْ مَشَى فِي حَاجَةِ أَخِيهِ وَبَلَغَ فِيهَا كَانَ خَيْرًا مِنِ اعْتِكَافِ عَشْرِ سِنِينَ ، وَمَنِ اعْتَكَفَ يَوْمًا ابْتِغَاءَ وَجْهِ اللَّهِ تَعَالَى جَعَلَ اللَّهُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ النَّارِ ثَلاثَ خَنَادِقَ أَبَعْدَ مَا بَيْنَ الْخَافِقَيْنِ
"Кто идет исполнить нужду своего брата, это лучше для него, чем десять лет игтикафа. Кто проводит один день игтикафа, стремясь к довольству Аллаха, Аллах создаст между ним и огнём джаханнама три рва, каждый из которых шире, чем между небом и землёй". (Табрани)
Данная ситуация научила нас состраданию, милосердию, саморазвитию. Зная не по слухам о нужде многих мы запустили благотворительный Проект ДСМР под названием «Мы с вами», в более чем в 20 регионах России были розданы свыше 14 тысяч гуманитарных пакетов, молитвенно благодарим всех меценатов, оказывающие нам помощь в реализации данных благих дел.
Хотелось бы отметить подвиг всех без исключения работников здравоохранения, всех врачей, поблагодарить каждого без исключения от главврача до медсестры, которые подобно врачам во время Великой Отечественной Войны, жертвуя собой, рискуя собственными жизнями, спасают чужие жизни, это действительно великое дело, и заслуживает большое уважение и слова благодарности, низкий поклон врачам. Молим Всевышнего за жизнь каждого больного, просим скорейшего выздоровления и воссоединения с семьёй.
Эта болезнь, которая превратилась в пандемию, и за очень короткий период времени охватила весь мир, зашла во все города и селения, ограничила всех людей без исключения в своих домах, и только сидя дома мы начали ценить свободу, дорожить той работой, чем были не довольны, ценить жизнь которая им надоедала, изо дня в день уставая жаловались на жизнь, и вот теперь все снова хотят работать жить полноценной жизнью, вернутся в тот ритм, когда то надоевший им. Ведь. как говорится, в известном хадисе Пророка ﷺ:
نِعْمَتَانِ مَغْبُونٌ فِيهِمَا كَثِيرٌ مِنْ النَّاسِ الصِّحَّةُ وَالْفَرَاغُ
"Два блага не оценивают большинство людей: здоровье и свободное время". (Бухари)
И действительно, только потеряв то, что имеешь, начинаешь это ценить.
И вот переосмысливая свою жизнь, цель нашей жизни, читая свои молитвы обязательные и таравих дома в не привычных нам обстоятельствах, а не в переполненных мечетях, сидя плеча к плечу со своими братьями по вере, настало проверка прочности нашей веры, нашей искренности по отношению к Аллаху.
Все мы любим говорить «делаю ради довольства Аллаха», а как мы вели себя находясь в самоизоляции, смогли ли так же искренне ронять слезу как мы это делаем в обществе, смогли ли так же красиво и долго читать свои дополнительные молитвы, как мы это делали, находясь среди людей, смогли ли так же красноречиво возносить свои просьбы и дуа, обращаясь к Аллаху, как мы это делали, находясь среди своих братьев.
Передает Аиша رضي الله عنه, что она спросила у Расулюллах ﷺ о чуме, на что он ﷺ ответил:
فَأَخبَرَهَا أَنَّهُ كَانَ عَذَابًا يَبعَثُه اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يَشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تَعَالَى رَحمَةً لِلْمُؤْمِنِينَ، فَلَيْسَ منْ عَبْدٍ يَقَعُ فِي الطَّاعُونِ فَيَمكُثُ فِي بَلَدِهِ صَابِرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أَنَّهُ لَايُصِيبُهُ إِلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إِلَّا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِ الشَّهيدِ
"Это наказание Аллаха, которое Он насылает на кого пожелает, Истинно, Аллах сделал её для мусульман милостью. Как начнётся чума, всякий, кто терпеливо и безропотно (в надежде на воздаяния Аллаха) останется в своей местности, уверенный, что не постигнет его ничего, кроме того, что предписано Аллахом, получит награды подобно мученику". (Бухари)
Что для нас главнее, что выше? Есть верующие, которые читают два раза в году намаз это салятуль ийдуль-фитр и салятуль ийдуль-адха, или приходят в мечеть только в Рамадан на салятут-таравих, а ведь читать каждую пятницу намаз жумга ценнее, чем только посещать два праздничных намаза, чтение пятикратного намаза выше, чем намаз таравих, держать пост выше, чем проводить ифтар, выплачивать садаку, резать курбан выше, чем устраивать угощение. Мы должны сегодня переосмыслить свою жизнь, совершать фарзы в первую очередь, остерегаться от харама, а потом уже усердствовать в дополнительных поклонениях. Жизнь человека превыше всего, даже поклонения, вот почему сегодня все исламские ученные мира, пришли к нелегкому, общему решению о том, что праздничные намазы коллективно не будут проводится, дабы не стать причиной распространения болезни и посягательства на жизнь братьев. Праздник проходит в нашей душе, нет преград для общения со Всевышним, а праздничный намаз в мечетях мы заменяем дополнительным намазом в два или четыре ракаата дома после восхода солнца.
Как и другие религии Божественного откровения, Ислам в процессе реформирования общества опирается, главным образом, на воспитание человеческой души, призывает к заботе о друг-друге. Он прилагает огромные усилия, чтобы проникнуть в ее глубины и оставить в ее сердцевине ростки своих учений, дабы те стали необъемлемой ее частью.
«Несомненно, поминание Аллаха является самым великим поклонением».
Али (радыяллаху ганху), обращаясь к Аллаху с мольбой, сказал:
«О, мой Господь! Быть твоим рабом достаточная честь для меня, а то, что Ты являешься моим Господом достаточно для меня в качестве похвалы».
Имам Газали говорил:
«Нет иного пути спасения, кроме достижения Аллаха. Любовь и глубокие знания приобретаются путем постоянного поминания любимого. Махаббет (любовь) означает движение по пути духовных наслаждений, а марифат (глубокое знание) означает восторженное созерцание». По мнению алимов, любовь Аллаха к рабу является метафорой, означающей дарование рабу милости. А любовь раба к Аллаху заключается в поминании Аллаха Всевышнего. Тогда как, по мнению ахлюль-хакикат, любовь Аллаха к рабу выражается в очищении его сердца от любви к мирской жизни, в поднятии завес с его сердца и приближении к Себе. А любовь раба к Аллаху заключается в стремлении к этим высотам.
Миссии пророков прославили себя на века, обратив множество людей к вере, лишь только потому, что человеческая душа была и остается предметом их проповеднической деятельности и средоточием их активной работы. Их учения не были внешней и липкой шелухой, опадавшей в потоке изменчивой жизни; не были они и искусственными красками, тускнеющими по прошествии дней. Не были! Они связали свои принципы с глубинами человеческой души, и поэтому эти принципы смогли возобладать над человеческой природой, ибо они указали ей верный путь.
Религии Божественного откровения, быть может, и вели речь об общественных устоях, о правлении и его видах, а также предложили средства исцеления от болезней, поражавших те или иные стороны жизни общества. Однако многие так и не вышли за рамки своей природы в оценке человеческой души как наилучшей программы для любой реформы, а устойчивой нравственности – как вечного гаранта для любой цивилизации.
В этом нет ни принижения, ни пренебрежения по отношению к тем, кто стремится к построению счастливого общества. Это лишь акцент на том, какова роль исцеления души в сохранении жизни и обретении людьми счастья. Ведь больная душа сеет беспорядок в руководящих системах и может проникнуть туда для реализации своих низменных потребностей. Благородная же душа латает прорехи при повреждениях и ее возвышенность источает свет изнутри. Она достойно поведет себя во времена бед и невзгод.
Непогрешимый судья способен устранить недостатки и изъяны в законодательстве, по которому он судит. Однако судья-тиран может манипулировать достоверными нормами. То же самое может происходить и с душой человека, когда она оказывается перед натиском различных идей и течений этой жизни, ее страстей и корыстных побуждений.
Именно поэтому исцеление души человека – это первый из главных столпов, на которых зиждется верховенство благодетели в этой жизни. Ведь если душа не будет исцелена, то небо покроется тьмой. Будущее и настоящее людей будет беспорядочным и смутным.
Абу Хурайра رضي الله عنه рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал:
الدِّينُ النَّصِيحَةُ. قُلْنَا: لِمَنْ؟ قَالَ لِلَّهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ
"Поистине, религия - это искренность и доброжелательность. Поистине, религия - это искренность и доброжелательность." Сахаба спросили: " К кому?" Расулюллах ﷺ ответил: " К Аллаху, к Его Книге, к Его Посланнику, к предводителям верующих и обычных мусульманам". (Насаи)
Во времена Посланника ﷺ были тяжелые времена, что он и его сподвижники не могли найти еды на протяжении нескольких дней, что даже им приходилось привязывать камни к животам и ходить так по улицам.
Хвала Всевышнему Аллаху, что мы сидим в своих домах, со своими жёнами и детьми, а не в сылке и не в окопах, вдали от нашей семьи, как это было ровно 75 лет назад. В этот торжественный день хотелось бы еще раз поздравить всех ветеранов и тружеников тыла с 75-ой годовщиной победы в ВОВ.
Хвала Всевышнему Аллаху, за то, что мы живём в мире и согласии, в наших столах есть что покушать, когда миллионы голодают в мире, и тогда как 75 лет назад наши деды голодали, проливали кровь, не могли выспаться и наесться, для того чтобы мы сегодня могли спокойно ступать по земле. К сожалению, эта история была написана через страдания и муки, потерю крова, семьи и близких.
Халид бин Умейр Адавийи رضي الله عنه рассказывает, что Утба бин Газван رضي الله عنه обратился к нам с речью. Прежде всего, он восславил и восхвалил Аллаха, а затем сказал: "Мир провозгласил о своём расставании, и, отвернувшись, быстро уходит. И не осталось от него почти ничего, кроме нескольких капель напитка в сосуде, что высасывает пьющий. Истинно, вы перейдёте из него в мир иной, которому не будет конца. Так берите с собой лучшее из того, что имеете. Нам было сказано, что камень, сброшенный с края джаханнама, летит 70 лет и не достигает его дна. Клянусь Аллахом! Он будет заполнен. Вас это удивляет?! И нам так же было сказано, что между двумя створками ворот Джанната-Рая расстояние в 40 лет ходьбы. И наступит день, когда они будут забиты до отказа, и в них будет давка.
Я помню времена, когда нас с Расулюллах ﷺ было семь человек. Нам нечего было поесть, кроме листьев деревьев, так что углы рта покрылись язвами. Мне досталось одно покрывало, которое мы разрезали на двоих с Сагдом бин Маликом. Половиной обмотался я, а половиной он. Каждый из нас сегодня является главой какого-нибудь города. Я прибегаю к Аллаху от того, чтобы выглядеть большим в своих глазах, а в глазах Аллаха маленьким. Сунна пророчества постепенно исчезает, и его сменяет царствование. И вы столкнётесь ещё со многими правителями после нас". (Муслим)
Дорогие мои братья не забывайте изречение Посланника ﷺ о его желании встречи с нами: Анас رضي الله عنه рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал:
وَدِدْتُ أَنِّي لَقِيتُ إِخْوَانِي. فَقَالَ أَصْحَابُ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَوَلَيْسَ نَحْنُ إِخْوَانَكَ؟ قَالَ أَنْتُمْ أَصْحَابِي وَلَكِنْ إِخْوَانِي الَّذِينَ آمَنُوا بِي وَلَمْ يَرَوْنِي
"Я хотел бы встретиться со своими братьями". Сахаба спросили: "Разве мы вам не братья?" Он ответил: "Вы мои сахаба(сподвижники), а мои братья это те люди ,которые уверовали в меня, хотя не видели меня". (Муснад Ахмад)
Мы и есть из числа те, кто не увидел Посланника Бога (мир ему), но уверовали в его пророческую миссию, ведь набожность и богобоязненность неразрывно связана с нашим внутренним состоянием и ее внешними проявлениями в обществе. Мусульманское сообщество не должно склоняться в сторону лишь соблюдения внешних атрибутов в облике, одежде и речах, отдавая предпочтение лишь формальному поклонению.
Наши сердца тоскуют по мечетям, наши плечи тоскуют по теплым плечам наших братьев, верующие истосковались друг по другу, но сохранность жизни людей, и предотвращение дальнейшего распространения недуга превыше всего. И надеемся, в скором времени эта болезнь иншэ-Аллах отступит, и мы вновь сможем переступить пороги новой мечетей в стоице и там молится.
Искренно поздравляю всех Вас с праздником ийдуль-Фитр!
В эти светлые дни завершения поста, молим Всевышнего Аллаха принять наши посты, молитвы, радения и добрые деяния. Пусть этот праздник войдет в дом каждого и принесет с собой счастье, теплоту, любовь и милость Аллаха.