الحمد لله رب العالمين على نعمة الإيمان, الحمد لله رب العالمين على نعمة الإسلام
الحمد لله رب العالمين على نعمة القرآن الحمد لله الذى جعلنا من أمةٍ سيدنا محمد أمةً و سطا لنكون شهداء على الناس و يكون الرسول علينا شهيدًا و الصلاة و السلام على حبيبه و رسوله و آله و صحابته و علينا و على عباد الله الصالحين و من تبعهم باحسان إلى يوم الدين


Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Вся хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров, Властелину Судного дня, Который создал нас из небытия, наделил нас разумом, свободой и осветил наши сердца нуром имана (светом веры). Мы безмерно благодарны Аллаху за Его несчетные блага и за то, что Он привел нас в добром здравии к праздничному дню Ид-аль-Адха. В этот знаменательный день мы молим Аллаха, чтобы Он даровал мусульманам нашей страны и всего мира, да и всему человечеству благословения, исцеления и защиту от разных болезней и душевных тревог в земном мире и сохранил нас от страха и печали в будущей жизни.


Хвала Аллаху, Который ниспослав увядание и болезнь, также открыл расцвет и лекарство, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К Нему мы прибегаем от нашего собственного зла нафса и наших скверных деяний. Кого ведет Аллах прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и что Мухаммад -Его раб и посланник, мир и благословение Аллаха ему, его благословенному роду, сподвижникам и всем, тем, кто следует его путем.


Дорогие братья единоверцы, уважаемые хазраты, соотечественники!


Мухтэрэм дин кардэшлэрем, газиз миллэттэшлэрем!


Әссәләмөгаләйкум вә рахматуллахи вә бәрәкәтух! Корбан бәйрәме мөбарәк булсын! Аллаһы Тәгалә кылган гыйбәдәтләребезне, чалынган корбаннарыбызны, барлык изгелекләребезне кабул кылса иде, булган барлык кимчелек хаталарыбызны гафу итсә иде, ике дөнья бәхет-сәгадәтенә ирештерсә иде!


Сегодня, мы, вместе с более чем полутора миллиардом своих единоверцев братьев и сестер-мусульман мира празднуем «Курбан-байрам»,праздник жертвоприношения. Это праздник стремления к милости Аллаха, через: милосердие и сострадание, любовь и добродетель к близким и далеким, восстановление уз братства и добрососедства со всеми людьми на земле. К сожалению, мы не можем собраться в этот день, в привычной нам обстановке, как это делали в прошлые годы. Но, не смотря на введенные ограничения посещения мечетей, домов Аллаха и даже, когда Благословенная Кааба временно «закрыла двери для гостей Аллаха» из других стран, правоверные со смирением, пониманием и солидарностью объединяются в одно целое, в одну душу и тело, борются с болезнями тела и души, которые постигли все человечество. И данным временным трудностям не по силе отменить праздник радости души. Пусть даже в сокращенном количестве, мы не отчаиваемся и читаем праздничный намаз, проводим праздник сердечными молитвами и дополнительными намазами в кругу своей семьи, близких и родных.


Дорогие братья! Позвольте от имени Духовного собрания мусульман России, почтенных прихожан, имамов и муфтиев регионов поздравить всех вас с наступившим праздником Ид-аль-Адха (Курбан байрам). С чувством высокой ответственности позвольте довести до вас поздравления Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя Правительства РФ М.В.Мишустина, Спикера Государственной Думы В.В.Володина, Мэра Москвы С.С.Собянина, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, глав регионов, послов мусульманских стран, представителей традиционных религий, муфтиев стран СНГ и исламского мира. От лица мусульманских организаций Духовного собрания мусульман России хочу искренне поблагодарить за поздравления, добрые слова и внимание со стороны вышеназванных лиц, и пожелать им всем всяческих благ и помощи Аллаха в добрых делах направленных на сохранение мира и стабильности в стране.


Праздник Курбан-байрам – один из двух самых знаменательных дней в исламской традиции. Самым важным действием в этот день является совершение жертвоприношения – забой животного ради довольства Аллаха, которое совершается в память о жертвоприношении нашего праотца Ибрахима (мир ему). В эти дни наши счастливые единоверцы, совершая обряд хадж, молятся на склонах Арафата, Мины, Муздалифы, на Джамарате, у Каабы и мечети Пророка Мухаммада (мир ему).


Хадж - это особый вид поклонения, который включает в себя наличие здоровья у верующего и материального достатка для благополучного путешествия, Всевышний, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение) говорит:

وَأَذِّن فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَأْتُوكَ رِجَالًا وَعَلَى كُلِّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِن كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ

«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог» (Аль-Хаджж 27 аят)


Обряды хаджа до сегодняшнего дня неизменны. Как это было тогда, полтора тысяч лет тому назад, когда мать Исмаила (мир ему) Хаджар бегала от холма Сафа до холма Марва, как Исмаил (мир ему) кидал камнями в Иблиса. И мусульмане, вспоминая эти события каждый год исполняют все эти ритуалы приезжая с разных уголков земли, и на себе испытывают те трудности, с какими испытывались наши предки. Облачаясь в одеяние «Ихрам» (два куска белой материи), образно погружаются в ту среду, в которой мы будем в судный день, не зависимо от нашего социального статуса, где все будут равны.

Всевышний Аллах говорит нам в аятах Благородного Корана:

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ * فِيهِ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ مَّقَامُ إِبْرَاهِيمَ وَمَن دَخَلَهُ كَانَ آمِنًا وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ

«Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения — место Ибрахима. Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (аль-Имран 96-97)


Курбан (жертвоприношение, которое совершают мусульмане) – это одна из характерных особенностей нашей исламской религии. Оно было предписано Аллахом Тааля, как одно из средств приближения к Нему, а так же, чтобы верующие помнили о беспримерной жертве нашего праотца Ибрахима (мир ему). Аллах послал Своему пророку множество испытаний, и он преодолел их с большим терпением. И наконец, настало время для последнего – очень серьезного испытания – когда окончательно стало бы ясно, будет ли он до конца послушен повелениям Аллаха, либо последует за желаниями своего сердца. Ибрахиму (мир ему) был дарован ребенок – долгожданный сын – в очень преклонном возрасте, и вот ему было велено принести в жертву этого единственного сына. Как и другим родителям, Ибрахиму (мир ему) хотелось бы видеть своего сына живым и здоровым. Однако, несмотря на его сильную любовь к сыну, ему было велено пожертвовать своим сыном. Ибрахим (мир ему) ни на мгновение не колебался в своей решимости подчиниться приказу Аллаха, а не собственным желаниям.


Прошли годы, и Исмаил (мир ему) достиг того возраста, когда в большинстве случаев родители остаются довольны своими сыновьями и дочерями, потому что те перестают обременять их и начинают приносить им все больше и больше пользы. Ибрахим (мир ему) сказал своему сыну: «Аллах повелел мне во сне принести тебя в жертву, и ты знаешь, что сны пророков являются откровением. Мы должны быть покорны воле Господа. Что ты думаешь об этом?» Исмаил воспринял эти слова с должным терпением. Даже в такой трудный час он продолжал надеяться на милость Аллаха, стремился снискать Его благоволение и оставался послушным сыном своих родителей. Он сказал, что терпеливо снесет любое волеизъявление Всевышнего Аллаха, потому что все происходящее во Вселенной происходит только с Его позволения.

Всевышний Аллах описал в Коране жертву отца и сына в следующих словах:


فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِين ، فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِين ، وَنَادَيْنَاهُ أَنْ يَا إِبْرَاهِيمُ ، قَدْ صَدَّقْتَ الرُّؤْيَا إِنَّا كَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ ، إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْبَلَاء الْمُبِينُ

«Когда он (Исмаил) достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним (Ибрахимом), он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что закалываю тебя. Посмотри, что ты думаешь?». Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим!» «Ты оправдал сновидение» (И Всевышний дал ему барана, которого он и принёс в жертву Аллаху). Воистину, так Мы, воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость).» (ас-Саффат 102-106 аят)

Испытание, через которое прошел пророк Ибрахим (мир ему), доказало его нравственную чистоту и совершенную любовь к своему Господу. И тогда Аллах нарек его Своим возлюбленным посланником. Арабское слово «хиллат» означает высшую и самую совершенную любовь. Из этого следует, что возлюбленный Аллаха обязан посвящать всю свою любовь Милостивому Творцу. Такая любовь не может быть поделена на части. Однако с появлением на свет Исмаила (мир ему), Пророк Ибрахим (мир ему) воспылал к нему пламенной любовью, которая поселилась в его сердце. Тогда Аллах пожелал испытать любовь Своего избранника к Господу и очистить его душу от неумеренной любви к творениям. Аллах повелел ему предать закланию сына, любовь к которому мешала Ибрахиму (мир ему) еще сильнее любить своего Господа.


وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ


«Мы выкупили его великой жертвой» (Ас-Саффат 107-й аят) говорит Всевышний Аллах.


Когда Ибрахим (мир ему) отдал предпочтение любви к Аллаху перед своей земной любовью и вознамерился принести в жертву своего сына, любовь к земному перестала отвлекать его от поклонения Господу. - Больше не оставалось причин для заклания Исмаила (мир ему), и поэтому Всевышний Аллах повелел Ибрахиму (мир ему) принести в жертву не сына, а крупную овцу.


وَتَرَكْنَا عَلَيْهِ فِي الْآخِرِينَ

«Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву.» (ас-Саффат 108-й аят)


Всевышний сообщил, что добрая память об Ибрахиме (мир ему) будет вечно жить среди людей. Ближайшие потомки Ибрахима (мир ему) молили Аллаха ниспослать их славному прародителю мир и благополучие. Так поступают правоверные мусульмане сегодня, и так будут поступать все последующие поколения мусульман. Во все времена люди любят, почитают и восхваляют этого славного пророка и посланника.


وَاذْكُرُوا اللَّهَ فِي أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ فَمَن تَعَجَّلَ فِي يَوْمَيْنِ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ وَمَن تَأَخَّرَ فَلَا إِثْمَ عَلَيْهِ لِمَنِ اتَّقَى وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ


«Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней в долине Мина). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот так же не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны.» (Аль-Бакара 203-й аят)

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.» (аль-Каусар 2-й аят)


Иными словами, (говорит Творец) когда Я даровал тебе Изобилие, бесчисленные блага в этой жизни и в Другой - и из них река в Раю,которая называется Аль-Каусар, إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ الْكَوْثَرَ 1-й аят) - посему совершай обязательную и дополнительную молитву-намаз и делай жертвоприношение исключительно ради твоего Господа. Поклоняйся Ему Одному и не придавай Ему сотоварища. Аналогичный этому аят:

قُلْ إِنَّنِي هَدَانِي رَبِّي إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ دِينًا قِيَمًا مِّلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

Скажи: «Воистину, мой Господь наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима (Авраама), ханифа. Ведь он не был из числа многобожников». (аль-Ангам , 161-й аят)

قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. (аль-Ангам 162-й аят)

لَا شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَا أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ

«Нет у Него сотоварищей. Это мне велено, и я — первый из мусульман.» (аль-Ангам 163-й аят) 
Не будьте многобожниками, которые поклоняются другим божествам, помимо Аллаха. Упоминайте имя Аллаха, когда совершаете жертвоприношение, как сказал Всевышний в Коране:

وَلَا تَأْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَإِنَّهُ لَفِسْقٌ وَإِنَّ الشَّيَاطِينَ لَيُوحُونَ إِلَى أَوْلِيَائِهِمْ لِيُجَادِلُوكُمْ وَإِنْ أَطَعْتُمُوهُمْ إِنَّكُمْ لَمُشْرِكُونَ

«Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (аль-Ангам 121-й аят)

Дорогие братья! Курбан байрам - это день, когда жертвоприношение становится благом для всех имущих и неимущих. Он напоминает нам, что традиции ислама, как и других мировых религий, основаны на вечных ценностях справедливости, добра, милосердия и заботы о ближнем, независимо от его национальности и вероисповедания. Поистине - это праздник сближения семей, народов и общины в целом, что особенно важно сегодня, когда в обществе становится все больше проявлений нетерпимости, попыток извратить суть религии, использовать его в корыстных целях.

В это связи хочется обратится к молодому поколению мусульман. Помните, каждый выбирает сам свое счастье. Лично от тебя, зависит биография и история твоей жизни. Идите по жизненным путям стойко и спокойно, с верой в Аллаха и Его Посланника (мир ему), никогда не отказываясь от истин и целей веры. Старайтесь строить свою жизнь и свои отношения с окружающим миром на основе Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада, которые он нам оставил. Чем больше вы будете падать ниц на саджду перед Всевышним, отказываться от харама, тем сильнее будете! Пусть Аллах направит нас путем сиратул-мустаким.

Смысл совершения жертвоприношения заключается в выражении благодарности Аллаху за бесчисленные блага и просьбе о прощении грехов.

Каждый год тысячи животных приносятся в жертву в праздничные дни Ид аль- Адха. И мы спрашиваем себя: «В чем истинный смысл курбана, чему нас должно научить это действие?» Посланник Аллаха (мир ему) описывал курбан, как часть шариата нашего отца Ибрахима (мир ему) и его сунну (Тирмизи, Маджма аз-Заваид).

Как и было сказано ранее, Ибрахиму (мир ему) было велено принести в жертву своего юного сына Исмаила (мир ему). Он всем сердцем повиновался приказу Аллаха и с честью прошел испытание. Нам следует брать пример с Ибрахима (мир ему) – когда встает выбор между нашими желаниями и повелением Аллаха, следует принести в жертву свои страсти и прихоти. Так же, как Ибрагим (мир ему) повиновался Аллаху в каждый момент своей жизни, и ему не приходило в голову ослушаться Его повелений даже ни на мгновение, так и мы должны повиноваться каждому приказу Аллаха, - касается ли это прав Аллаха или прав Его творений.

Всемогущий Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови курбана. Его достигают только намерения, искренность и богобоязненность раба. Следующий аят указывает именно на намерения и искренность, которые представляют собой суть всех благодеяний:

لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ كَذَلِكَ سَخَّرَهَا لَكُمْ لِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَبَشِّرِ الْمُحْسِنِينَ

«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро.» (аль-Хаджж 37-й аят)

عَنْ عَائِشَةَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «مَا عَمِلَ ابْنُ آدَمَ يَوْمَ النَّحْرِ عَمَلًا أَحَبَّ إِلَى اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ هِرَاقَةِ دَمٍ وَإِنَّهُ لَيَأْتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِقُرُونِهَا وَأَظْلَافِهَا وَأَشْعَارِهَا وَإِنَّ الدَّمَ لَيَقَعُ مِنَ اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ بِمَكَانٍ قَبْلَ أَنْ يَقَعَ عَلَى الْأَرْضِ فَطِيبُوا بِهَا نَفْسًا

Айша (радыйаллаху анха) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В первый день праздника Жертвоприношения нет перед Аллахом – Велик он и Славен – более любимого дела, чем пролитие крови (жертвенного животного). В Судный день она (жертва) явится со своими рогами, копытами и шкурой. Кровь жертвенного животного, еще не пролившаяся на землю, уже обретет благоволение (рида) Аллаха и будет принята Им. Так приносите же жертву с удовлетворенной душой!» (Тирмизи)

По промыслу Создателя животный мир создан не только для украшения планеты, но и для облегчения жизни человека и его пропитания. Поэтому мы сегодня проливая кровь жертвенных животных воздаем хвалу и свою благодарность Всевышнему за то, что он запретил покушаться на жизнь человека. Жизнь, душа, честь, кровь, имущество человека неприкасаемые!

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ «مَنْ كَانَ لَهُ سَعَةٌ وَلَمْ يُضَحِّ فَلَا يَقْرَبَنَّ مُصَلَّانَا» 

Передает Абу Хурайра, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто имеет материальный достаток, но не производит заклание (в дни курбана), тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы» (Ибн Маджа, Ахмад)

Как нам становиться ясно, кроме материальной части исполнения завета, физического действия заклания жертвенного животного, есть другая ее, еще более ответственная сторона, проявить свою Богобоязненность, а именно на примере неописуемого, даже трудного, тяжелого в простом человеческом понимании испытания Божьего (отца сыном), очистить себя от любви и обольщение этим тленным миром и тем самым духовно возвысится, открыть свое сердце Аллаху, вкусить усладу любви к Нему. Вот почему, курбан - это не только заколоть барашка для мяса (и так могут некоторые подумать), а это высокий акт послушания Бога, это значит следовать пути пророков и предать себя целиком Его Воле.

Дорогие друзья! Необходимо отметить, чтобы не складывалось ошибочное мнение о том, что доброта, помощь ближнему, сострадание, поддержка должны быть только по таким большим праздникам, так вот знайте, ислам предписывает нам такие, пусть даже иногда незначительные, благородные поступки совершать в повседневной нашей жизни, ежедневно, не ожидая особых дней. Сегодня с этого мимбара я хочу с благодарностью отметить большую благотворительную деятельность наших мусульманских организаций, помощь меценатов, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. При их помощи мы оказываем поддержку десяткам тысячей семей.

В своей знаменитой проповеди, произнесенной во время «Прощального хаджа», ставшей завещанием потомкам, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Превосходство лишь в благочестии и добрых поступках».
Желательно, чтобы мясо курбана было разделено на 3 части: одну часть оставляет себе сделавший курбан, второй частью угощает гостей и друзей, а третью часть отдает нуждающимся. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) 1/3 частью мяса курбана кормил своих домашних, 1/3 частью мяса кормил бедных соседей, а оставшуюся часть раздавал нуждающимся. (Абу Муса аль-Асбахани сообщил это в книге «аль-Вазаиф» и добавил, что этот «хадис хасан». Также передают, что это были слова ибн Мас’уда и ибн Умара (радыйаллаху анхум). Никто из сподвижников не противоречил этому).

С другой стороны, если у кого-либо средний достаток и на его попечении находится большое количество людей (или многодетная семья), то в этом случае человек может все мясо оставить себе.
В хадисе, переданном Анасом (да будет доволен им Аллах), говорится: «Пророк (мир ему и благословение) зарезал двух рогатых баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) положил ноги (животных) в сторону кыблы и со словами «Бисмиллях» и такбиром своей рукой зарезал их». (Бухари, Муслим, ибн Маджа, Абу Дауд).

Курбан спасает человека от скупости и любви к имуществу. Способствует распространению в обществе чувств братства, взаимопомощи, учит делиться с другими и помогать бедным. Курбан связывает людей узами любви и милосердия друг к другу. Оно позволяет всем рабам Аллаха получить долю из Его благ. А также, способствует тому, что люди, все вместе выполняя и индивидуальные и коллективные поклонения, обретают благоволение (рида) Аллаха и приближаются к Нему. И также мы должны помнить братья, нельзя приблизиться к Аллаху отвергая Его создания, отворачиваясь от просящего помощь.

Уважаемые братья! Постарайтесь вникнуть в смысл слов: Любовь к Аллаху - это, прежде всего, любовь к ближнему и искренность. Таким образом, жизнь мусульманина подобна чистому листу: он довольствуется тем, что имеет от Аллаха и от этой жизни, живет со спокойной душой, свободной от порывов слепой злобы, ибо изничтожающая сердце озлобленность равносильна изнемогающему недугу. Ничто не покидает человека быстрее, чем вера, просачивающаяся из лживого сердца, подобно тому, как жидкость вытекает из продырявленного сосуда.

Ислам категоричен там, где речь идет о человеческом сердце. Так, черное, грубое сердце губит праведные дела, заставляет меркнуть их великолепие и пятнает их чистоту.

А если сердце человека светится чистотой, то Аллах благословляет даже самое малое из этого, и Он более расположен к нему (человеку) в любом благе.

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: قِيلَ لِر ُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيْ النَّاسِ أَفْضَلُ؟ قَالَ: «كُلُّ مَخمومُ الْقلب صَدُوق اللِّسَان» . قَالُوا: صدزق اللِّسَانِ نَعْرِفُهُ فَمَا مَخْمُومُ الْقَلْبِ؟ قَالَ: هُوَ النَّقِيُّ التَّقِيُّ لَا إِثْمَ عَلَيْهِ وَلَا بَغْيَ وَلَا غِلَّ وَلَا حَسَدَ

Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывает: Как-то было сказано: «О Посланник Аллаха, кто из людей лучший? На что он ответил: «Всякий, (кто) чист на сердце и правдив на язык». (Ему) было сказано: «Правдивого на язык мы знаем, а что же (означает) “чист на сердце”?» На что он ответил: «Он богобоязненный, чистый, и нет в нем ни греха, ни распутства, ни злобы, ни зависти» (Ибн Маджа).
Поэтому истинное мусульманское общество - это такое общество, жизнь которого основана на взаимной любви, всеобщей благосклонности, взаимопомощи, деликатности в человеческих взаимоотношениях, где нет места ни эгоизму, ни неблагодарности. Оно подобно такому обществу, которое описывает Коран:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ

«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный» (Аль-Хашр 10 аят)

Если ссора между людьми разгорается и пускает все более глубокие и разветвленные корни, а ее колючие шипы направляются во все стороны, то от этого чахнут молодые ростки веры и вянет всё, от чего веяло нежностью и умиротворенностью. И тогда исполняемые обязательные акты поклонения не будут нести в себе ничего благого, а душа будет тщетно пытаться найти в них защиту.

Часто бывает так, что ссоры выводят из равновесия умы людей и толкают их на совершение мелких грехов, унижающих их достоинство, а также тяжких грехов, достойных проклятия. Гневное око пристально наблюдает из темного угла, но оно слепо и не способно узреть благодетели, а лишь раздувает пороки. А их злоба может возбудить в них дурное воображение и подтолкнуть на измышления лжи. Все это нетерпимо для Ислама, и он предостерегает от совершения подобного, считая запрет такого поведения лучшим из того, что приближает к Всевышнему.

От Абу Ад-Дарда передано следующее: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не сообщить ли вам о том, что лучше (выше) степенью, нежели пост, милостыня и молитва?» Мы сказали: «Конечно!» Он сказал: «Улаживание взаимоотношений; а разлаживание взаимоотношений искореняет (веру)» (Абу Дауд).

Сатане, быть может, так и не удалось убедить разумного человека поклоняться идолам. Но поскольку он очень категорически настроен на то, чтобы соблазнить и погубить человека, он сможет найти средства для того, чтобы отдалить человека от Всевышнего, дабы тот пребывал в еще большем неведении о правах Господа, нежели суеверный язычник. Для этого он ухищряется разжигать огонь вражды в сердцах людей. А если этот огонь разгорается, то сатана наслаждается им, наблюдая, как он испепеляет настоящее людей и их будущее, охватывая пламенем их взаимоотношения и добродетели.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Воистину, шайтан отчаялся в том, что молящиеся (будут) ему поклоняться на острове арабов, однако, он не отчаялся в разжигании розни между ними» (Муслим).
Это означает, что если в сердцах людей укореняется зло, рассеивается взаимная любовь, а защитное стекло разбивается вдребезги, тогда они обращаются к жестокости и упрямству, в Коране говорится:

الَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَا أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِي الْأَرْضِ أُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ

«Которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке» (аль-Бакара 27 аят).

Ислам не выпускает из поля своего зрения те причины, которые порождают черствость, и излечивает их еще до начала осложнения и перерастания в непримиримую вражду. Общеизвестно, что люди отличаются друг от друга по своей натуре и темпераменту, что их контакты в различных сферах жизнедеятельности могут оборачиваться если и не столкновениями и взаимным отчуждением, то по крайней мере ощущением отстраненности и дискомфорта. Поэтому Ислам сформулировал принципы, оберегающие мусульман от угрозы разобщенности и недовольства и сохраняющие в их сердцах чувство преданности и благосклонности друг к другу. Так, Ислам запретил разрывать родственные и братские отношения и отворачиваться друг от друга.

На протяжении веков Курбан-байрам воплощает высокие моральные идеалы ислама, учит состраданию к нуждающимся, служит духовному сближению людей, что в наши дни приобретает особую значимость. Этот праздник символизирует внутреннюю чистоту, милосердие и благочестие, обращает людей к добру и справедливости, учит гуманизму и внимательному отношению к ближнему. Приверженность этим общечеловеческим ценностям является основой межнационального и межконфессионального согласия.

Дорогие мои единоверцы, хочу еще раз поздравить всех Вас, с этим великим праздником, который уходит глубоко в историю во времена жизни и пророческой деятельности одного из пяти величайших Пророков в истории (улуль-Азм), друга Аллаха (халилюЛлах) Пророка Ибрахима (мир Ему), который доказал Творцу свою искренность, преданность и набожность, чья сунна дошла до наших дней. И мы с радостью, вспоминая каждый год это событие, благодарим Создателя наших душ и тел за такой прекрасный мир в котором мы живем, за свою Отчизну, за нашу жизнь, семью, детей, за все блага которые Он нам даровал и с радостью исполняем обряд курбана.
Пусть Аллах примет все курбаны которые исполнены ради Его довольства, подобно тому как, Он принял Курбан Хабиля сына Адама и принял курбан Пророка Ибрахима (мир ему), чудесным образом заменив ему сына жертвенным животным из Рая!

Традиционно, в день праздника, все искренне поздравляют друг друга с радостным днем. В эти великие дни мы, в первую очередь, исполняя свои обязательства перед родителями, посещаем их, ведь они являются причиной нашего рождения на это свет, а затем и наших родственников, братьев, сестер, нуждающихся в нашей заботе людей, сирот, вдов и больных. Мы узнаем, об их здоровье и стараемся приподнять им настроение нашим вниманием и искренней заботой. Даже люди, которые по какой-то причине сердятся друг на друга, должны будут простить недруга в благословенный праздник, извиниться и обнять друг-друга. Это день радости и прощения для всех. Мы также должны помнить, что Курбан байрам - это праздник души, и ничто не должно омрачать радость празднования. Вспоминая наше детство и юношество, мы должны поминать своими молитвами родителей, дедушек и бабушек, всех тех, кто покинули этот мир и ждут от нас дуа, обрадовать их души чтением Священного Корана, раздачей благотворительности, совершением добрых дел.

Давайте вместе вознесем свои молитвы!

О Господь миров! Каждое благо по Твоей Милости и каждое наказание по Твоей справедливости. Нет сохранности от попадания в грех и нет сил для соблюдения обязанностей, кроме как от Тебя. Прими от нас наши поклонения, молитвы и благие дела, прости нам наши ошибки и прегрешения, обрадуй рух-шариф лучшего из Твоих творений, благороднейшее создание Пророка Мухаммада (мир ему).

Йа Аллах! Ниспошли на нас Свои лучшие блага, вместо невыносимых наказаний, которых мы страшимся. Укрепи в наших сердцах благочестивое благонравие, избавь нас от пороков, лени и слабости.

Йа Архамар-рахимин! О дарующий исцеление, и распоряжающийся судьбой Своих творений! Ниспошли лекарство туда, где гнездится болезнь нафса, ниспошли пользу, вместо вреда, добро, вместо зла. Ниспошли полезное знание, где прибывает невежество, упрочь великодушие и щедрость там, где царит скупость и жадность. Ниспошли мудрость туда, где правит легкомыслие, достаток туда, где мучает нищета.

Йа Аллах, Ты Всеслышащий и Всевидящий, если даже по неосторожности мы ослушались Тебя, мы не связываем свое сердце ни с кем, кроме Тебя. Йа Рабби! Очевидно, мы слабы телом и духом, не сможем выдержать Твоих испытаний, кроме как с Твоей милостью и милосердием. Храни нас под Своей защитой, убереги от зла завистников и притеснителей.

Йа Рабби! Не наказывай нас за несправедливости, которые ни в чем не могут унизить Тебя. Даруй нам взамен блага, в которых Ты не нуждаешься. О Аллах Ты, изменяющий состояние наших сердец, отврати нас от пороков, внуши нам любовь ко всем мусульманам, избавь и отдали нас от греховного. Вложи в наши сердца взаимную привязанность и удали разобщенность.

Йа Рабби! Даруй Свою милость нашим братьям, сестрам и родителям нашим в День Скорби. Даруй нам здесь в этой жизни и в будущем Ахирате, блага Твои, преуспеяние и радости. Введи нас в среду тех, кем Ты доволен и кого Ты любишь. Обрадуй нас счастливым окончанием при последнем вздохе, во время воскрешения и в загробной жизни. Йа Аллах! Побуди в наших сердцах взаимоуважение и братскую любовь вне всякой надменности, ревности, вражды и ненависти. Сделай нас, из числа мусульман, наделенным благоговейным страхом, истинным верующим, совершающим добрые дела. Обрадуй нас Своим прощением и милосердием.

Пусть Аллах примет все наши поклонения, намазы и курбаны, садака и молитвы, которые мы совершаем с искренними намерениями ради Его довольствия!

Пусть Курбан-байрам принесет в каждый дом, каждую семью баракат, тепло и радость, согласие и благосостояние, мир и душевное спокойствие! Дай Аллах, что бы мы многие годы с вами в радости встречали наши праздники.

Вассаляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух! 
Аллах Тэгалэ барчабыздан разый булса иде.
Спасибо за ваше внимание.

03.12.2021
В Москве прошли информационные встречи с трудовыми мигрантами
01.12.2021
Торжественное открытие международной художественной выставки Палестина глазами российских художников
01.12.2021
Встреча главы ДСМР Альбира Крганова и Его Высокопреосвященства, Кардинала Мигеля Анхеля Аюсо Гихота
01.12.2021
Форум Сообщество 2021. Круглый стол «Принять нельзя отвергнуть»
29.10.2021
VII Международный форум «Религия и мир»
28.10.2021
Круглый стол на тему: "Предупреждение агрессивной ксенофобии и радикального национализма в России"
27.10.2021
Рабочая встреча в Министерстве Иностранных Дел РФ и награждение главы ДСМР Альбира хазрата Крганова
23.08.2021
Альбир Крганов — большое интервью для Религии сегодня