Решение Совета улемов по вопросам относительно поста в месяц Рамадан в 2020 году

(06 апреля 2020 г. № 06/20-СУ)

Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.

(обоснование решения)

(13 Ша’бан, 1441 года - 6 апреля 2020 г.)

В 13-ый день месяца Ша’бан в Москве в онлайн-режиме прошло очередное заседание Совета улемов Духовного собрания мусульман России. В рамках повестки дня были рассмотрены вопросы, связанные с организацией проведения предстоящего Священного месяца Рамадан с учетом нынешней санитарно-эпидемиологической ситуации в Российской Федерации и  «О преждевременной выплате закята (ежегодной выплате милостыни) в период кризиса, связанного с пандемией коронавируса, и необходимости поддержания сферы здравоохранения, и оказания благотворительной помощи нуждающимся».  

Фетва подготовлена Советом улемов ДСМР при консультативной помощи Совета по науке и фикху Министерства по делам Вакуфов Сирийской Арабской Республики.

Хвала Аллаху, Который обратился к нам с велением: «Спешите к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному богобоязненным, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Аллах любит делающих наилучшее». (Сура «Семейство Имрана», аяты 133-134). Мир и благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, а также его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ним, который сказал: «Поистине, товар Аллаха (очень) дорог, поистине, товар Аллаха - это Рай» (Тирмизи).

Исходя из следующих слов Всевышнего относительно выплаты обязательного закята:  «… раздавайте предписанный вам закят и давайте Аллаху добрый заем: давайте беднякам милостыню сверх закята. Награда за все ваши добродеяния - у Аллаха. Она лучше и больше, чем то, что вы оставили.

Просите у Аллаха прощения за ваши грехи и за то, что вы пропустили из добрых деяний. Поистине, Аллах прощает грехи верующим и оказывает им Свою милость!» (Сура «Закутавшийся» аят 20). «Кто даст Аллаху хороший заем [будет расходовать свое имущество на Его пути, надеясь на награду от Него], дабы Он умножил ему (его награду) во много раз? И Аллах сжимает [уменьшает] и расширяет [увеличивает] (удел, знания продолжительность жизни) (поэтому расходуйте) и к Нему вы будете возвращены (после смерти) (и Он воздаст вам за ваши деяния)!». (Сура «Корова», аят 245).

Ссылаясь на хадис пророкаﷺ: «Оберегайте ваше имущество, выплачивая (с него) закят, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой и смиренностью» (Абу Давуд. Хадис из категории «мурсаль»).

Призывая к милосердию, о которой Всевышний Аллах сказал:  «…а Моя милость объемлет всё. Я предпишу её для тех, которые богобоязненны и платят  закят и которые уверуют в Наши знамения». (Сура «Ограды», аят 156). И Его величайший посланникﷺ сказал: «Милостивый (Аллах) относится с милостью к тем, кто проявляют милость. Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто объемлет Своей милостью небеса!» (Тирмизи).

Учитывая великую награду и достоинство выплаты закята в положенный срок и ее преждевременного исполнения:  следуя хадису нашего господина Мухаммадаﷺ: «Не убавится имущество раба Аллаха из-за милостыни» (Тирмизи).

Принимая во внимание то, что согласно учению Ислама, оказание помощи брату предпочтительнее уединения в мечети пророкаﷺ ради поклонения. На что указывает хадис: «И, поистине, прийти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается, любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети (т.е. в мечети пророкаﷺ) в течение месяца». (Табарани).

Необходимо понимать важность, что право нуждающихся на милостыню, подарки или иную благотворительную помощь, для сохранения их достоинства и удовлетворения потребностей, особенно в трудное и критическое время является неотъемлемой частью культуры поведения мусульманского сообщества. На что указывают слова Всевышнего: «...и которые отводят известную часть своего имущества, для просящих и обездоленных» (Сура «Степени», аяты 24-25) и слова пророкаﷺ: «Поистине, в вашем имуществе есть еще доля, кроме закята» (Дарими). И учитывая, что соперничество в содержании сироты и вдовы считается благим делом, за которое Всевышний обещал прощение грехов и Рай.  Поскольку пророкﷺ сказал: «Я и пекущийся о сироте будем в Раю, вот так». И он вытянул указательный и средний пальцы, оставив между ними небольшое пространство. (Ибн Хиббан) «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто (постоянно) постится днём и молится (все) ночи напролёт». (Ибн Хиббан).

И учитывая то, что в сложившихся обстоятельствах предпочтительнее призывать людей выплачивать милостыню и оказывать материальную помощь в сфере здравоохранения и ее нуждам, заботясь о здоровье работников этой области, и оберегая общество от распространения заразных болезней, следуя словам пророкаﷺ: «Лечите ваших больных милостыней» (Абу Дауд. Хадис из категории «мурсаль»).

И учитывая высокую награду, уготованной Всевышним и отраженным благородным шариатом в этом мире и в мире дольнем состоятельным братьям, благочестивым торговцам и тем, кто щедро расходуют из своего имущества, за проявленное ими добро и старательность в выплате как обязательной (закят), так и желательной милостыни.  Всевышний Аллах сказал: «Бери милостыню из их имущества, чтобы ею очистить и возвысить их, и молись за них. Поистине, твои молитвы — успокоение для них, и Аллах — Слышащий, Знающий». (Сура «Покаяние», аят 103).

Посланник Аллахаﷺ сказал: « Воистину, когда раб даёт подаяние из дозволенного (заработка), Аллах Всевышний принимает это и оберегает. Приумножается вознаграждение у раба Аллаха за это подаяние так же как вырастает взращиваемый им жеребёнок или верблюжонок. И Воистину, человек дает в качестве подаяние кусок еды, и оно сохраняется Аллахом и увеличивается так, что как будто это целая гора. (Посему) подавайте милостыню» (Ахмад).

На основании вышесказанного Совет улемов-ученых Духовного собрания мусульман России выносит фетву:

«О Положении о преждевременной выплате обязательного закята до завершения отчетного года в период пандемии коронавируса, и необходимости поддержки сферы здравоохранения и оказания добровольной материальной помощи тем, кто испытывают нужду, а также служащим и рабочим, лишенным заработка».

Настоящая фетва устанавливает:

Во-первых, преждевременная выплата закята позволительна:

- согласно мнению большинства правоведов разрешается без какой-либо нежелательности выплачивать закят до завершения отчетного лунного года, в том случае, если имущество достигло полного «нисаба» (облагаемого закятом минимума), относится к категории прибыльного и превышает основные потребности хозяина;

- это положение касается всех видов закятооблагаемого имущества: животных, денег, золота, серебра, фруктов, зерна и торгового имущества, к которым относятся товар, недвижимость и т.д.);

- разрешается согласно шариату, выплачивать закят с торгового имущества самим товаром (а не его денежным эквивалентом);

Например: торговец продуктами питания, одеждой и другими товарами первой необходимости имеет право выплачивать закят предметами торговли).

Исходя из следующего:

1. Передается от нашего господина Али, (да будет доволен им Аллах), что Аббас, (да будет доволен им Аллах), спросил пророкаﷺ о преждевременной выплате закята, и тот дал разрешение на это. (Тирмизи, Ахмад. Хаким сказал, что у хадиса достоверная цепочка передатчиков, с чем согласился Захаби).

2. Пророкﷺ сказал: «Поистине, Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как любит, когда выполняют Его основополагающие предписания». (Ибн Хиббан) . В другой версии хадиса сказано: «Поистине, Аллах любит, когда принимают Его    облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты» (Ибн Хиббан).

3. В этом заключается здравое понимание и правильный подход к непредвиденной и сложной ситуации, в которой оказались неимущие и нуждающиеся, и это является подходящим решением для многих проблем, которые постигли людей. Такой подход отвечает интересам неимущих и приносит пользу нуждающимся.  

4. Правоведы сравнивают закят с обязательствами, которым установлен срок исполнения. Поэтому разрешается выплачивать закят преждевременно, подобно тому, как разрешается добровольно выполнить обязательства раньше срока.  

5. Поскольку правоведы разрешают выплату долга раньше срока и дозволяют выплачивать милостыню разговения (закатуль фитр) с первых чисел месяца Рамадан, также разрешается выплачивать обязательный закят до наступления срока.  

Во-вторых, неимущий, который достоин закята:

1. Это каждый, кто не обладает имуществом, достигшим шариатского «нисаба» (облагаемого закятом минимума), или не может покрыть свои основные потребности в течение года (в эти потребности входит: еда, питье, одежда, жилье). Такой человек входит в категорию бедных и заслуживает закят. Например:

- самозанятый человек (независимый работник), который зарабатывает себе на ежедневные нужды, и остался без работы по причине, сложившихся в стране проживания обстоятельств.  

- служащий, доход которого не покрывает расходы на самое необходимое. Поскольку он имеет право на полноценную жизнь, удовлетворяющей его потребностям.  

Пророкﷺ сказал: «Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах поможет в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Судного Дня, а того, кто покроет (скроет его мелкие недостатки) мусульманина, Аллах покроет (скроет его грехи) в День воскресения». (Бухари,Муслим)

 - работник частного сектора, занимающиеся поденной работой, которые вынуждены соблюдать режим карантина в целях недопущения заряжения и распространения мировой эпидемии вируса.  

Когда работодатель  выплатит зарплату рабочему несмотря на то, что тот приостановил работу по независящим от него причинам, учитывая его сложные обстоятельства и оказывая заботу ему и его семье, то это благородное дело, за которое Всевышний вознаградит его. Пророкﷺ сказал: «Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – эта радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод».  (Табарани)

2. Любой человек из братьев, сестер, родственников, соседей и т.д., не обладающий имуществом, достигшим шариатского «нисаба», или не способный покрыть свои основные потребности в течение года (в эти потребности входит: еда, питье, одежда, жилье).

За выплату закята нуждающимся родственникам полагается двойная награда: Пророкﷺ сказал: «Милостыня родственнику – это две милостыни, а милостыня нуждающемуся – одна» (Табарани).

Выплата закята нуждающемуся соседу относится к признакам совершенства веры: Пророкﷺ сказал: «Джибриль не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников».   Также пророкﷺ сказал: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» (Баззар).

В-третьих, «нисаб» закята (облагаемый закятом минимум):

а) закят выплачивается в обязательном порядке с денег и торгового имущества, если они достигли «нисаба» по цене любого из двух драгоценных металлов (золота и серебра). Такое решение несет большую пользу нуждающимся и наиболее полно отвечает их интересам;   

б) «нисаб» драгоценных металлов (золота и сербра):

«нисаб» золота – 25 «мискалей», что равняется 85 граммам золота. Пророкﷺ сказал: «Если же у тебя будет двадцать динаров и пройдет год, то с этого следует выплатить половину динара» (Абу Дауд). «Нисаб» серебра – 200 дирхамов, что равняется по наиболее точным расчетам 625 граммам серебра. Пророкﷺ сказал: «Закятом не облагается серебро, если его меньше пяти окий». (Бухари, Муслим);

в) «нисаб» рубля или других деноминацией во все времена следует учитывать исходя из ее покупательной способности и ежегодного обменного курса относительно золота и серебра. Также следует учитывать эти факторы в зависимости от места проживания выплачивающего закят и времени выплаты закята, поскольку они потеряли стабильность.  

 В-четвертых, богатым и состоятельным гражданам рекомендуется передавать милостыню и оказывать благотворительную помощь в любом виде и количестве. (эта помощь может быть в виде какого-либо имущества, продуктов питания, еды, лекарств и т.п.) Особенно, в связи сложившимися обстоятельствами, желательно не ограничиваться выплатой обязательного закята и любая помощь, оказанная в трудной ситуации, будет оценена по достоинству.  

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем, кто жертвует своё имущество ночью и днём, втайне и открыто, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аят 274). Пророкﷺ сказал: «Защитите себя от (адского) Огня хотя бы с помощью половинки финика. Воистину голодному она (половинка) кажется такой же (сладкой) как и сытому…» (Ибн Хиббан). Также пророкﷺ сказал: «Совершение благих дел оберегает от плохой смерти, (поддержание) родственных уз удлиняет жизнь, а скрытая милостыня гасит гнев Аллаха». (Ибн Хиббан)

Мы просим Всемилостивого Аллаха оказать помощь нуждающимся и избавить от тяжелых испытаний нашу страну.

Город Москва, 13 Шаабан, 1441 года. 06 апреля 2020 г.

 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного.

(уточнения и пояснительная детализация фетвы)

Всевышний Аллах сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному богобоязненным, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Аллах Всевышний любит и награждает добродетельных! ». (Сура «Семейство Имрана», аяты 133-134).

Совет улемов - ученых Духовного собрания мусульман России, следуя решению Совета по науке и фикху САР, представляет важное исследование в области исламского права (фикха)  и выносит шариатскую фетву относительно норм закята в период пандемии коронавируса:  

1. Согласно исламскому праву разрешается тому, кто обладает «нисабом» (обозначенном в фетве), выплачивать закят до завершения отчетного года, учитывая сложность и исключительность обстоятельств, связанных с пандемией коронавируса.  

2. Поденный работник, не обладающий имуществом, достигшим шариатского «нисаба» (облагаемого минимума закята), или не способный покрыть свои основные потребности в течение года (в эти потребности входит: еда, питье, одежда, жилье), которому запретили продолжать работать из-за сложной ситуации, входит в категорию людей, которым выплачивается закят.  

3. Богатым и состоятельным гражданам рекомендуется подавать милостыню и оказывать благотворительную помощь в любом виде и количестве. (эта помощь может быть в виде какого-либо имущества, продуктов питания, еды, лекарств и т.п.). Особенно, в связи со сложившимися обстоятельствами в стране желательно не ограничиваться выплатой обязательного закята, и любая помощь, оказанная в трудной ситуации, будет оценена по достоинству. Поскольку в словах  пророкаﷺ сказано: «Поистине, в вашем имуществе есть еще доля, кроме закята» (Дарими)

 4. В сложившейся ситуации предпочтительно направить благотворительную помощь на поддержание сферы здравоохранения и обеспечение врачей всем необходимым (по согласованию) , проявляя заботу об их здоровье, и оберегая общество от распространения заразных болезней, следуя словам пророкаﷺ: «Лечите ваших больных милостыней» (Абу Давуд. Хадис из категории «мурсаль»)

 5. Разрешается согласно шариату, выплачивать закят с торгового имущества самим товаром (а не его денежным эквивалентом). Следовательно, торговцы продуктами питания, одеждой и другими товарами первой необходимости имеют право выплачивать закят предметами торговли.  

К вышесказанному  поясняем:

- согласно норм шариата, учитывая нашу реальность Централизованным религиозным организациям Духовным Управлениям Мусульман и местным религиозным организациям (мечетям и махалля) необходимо, задействуя благотворительные фонды,  содействовать организации сбора и распределения зяката;              

- обратить внимание к проблемам и нуждам мигрантов, находящихся  в стране, некоторые из которых находятся  в статусе путников;

- довести до сведения единоверцев возможность желательности прощения долгов должникам и облегчить положение арендаторов. Проводить просветительскую работу о запрете на искусственное  завышения цен товаров первой необходимости;

- каждый мужчина или женщина, которые не обладают имуществом, достигшим шариатского «нисаба» (облагаемого минимумом закята ), или которые не могут покрыть свои основные потребности в течение года (в эти потребности входит: еда, питье, одежда, жилье), имеют право на получения закята.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем, кто жертвует своё имущество ночью и днём, втайне и открыто, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аят 274). Пророкﷺ сказал: «Защитите себя от (адского) Огня хотя бы с помощью половинки финика. Воистину голодному она кажется такой же (сладкой) как и сытому…» (Ибн Хиббан).

Совет улемов ДСМР сообщает о порядке проведения месяца Рамадан:

- согласно данным обсерватории определены даты начала и завершения поста: 24 апреля – первый день поста, 23 мая – последний день поста, 23 апреля – первый таравих-намаз, 24 мая – Ураза-байрам (Ид аль Фитр);

- порядок проведения таравих-намазов в условиях режима самоизоляции, который начал действовать с 30 марта 2020 года и продлится до 30 апреля 2020 года. При данных обстоятельствах недопустимо нарушать принятые властями меры по профилактике распространения коронавируса среди населения. Руководствуясь требованиями здравого смысла и учитывая требования законодательства, члены Совета улемов определили, что  таравих-намазы возможно совершать лишь в домашних условиях. Таким образом, в мечетях и структурных подразделениях ДСМР данный намаз совершаться в коллективном формате не будет. Решение об исполнении таравих-намаза будет считаться действительным до 23 мая текущего года или до принятия другого решения.

Далее Совет улемов ДСМР установил размеры нисаба, фитра и фидия-садаки:

- закят выплачивается в размере 2,5 процента от состояния человека, превышающего нисаб. Нисаб, равный стоимости 84,8 грамм золота – это минимальный размер состояния, с которого необходимо выплачивать закят. По данным Центрального банка РФ, (от 03.04.2020 г.) учетная стоимость одного грамма золота составила 3977.09 рубля, и нисаб равняется 337257 рублей (84,8г золота);                  

- для выплаты фитр-садака установлен размер нисаба –  22 000 рублей (по серебру), размер фитра-садака (закят аль-фитр - милостыни разговения) - при расчете на ячмень - 100 рублей, по изюму - 600  рублей;

- к довершению, в качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой время установлена фидия - за каждый пропущенный день 200 рублей.

Вопрос о возможности проведения коллективных ифтаров, в том числе в мечетях, улемы отнесли к решениям, принятым ранее. Согласно утвержденным мерам от 13 марта 2020 года, практика проведения   маджлисов с участием большого количества людей приостановлена. Разговение - ифтары мусульмане Москвы и регионов страны смогут проводить только в узком семейном кругу.

О проведении гает-намаза в честь Ураза-байрам (Ид аль Фитр) ДСМР сообщит дополнительно. 

 

Совет улемов   
город Москва, 13 Шаабан, 1441 года
06 апреля 2020 г.