Заместитель главы ДСМР, имам-хатыб Денис- хазрат Мустафин выступил на конференции «Сотрудничество в области психологического здоровья представителей научного, педагогического и религиозного сообщества на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».  В мероприятии, которое прошло в Общественной палате РФ,  представители педагогического и религиозного сообществ обсудили  задачи сотрудничества для оказания психологической помощи.
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов в очередной раз призвал запретить в России оккультные и магические услуги. Он отметил, что в 2024 году внимание общественности обратила на себя магистерская программа по эзотерике Российского государственного гуманитарного университета. “По этой программе преподаватели и учащиеся погружаются в мир оккультных знаний, изучают мистический опыт колдунов, магов, спиритов – очевидно на практике, мы не знаем, конечно, – исследуют демонов и прочее, занимаются демонологией. Подобные программы представляют реальную угрозу для религиозной, духовно-нравственной и психологической безопасности как для учащихся, так и для самих педагогов”, – сказал священник.
В своем выступлении на тему укрепления психологического здоровья верующих в деятельности исламских организаций Денис хазрат Мустафин подчеркнул, что  вопросы психологического здоровья требуют интегрального сотрудничества государственных структур, научных и образовательных учреждений, широкой общественности и религиозных организаций.
«Исламская традиция оказания психологической помощи мусульманам имеет длительную историю. На протяжении многих веков шла разработка приёмов и методов психологической помощи мусульманам, укрепления их психологической устойчивости на основе использования как психологических, так и религиозных знаний. Так, по мнению ученых,  первым когнитивным и клиническим психологом был мусульманский ученый - энциклопедист Абу Зайд ал-Балхи, живший в 850–934г.г. Он впервые чётко разграничил неврозы и психозы, классифицировал психические расстройства,  разработал терапию под названием ал-иладж би ад-дидд, которая полностью совпадает с реципрокным торможением, разработанным американским ученым Д. Уолпом в 1969 г. 
Самый важный урок, который следует извлечь из работы Аль-Балхи, - это союз религиозных и светских воззрений, исследований. Стремясь овладеть обоими, он создал синтез, гармонию – то, что многие считают сегодня невозможным вследствие ложной дихотомии между религией и наукой. 
Введение единого стандарта, который не учитывает религиозные понятия, оставит вне правового поля не только религиозных психологов, но и целую выработанную десятилетиями систему духовно-нравственного воспитания человека. Например, при оказании помощи мусульманину,  работать с ним необходимо через сакральные понятия Священного Корана и Сунны. Совершенно очевидно, что для психолога, работающего с мусульманами, важно иметь специфическую подготовку. Предлагаемый проект закона необходимо доработать с учетом Указа № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 
Не следует забывать, что в настоящее время священнослужители и имамы занимаются духовным окормлением осужденных, находящихся в местах лишения свободы. В большинстве случаев обращение осужденных к религии происходит в силу искреннего желания переосмыслить и изменить свою жизнь. Важно, что в результате взаимодействия духовенства у осужденных формируются основы религиозной и правовой культуры, закладывается негативное отношение к совершению правонарушений как в период содержания в местах лишения свободы, так и после освобождения. Например, в центрах по апробации также ведется работа с привлечением религиозных психологов - сказал Денис хазрат.
Он также подчеркнул, что миссия  Ислама сегодня раскрывается в укреплении нашей веры, в консолидации и духовно-нравственном росте мусульман, в содействии воспитанию и просвещению верующих на основе многовековых традиционных ценностей российских мусульман.
Вера является важной характеристикой психики человека. Для каждого человека вера – это часть самосознания, особое состояние, когда он на безусловном уровне без логической, доказательной базы принимает те или иные сведения, явления, события. Тем самым вера составляет стержень личности человека и формирует модель его отношения к миру. Именно вера позволяет человеку сохранить себя и выстоять в череде жизненных испытаний. Чем тернистее жизненный путь, тем более верующий человек укрепляется в вере.
 Имам хатыб также обратил внимание на то, что укрепление в вере является основой духовного роста правоверного мусульманина. Укрепление в вере дает мусульманину правильные духовно – нравственные ценностные ориентиры для мировосприятия и практической деятельности, гармонизирует когнитивный, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты в психологической структуре личности мусульманина, что позволяет достойно преодолевать сложные жизненные ситуации.
Заместитель главы ДСМР также отметил, что большое значение имеет слово имама, авторитет старшего, мнение улема, знатока Корана, традиции семейного воспитания, поскольку основной причиной духовной деградации является следование ложным ценностям и идеалам, утрата человеком своего духовного стержня.
«Мы стремимся собственными силами в наших приходах проводить психологическое консультирование для нуждающихся лиц (прихожане,  воины и члены их семей).Таким образом, психологическая составляющая, укрепление психологической устойчивости верующих, являются неотъемлемым элементом нашей канонической, просветительской, социальной и богословской деятельности, повседневной деятельности исламских организаций», - сказал в завершении своего выступления Денис хазрат Мустафин.

Пресс-служба Духовного собрания мусульман России

Источник и фото: https://www.oprf.ru/live_stream/2683

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found