Сегодня мир вступил в полосу глубочайших потрясений, исход которых продолжает оставаться сложно прогнозируемым. Нарастают хаос и насилие, разрушающие основы человеческого бытия. Возникли новые разделительные линии, обострились застарелые конфликты, усугубилось положение людей во многих точках мира. Религиозные деятели, ощущают это особенно остро. В сентябре этого года в Санкт-Петербурге прошел II Петербургский международный религиозный форум, участие в котором приняли представители около 40 стран. На Форуме удалось обсудить именно эти насущные вопросы. Участники форума из мусульманских стран, представители православия, буддизма и других конфессий единодушно призывали к диалогу цивилизаций на основе традиционных духовных ценностей.
Какова же подлинная природа происходящих перемен? Являются ли они увертюрой к новой эпохе мирового порядка или, напротив, вестниками грядущих катаклизмов?
История человечества свидетельствует о том, что диалог между различными культурами и религиями всегда приносил полезные плоды. Взгляните на Андалусию времен мусульманского правления, где исламская, христианская и еврейская культуры сосуществовали, создавая уникальное культурное наследие. Или на Багдад эпохи Аббасидов, где мусульмане, христиане и евреи вместе работали над переводами древних текстов, став основой для Европейского Возрождения.
И сейчас действует множество различных форматов глобального и регионального масштабов, как, например, Альянс цивилизаций ООН. Вместе с тем, несмотря на стремительный технологический прогресс и колоссальный интеллектуальный потенциал, мир все уверенее движется к хаосу и насилию. Почему же эти модели дают сбой в условиях постиндустриального общества?
Нынешний кризис - отнюдь не первый в судьбе человечества. Не раз уже казалось, что мир стоит на краю пропасти. Однако человек выжил и сумел возродиться к новой жизни. Почему? Потому что в самые трудные времена находились мудрецы, пророки, лидеры проповедовавшие вечные истины. Их призывы к милосердию, справедливости и гармонии помогали людям пережить испытания.
Так было и в недавнем прошлом, когда человечество едва не погибло в пучине двух мировых войн. Казалось, что мир на краю пропасти, но мир спасла вера лучших умов в то, что добро сильнее зла, а любовь - ненависти. Их стремление к познанию истины вдохновило мир обуздать разрушительные силы и найти путь к взаимопониманию.
Увы, современный человек вновь склонен забыть эти уроки. Повсюду разгораются конфликты, растет неприятие чуждого и непохожего. Агрессивная риторика вытесняет диалог, нагнетается информационное противостояние полное ложными идолами и чуждыми человечности концепциями, а технический прогресс все чаще используется для уничтожения, а не созидания. Нынешняя ситуация с возрастанием конфликтного потенциала и подталкиванием мира на край третьей мировой войны стала максимально осязаемой. Запрос на генерирование новых смыслов, прежде всего в сфере межцивилизационного взаимодействия, поиска новой формулы мирового порядка растет.
В современном мире мы наблюдаем угасание «однополярного момента», за который так упорно цепляется клика западных неолиберальных стран. Россия вместе с другими незападными державами отстаивает право наций на самобытное цивилизационное развитие, независимость и суверенитет. Это вызывает яростное сопротивление стран НАТО, алчущих мировой гегемонии.
Справедливы рассуждения и доводы современных мыслителей о том, что для обоснования права цивилизаций и свойственных им традиционных ценностей на существование потребуется отвергнуть так напористо навязываемые постулаты Запада. Нельзя использовать установки гедонизма, культа денег, трансгуманизма и прочие для подтверждения линейного прогресса и унификации всего мира по неолиберальным стандартам.
К сожалению, примеры насилия и агрессии со стороны Запада в отношении других народов на протяжении всей истории бесчисленны. Достаточно вспомнить жестокую колонизацию Америки, в ходе которой погибло до 95% коренного населения. Или преступные бомбардировки мирных городов в Ираке и Ливии, испытание химического оружия во Вьетнаме, безуспешная попытка оккупации Афганистана. Эти факты свидетельствуют, что военная мощь Запада использовалась и используется в корыстных целях - для уничтожения и порабощения целых народов.
В эти дни беспрецедентного обострения израильско-палестинского конфликта необходимо подчеркнуть, что справедливый мир на Ближнем Востоке возможен только на основе признания права Палестинского народа на самоопределение и создание независимого государства. В середине прошлого века выдающийся французский мыслитель Жак Эллюль писал: "Палестинский вопрос... это испытание, которое показывает степень несправедливости, лицемерия или человечности нашей цивилизации".
Конечно, в этом контексте нельзя не упоминуть ситуацию на Украине, где местные радикалы, а по сути - нацисты - при поддержке Запада развязали настоящую бойню мирного населения. Реально получается, что украинские вояки, как террористы, прикрываются мирными жителями, поскольку по-другому не продержатся. И никого не удивляет уже переброска на украинский фронт - опять же западными силами - изгнанных с территории Сирии и Ирака головорезов радикальных организаций, прикрывающих свой садизм искаженными трактовками Шариата. Это циничные преступления, которые должны быть остановлены. Примеры из истории и современности показывают, что Запад всегда маскирует свои агрессивные действия лозунгами о "цивилизаторской миссии". Решение Украинской проблемы, поистине, сейчас главный вызов российской идентичности.
Здесь хотелось бы подчеркнуть роль представителей мусульманской общественности, мобилизовавших максимальное количество ресурсов для отстаивания интересов и целостности Родины. Не зря, скрывающиеся в подвалах жители, на полях боев, слыша слова хвалы Всевышнему из уст мусульманских воинов, укрывающиеся местные жители крестятся и говорят, «Слава Богу наши пришли».
Россия не может и не должна быть чьим-то сателлитом. Ее миссия - быть самостоятельным цивилизационным полюсом, оплотом традиционных духовно-нравственных ценностей, поставщиком безопасности и новых форм сотрудничества. Исторический опыт свидетельствует, что попытки Запада интегрировать Россию в свою орбиту неизменно оборачивались для нее катастрофой - достаточно вспомнить 90-е годы. Либеральная модель чужда нашей многокомпонентной культуре. Поэтому единственный путь для России - это верность собственным цивилизационным основам, укрепление суверенитета, опора на традиционных союзников из числа незападных стран.
Мудрые мысли российских мыслителей вдохновляют на поиск путей гармонизации международных отношений через подлинный диалог цивилизаций. Их идеи созвучны учениям мудрецов прошлого, призывавших ценить многообразие как источник обновления и роста.
Особенно важно избегать двойных стандартов в оценке тех или иных конфликтов. Нельзя оправдывать агрессию одних и осуждать сопротивление других, как это часто делает Запад в отношении Ближнего Востока. Справедливость едина для всех народов и стран. И пока мы не научимся последовательно отстаивать это начало, истинный мир останется недосягаемой мечтой.
Межрелигиозный и межцивилизационный диалог - это не непозволительная роскошь, а жизненная необходимость в наш век тревожных перемен. Именно на этом пути - обретение подлинных духовных скреп, способных удержать мир от падения в бездну хаоса. Растущие противоречия требуют неотложного поиска новых смыслов, прежде всего, в сфере взаимодействия стран и регионов с различными моделями конституционного строя и конфессиями, выработки справедливой модели мирового порядка. Этот поиск должен вестись на основе интеграции усилий политиков, религиозных деятелей, философов и ученых. Ибо перед лицом общих угроз мы не имеем права оставаться в плену прежних разногласий и стереотипов. Нас объединяет общая судьба на этой хрупкой планете.
В этой связи весьма обнадеживают и новые модели межгосударственного сотрудничества, как, например, расширенного БРИКС. Они открывают простор для равноправного культурного и экономического взаимодействия вне рамок западной парадигмы. Их успех будет означать реальную многополярность и подлинное уважение к многообразию путей развития.
Россия как страна, имеющая уникальный опыт синтеза европейских и азиатских традиций, призвана сыграть важную роль в этом процессе. На международной арене она выступает за укрепление суверенитета и самобытности всех народов. А внутри страны - за межнациональный мир и согласие всех традиционных религий. Этот подход крайне актуален в нашу эпоху роста национального самосознания и религиозности.
Конечно, в ближайшие годы человечеству еще предстоит немало испытаний. Старый миропорядок рушится, но новый складывается в муках. Однако если мы будем помнить мудрость предков и верить в добро, то сумеем преодолеть любые трудности.
Источник: https://interaffairs.ru/news/show/42885