Праздничная проповедь (20.07.2021 г.) 10 Зуль-Хиджа, муфтия Москвы, главы Духовного собрания мусульман России Альбира хазрата Крганова

الحمد لله رب العالمين على نعمة الإيمان

الحمد لله رب العالمين على نعمة الإسلام

الحمد لله رب العالمين على نعمة القرآن

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ؛ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ ؛ وَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ ؛ وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى

رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَ صَحْبِهِ أَجْمَعِينَ

Вся хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров, Властелину Судного дня, Который создал нас из капли, наделил разумом, свободой и осветил наши сердца светом веры. Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении! К нему мы прибегаем от нашего собственного зла и наших скверных деяний. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища и что Мухаммад – Его раб и посланник. Мир и благословение Аллаха ему, его благословенному роду, сподвижникам и всем, тем, кто следует его путем.

Дорогие братья и сестры, уважаемые соотечественники! Примите искренние поздравления от себя лично, муфтиев, мухтасибов и имамов в составе Духовного собрания мусульман России в честь наступления праздника Курбан -Байрам, мир вам, милость Господа нашего Творца и Его благословение. Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Наша религия - не религия печали и огорчения, а религия надежды и радости.

Дорогие единоверцы! Наши торжества словами поздравления и добрых пожеланий разделяют многие официальные лица и представители органов власти: Президент РФ Владимир Владимирович Путин, Премьер-министр РФ Михаил Владимирович Мишустин, Спикер ГД РФ Вячеслав Викторович Володин, Мэр города Москвы Сергей Семенович Собянин, Послы и муфтии иностранных государств, представители традиционных религий России. От лица мусульман в этот благословенный день благодарим за направленные теплые поздравления и желаем помощи Всевышнего в исполнении ими своих важных обязанностей.

Уважаемые братья! Проводив драгоценный месяц Рамадан со всеми почестями, мы встретили не менее важный для нас праздник - Ийд-уль-Адха. Но сегодня, как и год назад, многие вновь вынуждены принять меры ограничения в связи со сложившейся ситуацией пандемии, и встречать приходящий праздник в узком кругу семьи в своих домах не посещая мечети. С болью в сердце мы проводим онлайн вещание, но это вынужденная мера безопасности, рекомендованная нам специалистами- врачами. И мы, как разумные творения нашего Создателя, должны прислушаться к знающим людям и оберегать себя, свою жизнь и здоровье. Ибо мы в надежде ждем от Всевышнего еще больше из Его благ за проявленную стойкость и терпение.

И Курбан-Байрам - это напоминание о подчинение воле Творца, покорности пред Ним и нашей жертвенности. Напоминание о том, что жизнь – это действия.

Курбан – действие, предписанное непосредственно Всевышним Аллахом, в Коране Он, обращаясь к каждому из нас, говорит:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай же намаз ради своего Господа и закалывай жертву!» (сура Аль-Каусар, 2-й)

Возникает вопрос, должным образом ли мы готовы жертвовать благами ради довольства нашего Создателя нами, и что же для нас Курбан? – а это ежегодное подтверждение нашего обета Аллаху, как сказано в Коране:

إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Мои намаз, жертвоприношение, жизнь и смерть посвящены Аллаху, Господу миров». (сура Аль-Анам, 162-й аят)

Вдумаемся в эти слова братья и сестры, как мы проводим свою жизнь, кому ее посвящаем, на что тратим?

Всевышний хочет простить нам наши грехи посредством наших действий и смотрит в наши сердца. И что же мы приготовили для нашего Создателя, какую жертву мы готовы нести, в отказе от удовольствия бренного мира, чтобы быть прощенным.

В изречении посланника (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится:

«В дни курбана нет ничего более дорогого для Всевышнего Аллаха, чем принесение в жертву животных. Принесенное в жертву животное непременно появится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами (для взвешивания). Жертва принимается Аллахом еще до того, как кровь польется на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и счастливым сердцем». (Тирмизи)

Али (радыйаллаху анху) рассказывал, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) однажды сказал своей дочери Фатыме (радыйаллаху анха):

«Когда человек закалывает курбан, он становится прощенным при падении первой капли крови. Это животное будет приведено в Судный день со своей кровью, мясом, конечностями и т. д. и будет увеличено по весу в 70 раз. Далее его положат на весы, взвешивающие поступки человека». (Байхаки).

Давайте призадумаемся, в чем же важность обряда Курбан, как он влияет на нашу жизнь?

В этом мире нет и не может быть такой общественной системы, в которой люди могли бы обходиться без взаимопомощи и сочувствия. Более того, чтобы установить мир и спокойствие, обеспечить счастье людям, просто необходимо, чтобы сильный был добр к слабому, а обеспеченный помогал малоимущему.

Если бы богатства в том или ином количестве, которыми наделены те или иные люди, были лишь следствием их природных дарований и способностей, то одним бы досталось многое, а другие бы довольствовались весьма скромным достатком, – ведь таковы незыблемые законы природы, и с этим ничего не поделаешь. А несчастье приходит к людям лишь только тогда, когда каждый из них живет сам по себе, признавая лишь самого себя, свои нужды и только. И это при том, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, собрал людей всех вместе и постановил для них суровое испытание – совместный образ жизни при различиях в общественном статусе; этим испытанием подвергается крепость их веры и распределяются тем самым милости Аллаха.

Всевышний Говорит:

وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ مِنَ الْمُرْسَلِينَ إِلَّا إِنَّهُمْ لَيَأْكُلُونَ الطَّعَامَ وَيَمْشُونَ فِي الْأَسْوَاقِ وَجَعَلْنَا بَعْضَكُمْ لِبَعْضٍ فِتْنَةً أَتَصْبِرُونَ وَكَانَ رَبُّكَ بَصِيرًا

“ И не посылали Мы до тебя (о, Мухаммад) посланников, которые бы не ели пищи и не ходили бы по рынкам. [Все посланники были людьми, а не ангелами]. И сделали Мы одних из вас (о, люди) для других испытанием [одних сделали идущими истинным путем, а других заблудшими, одних сделали богатыми, а других бедными, одних сделали здоровыми, а других больными] – будете ли вы проявлять терпение (и выполнять то, что Аллах вменил вам в обязанность) (и за что затем получите награду от Него)? И (ведь) Господь твой (о, Пророк) видит (кто терпит, и кто не терпит, кто благодарит, и кто является неблагодарным)”. (Сура Аль-Фуркан, 20-й аят)

Никакое сообщество (умма) не добьется успеха на этом поприще, кроме как укрепив узы между своими сынами и, тем самым, не оставляя места для существования обездоленных, которые бы претерпевали бедствия нищеты, и богатых, которые бы наслаждались радостями жизни в одиночку.

Во имя достижения этих высоких целей Ислам имеет четкие нормы. Одной из них является привитие человеческой душе стремления совершать благодеяния, оказывать помощь и творить добро. Плодами этого великодушного воспитания не пользуются лишь только обездоленные- напротив, их умиротворенность и блаженство возвращаются к тем, кто был щедр, оберегая их от душевных сотрясений, вызываемых озлобленностью, а также от последствий слепого эгоизма.

Со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передано следующее: “Пророк сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям, далек от Ада. А скупец далек от Аллаха, далек от Рая, далек от людей, близок к Аду. И щедрый невежда более любим Всевышним Аллахом, нежели скупой ученый»“ (Ат-Тирмизи).

هَا أَنتُمْ هَؤُلَاءِ تُدْعَوْنَ لِتُنفِقُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَمِنكُم مَّن يَبْخَلُ وَمَن يَبْخَلْ فَإِنَّمَا يَبْخَلُ عَن نَّفْسِهِ وَاللَّهُ الْغَنِيُّ وَأَنتُمُ الْفُقَرَاءُ وَإِن تَتَوَلَّوْا يَسْتَبْدِلْ قَوْمًا غَيْرَكُمْ ثُمَّ لَا يَكُونُوا أَمْثَالَكُم

“ Вот вы (о, верующие) – те, кого зовут, чтобы расходовать на пути Аллаха [в страниии для распространения Ислама]. А среди вас есть такие, что скупятся (расходовать средства на пути Аллаха). И кто скупится, то он скупится (только) в отношении самого себя. Поистине, Аллах богат (и не нуждается в вас), а вы бедны (и нуждаетесь в Нем)! А если вы отвернетесь (от веры в Аллаха и подчинения Ему), то Он заменит вас другими людьми [погубит вас и приведет других], и потом они не будут вам подобны [они будут полностью повиноваться Аллаху и Его посланнику и будут усердствовать на Его пути своими имуществами и самими собой].” (Сура 47, аят 38)

Наша жизнь полна испытаний, кого-то Творец испытывает богатством, кого-то бедностью. Каждый из нас может оказаться в тяжелой жизненной ситуации, и Ислам помогает нам проникнуться к этим людям, проявляя любовь и уважение к обездоленным через призму веры.

Те, кому приходится видеть эти душераздирающие сцены, но которые, однако, никак не трогают их душу, до конца еще не осознали вкус веры. Ведь узы родства связывают всех людей в целом, и их необходимо поддерживать и не отдавать их на растерзание человеческим лишениям. Поэтому праздник Курбан-Байрам и учит всех мусульман щедрости и милосердию по отношению ко всему человечеству.

Страх человека перед своим Господом из-за того, что существуют подобные обездоленные люди, – это вопрос веры.

Однажды Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) довелось быть свидетелем подобной печальной картины, и она оставила в его душе тяжелый след. Тогда он собрал мусульман и обратился к ним с речью. Он напомнил им о праве человека перед человеком, призвал их к тому, чтобы их души преисполнились чувством боязни Аллаха и Судного Дня, и так он продолжал говорить им до тех пор, покуда они не собрали столько, что этого было достаточно для покрытия потребностей нуждающихся.

Со слов Джябира (радыйаллаху анху) передано следующее: “В начале дня мы были у Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и к нему пришли люди голые, босые, в разорванных полосатых одеяниях или аба (арабский вид одежды), большинство из которых – а то и все – было из племени Мудар. Лицо Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) побледнело – побледнело из-за того, что он увидел, насколько они бедны (т.е. он изменился в лице и опечалился.). Он зашел и вышел, дал распоряжение Билялю. Тот тут же прокричал азан и произнес икама. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) помолился и после этого обратился с речью, прочитав аяты Корана:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا

“ О, люди! Остерегайтесь (наказания) вашего Господа (выполняя то, что Он повелел и сторонясь того, что Он запретил), Который сотворил вас (о, люди) из одного человека [[слово «нафс» очень многозначно, и одно из его значений – человек.]] [Адама] и сотворил из него пару ему [Хавву], а от них двоих распространил (на земле) много мужчин и женщин. И остерегайтесь (наказания) Аллаха, Которым вы друг друга просите, и (остерегайтесь нарушать) родственные связи. Поистине, Аллах над вами наблюдает!” (Сура Ан-Ниса, 1-й аят)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

“ О вы, которые уверовали! Остерегайтесь (наказания) Аллаха (выполняя то, что Он повелел и сторонясь того, что Он запретил), и пусть (каждая) душа [личность] посмотрит [подумает], что она уже приготовила на завтра [какие деяния на День Суда]. И остерегайтесь (наказания) Аллаха, ведь поистине Аллах сведущ в том, что вы делаете!” (Сура Аль-Хашр, 18-й аят)

Затем он (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: “ (Пусть каждый) человек выдаст милостыню из своего динара, из своего дирхама, из своей одежды, из са своей пшеницы, из са своих фиников, – и так продолжал, пока не сказал, – и даже половинкой финика”. И далее (рассказчик продолжил): “И пришел мужчина из числа ансар со связкой, которую он едва удерживал на своем плече. Нет, он таки ее не удержал! После этого люди последовали один за другим. И, наконец, я увидел две груды из снеди и одежды… И тут я увидел, как лицо Посланника Аллаха засияло, как будто бы оно было позолочено, и Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям)сказал: «Тому, кто внес в Ислам добрую традицию, – вознаграждение за нее и вознаграждение того, кто совершает ее после него, без того, что из их вознаграждения что-либо убудет. А на того, кто внес в Ислам дурную традицию, – бремя ее и бремя того, кто совершал ее после него без того, что из их бремени что-либо убудет»” (Муслим).

Однако любовь к богатству и страсть к его накоплению свойственна человеку от природы, и ради этого он способен отправиться в самый дальний путь.

А эгоистические порывы в его душе имеют сильное влияние и чаще всего возвращают его к мыслям о себе самом, но реже всего – к мыслям о других.

Если бы ему было дано все, что есть на этой земле, и тем более если бы он овладел величайшими сокровищницами милости Божьей, то и в этом случае его душа не позволила бы ему обильно расходовать из этого, и его ограниченная натура отыскала бы тысячи причин, сковывающих ему руки.

И о таких людях сообщает Аллах в Коране:

قُل لَّوْ أَنتُمْ تَمْلِكُونَ خَزَائِنَ رَحْمَةِ رَبِّي إِذًا لَّأَمْسَكْتُمْ خَشْيَةَ الْإِنفَاقِ وَكَانَ الْإِنسَانُ قَتُورًا

“ Скажи (о, Посланник): «Если бы вы обладали сокровищницами милости Господа моего (которые никогда не иссякнут), и (даже) тогда бы вы удерживались (дать кому-либо что-то) из боязни потратить (и стать бедными). И (ведь) человек, поистине, скуп (кроме только тех, кого Аллах защитил Верой)!»»” (Сура Аль-Исра, 100-й аят)

Ислам относит подобное чувство к категории низменных инстинктов, с которыми человек должен вести жестокую борьбу, а также бдительно, активно противостоять их козням, вести джихад против своего нафса. Он разъясняет, что обладателем двух благ – этой жизни и Грядущей – станет лишь только тот, кто успешно вырвал все из своей души, что побуждает к корни скупости, и приучил ее к благородству и щедрости.

فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ وَاسْمَعُوا وَأَطِيعُوا وَأَنفِقُوا خَيْرًا لِّأَنفُسِكُمْ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

“ Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете [выполняйте то, что Он повелел и прекратите совершать то, что Он запретил], и слушайте, и повинуйтесь (тому, что повелел Аллах и затем Его Посланник), и расходуйте (из того, чем наделил вас Аллах) (на нуждающихся), (и это будет) благом для вас! А кто будет безопасен от скупости своей души, – то такие (будут) обретшими счастье (в этом мире и в Вечной жизни)!” (Сура Ат-Тагабун, 16-й аят)

Ислам разъясняет человеку путем благого назидания и убеждения, что его страстная любовь к богатству может привести к погибели. Если он задумается над сущностью того, чем он владеет, и о последствиях этого, то осознает, что великодушие лучше эгоизма, и что отдавать – благороднее и выше, чем быть скупым.

Со слов Абу Хурайры передано следующее: “Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Раб (Божий) говорит: “Богатство мое, богатство мое”, а из богатства его (достанется) ему лишь только три (вида): то, что он съел и сделал его тленным, или же надел и износил, или же отдал и приобрел [или удовлетворился]. Все, что помимо этого, – он уйдет и оставит это людям»” (Муслим).

Вот что удивительно: человек страдает из-за того, что собирает имущество, что он в конце концов оставит другим. Если мусульманин не использует свое богатство для того, что ему пригодно в этой жизни, и уготовит для него Жизнь Грядущую, то ради чего еще ему использовать все это?

Посланник Аллаха (саллялаху аляйхи ва саллям) стряхнул пыль с этой истины, обратившись (к людям) со словами: “Для кого из вас имущество его наследника более любо, нежели свое имущество?” Они сказали: “О Посланник Аллаха (саллялаху аляйхи ва саллям), для всякого из нас его имущество любо ему более (всего)”. Пророк (саллялаху аляйхи ва саллям) сказал: “Поистине, его имущество – то, что он принес, а имущество его наследника – то, что он оставил“ (Аль-Бухари).

Но, несмотря на это, когда Пророк (саллялаху аляйхи ва саллям) объявил о сборе закят, понимая чувство алчности в людях, он мягко объяснил им, сказав: “К вам явятся ненавистные всадники (имея в виду сборщиков закят), и коль они к вам придут, то примите их радушно и не препятствуйте им в том, чего они добиваются; и коль они были справедливы, то – для своей души, а коль несправедливы – то против нее; и угодите им, ведь, воистину, полноценность вашего закят – угода им, и пусть они обратятся с мольбой за вас” (Абу Дауд).

Успех человека в устранении препон, воздвигаемых скупостью, которые возникают на пути благих намерений, оценивается Исламом как особая добродетель. Ведь не секрет, что возлагаемые на эту жизнь надежды со временем лишь крепнут. Когда он обладает здоровым телом, настроен на великое будущее, экономит на своих расходах, увеличивая свое состояние, дабы обеспечить себе и своему потомству благополучное завтра, его привязанность к нему усиливается. Если мусульманин смог преодолеть в себе все эти факторы и смог протянуть руку с деньгами, обильно расходуя из этого, не боясь ни обеднеть, ни остаться обездоленным, то он, несомненно, тем самым творит великое благо.

От Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передано следующее: “Один человек пришел к Пророку и сказал: «О Посланник Аллаха! За какую милостыню будет наибольшая награда?» Тот сказал: «(За такую) милостыню, которую ты даешь, будучи праведным, но скупым (т.е. экономным), боясь обеднеть и надеясь разбогатеть, и не оттягиваешь до тех пор, когда душа твоя уже першит в горле и ты говоришь: “Такому-то это, такому-то-то”, – когда все это уже и так принадлежит ему (когда все эти разговоры будут напрасны)»” (Муслим и Аль-Бухари).

Расходование, не жалея средств, проистекающее от искреннего намерения и чувства милосердия, смывает грехи и стирает ошибки. Всевышний Аллах сказал:

إِن تُبْدُوا الصَّدَقَاتِ فَنِعِمَّا هِيَ وَإِن تُخْفُوهَا وَتُؤْتُوهَا الْفُقَرَاءَ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَيُكَفِّرُ عَنكُم مِّن سَيِّئَاتِكُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

“ Если вы открыто (даете) милостыни, то прекрасно это; а если вы скроете их [милостыни], (например, когда) даете их бедным, то это – лучше для вас (потому что это отдаляет от показухи) и (милостыня, данная исключительно только ради Аллаха) является искуплением для вас за ваши плохие деяния [стирает грехи]: и Аллах сведущ в том, что вы делаете [Он знает ваше положение и воздаст каждому по намерению]!” (Сура Аль-Бакара, 271-й аят)

Коль мусульманин впал в грех и почувствовал, что он удаляется от своего Господа, то очищением, которое вновь освежит его, вновь осветит ему его путь и ниспошлет для него пелену прощения и угоды Аллаха, будет обращение к столь дорогому его сердцу богатству. Отказ от богатства в пользу бедных и нуждающихся, и снизошедшая милость приблизит его к Милостивейшему из Милостивых.

Разные милостыни, которые мы жертвуем, будь то закят, или подарок, или трата средств, или даже кусочек мяса жертвенного животного или что-либо иное, весьма чреваты для человека и в этой, и в Грядущей Жизни, ибо, основываясь на этом, верующий либо набирает силу, либо слабеет. Ничто не обделяет человека более, нежели скупость в отношении прав других людей и пребывание с дурной мыслью об Аллахе; и ничто иное не выделяет человека более, нежели его великодушие и твердая убежденность в милости Аллаха.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: “Благодетельные поступки защищают от пагубных исходов дурного, и тайная милостыня гасит гнев Аллаха, и поддержание родственных уз продлевает жизнь” (Ат-Табарани).

Он (салляллаху аляйхи ва саллям) также сказал: “Оберегайте свое имущество посредством закят, и исцеляйте своих больных милостыней, и встречайте волны испытаний в мольбе и смирении” (Абу Дауд).

Нет ничего более тяжкого для шайтана, более действенного в обезвреживании его уловок и более губительного для его наущений, нежели выдача милостыни. Поэтому он и пытается вселить в человеческую душу слабость и удержать людей от пожертвований, повязав все это бренными мирскими заботами.

الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُم بِالْفَحْشَاءِ وَاللَّهُ يَعِدُكُم مَّغْفِرَةً مِّنْهُ وَفَضْلًا وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

“ Сатана обещает вам бедность [пугает вас бедностью, когда вы даете милостыню] и приказывает вам мерзость [грехи], а Аллах обещает вам (за ваши милостыни) Свое прощение и щедрый дар [увеличение вашего имущества]. Поистине, Аллах объемлющ, знающ!” (Сура Аль-Бакара, 268-й аят)

В чем же сущность Курбана? Всевышний Аллах в Коране говорит:

لَنْ يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَكِنْ يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنْكُمْ

«Ни их мясо, ни кровь не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность…» (сура аль-Хадж 37 аят)

У Пророка Ибрахима (аляйхис-салям) был выбор: либо последовать плачу своего сердца, либо подчиниться своему Создателю. Он выбрал подчинение.

Поэтому Курбан – это не только денежное поклонение или обязательство, Курбан – это личное переживание, глубоко личное и волнующее событие, сокровенный эпизод, приводимый в действие посредством проливания крови жертвенных животных, что приближает к довольству Аллаха, ведь в дословном переводе слово Курбан означает приближаться.

Сущность курбана – это:

– любовь к Аллаху в противоположность любви к себе, торжество подчинения над непокорностью;

– преданность Аллаху, которая превыше преданности семье;

– вера против эмоций;

– сражение со своим нафса, вместо удовольствий.

Где же тот дух Курбана в наши пустые и бесцельные дни и ночи, что мы проводим в беспечности?

Кто способен приставить нож к своему сердцу, чтобы избавить себя от непокорности, ненависти, зависти, гордыни, жадности?

Вот Всевышний говорит:

وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ

Мы выкупили его великой жертвой. Ас-Саффат, 107-й аят

Когда Ибрахим (аляйхис-салям) отдал предпочтение любви к Аллаху перед своей земной любовью и вознамерился принести в жертву своего сына, любовь к земному перестала отвлекать его от поклонения Господу. Больше не было причин для заклания Исмаила, и поэтому Всевышний Аллах повелел Ибрахиму принести в жертву не сына, а крупного барана. Аллах назвал эту жертву большой в силу нескольких причин. Во-первых, потому что она была выкупом и возмещением за жизнь славного пророка Исмаила. Во-вторых, потому что жертвоприношение стало одним из величайших обрядов поклонения. И в-третьих, потому что этот обряд сохранился и будет существовать вплоть до наступления Судного дня.

وَتَرَكْنَا عَلَيْهِ فِي الْآخِرِينَ

Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву. (Ас-Саффат, 108-й аят)

Всевышний сообщил, что добрая память об Ибрахиме (аляйхис-салям) будет жить среди людей. Ближайшие потомки Ибрахима (аляйхис-салям) молили Аллаха ниспослать их славному прародителю мир и благополучие. Так поступают правоверные мусульмане сегодня, и так будут поступать все последующие поколения мусульман. Во все времена люди любят, почитают и восхваляют этого славного пророка и посланника.

Аллах, узнав искренность Ибрахима и его сына через это испытание показал ангелам силу, преданность Ибрахима, воззвал к нему как к другу: «О Ибрахим! Ты оправдал Наше внушение и не колебался в выполнении Нашего повеления. Этого с тебя достаточно. Мы Свое испытание облегчим награждением за твое добродеяние. Так Мы награждаем добродеющих! Испытание, которому Мы подвергли Ибрахима и его сына, — испытание, которое выявило их настоящую веру в Господа обитателей миров. Мы выкупили его сына великой жертвой, чтобы он жил по повелению Аллаха Всевышнего».

فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?». Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых» (Ас-Саффат, 102-й аят)

Таков был ответ Исмаила (аляйхис-салям) своему отцу описанная в Священном писании.

Иными словами (говорит Творец) когда Я даровал тебе изобилие благ в этой жизни и в Другой - и из них река, что была описана ранее (Мы даровали тебе аль-Каусар (бесчисленные блага, в том числе одноименную реку в Раю Аль-Каусар (Изобилие), 1-й аят) - и за это совершай обязательную и дополнительную молитву и делай жертвоприношение исключительно ради твоего Господа. Поклоняйся Ему Одному и не придавай Ему сотоварища. И закалывай жертву с именем Аллаха, не придавая Ему сотоварища. Сподвижник посланника Аллаха Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) передал, что Пророк (салляллаху аляйхи вас аллям)) 1/3 частью мяса курбана кормил своих домашних, 1/3 частью мяса кормил бедных соседей, а оставшуюся часть раздавал нуждающимся. С другой стороны, если у кого-либо средний достаток и на его попечении находится большое количество людей (или многодетная семья), то в этом случае человек может все мясо оставить себе.

Чтобы курбан стал действительным (соответствующим законам Ислама), у жертвенных животных не должно быть изъянов(слепота, симптомы серьезной болезни, хромота, истощение. Некоторые недостатки не имеют особого значения: косоглазие, прихрамывание, обломанные кончики рогов, проколотые или разрезанные уши, отсутствие нескольких зубов, кастрированные половые органы).

Животных режут в первый, второй и третий дни праздника идуль Адха, но желательно это сделать в первый день.

Как мы видим история жертвоприношения уходит во времена Ибрахима (аляйхис-салям), и по сей день это является сунной нашего досточтимого посланника Мухаммада (саллялаху аляйхи ва саллям), мы помним о том, что перед Аллахом значимы первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, сегодня именно тот десятый день в которым были испытаны величайшие люди и посланники Божьи отец и сын, и которые достойно прошли это испытание. А вчерашний день был днем Арафат, днем, когда паломники в долине Арафат на протяжении целого дня молились о прощении грехов.

В хадисе говорится: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в день Арафат и только в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего Аллаха и смываются их грехи» (Малик).

Имам Ахмад сообщает со слов Тарика ибн Шихаба, что человек из числа иудеев пришёл к Умару ибн аль-Хаттабу и спросил: «О, повелитель правоверных, поистине вы читаете в вашем Писании то, что, если бы нам иудеям было бы ниспослано подобное, мы бы праздновали этот день». Умар спросил: «И что это за аят?» тот ответил:

(...الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي…) (Аль-Маида 3 аят)"

Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость…". Умар сказал: «Клянусь Аллахом, я помню тот день, когда это было ниспослано посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и даже час. Это было вечером на пятницу в день Арафата». Этот хадис также передали: аль-Бухари, муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи.

Этот праздник стремления к милости Аллаха через милосердие и сострадание, любовь и добродетель к близким и далеким, восстановление уз братства и добрососедства со всеми людьми на земле. К сожалению, мы не можем собраться в этот день, в привычном нам формате, как это было в прошлые годы, и не смотря на введенные ограничения наш праздник не отменяется, ведь он в наших сердцах, а это означает, что он в наших домах и мы проводим его в кругу своей семьи, близких и родных.

Следуя повелениям Всевышнего и Сунне достопочтимого Пророка Мухаммада (саллялаху аляйхи ва саллям), мы стремимся к духовному совершенствованию, совершаем благие дела, помогаем нуждающимся. В этот праздничный для мусульман всего мира день верующие соберутся в кругу родных и близких, чтобы еще раз выразить друг другу любовь и уважение, поделиться душевным теплом, почтить память близких.

Пусть Всевышний примет наши Курбаны подобно тому, как он принял в свое время Курбан Хабиля сына Адама, пусть Всевышний примет наши Курбаны подобно тому, как он принял Курбан Курбан Ибрахима (аляйхис-салям), путем этого простит нам наши грехи и прегрешения, дарует Свою милость и прощение, введет в Райские сады.

От всей души желаю Вам и Вашим близким доброго здоровья, благополучия, мира и успехов во всех добрых делах! Пусть благословенный праздник Курбан-Байрам еще больше сплотит и объединит всю мусульманскую умму, освободит ее от смут и раздоров, принесёт в наши дома тепло, уют, свет веры и душевное спокойствие! Амин.

YouTubeR ОшибкаChannel ID:UCP1dhR_czJ1f38b1LDFP8dw not found